Можно пойти дальше. Рассмотреть протестанские символы веры.
Вестминстерское исповедание веры
"Глава 32. О состоянии человека после смерти и о воскрешении из мертвых
1. Тела людей после смерти возвращаются в прах, чтобы увидеть тление,[1] души же их не умирают и не засыпают, ибо обладают бессмертной сущностью, но немедленно возвращаются к Богу, Который дал их.[2] Души праведных соделываются совершенными в святости и принимаются в высшие небесные обители, где созерцают лик Божий в свете и славе и ожидают полного искупления своих тел.[3] Души нечестивых ввергаются в ад, где пребывают в муках и тьме кромешной, соблюдаемые на суд великого дня.[4] Писание не признает никаких других мест для души, разделенной с телом, кроме этих двух. "
Забота об умерших. С другой стороны, мы не одобряем тех, кто относится к умершим с чрезмерным и абсурдным вниманием; кто, подобно язычникам, рыдают об их умерших (хотя мы и не осуждаем умеренного траура, который апостолы позволяют в 1 Фес. 4:13, полагая бесчеловечным не печалиться вовсе); и кто приносит за умерших жертвы, и бормочут определённые молитвы за плату, чтобы этими церемониями избавить их любимых от мук, в которые они погружены смертью, и полагают, что они способны освободить их подобными воспеваниями.
Состояние души, отошедшей от тела. Ибо мы веруем, что верные, после телесной смерти, отправляются прямо ко Христу, и, поэтому, не нуждаются в восхвалениях и молитвах живых об умерших и в их требах. Точно также мы верим, что неверующие сразу же ввергаются в ад, из которого проклятым нет выхода через посредство каких бы то ни было треб, совершаемых живыми.
Чистилище. Но то, чему некоторые учат относительно огня чистилища, противоречит христианской вере, а именно, [словам] «верую во оставление грехов и в жизнь вечную», и [учению о] совершенном очищении через Христа, и следующим словам Христа, Господа нашего: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). А также: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты» (Ин. 13:10).
Явления духов. Что же касается духов или душ умерших, которые иногда являются живым, и просят у них определённых услуг, через которые они могли бы освободиться, то мы считаем подобные явления посмешищем, чародейством и соблазном дьявола, который, будучи способен превращаться в ангела света, действует так, чтобы повергнуть истинную веру или подвергнуть её сомнениям. В Ветхом Завете Господь запретил искать правды у мёртвых, а также любые сношения с духами (Втор. 18:11). И в самом деле, как гласит евангельская истина, ненасытному, пребывающему в мучениях, отказано в возвращении к братьям, как объявляет божественное предсказание в словах: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:29 и далее).
Второе Гельветическое Исповедание
Забота об умерших. С другой стороны, мы не одобряем тех, кто относится к умершим с чрезмерным и абсурдным вниманием; кто, подобно язычникам, рыдают об их умерших (хотя мы и не осуждаем умеренного траура, который апостолы позволяют в 1 Фес. 4:13, полагая бесчеловечным не печалиться вовсе); и кто приносит за умерших жертвы, и бормочут определённые молитвы за плату, чтобы этими церемониями избавить их любимых от мук, в которые они погружены смертью, и полагают, что они способны освободить их подобными воспеваниями.
Состояние души, отошедшей от тела. Ибо мы веруем, что верные, после телесной смерти, отправляются прямо ко Христу, и, поэтому, не нуждаются в восхвалениях и молитвах живых об умерших и в их требах. Точно также мы верим, что неверующие сразу же ввергаются в ад, из которого проклятым нет выхода через посредство каких бы то ни было треб, совершаемых живыми.
Чистилище. Но то, чему некоторые учат относительно огня чистилища, противоречит христианской вере, а именно, [словам] «верую во оставление грехов и в жизнь вечную», и [учению о] совершенном очищении через Христа, и следующим словам Христа, Господа нашего: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). А также: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты» (Ин. 13:10).
