Всякий термин может иметь разные смысловые значения, в зависимости от контекста.
Например: Спаситель говорит и об учительстве и наставничестве:
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мат.23:8-10).
Однако Апостолы пишут:
"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?" (1Кор.12:28-29).
"Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища" (Евр.5:12).
Также Апостолы часто обращаются к духовным детям своим, как отцы:
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).
"Дети мои!" (1Иоан.2:1; 3:18; 3Иоан.1:4).
"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15).
"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7).
"Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых" (Евр.13:24).
Т.е., в самих терминах (наименованиях) "учитель", "наставник", "отец" нет ничего предосудительного, антихристианского. Апостолы вполне адекватно к ним относились и использовали. Ибо Христос осудил не наименования "отцов", "учителей", "наставников", но гордое стремление учительствовать, выдавать себя за всезнающих, самому притязать на духовную зрелость, без должного свидетельства свыше, что человек уже зрел во Христе. Это не полезно. Почему и предостерегает о том же Иаков:
"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак.3:1).
Неопротестанты хотя и избегают употреблять в своих течениях такие термины, как "отец", но своими поступками именно на это "отцовство" и притязают, когда пытаются кого-то учить (очень часто навязчиво).
О чем же говорит Христос, чтобы никого не называли "отцами", так как есть только один Отец у всех нас? О том, что надо понимать, что подлинное ведение дается ТОЛЬКО от Бога. Да, Он использовать может для просвещения и людей (отцов, через которых Отец действует). Но все равно первопричина откровения именно глас свыше, а не внешнее наставление от людей. Потому все люди, которые трактуют, что в буквальном смысле нельзя никого называть "отцом", фарисействуют. Это книжники и буквоеды, претыкающиеся о внешнюю форму буквы, от Отца не наученные данному вопросу. Но они научены от отцов преданий своих, даже не смотря на то, что в их преданиях избегают называть своих учителей "отцами".
Например: Спаситель говорит и об учительстве и наставничестве:
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мат.23:8-10).
Однако Апостолы пишут:
"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?" (1Кор.12:28-29).
"Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища" (Евр.5:12).
Также Апостолы часто обращаются к духовным детям своим, как отцы:
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).
"Дети мои!" (1Иоан.2:1; 3:18; 3Иоан.1:4).
"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15).
"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7).
"Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых" (Евр.13:24).
Т.е., в самих терминах (наименованиях) "учитель", "наставник", "отец" нет ничего предосудительного, антихристианского. Апостолы вполне адекватно к ним относились и использовали. Ибо Христос осудил не наименования "отцов", "учителей", "наставников", но гордое стремление учительствовать, выдавать себя за всезнающих, самому притязать на духовную зрелость, без должного свидетельства свыше, что человек уже зрел во Христе. Это не полезно. Почему и предостерегает о том же Иаков:
"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак.3:1).
Неопротестанты хотя и избегают употреблять в своих течениях такие термины, как "отец", но своими поступками именно на это "отцовство" и притязают, когда пытаются кого-то учить (очень часто навязчиво).
О чем же говорит Христос, чтобы никого не называли "отцами", так как есть только один Отец у всех нас? О том, что надо понимать, что подлинное ведение дается ТОЛЬКО от Бога. Да, Он использовать может для просвещения и людей (отцов, через которых Отец действует). Но все равно первопричина откровения именно глас свыше, а не внешнее наставление от людей. Потому все люди, которые трактуют, что в буквальном смысле нельзя никого называть "отцом", фарисействуют. Это книжники и буквоеды, претыкающиеся о внешнюю форму буквы, от Отца не наученные данному вопросу. Но они научены от отцов преданий своих, даже не смотря на то, что в их преданиях избегают называть своих учителей "отцами".
Комментарий