О крещении младенцев
«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян. 2:37-39), - читаем мы в Св. Писании. Т. е. благодатное рождение свыше подаётся Духом Святым через утверждённое Им же Таинство, дверью которого является Крещение. И через эту дверь надобно пройти не только взрослым, но и детям.
Те, кто не допускает к святой купели детей, оправдывают своё поведение тем, что они, яко бы, не хотят насиловать волю детскую. Дескать, пусть ребёнок сперва вырастит, станет самостоятельным, и тогда уже только пусть сам примет личное решение, креститься ему или нет.
Рассуждающие так весьма непоследовательны. Ибо, будь таковые и впрямь верны своим взглядам на методы воспитания собственных чад, то и к самому воспитанию родителям надобно было бы приступать лишь только после того, как их дети уже вырастут, станут самостоятельными. И только тогда таковым родителям следовало б обратиться к собственному чаду со словами: Ну вот, сынок (или доченька), ты уже вырос! На протяжении всего этого времени мы не воспитывали тебя, так как не хотели насиловать твою волю собственными вероубеждениями. Мы хотели, чтобы ты сам, добровольно отдал себя нам на воспитание, признав прежде, что мы имеем законную власть над тобою Но ничего подобного таковые родители никогда не делали и не будут делать. Но напротив, помня о том, что детей родителям на временное попечительство вверяет Тот, Кто и создал их из ничего, образовав в утробе материнской от естественного совокупления между мужчиной и женщиной, и помня о том, что Он непременно потребует от всякого земного родителя отчёта за доброе и недоброе воспитание чад, каждый родитель непременно старается привить своим отпрыскам те, или иные добродетели. И то правильно. Ибо мы в ответе за тех, кого нам послал Господь. Так почему же некоторые, позабыв о всяком страхе Божием, не повинуются воле Господней, Который говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мат. 19614)? Прийти же к Господу можно только через рождение свыше.
Бесспорно, насильно Господь никого не введёт в Царствие Божие. Бог не насилует никого. Но с какой стати младенцев надобно считать за потенциальных будущих уголовников? Хотя Господь Бог и знает наперёд выбор того или иного человека, однако из-за этого Он не лишил Каина самой жизни, ещё тогда, когда тот был в материнской утробе. Те же, кто препятствует детям «приходить» ко Христу уже с самого младенчества, дерзают притязать на Божественный приоритет дать или не дать жизнь твари. Они подобны тем безрассудным и жестоковыйным матерям, которые не дают собственным детям молока, ссылаясь на то, что те, дескать, ещё не знают свойств и происхождения молока. Они подобны тем духовным монстрам, которые говорят своим незрелым детям: Ты болен, но лекарства я тебе пока не дам. Вот когда ты вырастишь, закончишь медицинский институт, так что сможешь чётко понимать, как действует на организм это лекарство, и когда сможешь мне пообещать, что больше никогда не будешь болеть, тогда только я дам тебе это средство от исцеления
Не правда ли, безумством отдаёт такая «любвеобильная» забота о «ненасилии» воли ближнего?.. Но разве не так рассуждают те, кто утверждает, что крестить младенцев то грех?
Когда родители, на случай своей внезапной смерти, составляют завещание, то они непременно вписывают в него не только тех из детей, что уже достигли зрелости, но и младенцев, а в некоторых случаях даже и не рождённых. При этом, оставляя своим потомкам благословения материальные, родители отнюдь не насилуют их волю. Получив наследство, ребёнок, когда вырастит, вправе поступить со своей долей так, как посчитает то более нужным для себя. Хочет может оставить его себе. Ну а если вдруг он оскорбиться, посчитав, что родители не имели права оставлять ему своего наследства, ощутив свою волю «так жестоко изнасилованной», он вправе разорвать письменное завещание, юридически заверенное у нотариуса, и таким образом остаться «свободной личностью»
В первой книге Царств мы читаем о том, как благочестивая Анна, жена Елканы, долгое время была бесплодна. Однажды, придя в Дом Божий, в великой скорби души своей, горько рыдая, она принесла обет Господу, говоря: «Господи (Всемогущий Боже) Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу (в дар) на все дни жизни его, (и вина и сикера не будет он пить,) и бритва не коснётся головы его» (1Цар. 1:11). Если бы рядом с благочестивой Анной оказался какой-нибудь нынешний противник младенческого крещения, то, скорее всего, он осудил бы её, за то что она насильно, без личного согласия на то ещё не рождённого на тот час ребёнка, лишила его мирского «счастья» и «радостей жизни», заточив его в затвор. И жертва её показалась бы в очах такого ревнителя «благочестия» отнюдь не Богоугодной, а обыкновенным «человеческим измышлением». Однако Св. Писание говорит нам, что Господь не отверг сердца сокрушённого и призрел на такое прошение жены. Более того, Он не просто принял от неё эту жертву, но возвысил Самуила, введя его в святой пророческий чин.