Явления духов. Что же касается духов или душ умерших, которые иногда являются живым, и просят у них определённых услуг, через которые они могли бы освободиться, то мы считаем подобные явления посмешищем, чародейством и соблазном дьявола, который, будучи способен превращаться в ангела света, действует так, чтобы повергнуть истинную веру или подвергнуть её сомнениям. В Ветхом Завете Господь запретил искать правды у мёртвых, а также любые сношения с духами (Втор. 18:11). И в самом деле, как гласит евангельская истина, ненасытному, пребывающему в мучениях, отказано в возвращении к братьям, как объявляет божественное предсказание в словах: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:29 и далее)."
Шотланское вероисповедание 1560 г
"Раздел 17 Бессмертие душ. Те выбраны, что уже отошли из мира этого, находятся в мире и покое от своих трудов (откр. 14:13) не в том смысле, что они спят и находятся в забвении (как утверждают некоторые фантасты), но в том смысле, что они освобождены от всякого страха, всяких страданий, и от всякого испытания, которые терпимо мы и все выбраны Божьи в этой жизни (Iс. 25:8; откр. 7:14-17; 21:4) и потому носим название Церкви Воинственной: : напротив, осужденные и неверные люди, которые умерли, терпят боль, муки и страдания, которые невозможно выразить (Откр 16:10-11; Iс. 66:24; Марк. 9:44, 46, 48). Поэтому ни те, ни другие не спят, так что не чувствуют ни радости, ни муки, о чем ясно свидетельствует притча Иисуса Христа, записанная в шестнадцатом разделе Евангелия от Луки (Лук. 16:23-26), Его слова, сказанные разбойнику на Кресте (Лук. 23:43), а также эти слова душ, которые зовут под жертивником (Отк. 6:9-10) :«Аж пока, Владыко святой и правдивый, не будешь судить, и не будешь мстить тем, кто живет на земле, за кровь нашу?»"
P.S. Интересно сопоставить прошлое и настоящее, что изменилось.
Вестминстерское исповедание веры
"Глава 32. О состоянии человека после смерти и о воскрешении из мертвых
1. Тела людей после смерти возвращаются в прах, чтобы увидеть тление,[1] души же их не умирают и не засыпают, ибо обладают бессмертной сущностью, но немедленно возвращаются к Богу, Который дал их.[2] Души праведных соделываются совершенными в святости и принимаются в высшие небесные обители, где созерцают лик Божий в свете и славе и ожидают полного искупления своих тел.[3] Души нечестивых ввергаются в ад, где пребывают в муках и тьме кромешной, соблюдаемые на суд великого дня.[4] Писание не признает никаких других мест для души, разделенной с телом, кроме этих двух. "
Забота об умерших. С другой стороны, мы не одобряем тех, кто относится к умершим с чрезмерным и абсурдным вниманием; кто, подобно язычникам, рыдают об их умерших (хотя мы и не осуждаем умеренного траура, который апостолы позволяют в 1 Фес. 4:13, полагая бесчеловечным не печалиться вовсе); и кто приносит за умерших жертвы, и бормочут определённые молитвы за плату, чтобы этими церемониями избавить их любимых от мук, в которые они погружены смертью, и полагают, что они способны освободить их подобными воспеваниями.
Состояние души, отошедшей от тела. Ибо мы веруем, что верные, после телесной смерти, отправляются прямо ко Христу, и, поэтому, не нуждаются в восхвалениях и молитвах живых об умерших и в их требах. Точно также мы верим, что неверующие сразу же ввергаются в ад, из которого проклятым нет выхода через посредство каких бы то ни было треб, совершаемых живыми.
Чистилище. Но то, чему некоторые учат относительно огня чистилища, противоречит христианской вере, а именно, [словам] «верую во оставление грехов и в жизнь вечную», и [учению о] совершенном очищении через Христа, и следующим словам Христа, Господа нашего: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). А также: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты» (Ин. 13:10).
