В чем приемство веры и что переняли православные у Апостолов ?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Guran
    Отключен

    • 19 December 2006
    • 2160

    #2356
    Утверждения Рогозина о почитании Православной Церковью Пресвятой Богородицы поражают своей безграмотностью. В частности, говоря о первых веках христианства, автор пишет: «тогда никто не допускал еще мысли о поклонении ей, как «четвертой ипостаси» Только в четвертом веке в некоторых христианских общинах стали именовать Деву Марию Богоматерью, приписывая ей Божеские атрибуты. Все это противоречит Духу Святому и Слову Божию»[1]. Действительно, в IV в. существовало лжеучение, вызвавшее обличение св. Епифания, в рамках которого Богоматери воздавались божественные почести, поклонение и служение наравне с Богом[2]. Однако приведенный отрывок книги Рогозина предполагает, что о Богоматери как четвертой ипостаси Божества учила не ересь IV в., а учит современная Церковь. Боюсь, что о таком учении не знает ни один православный, включая предстоятелей Поместных Православных Церквей. Причина проста: такого учения в Православной Церкви, (как, впрочем, и в Католической[3]) не существует. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в соответствующий раздел любого учебника догматического богословия. Автор рассматриваемой нами книги утверждает, что с IV в. некоторые общины приписывают Пресвятой Деве «Божеские атрибуты»[4]. Напомним, чтоатрибут (лат. attributus) это неотъемлемое свойство субстанции, существенное свойство объекта. Атрибут субстанции свойство, выражающее ее сущность[5]. Среди главных свойств существа Божия как всесовершеннейшего бытия можно назвать: вечность, самобытность, неизменяемость и т.д.[6] Какой из этих (лишь некоторых, названных нами!) атрибутов, по мнению Рогозина, Церковь относит к Божией Матери? Рассуждения Рогозина о Деве Марии носят самый очевидный характер несторианской ереси, осужденной на III Вселенском Соборе в 431г.: «Дева Мария была матерью Иисуса, матерью Его человеческого естества, а не матерью Христа, Сына Божия. Поэтому такие наименования, как «Богоматерь», «Матерь Божия» или «Богородица» не соответствуют Св. Писанию»[7]. История несторианства началась с фразы синклита епископа Константинопольского Нестория пресвитера Анастасия, произнесенной им в церкви в присутствии самого Нестория, подтвердившего ее смысл: «Пусть никто не называет Марию Богородицей, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно»[8]. Мы воздержимся здесь от подробного богословского анализа несторианства и ответа на него Церкви, затронув лишь основные аспекты православного учения о почитании Девы Марии как Богородицы (гр. teotokos). Бог-Слово превечно рождается от Бога-Отца, но вступает в земную историю через рождение от Девы, соединив в Воплощении Свою Божественную природу с природой человеческой: «в Нем обитает вся полона Божества телесно» (Кол. 2:9), «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16), поэтому Рожденный Пресвятой Девой есть не только совершенный человек, но и Бог: Христос есть Богочеловек. Да, Дева Мария является Матерью Христа по Его человеческому естеству, а не по Божественному, но это человеческое естество непреложно воспринято Второй Ипостасью в Воплощении: таким образом, Дева становится Матерью Самого Бога, но по Его человеческой природе. Человеческая природа, воспринятая Логосом в Боговоплощении, становится Его собственной, вся сущность христианской вести о спасении в единстве Бога и человека во Христе в Божественной Личности Слова. Восприняв человеческое естество в Свою Ипостась, БогСлово сделал человеческую природу Свой Собственной. Потому мы говорим, что Бог воплотился, «явился во плоти» (1Тим. 3:16), что тело Христа есть тело Бога[9]. Но субъектом человеческих переживаний, действий Христа является Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Личность Христа Божественна, во Христе нет человеческой ипостаси, иного ипостасного центра, кроме Божественного[10]. Во Христе только один Сын, Сын Божий, и Матерь не могла быть Матерью человеческого естества, рассматриваемого нами отдельно от Ипостаси БогаСлова. Сказать, что Пресвятая Дева была Матерью «человеческого естества (Иисуса. М.О.), а не матерью Христа»[11], как это делает Рогозин, значит раздвоить, рассматривать по-отдельности Божественную и человеческую природы во Христе, соединенные в Воплощении, по определению Халкидонского ороса 451г., «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо»[12].

