Из той же главы:
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лук. 1:35)
Из главы ранее:
«И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.» (Деян. 1:13-14)
В Псалме 44 в одних стихах речь идет о Невесте Христовой (Церкви), в других о Матери Христовой (Богородице), в третьих о Невесте и Матери Христовой одновременно.
Согласно заповедям о хранении апостольского (подчеркиваю, именно апостольского, а не человеческого) Предания (Лук.1:2; Лук.10:22; Ин.17:8; Деян.14:26; Пет.2:21; 2Пет.3:2; Иуд.1:3; 1Кор.11:2; 1Кор.11:23; Гал.1:8; 2Феc.2:15; 2Фес.3:6; 1Тим.6:20; 2Тим.2:2) сошлитесь пожалуйста на наставника, который бы учил, по Преданию, что в Псалме 44 идет речь не о Пресвятой Богородице, а только и только о Церкви Христовой.
Со своей стороны, согласно заповедям выше, а также заповеди «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» (Евр. 13:7), ссылаюсь на следующих наставников в толковании на Псалом 44, которые подтвердят, что царь Давид под «царицей в Офирском золоте» имел ввиду именно Пресвятую Богородицу:
Евфимий Зигабен
«Святый Григорий Фессалоникийский в первом своем слове на Bвeдeниe относит слова сии к Богородице так: Не видишь ли, что вся тварь прославляет Матерьдеву сию. И не только в прошедшем веки, но и во век и во век века? Итак должно заключать посему, что и Она не престанет во все веки благотворить всей твари. Сверх того вышеозначенные слова: буду поминать имя Твое во всяком роди и роде, сказываются от лица Богородицы; почему и в Богородичных молебнах всегда поются пред Богородичным Евангелием под названием прокимена; для чего? И по какой причине? По той, что, как говорит святый Марк Ефесский, сии слова Давида содержат пророчество, относящееся к Богородице, и на ней исполнившееся (в конце изъяснения церковного последования по чиноположению у Симеона Солунского). Ибо сии слова Давида пророчествуют о песни Богородицы, в которой помянуто имя Господне и сказано: Ибо отныне блаженною нарекут меня все роды, что сотворил мне величие сильный; и свято имя Его. Примечай, возлюбленный, и то, какое согласие в сих словах с словами Богородицы. Здесь имя Божие вспоминается, и там имя; здесь род и род, и там все роды» (Толкование на Толкования Пс. 44:18).
Свт. Григорий Палама
«Предста Царица одесную Тебе. Видите ли разницу положения? На основании сего можете заключить и о разнице в состоянии достоинства: потому что Серафимы вокруг Бога; близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее, как бы возвещая Ее окружающим Его (небесным) силам, и говоря, согласно реченному в Песни Песней: «Как прекрасна Ты, Ближняя Моя», светлейшая света, более исполненная цветения, чем Божий рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир! Не только же Она близ Него, но, по справедливости и одесную Его; потому что там, где Христос на небесах воссел, т.е. одесную Величия, там и Она предстала, ныне взойдя от земли на небо; не только потому, что Она любит Его и исключительным образом взаимно любима Им, что следует на основании и самых законов естества, но и потому, что Она воистину Престол Его; а там, где воссядет Царь, там и Престол Его стоит» (Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).
Таким образом, сегодняшнее толкование Вселенской Православной Церкви идеально сходятся и с устным преданием, и с текстами канона Библии. Более того, в Псалме 44 мы встречаем прямую аналогию с Евангелием Нового Завета, где восхваляется именно Пресвятая Богородица, что, собственно, мы делаем здесь и сейчас:
«Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.» (Пс. 44:18)
«что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;» (Лук. 1:48)
Как мы выяснили, не только в устном предании и в Библии, но ещё и в учении о «суде вечном» (Евр. 6:2) Церковь относит (Пс. 44:10) к Пресвятой Богородице. Это учение упоминается первоверховным апостолом Павлом, но оно не вошло в Библию, потому что Господь не позволил «И это сделаем, если Бог позволит.» (Евр. 6:3).
Итак, цитирую это учение:
«Затем Господь дал Матери Божией первую одежду багряницу, в которую Сам одевался, будучи Богочеловеком.
Царица Небесная поцеловала десницу возлюбленного Сына Своего, и все Силы Небесные и святые воспели чудную песнь, прославляя Матерь Божию. И предста Царице одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Слава осияла Ее, как бы тысяча солнц воссияли в один миг. Так прославилась Матерь Божия, когда излились на Нее дары духовные Сына Ее.
И по мановению Сына Своего Она вошла в Чертог красоты, великолепия, превосходящий красоты Горнего Иерусалима. Красоту сего Чертога никакой язык высказать не может, не только человеческий, но и Ангельский» («Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», с. 34 // Впоследствии неоднократно переиздававшееся, вышло в свет по молитвам и благословению Батюшки Николая (Гурьянова; 24.05.1909 24.08.2002)
Таким образом не толко текстами Лаодикийского Собора подтверждается Царский титул Пресвятой Богородицы, но ещё и устным Преданием, а также эсхатологией, причем заметьте как гармонично откликается Писание на все эти событие, что были вам озвучены.
