Писатели и поэты остаются людьми, со всеми своими грехами и проблемами. И, конечно же, любые тиранические режимы проявляются в том числе и в культуре. Тут вроде не с чем спорить. Многие хорошие писатели бежали из СССР или попали в концлагеря, но было бы глупо утверждать, что все те, кто остались, - полные бездари. И, да, их произведения нередко несли в себе пропаганду.
Но вот как к этому относиться? Стоит ли отказываться от "17 мгновений весны" на том основании, что это пропаганда, где все русские - разведчики, а немецкие - шпионы? А как быть с Маяковским, который очень старался поддержать идеологию большевиков? Если посмотреть чуть дальше, то можно ли сказать, что Бальзак или Толстой нам не нужен, на основе того, что один из них восхищался Наполеоном, а другой считал ничтожеством?
Мне кажется, культура тем и отличается от всего прочего, что она бессмертна. Со временем те проблемы, которые занимали умы писателей, сглаживаются, становятся менее заметными, а то и вообще забываются. Зло и зверства не сохраняются. А бессмертные произведения остаются. Пожалуй, только благодаря Гомеру мы вообще знаем, что был когда-то конфликт между Троей и Грецией, разве нет?
Но вот как к этому относиться? Стоит ли отказываться от "17 мгновений весны" на том основании, что это пропаганда, где все русские - разведчики, а немецкие - шпионы? А как быть с Маяковским, который очень старался поддержать идеологию большевиков? Если посмотреть чуть дальше, то можно ли сказать, что Бальзак или Толстой нам не нужен, на основе того, что один из них восхищался Наполеоном, а другой считал ничтожеством?
Мне кажется, культура тем и отличается от всего прочего, что она бессмертна. Со временем те проблемы, которые занимали умы писателей, сглаживаются, становятся менее заметными, а то и вообще забываются. Зло и зверства не сохраняются. А бессмертные произведения остаются. Пожалуй, только благодаря Гомеру мы вообще знаем, что был когда-то конфликт между Троей и Грецией, разве нет?
Комментарий