    [1] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С.14

    [2] См.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1993. Т.II. С. 527

    [3] В Католической Церкви существует догмат, провозглашенный ex cathedra папой Пием XII 1 ноября 1950 года, о посмертном телесном вознесении Девы Марии и о воспринятии Ее в небесную славу; Второй Ватиканский Собор назвал Божию Матерь «Посредницей» и «Матерью Церкви», причем каждое из этих наименований имеет свой богословский смысл, однако Католическая Церковь не учит о Богоматери как четвертой ипостаси.

    [4] Там же. С.14

    [5] См., напр.: Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С. 23

    [6] См., напр.: С. Рассказовский. Основы православного вероучения. СПб. 1993. С.63

    [7] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С. 14-15

    [8] Сократ. VII,32; Евагрий. Церковная история. I, 2/ Цит. по: М.Э. Поснов. История Христианской Церкви. Брюссель. Жизнь с Богом. 1988. С. 382

    [9] Подр. см., напр.: Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. С. 251

    [10] Подр. см., напр.: прот. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., ПСТБИ. С. 95

    [11] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С. 14-15

    [12] Цит. по: Карташев А.В. Вселенские соборы. Клин.2002. С.343

    Комментарий

    • Guran
      Отключен

      • 19 December 2006
      • 2160

      #2357
      Помимо того, наименование «Богородица» выражает идею communication idiomatum[1], общения свойств двух природ во Христе, которое усматривается богословской мыслью, главным образом, во влиянии Божественной природы во Христе на человеческую[2], когда Божественное естество сообщает человеческому естеству то, что может быть им усвоено: освящение, нетление, бессмертие и т.д.[3]: «Христос не только исправил все, что было повреждено Адамом, но все восстановил в большей мере и высшей степени, благодатию даровано больше, нежели сколько повреждено грехом . Благодатных даров сообщено нам не столько, чтобы истребить грех, но гораздо больше»[4]. Таким образом, communication idiomatum позволяет говорить об обожении человеческой природы, о ее преображении во Христе. Почитание Божией Матери Православной Церковью основано прежде всего на свидетельствах Священного Писания об особой роли Пречистой Девы в деле спасения рода человеческого. Уже Архангельское благовестие утверждает исключительное величие Той, Которая должна стать Богоматерью: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:26-30). Следующее свидетельство ап. Луки объединяет в одно целое прославление Пресвятой Девы народом и Самим Ее Сыном: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:27-28). Ответ Спасителя не только не отвергает похвалу Божией Матери, произнесенную «женщиной из народа» (Лк. 11:27), но подтверждает, обосновывает ее слова. Как видим, Господь называет блаженным того, кто, услышав Слово Божие, исполняет его[5]. Св. Писание говорит об этом не только в Евангелии от Луки: «кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1:25); « Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Кто исполнил слово Божие с большим послушанием, чем Пресвятая Дева? Священное Писание свидетельствует о Ее ответе на весть архангела Гавриила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:37). Богоматерь блаженна потому, что Она как никто другой соблюла волю Божию. Ее свободное согласие на благовестие архангела Гавриила было необходимо для совершения тайны Боговоплощения, так как Господь всегда соотносит Свое произволение со свободой человека, и нам неизвестно каким образом осуществилось бы домостроительство нашего спасения, если бы в тот момент Дева Мария не согласилась бы стать Матерью Христа. Но известно, что за грех, в котором современники могли бы заподозрить Деву, древние иудеи предавали виновную, по предписанию Моисеева закона (Втор. 22:20 и след.), смертной казни, а во времена жизни Пресвятой Девы, (о чем Она, конечно, знала), жених был обязан публично обвинить невесту в измене и развестись с ней, после чего на ней на всю жизнь оставалось клеймо позора[6]. Этим объясняется и то, что Иосиф «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19). Пресвятая Дева являет пример всецелого предания Себя воле Божией, исполнение Ею воли Божией есть подвиг Ее веры и любви к Богу. О Своем прославлении среди всех народов провозвестила Сама Дева Мария: «отныне будут ублажать[7] Меня все роды» (Лк. 1:48). При встрече с Пресвятой Девой Елизавета не только назвала Ее «благословенной между женами» (Лк. 1:42), но и первая исповедала ее Матерью Господа, то есть Божией Матерью[8]: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа (выделено нами. М.О.) моего ко мне?» (Лк. 1:43). Слова св. Елизаветы особенно важны для нас, так как Евангелист Лука замечает, что это исповедание Елизавета произнесла не от себя, а по внушению свыше: «Елисавета исполнилась Святаго Духа (выделено нами. М.О.)» (Лк.1:42). Поэтому, на наш взгляд, не принять наименования Девы Марии «Матерью Божией», можно лишь отвергнув это прямое свидетельство Священного Писания. Мы уже говорили выше об основании молитвенного обращения Православной Церкви к святым. Из всех святых нет никого превзошедшего в святости Матерь Божию, потому Церковь и величает Ее «Пресвятой». Нет никого из людей, кто был бы ближе ко Христу, чем Его Матерь, вместе с тем Ее любовь к людям и внимание к их, даже незначительным, житейским нуждам ярко видны на тех страницах Евангелия, где говорится о браке в Кане Галилейской, когда именно Она явилась Ходатаицей, Просительницей помощи: «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них» (Ин. 2:3). Это дает нам основание для веры в особое предстательство Богородицы пред Ее Сыном за всех, кто обращается к ней с молитвой. Ввиду всего сказанного нами выше, тот факт, что Православная Церковь обращается к Божией Матери «с молитвами как к верной, ходатаице и заступнице рода человеческого пред Христом и пред Богом»[9] не может удивлять того, кто знаком с обоснованием и осмыслением этого обращения.

