Православная Церковь III века (альманах)

.
Мозаика Свято-Елизаветинского монастыря ☦.
Цепи апостольских преданий:
ЧИСТОТА СВЯЩ. ПРЕДАНИЯ
«Ибо, по необходимости, с этою церковью[1], по её преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е. повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду».
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ
«Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться в любви, чтобы воскреснуть».
ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ
«Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
ТРЕХЧИННОЕ СВЯЩЕНСТВО
«Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божью. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь».
ПОЧИТАНИЕ МОЩЕЙ
«[...] постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела. И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего».
«И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения Его мученика, в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]».
ПРЕЕМСТВО ЕПИСКОПАТА
«И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение».
МОНАШЕСТВО
Протомонашество (2 знач.)
«Кто желает себе этого великаго и славнаго, тот отказывается из-за него и отделяется от всего мира, чтобы уединиться и жить жизнию божественною и небесною, как ангелы (Матф. 22, 30; Мк. 12:25; Лук. 20, 36) святые, в служении чистом и святом, в святости Духа Божия, и служить Богу всемогущему чрез Иисуса Христа ради царствия небеснаго. Из-за этого же отрицается от всех похотей плоти, [...] и даст девственникам и девственницам в дому Божием «место именито, лучшее от сынов и дщерей» (Ис. 56, 5) [...]».
ВЕНЧАНИЕ
Интерлюдия
«А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью».
ИКОНОПОЧИТАНИЕ
Интерлюдия
«[...] и при этом оставляют в стороне порядок и связь Писаний, и сколько можно, разрывают члены истины. Но переставляя и переиначивая, и из одного делая другое, они успевают обольстить многих призраком нескладно связанных слов Господних. Как если кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожит представленный вид человека, переставит и приведет в другой вид эти камни, и сделает из них образ пса или лисицы, [...] указывая при сем на камни, из которых первым художником прекрасно сделано было царское изображение, а последним дурно переделано в изображение пса [...]».
КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
«И опять, давая ученикам власть возрождать в Бога, Он говорил им: «итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19)».
«Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех говорю, которые чрез Него возрождаются в Бога, младенцев, детей, отроков, юношей и старцев».
ИСПОВЕДЬ
«В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни».
ЧЕСТВОВАНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ
«Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его [...]».
«В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва».
БОЖЕСТВЕННОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА
«Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос».
СВЯТАЯ ТРОИЦА
«С ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил, и к которым Он говорит: «сотворим человека по образу и подобию нашему» (Быт.1:26), Сам у Себя заимствуя сущность тварей и образец сотворенных вещей и начертание украшений в мире».
ЭПИЛОГ
«Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть».
.

.
Мозаика Свято-Елизаветинского монастыря ☦.
Цепи апостольских преданий:
- Иоанн → Игнатий Богоносец (I-II вв);
- Иоанн → Поликарп Смирнский (I-II вв) → Ириней Лионский (II в);
- Петр → Климент Римский (I в);
- 12 апостолов «Дидахе» (I-II вв).
ЧИСТОТА СВЯЩ. ПРЕДАНИЯ
«Ибо, по необходимости, с этою церковью[1], по её преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е. повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду».
сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Книга третья. Глава III. Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви, 2. ⎆
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ
«Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться в любви, чтобы воскреснуть».
сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам. Глава 7. Еретики удаляются от евхаристии. ⎆
ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ
«Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
ТРЕХЧИННОЕ СВЯЩЕНСТВО
«Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божью. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь».
сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам. Глава 8. Ничего не делайте без епископа. ⎆
ПОЧИТАНИЕ МОЩЕЙ
«[...] постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела. И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего».
сщмч. Поликарп Смирнский. Окружное послание Смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа. Глава XVII, (12). ⎆
«И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения Его мученика, в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]».
сщмч. Поликарп Смирнский. Окружное послание Смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа. Глава XVIII, (23). ⎆
ПРЕЕМСТВО ЕПИСКОПАТА
«И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение».
сщмч. Климент Римский. Послания к коринфянам. Глава XLIV. Апостольское распоряжение, чтобы не было распри о священстве. Вы несправедливо лишили должности людей законно избранных и честно избранных. ⎆
МОНАШЕСТВО
Протомонашество (2 знач.)
«Кто желает себе этого великаго и славнаго, тот отказывается из-за него и отделяется от всего мира, чтобы уединиться и жить жизнию божественною и небесною, как ангелы (Матф. 22, 30; Мк. 12:25; Лук. 20, 36) святые, в служении чистом и святом, в святости Духа Божия, и служить Богу всемогущему чрез Иисуса Христа ради царствия небеснаго. Из-за этого же отрицается от всех похотей плоти, [...] и даст девственникам и девственницам в дому Божием «место именито, лучшее от сынов и дщерей» (Ис. 56, 5) [...]».
сщмч. Климент Римский. Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам. Глава IV. ⎆
ВЕНЧАНИЕ
Интерлюдия
«А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью».
сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к Поликарпу. Глава 5. К чему епископ должен увещевать супругов безбрачных и вступающих в брак. ⎆
ИКОНОПОЧИТАНИЕ
Интерлюдия
«[...] и при этом оставляют в стороне порядок и связь Писаний, и сколько можно, разрывают члены истины. Но переставляя и переиначивая, и из одного делая другое, они успевают обольстить многих призраком нескладно связанных слов Господних. Как если кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожит представленный вид человека, переставит и приведет в другой вид эти камни, и сделает из них образ пса или лисицы, [...] указывая при сем на камни, из которых первым художником прекрасно сделано было царское изображение, а последним дурно переделано в изображение пса [...]».
сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Глава VIII. Как Валентиниане извращают Писание в подкрепление своих мнений, 1. ⎆
КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
«И опять, давая ученикам власть возрождать в Бога, Он говорил им: «итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19)».
cщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Книга третья. Глава XVII. Апостольское учение о Святом Духе, сошедшем на Иисуса Христа, 1. ⎆
«Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех говорю, которые чрез Него возрождаются в Бога, младенцев, детей, отроков, юношей и старцев».
cщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Книга вторая. Глава XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения, 4. ⎆
ИСПОВЕДЬ
«В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни».
Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). Глава 4. Отношение к братьям, 14. ⎆
ЧЕСТВОВАНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ
«Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его [...]».
сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к магнезийцам. Глава 9. Будем жить со Христом. ⎆
«В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва».
Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). Глава 14. Собрание в день Господень, 1. ⎆
БОЖЕСТВЕННОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА
«Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос».
сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к Ефесянам. Глава 7. Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос Богочеловек. ⎆
СВЯТАЯ ТРОИЦА
«С ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил, и к которым Он говорит: «сотворим человека по образу и подобию нашему» (Быт.1:26), Сам у Себя заимствуя сущность тварей и образец сотворенных вещей и начертание украшений в мире».
cщмч. Ириней Лионский. Против ересей. Книга четвертая. Глава XX. Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом, 1. ⎆
ЭПИЛОГ
«Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть».
сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к траллийцам. Глава 6. Удаляйтесь от яда еретиков. ⎆
.
- Речь идет о Римской Православной Церкви ☦, которая до 1054 была в составе Вселенской Православной Церкви. После 1054 года её в одностороннем порядке оторвали (Мф 5:29) (от канонического, молитвенного, евхаристического общения) от четырех других Церквей Вселенской Православной Церкви ☦. Всего их было пять в I веке (т.е. крупнейших административных единиц, именуемых автокефалиями, или, как ещё говорят, Поместными Церквями, основанные апостолами Господа Иисуса Христа).
Комментарий