Если мы хотим подркрепить евангельское слово графическим изображением, то последнее должно максимально соответствовать Библейскому тексту.
А Библейский текст, как мы знаем, характеризуется объективной реалистичностью, символичность мы можем увидеть только в пророческих книгах или притчах. К примеру возьмём жизнеописание царя Давида - Писание нам повествует не только о добродетелях его, но и о падениях. Также и о Соломоне, также и о Петре. Если мы хотим вынести урок (опыт) из жизни Авраама, Моисея, Давида, Петра, Павла и других праведников - нам в этом поможет именно реальная картина, а не та идеализированная, не соответсвующая Писаниям, где все праведники представляются как бы никогда не грешившими. Эта видимость их безгрешности на иконах как раз простодушных и приводит в глубокое смущение. Потому что человек глядя на лики святых думает, что они жили совсем какой-то другой жизнью, что мы не такие как они. Эту оторванность от реальной действтельности мы наблюдаем в апокрифический сочинениях, посвященных Деве Марии и детству Спасителя, где всё представляется в виде какой-то неправдоподобной идилии. И это не есть хорошо, потому что для нас важно как раз увидеть то, что праведники (да и Сам Спаситель) жили такой же жизнью как и мы, окружённые земной теснотой. Апостол Иаков увещавая молиться, говорит: "Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев". В Церкви очень важно осознать себя частью сонма праведных, это именно и даёт сили дерзновенно приступать и молиться и подвизаться. Ведь мы не просто приступаем к этому сонму но в Церкви мы являемся частью этого сонма.
Православные же иконы как раз изображают Спасителя и праведников именно каким-то идеализированным образом, больше похожих на мифических героев, чем на реально живших людей. В этом происходит искажение реального положения вещей, ведь наоборот нужно стараться праведника представить реально, тогда человек скажет сам в себе "да он такой человек как и я, что мне мешает подражать ему?" - и именно это возбуждает в нас ревность стяжать добродетель.
В духе лжеапостольских апокрифов в стиле "Успения Богородицы" рисуются и иконы. Мы знаем какою изображена Мария в этом апокрифе, или в "Хождении Богородицы по мукам" - Это совсем иной образ, отличный от Евангельской скромной и тихой Марии. Именно как изображена Мария в этих нечестивых апокрифах (которые кстали Церковь изначально отвергала), искажая простодушный образ в Царственную надменную особу, Богородица на иконах изображается как раз чаще всего именно таковой. Она совсем не похожа на ту смиренную Галилейскую молодую девушку, о которой мы читаем в Каноне. Особенно отрывают от реалии Марию, когда изображают Её в царских убранствах с большой короной на голове. Я понимаю, что в ПЦ её воспринимают за Царицу Небесную, но мы сейчас говорим именно о Библейских образах, а "Царица Небесная" - это не библейский образ, это продукт метафорического восхваления Девы Марии в гимнографии Церкви. В Библии Мария представлена именно скромной, смиренной, далёкой от всяких Царских риз, потому что у Христа Своя Царская риза - кротость и смирение, ими Писание и украшает Деву Марию.
Образ Марии на мой взгляд хорошо иллюстрирует фильм "Страсти Христовы" - это женщина, которая переживает великие страдания, она умывается слезами, когда смотришь на Неё то переживаешь вместе с Ней. Совсем не то мы видим на иконе Православной. Дева Мария здесь далека от всяких страданий, от всякого глубокого переживания. Она представлена в виде какой-то нереальной женщины, в виде какой-то холодной безмятежности, у которой под ногами месяц, которая спокойно улыбается. Она вся неземная, словно продукт древнегреческой легенды. Вот этот символизм я не понимаю, я его отказываюсь понимать. У меня лично к идеализации душа не лежит, даже более я считаю её вредной и неназидательной.
Это искусство должно передавать истинную реалию, истинный образ как он был во времена земной жизни изображаемых, потому что именно от земной жизни праведников мы извлекаем урок для себя. Мы должны чувствовать, что те праведники жили такою же многострадальною жизнью как и мы; а когда на иконе изображён какой-то безмятежный образ, не соответсвующий реальной жизни, то какое назидание несут подобные изображения? Евангелисты изобразили напряжение Иисуса Христа до такой степени, что мы видим пот Его как капли крови. На иконах же, даже тех, которые изображают смерть Христову - Он изображается с безмятежным восковым лицом, как бы висит на Кресте не живой человек, терпящий страдания, а какая-то бесчувственная кукла. Поэтому католическое распятие мне ближе - там передаётся само страдание Господа, и глядя на это Его страдания проникаешся сочувствием и соучастием этим страданиям. Православная же икона совершенно не передаёт страстности Господа, что отрывает Его от земной жизни. Но ведь Он именно для того и воплотился, чтобы пострадать за нас, как же можно сами страдания Его не передавать на иконе, а рисовать какую-то бессмысленную безмятежность, как буд-то на Кресте Господь вовсе и не страдал, а так, просто поместил Себя на нём и спокойненько умер.
Да, но священные изображения должны быть адекватными Священному Писанию, а не оторванными из Него. Дева Мария сидит царских дорогих нарядах и в короне и держит маленького Спасителя на руках. Вот такие образы, которые возникли в воображении средневековых иконописцев, совершенно не соотвествующие действительности, какое в них можно найти назидание для себя, для своей жизни? Есть украшения духовные, а есть видимые и тленные. И вместо того, чтобы украшать Деву Марию одеждой кротости и смирения иконописцы эти истинные небесные украшения заменяют блеском земных драгоценностей, одевая в них Мать Господню на своих иконах. Для меня лично такой гротекс абсолютно неприемлем. Я скажу прямо: такие образы совершенно противны моей душе, как и те злополучные апокрифы, потому что я вижу Марию, Христа и праведников живыми людьми, а не сказочными героями лжехристианских мифов.