      [1] См.: Протопресв. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., ПСТБИ. 2000. С.30

      [2] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., СЭИ. 1991. С. 110

      [3] См., напр.: Арх. Антоний Амфитеатров. Догматическое богословие.

      [4] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Римлянам. / свящ. Орфанитский И. Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. М., 1904. С. 104

      [5] Особенно хотелось бы подчеркнуть, что библейское понятие «блаженный» не синонимично понятию «счастливый» в общепринятом понимании этого слова: «блаженный - счастливый в истинном, святом, духовном смысле. Блаженство дается от Бога и принимается верою, оно не равнозначно осознаваемому
      состоянию счастья». Цит. по: Библейский словарь В.П. Вихлянцева http://vp35.narod.ru

      [6]См.: Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого В.Н. Кузнецовой. Российское Библейское общество. М., 2001. С.7

      [7] Гл. makaridzo ублажать, считать счастливым, прославлять. См.: Греческо-русский словарь. А.Д. Вейсман. СПб., 1991. С. 777

      [8] Kirios «имеющий силу, власть..; в Новом Завете Господь». Цит. по: Греческо-русский словарь. А.Д. Вейсман. СПб., 1991. С. 742

      [9] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С.15

      Комментарий

      • Slavic Baptist
        Ветеран

        • 29 June 2011
        • 2085

        #2358
        Послушаем что Бог говорит: "Мужчина или женщина, если будут ВЫЗЫВАТЬ МЁРТВЫХ, да будут преданы смерти" Левит 20:27. Молитва- это разговор, прошение. Молитва- это вызывание личности(Бога или ещё кого-то). Молитва "усопшим святым и Марии"- это вызывание мёртвых. Так что друзья, кто вызывает Марию, Матрону или ещё какого-то "святого", тот автоматически подпадает под проклятие.
        Slavic Baptist - значит русскоговорящий(славянский) баптист из Америки. А имя моё Сергей, а не Славик. Место из Писания: " Итак расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа, Бога вашего" 1 Паралипоменон 22:19

        Комментарий

        • Guran
          Отключен

          • 19 December 2006
          • 2160

          #2359
          Сообщение от Slavic Baptist
          Молитва- это разговор, прошение.
          Логично.
          Молитва- это вызывание личности(Бога или ещё кого-то).
          Нелогично. Докажете Библией?
          Или у вас свой бог, которого нужно вызывать молитвой?

          Комментарий

          • Тусклый
            Ветеран

            • 21 September 2010
            • 2692

            #2360
            Сообщение от Guran
            Утверждения Рогозина о почитании Православной Церковью Пресвятой Богородицы поражают своей безграмотностью.
            А что вы хотели этим сказать?

            Комментарий

            • Guran
              Отключен

              • 19 December 2006
              • 2160

              #2361
              Сообщение от Тусклый
              А что вы хотели этим сказать?
              Что вы перепечатали чужой малограмотный бред.

              Комментарий

              • Тусклый
                Ветеран

                • 21 September 2010
                • 2692

                #2362
                Сообщение от Guran
                Что вы перепечатали чужой малограмотный бред.
                Зато совершенно адекватный взгляд на молитвы мимо Бога.

