В одном мультфильме есть забавный персонаж чудо-юдо, чьи головы постоянно конфликтуют между собой, доводя до исступления бедное животное. Мультфильм, как известно, ложь, да только нечто подобное можно порой наблюдать и в действительности. Взять, к примеру, современное политическое мироустройство, где в роли змиевых голов выступают две, на первый взгляд, взаимоисключающие, на второй, взаимодополняющие, а по сути дела тождественные общественно-политические системы. Одна из них самодовольно-самодостаточный капитализм, другая фанатично-аскетичный социализм: брат-близнец первого, причем младший. Впрочем, кто из них младше, а кто старше, вопрос спорный и неоднозначный.
Все прочие известные системы управления людским ресурсом, за редким исключением, суть производные от сих двух, заимствующие определенные элементы, хотя и в разной степени, от обеих. Существуют системы с тем или иным уклоном, как относительно благообразные, так и не очень, а вот в чистом виде, то есть без примеси противоположности, капитализм и социализм встречаются реже. Впрочем, в данной статье речь пойдет не о реально существующих политических режимах, партиях и программах, а скорее о тех основополагающих принципах-идеях, на которых зиждутся сии кровные братья. А если быть более точным, о том духе или общем туловище, коим обе сиамские головы дружно приводятся в движение.
Коль скоро проведена параллель с близнецами, заметим, что эти близнята отличаются от обычных тем, что тогда как нормальные близнецы одинаковы внешне, разнясь внутренне, эти, напротив, совершенно несхожи видом, зато внутри абсолютно идентичны. И в этом смысле они в гораздо большей степени близнецы, нежели прочие (вспоминается популярная кинокомедия «Близнецы» с атлетом и лилипутом в главных ролях разве что в данном случае это, увы, не «кино-» и не «комедия»).
Цель обеих систем одна сделать человека счастливым, построить рай земной, сыто-счастливо-беззаботное человекообщество. При этом капитализм пытается осчастливить конкретного человека, тогда как социализм нацелен на осчастливливание масс. Однако исторические пути-дороги, которые предлагают эти системы для воплощения своего конечного замысла, действительно весьма различны, каждая со своими привлекательными и отталкивающими сторонами.
Для начала давайте в общих чертах рассмотрим социализм. На его знаменах начертано: «справедливость, равенство, братство», «миру мир», «быстрее, выше, сильнее» и прочее в этом роде. Идея понятна борьба за общее правое дело до пота, мозолей и крови (как своей, так и чужой), чтобы то ли нам в старости, то ли нашим правнукам в юности, а то и просто абстрактным родичам в необозримом будущем жилось долго, счастливо и безбедно. И для свершения этой великой идеи потерпим, потрудимся, что есть мочи, и хотя сами, скорее всего, не войдем в землю обетованную, зато жизнь проживем не зря, вспахав целину для следующих поколений. Несогласные же с этим грандиозным и величественным планом станут навозом для будущих посевов в преддверии великой жатвы и окончательного торжества революции.
Жизнь индивида в глазах убежденного социалиста приобретает смысл лишь тогда, когда она безоговорочно принесена (без разницы добровольно или принудительно) на алтарь общей цели в жертву идолу светлого будущего. И вот так, в добровольно-принудительном порядке, под неусыпно бдящим оком партийных боссов, мало-помалу возводится гигантский человейник, в котором каждый призван быть счастлив, довольствуясь малым и оставаясь муравьем. А миллионы тех существ, на чьих костях покоится пирамида счастья что ж, на то они и муравьи. Имидж (сверхидея) все, человек ничто. Но и те, кому посчастливится родиться в эпоху победившего коммунизма, не должны обольщаться насчет значимости собственной личности их счастливо-беззаботная жизнь ценна лишь постольку, поскольку является живым доказательством вселенской теоремы, не более, и в случае опровержения последней, будет запросто пущена в расход. Но печальнее всего то, что ничего лучшего и более возвышенного, качественно иного, человечество не в состоянии предложить самому себе в принципе. Это, так сказать, венец творения человеческих мозгов, апофеоз философско-политической мысли.