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лук. 1:35)
Из главы ранее:
«И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.» (Деян. 1:13-14)
В Псалме 44 в одних стихах речь идет о Невесте Христовой (Церкви), в других о Матери Христовой (Богородице), в третьих о Невесте и Матери Христовой одновременно.
Согласно заповедям о хранении апостольского (подчеркиваю, именно апостольского, а не человеческого) Предания (Лук.1:2; Лук.10:22; Ин.17:8; Деян.14:26; Пет.2:21; 2Пет.3:2; Иуд.1:3; 1Кор.11:2; 1Кор.11:23; Гал.1:8; 2Феc.2:15; 2Фес.3:6; 1Тим.6:20; 2Тим.2:2) сошлитесь пожалуйста на наставника, который бы учил, по Преданию, что в Псалме 44 идет речь не о Пресвятой Богородице, а только и только о Церкви Христовой.
Со своей стороны, согласно заповедям выше, а также заповеди «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» (Евр. 13:7), ссылаюсь на следующих наставников в толковании на Псалом 44, которые подтвердят, что царь Давид под «царицей в Офирском золоте» имел ввиду именно Пресвятую Богородицу:
Евфимий Зигабен
«Святый Григорий Фессалоникийский в первом своем слове на Bвeдeниe относит слова сии к Богородице так: Не видишь ли, что вся тварь прославляет Матерьдеву сию. И не только в прошедшем веки, но и во век и во век века? Итак должно заключать посему, что и Она не престанет во все веки благотворить всей твари. Сверх того вышеозначенные слова: буду поминать имя Твое во всяком роди и роде, сказываются от лица Богородицы; почему и в Богородичных молебнах всегда поются пред Богородичным Евангелием под названием прокимена; для чего? И по какой причине? По той, что, как говорит святый Марк Ефесский, сии слова Давида содержат пророчество, относящееся к Богородице, и на ней исполнившееся (в конце изъяснения церковного последования по чиноположению у Симеона Солунского). Ибо сии слова Давида пророчествуют о песни Богородицы, в которой помянуто имя Господне и сказано: Ибо отныне блаженною нарекут меня все роды, что сотворил мне величие сильный; и свято имя Его. Примечай, возлюбленный, и то, какое согласие в сих словах с словами Богородицы. Здесь имя Божие вспоминается, и там имя; здесь род и род, и там все роды» (Толкование на Толкования Пс. 44:18).
Свт. Григорий Палама
«Предста Царица одесную Тебе. Видите ли разницу положения? На основании сего можете заключить и о разнице в состоянии достоинства: потому что Серафимы вокруг Бога; близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее, как бы возвещая Ее окружающим Его (небесным) силам, и говоря, согласно реченному в Песни Песней: «Как прекрасна Ты, Ближняя Моя», светлейшая света, более исполненная цветения, чем Божий рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир! Не только же Она близ Него, но, по справедливости и одесную Его; потому что там, где Христос на небесах воссел, т.е. одесную Величия, там и Она предстала, ныне взойдя от земли на небо; не только потому, что Она любит Его и исключительным образом взаимно любима Им, что следует на основании и самых законов естества, но и потому, что Она воистину Престол Его; а там, где воссядет Царь, там и Престол Его стоит» (Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).
Таким образом, сегодняшнее толкование Вселенской Православной Церкви идеально сходятся и с устным преданием, и с текстами канона Библии. Более того, в Псалме 44 мы встречаем прямую аналогию с Евангелием Нового Завета, где восхваляется именно Пресвятая Богородица, что, собственно, мы делаем здесь и сейчас:
«Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.» (Пс. 44:18)
«что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;» (Лук. 1:48)
Как мы выяснили, не только в устном предании и в Библии, но ещё и в учении о «суде вечном» (Евр. 6:2) Церковь относит (Пс. 44:10) к Пресвятой Богородице. Это учение упоминается первоверховным апостолом Павлом, но оно не вошло в Библию, потому что Господь не позволил «И это сделаем, если Бог позволит.» (Евр. 6:3).
Итак, цитирую это учение:
«Затем Господь дал Матери Божией первую одежду багряницу, в которую Сам одевался, будучи Богочеловеком.
Царица Небесная поцеловала десницу возлюбленного Сына Своего, и все Силы Небесные и святые воспели чудную песнь, прославляя Матерь Божию. И предста Царице одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Слава осияла Ее, как бы тысяча солнц воссияли в один миг. Так прославилась Матерь Божия, когда излились на Нее дары духовные Сына Ее.
И по мановению Сына Своего Она вошла в Чертог красоты, великолепия, превосходящий красоты Горнего Иерусалима. Красоту сего Чертога никакой язык высказать не может, не только человеческий, но и Ангельский» («Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», с. 34 // Впоследствии неоднократно переиздававшееся, вышло в свет по молитвам и благословению Батюшки Николая (Гурьянова; 24.05.1909 24.08.2002)
Таким образом не толко текстами Лаодикийского Собора подтверждается Царский титул Пресвятой Богородицы, но ещё и устным Преданием, а также эсхатологией, причем заметьте как гармонично откликается Писание на все эти событие, что были вам озвучены.
Комментарий