                Комментарий

                • Guran
                  Отключен

                  • 19 December 2006
                  • 2160

                  #2363
                  Сообщение от Тусклый
                  Зато совершенно адекватный взгляд на молитвы мимо Бога.
                  Вся невежественность Рогозина в данном вопросе освещена в приведенной мной цитате.

                  Комментарий

                  • Тусклый
                    Ветеран

                    • 21 September 2010
                    • 2692

                    #2364
                    Сообщение от Guran
                    Вся невежественность Рогозина в данном вопросе освещена в приведенной мной цитате.
                    Скажите с этим вы согласны?

                    Со смертью и Воскресением Христа мы имеем только «Единого Посредника» и «Ходатая Нового Завета Иисуса». Ходатайство это Христос приобрел дорогою ценою: Его крестными страданиями и смертью. Итак, есть только «един Бог, един и посредник между Богом и человеками - Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех»

                    Комментарий

                    • Guran
                      Отключен

                      • 19 December 2006
                      • 2160

                      #2365
                      Сообщение от Тусклый
                      Скажите с этим вы согласны?
                      Если речь идет о библейском понимании ходатайства и посредничества Христа - то согласен.

                      Комментарий

                      • Тусклый
                        Ветеран

                        • 21 September 2010
                        • 2692

                        #2366
                        Сообщение от Guran
                        Если речь идет о библейском понимании ходатайства и посредничества Христа - то согласен.
                        Так вот на это и полагается Рогозин ,а так же должны полагаться и все христиане. Тогда в чём не грамотность то?

                        Комментарий

                        • Олег2008
                          Ветеран

                          • 11 January 2008
                          • 5491

                          #2367
                          Сообщение от Guran
                          Утверждения Рогозина о почитании Православной Церковью Пресвятой Богородицы поражают своей безграмотностью. В частности, говоря о первых веках христианства, автор пишет: «тогда никто не допускал еще мысли о поклонении ей, как «четвертой ипостаси» Только в четвертом веке в некоторых христианских общинах стали именовать Деву Марию Богоматерью, приписывая ей Божеские атрибуты. Все это противоречит Духу Святому и Слову Божию»[1]. Действительно, в IV в. существовало лжеучение, вызвавшее обличение св. Епифания, в рамках которого Богоматери воздавались божественные почести, поклонение и служение наравне с Богом[2]. Однако приведенный отрывок книги Рогозина предполагает, что о Богоматери как четвертой ипостаси Божества учила не ересь IV в., а учит современная Церковь.
                          Боюсь, что о таком учении не знает ни один православный, включая предстоятелей Поместных Православных Церквей. Причина проста: такого учения в Православной Церкви, (как, впрочем, и в Католической[3]) не существует. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в соответствующий раздел любого учебника догматического богословия.
                          Позволю себе уличить вас во лжи.
                          Читаем И. Брянчанинова:
                          Святитель Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери.
                          "Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери"
                          У меня почему-то такое сложилось мнение - что Игнатий лучше вас ориентируется в том - что существует, а чего нет.
                          Тот факт, что учение существует - а вот не изложенное в догматических учебниках - говорит о том качестве подготовки этих самых учебников.

                          Комментарий

                          • Renev
                            Я ужасен :(.

                            • 10 January 2010
                            • 11946

                            #2368
                            Сообщение от Тусклый
                            Так вот на это и полагается Рогозин ,а так же должны полагаться и все христиане. Тогда в чём не грамотность то?
                            А в чем заключалось посредническая миссия Христа?

                            Комментарий

                            • Тусклый
                              Ветеран

                              • 21 September 2010
                              • 2692

                              #2369
                              Сообщение от Renev
                              А в чем заключалось посредническая миссия Христа?
                              Ну не хотите же вы сказать, что Христос пришёл вместо той жертвы, ветхой, того барана которого отдавали в жертву. Иисус отдал себя в жертву за наш грех, для того чтобы мы наконец могли начать что называется всё с нуля, чтобы каждый из нас, имел шанс, на спасенье. Не натягивать на себя ветхое, а полностью положиться на Христа, как на друга как на Бога, как на посредника, и ходатая.

                              Комментарий

                              • nonconformist
                                Отключен

                                • 01 March 2010
                                • 33654

                                #2370
                                Сообщение от Slavic Baptist
                                Молитва- это вызывание личности(Бога или ещё кого-то). Молитва "усопшим святым и Марии"- это вызывание мёртвых.
                                Очуметь! Господа баптисты, да как же вы до жизни такой локатились????????????????????

                                Комментарий

                                Обработка...