У человеческой патмяти есть свойство забывать. Поэтому к Библии нам нужно всегда и всегда обращаться. А когда человек начинает пренебрегать чтением Канона, он легко впадает в заблуждение. Поэтому свою память нужно всегда освежать чтением каконических книг.
Мне ближе вот такая графика - живая, чтобы было видно, что Тот в кого мы верим, и те праведники, которых мы восхваляем (вместе с Марией) являются живыми образами, а не какой-то мыслимой абстракцией, которую мы видим на иконах ПЦ.
А Библейский текст, как мы знаем, характеризуется объективной реалистичностью, символичность мы можем увидеть только в пророческих книгах или притчах. К примеру возьмём жизнеописание царя Давида - Писание нам повествует не только о добродетелях его, но и о падениях. Также и о Соломоне, также и о Петре. Если мы хотим вынести урок (опыт) из жизни Авраама, Моисея, Давида, Петра, Павла и других праведников - нам в этом поможет именно реальная картина, а не та идеализированная, не соответсвующая Писаниям, где все праведники представляются как бы никогда не грешившими. Эта видимость их безгрешности на иконах как раз простодушных и приводит в глубокое смущение. Потому что человек глядя на лики святых думает, что они жили совсем какой-то другой жизнью, что мы не такие как они. Эту оторванность от реальной действтельности мы наблюдаем в апокрифический сочинениях, посвященных Деве Марии и детству Спасителя, где всё представляется в виде какой-то неправдоподобной идилии. И это не есть хорошо, потому что для нас важно как раз увидеть то, что праведники (да и Сам Спаситель) жили такой же жизнью как и мы, окружённые земной теснотой. Апостол Иаков увещавая молиться, говорит: "Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев". В Церкви очень важно осознать себя частью сонма праведных, это именно и даёт сили дерзновенно приступать и молиться и подвизаться. Ведь мы не просто приступаем к этому сонму но в Церкви мы являемся частью этого сонма.
Православные же иконы как раз изображают Спасителя и праведников именно каким-то идеализированным образом, больше похожих на мифических героев, чем на реально живших людей. В этом происходит искажение реального положения вещей, ведь наоборот нужно стараться праведника представить реально, тогда человек скажет сам в себе "да он такой человек как и я, что мне мешает подражать ему?" - и именно это возбуждает в нас ревность стяжать добродетель.
В духе лжеапостольских апокрифов в стиле "Успения Богородицы" рисуются и иконы. Мы знаем какою изображена Мария в этом апокрифе, или в "Хождении Богородицы по мукам" - Это совсем иной образ, отличный от Евангельской скромной и тихой Марии. Именно как изображена Мария в этих нечестивых апокрифах (которые кстали Церковь изначально отвергала), искажая простодушный образ в Царственную надменную особу, Богородица на иконах изображается как раз чаще всего именно таковой. Она совсем не похожа на ту смиренную Галилейскую молодую девушку, о которой мы читаем в Каноне. Особенно отрывают от реалии Марию, когда изображают Её в царских убранствах с большой короной на голове. Я понимаю, что в ПЦ её воспринимают за Царицу Небесную, но мы сейчас говорим именно о Библейских образах, а "Царица Небесная" - это не библейский образ, это продукт метафорического восхваления Девы Марии в гимнографии Церкви. В Библии Мария представлена именно скромной, смиренной, далёкой от всяких Царских риз, потому что у Христа Своя Царская риза - кротость и смирение, ими Писание и украшает Деву Марию.
Образ Марии на мой взгляд хорошо иллюстрирует фильм "Страсти Христовы" - это женщина, которая переживает великие страдания, она умывается слезами, когда смотришь на Неё то переживаешь вместе с Ней. Совсем не то мы видим на иконе Православной. Дева Мария здесь далека от всяких страданий, от всякого глубокого переживания. Она представлена в виде какой-то нереальной женщины, в виде какой-то холодной безмятежности, у которой под ногами месяц, которая спокойно улыбается. Она вся неземная, словно продукт древнегреческой легенды. Вот этот символизм я не понимаю, я его отказываюсь понимать. У меня лично к идеализации душа не лежит, даже более я считаю её вредной и неназидательной.
Это должно быть какое-то особое духовное искусство или здесь будет допустимо, как Вы написали проявление бурной фантазии мирского художника, который сегодня рисует Посейдона, а завтра Бога-Саваофа?
Так вот для достижения этой высокой цели и существует ВСПОМОЩЕСТВЛЕНИЕ в виде и Священного Писания и священных изображений.
Впрочем, если человек научается правильно читать Библию и через Библию ОЩУЩАТЬ БОГОПРИСУТСТВИЕ, ПАМЯТОВАТЬ О БОГЕ, то через какое-то время ему и Библия как материальная книга не нужна.
Мне ближе вот такая графика - живая, чтобы было видно, что Тот в кого мы верим, и те праведники, которых мы восхваляем (вместе с Марией) являются живыми образами, а не какой-то мыслимой абстракцией, которую мы видим на иконах ПЦ.
Комментарий