А о пророке Иоанне Крестителе и вовсе сказано, что он был исполнен Духа Святого ещё от самой материнской утробы. Неужели и этого младенца Господь «изнасиловал», как говорят некоторые о тех, кого крестили в младенчестве?.. Вот уж действительно, когда Господь хочет кого наказать, Он первым делом отнимает у него разум.
Даровать человеку благодать это не есть насилие над личностью. Как и наличие благодати отнюдь не повод ко вседозволенности. Как сказал св. Серафим Роуз, - «Крещение не повод чувствовать себя избранным, приобщённым высокого богословия и философии, а начало каждодневной борьбы, жертвенных трудов во имя Иисуса Христа.»
Через святое Крещение мы входим в Тело Христово, становимся единым Организмом, Который живёт, движется и существует посредством Духа Святого. И этот Организм отнюдь не философский кружок, в который могут попасть только единомышленники. Даже младенствующие умом могут найти своё успокоение под благодатным покровом Всевышнего. Ибо Церковь, в Которую крестит Дух Святой, - есть и Истина, и Путь, и Жизнь. Говоря же «Истина», «Путь» и «Жизнь», подразумеваем не интеллектуальную истину, а органическую жизнь в Боге, которая и становится для причастников Божественной благодати истинным путём, потому как только Бог есть жизнедатель, ибо имеет её Сам в Себе.
За противлением крещения младенцев стоит не просто отвержение Божией воли, Который желает чтобы все вошли в Церковь Христову, но нечто большее. Тот, кто отвергает практику крещения для несовершеннолетних, на самом деле отвергает и подлинный опыт благодатного Таинства. Вернее, таковой подменяет один опыт другим, вместо одной благодати, подсовывается другая «благодать». Истинная благодать отвергается, так как она не усматривается. Оттого и воспринимается истинное таинство всего лишь как обычный символ, обряд.
«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян. 2:37-39), - читаем мы в Св. Писании. Т. е. благодатное рождение свыше подаётся Духом Святым через утверждённое Им же Таинство, дверью которого является Крещение. И через эту дверь надобно пройти не только взрослым, но и детям.
Те, кто не допускает к святой купели детей, оправдывают своё поведение тем, что они, яко бы, не хотят насиловать волю детскую. Дескать, пусть ребёнок сперва вырастит, станет самостоятельным, и тогда уже только пусть сам примет личное решение, креститься ему или нет.
Рассуждающие так весьма непоследовательны. Ибо, будь таковые и впрямь верны своим взглядам на методы воспитания собственных чад, то и к самому воспитанию родителям надобно было бы приступать лишь только после того, как их дети уже вырастут, станут самостоятельными. И только тогда таковым родителям следовало б обратиться к собственному чаду со словами: Ну вот, сынок (или доченька), ты уже вырос! На протяжении всего этого времени мы не воспитывали тебя, так как не хотели насиловать твою волю собственными вероубеждениями. Мы хотели, чтобы ты сам, добровольно отдал себя нам на воспитание, признав прежде, что мы имеем законную власть над тобою Но ничего подобного таковые родители никогда не делали и не будут делать. Но напротив, помня о том, что детей родителям на временное попечительство вверяет Тот, Кто и создал их из ничего, образовав в утробе материнской от естественного совокупления между мужчиной и женщиной, и помня о том, что Он непременно потребует от всякого земного родителя отчёта за доброе и недоброе воспитание чад, каждый родитель непременно старается привить своим отпрыскам те, или иные добродетели. И то правильно. Ибо мы в ответе за тех, кого нам послал Господь. Так почему же некоторые, позабыв о всяком страхе Божием, не повинуются воле Господней, Который говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мат. 19614)? Прийти же к Господу можно только через рождение свыше.