Явления духов. Что же касается духов или душ умерших, которые иногда являются живым, и просят у них определённых услуг, через которые они могли бы освободиться, то мы считаем подобные явления посмешищем, чародейством и соблазном дьявола, который, будучи способен превращаться в ангела света, действует так, чтобы повергнуть истинную веру или подвергнуть её сомнениям. В Ветхом Завете Господь запретил искать правды у мёртвых, а также любые сношения с духами (Втор. 18:11). И в самом деле, как гласит евангельская истина, ненасытному, пребывающему в мучениях, отказано в возвращении к братьям, как объявляет божественное предсказание в словах: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:29 и далее).
Второе Гельветическое Исповедание
Забота об умерших. С другой стороны, мы не одобряем тех, кто относится к умершим с чрезмерным и абсурдным вниманием; кто, подобно язычникам, рыдают об их умерших (хотя мы и не осуждаем умеренного траура, который апостолы позволяют в 1 Фес. 4:13, полагая бесчеловечным не печалиться вовсе); и кто приносит за умерших жертвы, и бормочут определённые молитвы за плату, чтобы этими церемониями избавить их любимых от мук, в которые они погружены смертью, и полагают, что они способны освободить их подобными воспеваниями.
Состояние души, отошедшей от тела. Ибо мы веруем, что верные, после телесной смерти, отправляются прямо ко Христу, и, поэтому, не нуждаются в восхвалениях и молитвах живых об умерших и в их требах. Точно также мы верим, что неверующие сразу же ввергаются в ад, из которого проклятым нет выхода через посредство каких бы то ни было треб, совершаемых живыми.
Чистилище. Но то, чему некоторые учат относительно огня чистилища, противоречит христианской вере, а именно, [словам] «верую во оставление грехов и в жизнь вечную», и [учению о] совершенном очищении через Христа, и следующим словам Христа, Господа нашего: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). А также: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты» (Ин. 13:10).
Явления духов. Что же касается духов или душ умерших, которые иногда являются живым, и просят у них определённых услуг, через которые они могли бы освободиться, то мы считаем подобные явления посмешищем, чародейством и соблазном дьявола, который, будучи способен превращаться в ангела света, действует так, чтобы повергнуть истинную веру или подвергнуть её сомнениям. В Ветхом Завете Господь запретил искать правды у мёртвых, а также любые сношения с духами (Втор. 18:11). И в самом деле, как гласит евангельская истина, ненасытному, пребывающему в мучениях, отказано в возвращении к братьям, как объявляет божественное предсказание в словах: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:29 и далее)."
Шотланское вероисповедание 1560 г
"Раздел 17 Бессмертие душ. Те выбраны, что уже отошли из мира этого, находятся в мире и покое от своих трудов (откр. 14:13) не в том смысле, что они спят и находятся в забвении (как утверждают некоторые фантасты), но в том смысле, что они освобождены от всякого страха, всяких страданий, и от всякого испытания, которые терпимо мы и все выбраны Божьи в этой жизни (Iс. 25:8; откр. 7:14-17; 21:4) и потому носим название Церкви Воинственной: : напротив, осужденные и неверные люди, которые умерли, терпят боль, муки и страдания, которые невозможно выразить (Откр 16:10-11; Iс. 66:24; Марк. 9:44, 46, 48). Поэтому ни те, ни другие не спят, так что не чувствуют ни радости, ни муки, о чем ясно свидетельствует притча Иисуса Христа, записанная в шестнадцатом разделе Евангелия от Луки (Лук. 16:23-26), Его слова, сказанные разбойнику на Кресте (Лук. 23:43), а также эти слова душ, которые зовут под жертивником (Отк. 6:9-10) :«Аж пока, Владыко святой и правдивый, не будешь судить, и не будешь мстить тем, кто живет на земле, за кровь нашу?»"
P.S. Интересно сопоставить прошлое и настоящее, что изменилось.
Комментарий