Посмотрим, быть может, капитализм являет собой более достойную, гуманную и привлекательную альтернативу? Что ж, капитализм и в самом деле чертовски хорош. Как-никак декларируемая им цель состоит в обеспечении материального достатка-избытка и их прогрессирующем росте, т.е. в прибыли, обогащении и наживе. Неудивительно, что сущность капитализма редко выражают столь бесцеремонным и беззастенчивым образом. Обыкновенно декларируется достойная жизнь, благополучие, процветание, свобода, демократия, права человека (при этом никогда не уточняется какого именно человека).
Короче говоря, лозунги примерно те же, что и в социализме так ведь и цель тоже одна. Разве что капитализм, в отличие от своего «идейного» собрата, предельно алчен, ненасытен, нетерпелив. Он желает возвести райские кущи здесь и сейчас пусть не для всех, а для узкого круга избранных, но уж никак не далеких потомков. Капитализм высмеивает жертвенность и более всего на свете превозносит материальное преуспевание. С точки зрения капиталиста, тот, кто не преуспел в богатстве неудачник, ничтожество, недочеловек. Тот же, кто и не стремится к этой цели, и вовсе враг народа, изменник, подлежащий расправе.
Движущая сила, ядро социализма гордость, стремление во что бы то ни стало возвести колосс всеобщего счастья и благополучия, «сделать себе имя» подобно древневавилонским строителям. В основе капитализма лежит другой порок эгоизм, страсть к сиюминутной наживе, ненасытное стяжательство. Ему нет дела до всеобщих благ, он вообще не оперирует категориями общественного, призывая своих адептов самолично поклониться золотому тельцу.
По сути, гордость и эгоизм есть два греховных столпа, на коих покоится падшее человечество, и от которых происходят все остальные пороки. Гордость тоньше и неприметнее, и поражает главным образом сильные, самоотверженные души, тогда как эгоизм груб, примитивен, рассчитан на большинство, но от этого ничуть не менее опасен. И поскольку отколовшаяся от Бога цивилизация движима двумя этими пороками, от которых произрастает букет прочих, обе альтернативы по устроению рукотворного рая в земном шалаше одинаково ложны и утопичны.
Социализм действует больше кнутом, капитализм подкупает пряником (последний способ зачастую более эффективен), а результат, тем не менее, одинаков тотальная, беспросветная и безжалостная диктатура расы господ (пролетариата или мирового капитала, в зависимости от того, какая модель одержит верх) над расой рабов врагов народа, а на самом деле противников Системы. В отдаленной же перспективе: кровавая бойня и агония античеловечества, предопределяющая окончательный крах мировой империи зла. Что неудивительно, поскольку вирус самоуничтожения заложен в природе падшего человечества и всех его чаяниях-устремлениях.
Все прочие известные системы управления людским ресурсом, за редким исключением, суть производные от сих двух, заимствующие определенные элементы, хотя и в разной степени, от обеих. Существуют системы с тем или иным уклоном, как относительно благообразные, так и не очень, а вот в чистом виде, то есть без примеси противоположности, капитализм и социализм встречаются реже. Впрочем, в данной статье речь пойдет не о реально существующих политических режимах, партиях и программах, а скорее о тех основополагающих принципах-идеях, на которых зиждутся сии кровные братья. А если быть более точным, о том духе или общем туловище, коим обе сиамские головы дружно приводятся в движение.
Коль скоро проведена параллель с близнецами, заметим, что эти близнята отличаются от обычных тем, что тогда как нормальные близнецы одинаковы внешне, разнясь внутренне, эти, напротив, совершенно несхожи видом, зато внутри абсолютно идентичны. И в этом смысле они в гораздо большей степени близнецы, нежели прочие (вспоминается популярная кинокомедия «Близнецы» с атлетом и лилипутом в главных ролях разве что в данном случае это, увы, не «кино-» и не «комедия»).
Цель обеих систем одна сделать человека счастливым, построить рай земной, сыто-счастливо-беззаботное человекообщество. При этом капитализм пытается осчастливить конкретного человека, тогда как социализм нацелен на осчастливливание масс. Однако исторические пути-дороги, которые предлагают эти системы для воплощения своего конечного замысла, действительно весьма различны, каждая со своими привлекательными и отталкивающими сторонами.
