Как соединить Паламизм и тайну Боговоплощения.
Свернуть
X
-
-
Ольгерт! Представьте себе, что Вы переставили стул с одного места на другое. Стул причастился Вашему естеству?.. Нет. Но именно Ваша энергия (действие по перемещению стула) сделала это.Комментарий
-
Вы когда нажали ответ с цитатой, то Вы вставили мне в цитату текст не по моей ссылке. По моей ссылке, нет этих слов. Вы вставили из другого материала, но вставив, вырываете контекст, автор пишет о Фоме Аквинском в данном случае, когда речь идет о созерцании сущности.
- - - Добавлено - - -
Вы в цитату поставили фрагмент про Фому Аквинского, а не про святителя Григория Паламу и это из другого материала, а не из материала по моей ссылке.
То что Вы вставили мне в цитату, более полно выглядит:
Поскольку, если сузить понятие Бога только до Его сущности, идею «обожения» можно интерпретировать как полное соединение человека с сущностью или естеством Божиим. Признание определенного различия между человеком и Богом, Богом и тварным миром является богословской аксиомой, позволяющей избежать пантеистической концепции творения. Правда, Фома не отрицал возможности некоего опыта Бога. Но этот опыт единения человека с Богом у него не имел такого же реального значения, как у Паламы. Палама не преминул сказать, что человек может стать «нетварным по благодати».Комментарий
-
В статье, к сожалению, содержится одно упущение
Не рассматривается то, как понимается причастность Богу в Томизме и Deiformatio, Deiformitate (Обожение)
Согласно Томизму, Светом Славы сотворенная душа обретает сверх-естественную способность созерцать Бога в Его сущности. Так, как Он есть. При этом
a) Эта причастность Богу, вплоть до созерцания Его сущности, не означает субстанциального - сущностного - превращения творения в Творца. Творение остается творением, но Творец возносит его на высоты недоступные без этого Божественного дара
b) Это созерцание Бога в Его сущности, которое творение получает не силами своей природы, но сверх-природным даром от Бога, не тождественно тому, как Творец созерцает Себя Сам
с) Либо энергия и сущность тождественны, либо творение, будучи причастно энергии, в реальности не причастно Богу
Вот именно ввиду постановки проблемы c) - поздние византийские паламиты толковали различие сущности и энергий так, чтобы оно согласовывалось с томизмом, а именно
Различие сущности и энергий - виртуальное (с обоснованием в реальности), а единство реальноеПоследний раз редактировалось Денис Нагомиров; 09 September 2019, 07:17 AM.Комментарий
-
Комментарий
-
-
Буду иметь этот вопрос в голове - надо будет специально посмотреть соответствующие работы.
Да и Фома прекрасно знал об использовании слова энергия греками - обычное слово, означает действие, без него никак - но никаких паламистских выводов не делал.
Паламизм начинается с онтологического уравнивания сущности Бога и его энергий (уморазличаемых). Полагаю, что Василий Великий так не думал , точнее, у меня нет оснований полагать что ВВ имел в виду, формулировался или исходил в своём учении из этого тезиса.Комментарий
-
Комментарий
-
Буду иметь этот вопрос в голове - надо будет специально посмотреть соответствующие работы.
Да и Фома прекрасно знал об использовании слова энергия греками - обычное слово, означает действие, без него никак - но никаких паламистских выводов не делал.
Паламизм начинается с онтологического уравнивания сущности Бога и его энергий (уморазличаемых). Полагаю, что Василий Великий так не думал , точнее, у меня нет оснований полагать что ВВ имел в виду, формулировался или исходил в своём учении из этого тезиса.Комментарий
-
Буду иметь этот вопрос в голове - надо будет специально посмотреть соответствующие работы.
Да и Фома прекрасно знал об использовании слова энергия греками - обычное слово, означает действие, без него никак - но никаких паламистских выводов не делал.
Паламизм начинается с онтологического уравнивания сущности Бога и его энергий (уморазличаемых). Полагаю, что Василий Великий так не думал , точнее, у меня нет оснований полагать что ВВ имел в виду, формулировался или исходил в своём учении из этого тезиса.Как в мире тварном сущность творений недоступна нашему разуму и мы познаем творения по их свойствам и качествам, по их видимости, точно так же, или, вернее, в неизмеримо большей степени, Божественная сущность (οὐσία) остается для нас непостижимой и недоступной, и мы познаем Бога только из Его свойств, или, как св. Василий наиболее часто выражается, из Его действий и проявлений, из Его энергий (ἐνέργειαι).
Святитель Василий Великий, Часть 5 - читать, скачать - Коллектив авторов
- - - Добавлено - - -
Вот еще о связи богословской традиции между Паламой и Великими Каппадокийцами:
Как мы заметили, св. Григорий Палама следует традиции великих Каппадокийцев, когда полагает Божественные ипостаси «вместилищами» божественного Бытия, «в которых» проявляется сущность, а не просто внутренними отношениями или ипостасными особенностями, тождественными этой сущности.
Глава V. Богословие бытия: сущность и энергияКомментарий
-
Вы отрицаете что энергия имеет тот же онтологический статус что и божественная сущность - в Паламизме ?Комментарий
-
Это для томизма Бог - "чистое действие", кажущиеся различия в Нём между сущностью и действиями умозрительны (например, нам кажется, что то или иное действе, в отличие от самого Бога, имеет начало, на самом деле "Агнца, закланного до создания мира", "он избрал нас в Нём прежде создания мира" и т.п.)
Паламизм как раз указывает на онтологическую разницу между сущностью и действиями в Боге.
И то, и другое Бог - но действия познаваемы, а сущность нет.
Гносеология часть онтологии.Комментарий
-
Какой именно? И святитель Василий Великий, и святитель Григорий Палама, учат о непознаваемости Божественной Сущности и познаваемости Божественных Энергий. А Ваш вопрос какая то абракатабра, где Вы мне приписываете отрицание, а еще отождествляете Энергию в учении святителя Василия с Сущностью в учении святителя Григория, а нужно просто увидеть, что они оба учат о непознаваемости Божественной Сущности и познаваемости Божественных Энергий. И в этом плане, святитель Григорий Палама, следует преемству Святоотеческой традиции, а вот Фома Аквинский нет.Комментарий
Комментарий