Утверждения Рогозина о почитании Православной Церковью Пресвятой Богородицы поражают своей безграмотностью. В частности, говоря о первых веках христианства, автор пишет: «тогда никто не допускал еще мысли о поклонении ей, как «четвертой ипостаси» Только в четвертом веке в некоторых христианских общинах стали именовать Деву Марию Богоматерью, приписывая ей Божеские атрибуты. Все это противоречит Духу Святому и Слову Божию»[1]. Действительно, в IV в. существовало лжеучение, вызвавшее обличение св. Епифания, в рамках которого Богоматери воздавались божественные почести, поклонение и служение наравне с Богом[2]. Однако приведенный отрывок книги Рогозина предполагает, что о Богоматери как четвертой ипостаси Божества учила не ересь IV в., а учит современная Церковь. Боюсь, что о таком учении не знает ни один православный, включая предстоятелей Поместных Православных Церквей. Причина проста: такого учения в Православной Церкви, (как, впрочем, и в Католической[3]) не существует. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в соответствующий раздел любого учебника догматического богословия. Автор рассматриваемой нами книги утверждает, что с IV в. некоторые общины приписывают Пресвятой Деве «Божеские атрибуты»[4]. Напомним, чтоатрибут (лат. attributus) это неотъемлемое свойство субстанции, существенное свойство объекта. Атрибут субстанции свойство, выражающее ее сущность[5]. Среди главных свойств существа Божия как всесовершеннейшего бытия можно назвать: вечность, самобытность, неизменяемость и т.д.[6] Какой из этих (лишь некоторых, названных нами!) атрибутов, по мнению Рогозина, Церковь относит к Божией Матери? Рассуждения Рогозина о Деве Марии носят самый очевидный характер несторианской ереси, осужденной на III Вселенском Соборе в 431г.: «Дева Мария была матерью Иисуса, матерью Его человеческого естества, а не матерью Христа, Сына Божия. Поэтому такие наименования, как «Богоматерь», «Матерь Божия» или «Богородица» не соответствуют Св. Писанию»[7]. История несторианства началась с фразы синклита епископа Константинопольского Нестория пресвитера Анастасия, произнесенной им в церкви в присутствии самого Нестория, подтвердившего ее смысл: «Пусть никто не называет Марию Богородицей, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно»[8]. Мы воздержимся здесь от подробного богословского анализа несторианства и ответа на него Церкви, затронув лишь основные аспекты православного учения о почитании Девы Марии как Богородицы (гр. teotokos). Бог-Слово превечно рождается от Бога-Отца, но вступает в земную историю через рождение от Девы, соединив в Воплощении Свою Божественную природу с природой человеческой: «в Нем обитает вся полона Божества телесно» (Кол. 2:9), «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16), поэтому Рожденный Пресвятой Девой есть не только совершенный человек, но и Бог: Христос есть Богочеловек. Да, Дева Мария является Матерью Христа по Его человеческому естеству, а не по Божественному, но это человеческое естество непреложно воспринято Второй Ипостасью в Воплощении: таким образом, Дева становится Матерью Самого Бога, но по Его человеческой природе. Человеческая природа, воспринятая Логосом в Боговоплощении, становится Его собственной, вся сущность христианской вести о спасении в единстве Бога и человека во Христе в Божественной Личности Слова. Восприняв человеческое естество в Свою Ипостась, БогСлово сделал человеческую природу Свой Собственной. Потому мы говорим, что Бог воплотился, «явился во плоти» (1Тим. 3:16), что тело Христа есть тело Бога[9]. Но субъектом человеческих переживаний, действий Христа является Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Личность Христа Божественна, во Христе нет человеческой ипостаси, иного ипостасного центра, кроме Божественного[10]. Во Христе только один Сын, Сын Божий, и Матерь не могла быть Матерью человеческого естества, рассматриваемого нами отдельно от Ипостаси БогаСлова. Сказать, что Пресвятая Дева была Матерью «человеческого естества (Иисуса. М.О.), а не матерью Христа»[11], как это делает Рогозин, значит раздвоить, рассматривать по-отдельности Божественную и человеческую природы во Христе, соединенные в Воплощении, по определению Халкидонского ороса 451г., «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо»[12].
[1] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С.14
[2] См.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1993. Т.II. С. 527
[3] В Католической Церкви существует догмат, провозглашенный ex cathedra папой Пием XII 1 ноября 1950 года, о посмертном телесном вознесении Девы Марии и о воспринятии Ее в небесную славу; Второй Ватиканский Собор назвал Божию Матерь «Посредницей» и «Матерью Церкви», причем каждое из этих наименований имеет свой богословский смысл, однако Католическая Церковь не учит о Богоматери как четвертой ипостаси.
[4] Там же. С.14
[5] См., напр.: Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С. 23
[6] См., напр.: С. Рассказовский. Основы православного вероучения. СПб. 1993. С.63
[7] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С. 14-15
[8] Сократ. VII,32; Евагрий. Церковная история. I, 2/ Цит. по: М.Э. Поснов. История Христианской Церкви. Брюссель. Жизнь с Богом. 1988. С. 382
[9] Подр. см., напр.: Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. С. 251
[10] Подр. см., напр.: прот. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., ПСТБИ. С. 95
[11] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С. 14-15
[12] Цит. по: Карташев А.В. Вселенские соборы. Клин.2002. С.343
[1] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С.14
[2] См.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1993. Т.II. С. 527
[3] В Католической Церкви существует догмат, провозглашенный ex cathedra папой Пием XII 1 ноября 1950 года, о посмертном телесном вознесении Девы Марии и о воспринятии Ее в небесную славу; Второй Ватиканский Собор назвал Божию Матерь «Посредницей» и «Матерью Церкви», причем каждое из этих наименований имеет свой богословский смысл, однако Католическая Церковь не учит о Богоматери как четвертой ипостаси.
[4] Там же. С.14
[5] См., напр.: Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С. 23
[6] См., напр.: С. Рассказовский. Основы православного вероучения. СПб. 1993. С.63
[7] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С. 14-15
[8] Сократ. VII,32; Евагрий. Церковная история. I, 2/ Цит. по: М.Э. Поснов. История Христианской Церкви. Брюссель. Жизнь с Богом. 1988. С. 382
[9] Подр. см., напр.: Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. С. 251
[10] Подр. см., напр.: прот. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., ПСТБИ. С. 95
[11] Рогозин Павел. Откуда все это появилось? М., Титул. 2002. С. 14-15
[12] Цит. по: Карташев А.В. Вселенские соборы. Клин.2002. С.343
Комментарий