Бесспорно, насильно Господь никого не введёт в Царствие Божие. Бог не насилует никого. Но с какой стати младенцев надобно считать за потенциальных будущих уголовников? Хотя Господь Бог и знает наперёд выбор того или иного человека, однако из-за этого Он не лишил Каина самой жизни, ещё тогда, когда тот был в материнской утробе. Те же, кто препятствует детям «приходить» ко Христу уже с самого младенчества, дерзают притязать на Божественный приоритет дать или не дать жизнь твари. Они подобны тем безрассудным и жестоковыйным матерям, которые не дают собственным детям молока, ссылаясь на то, что те, дескать, ещё не знают свойств и происхождения молока. Они подобны тем духовным монстрам, которые говорят своим незрелым детям: Ты болен, но лекарства я тебе пока не дам. Вот когда ты вырастишь, закончишь медицинский институт, так что сможешь чётко понимать, как действует на организм это лекарство, и когда сможешь мне пообещать, что больше никогда не будешь болеть, тогда только я дам тебе это средство от исцеления
Не правда ли, безумством отдаёт такая «любвеобильная» забота о «ненасилии» воли ближнего?.. Но разве не так рассуждают те, кто утверждает, что крестить младенцев то грех?
Когда родители, на случай своей внезапной смерти, составляют завещание, то они непременно вписывают в него не только тех из детей, что уже достигли зрелости, но и младенцев, а в некоторых случаях даже и не рождённых. При этом, оставляя своим потомкам благословения материальные, родители отнюдь не насилуют их волю. Получив наследство, ребёнок, когда вырастит, вправе поступить со своей долей так, как посчитает то более нужным для себя. Хочет может оставить его себе. Ну а если вдруг он оскорбиться, посчитав, что родители не имели права оставлять ему своего наследства, ощутив свою волю «так жестоко изнасилованной», он вправе разорвать письменное завещание, юридически заверенное у нотариуса, и таким образом остаться «свободной личностью»
В первой книге Царств мы читаем о том, как благочестивая Анна, жена Елканы, долгое время была бесплодна. Однажды, придя в Дом Божий, в великой скорби души своей, горько рыдая, она принесла обет Господу, говоря: «Господи (Всемогущий Боже) Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу (в дар) на все дни жизни его, (и вина и сикера не будет он пить,) и бритва не коснётся головы его» (1Цар. 1:11). Если бы рядом с благочестивой Анной оказался какой-нибудь нынешний противник младенческого крещения, то, скорее всего, он осудил бы её, за то что она насильно, без личного согласия на то ещё не рождённого на тот час ребёнка, лишила его мирского «счастья» и «радостей жизни», заточив его в затвор. И жертва её показалась бы в очах такого ревнителя «благочестия» отнюдь не Богоугодной, а обыкновенным «человеческим измышлением». Однако Св. Писание говорит нам, что Господь не отверг сердца сокрушённого и призрел на такое прошение жены. Более того, Он не просто принял от неё эту жертву, но возвысил Самуила, введя его в святой пророческий чин.
А о пророке Иоанне Крестителе и вовсе сказано, что он был исполнен Духа Святого ещё от самой материнской утробы. Неужели и этого младенца Господь «изнасиловал», как говорят некоторые о тех, кого крестили в младенчестве?.. Вот уж действительно, когда Господь хочет кого наказать, Он первым делом отнимает у него разум.
Даровать человеку благодать это не есть насилие над личностью. Как и наличие благодати отнюдь не повод ко вседозволенности. Как сказал св. Серафим Роуз, - «Крещение не повод чувствовать себя избранным, приобщённым высокого богословия и философии, а начало каждодневной борьбы, жертвенных трудов во имя Иисуса Христа.»
Через святое Крещение мы входим в Тело Христово, становимся единым Организмом, Который живёт, движется и существует посредством Духа Святого. И этот Организм отнюдь не философский кружок, в который могут попасть только единомышленники. Даже младенствующие умом могут найти своё успокоение под благодатным покровом Всевышнего. Ибо Церковь, в Которую крестит Дух Святой, - есть и Истина, и Путь, и Жизнь. Говоря же «Истина», «Путь» и «Жизнь», подразумеваем не интеллектуальную истину, а органическую жизнь в Боге, которая и становится для причастников Божественной благодати истинным путём, потому как только Бог есть жизнедатель, ибо имеет её Сам в Себе.
За противлением крещения младенцев стоит не просто отвержение Божией воли, Который желает чтобы все вошли в Церковь Христову, но нечто большее. Тот, кто отвергает практику крещения для несовершеннолетних, на самом деле отвергает и подлинный опыт благодатного Таинства. Вернее, таковой подменяет один опыт другим, вместо одной благодати, подсовывается другая «благодать». Истинная благодать отвергается, так как она не усматривается. Оттого и воспринимается истинное таинство всего лишь как обычный символ, обряд.
Комментарий