Для начала давайте в общих чертах рассмотрим социализм. На его знаменах начертано: «справедливость, равенство, братство», «миру мир», «быстрее, выше, сильнее» и прочее в этом роде. Идея понятна борьба за общее правое дело до пота, мозолей и крови (как своей, так и чужой), чтобы то ли нам в старости, то ли нашим правнукам в юности, а то и просто абстрактным родичам в необозримом будущем жилось долго, счастливо и безбедно. И для свершения этой великой идеи потерпим, потрудимся, что есть мочи, и хотя сами, скорее всего, не войдем в землю обетованную, зато жизнь проживем не зря, вспахав целину для следующих поколений. Несогласные же с этим грандиозным и величественным планом станут навозом для будущих посевов в преддверии великой жатвы и окончательного торжества революции.
Жизнь индивида в глазах убежденного социалиста приобретает смысл лишь тогда, когда она безоговорочно принесена (без разницы добровольно или принудительно) на алтарь общей цели в жертву идолу светлого будущего. И вот так, в добровольно-принудительном порядке, под неусыпно бдящим оком партийных боссов, мало-помалу возводится гигантский человейник, в котором каждый призван быть счастлив, довольствуясь малым и оставаясь муравьем. А миллионы тех существ, на чьих костях покоится пирамида счастья что ж, на то они и муравьи. Имидж (сверхидея) все, человек ничто. Но и те, кому посчастливится родиться в эпоху победившего коммунизма, не должны обольщаться насчет значимости собственной личности их счастливо-беззаботная жизнь ценна лишь постольку, поскольку является живым доказательством вселенской теоремы, не более, и в случае опровержения последней, будет запросто пущена в расход. Но печальнее всего то, что ничего лучшего и более возвышенного, качественно иного, человечество не в состоянии предложить самому себе в принципе. Это, так сказать, венец творения человеческих мозгов, апофеоз философско-политической мысли.
Посмотрим, быть может, капитализм являет собой более достойную, гуманную и привлекательную альтернативу? Что ж, капитализм и в самом деле чертовски хорош. Как-никак декларируемая им цель состоит в обеспечении материального достатка-избытка и их прогрессирующем росте, т.е. в прибыли, обогащении и наживе. Неудивительно, что сущность капитализма редко выражают столь бесцеремонным и беззастенчивым образом. Обыкновенно декларируется достойная жизнь, благополучие, процветание, свобода, демократия, права человека (при этом никогда не уточняется какого именно человека).
Короче говоря, лозунги примерно те же, что и в социализме так ведь и цель тоже одна. Разве что капитализм, в отличие от своего «идейного» собрата, предельно алчен, ненасытен, нетерпелив. Он желает возвести райские кущи здесь и сейчас пусть не для всех, а для узкого круга избранных, но уж никак не далеких потомков. Капитализм высмеивает жертвенность и более всего на свете превозносит материальное преуспевание. С точки зрения капиталиста, тот, кто не преуспел в богатстве неудачник, ничтожество, недочеловек. Тот же, кто и не стремится к этой цели, и вовсе враг народа, изменник, подлежащий расправе.
Движущая сила, ядро социализма гордость, стремление во что бы то ни стало возвести колосс всеобщего счастья и благополучия, «сделать себе имя» подобно древневавилонским строителям. В основе капитализма лежит другой порок эгоизм, страсть к сиюминутной наживе, ненасытное стяжательство. Ему нет дела до всеобщих благ, он вообще не оперирует категориями общественного, призывая своих адептов самолично поклониться золотому тельцу.
По сути, гордость и эгоизм есть два греховных столпа, на коих покоится падшее человечество, и от которых происходят все остальные пороки. Гордость тоньше и неприметнее, и поражает главным образом сильные, самоотверженные души, тогда как эгоизм груб, примитивен, рассчитан на большинство, но от этого ничуть не менее опасен. И поскольку отколовшаяся от Бога цивилизация движима двумя этими пороками, от которых произрастает букет прочих, обе альтернативы по устроению рукотворного рая в земном шалаше одинаково ложны и утопичны.
Социализм действует больше кнутом, капитализм подкупает пряником (последний способ зачастую более эффективен), а результат, тем не менее, одинаков тотальная, беспросветная и безжалостная диктатура расы господ (пролетариата или мирового капитала, в зависимости от того, какая модель одержит верх) над расой рабов врагов народа, а на самом деле противников Системы. В отдаленной же перспективе: кровавая бойня и агония античеловечества, предопределяющая окончательный крах мировой империи зла. Что неудивительно, поскольку вирус самоуничтожения заложен в природе падшего человечества и всех его чаяниях-устремлениях.
Комментарий