Католическая инквизиция в Европе
Свернуть
X
-
о. Павел
Если вы, хотите рассматривать эту тему, то вы должны писать всю историю, а не отдельные её части, потому что простите, но появляются такие мысли, что вы умышленно умалчиваете часть истории, что бы использовать это в каких то нужных вам целях
Тем более смешно и глупо выглядят рассуждения о необходимости Православных простить КЦ. Можно подумать, что более миллиарда Католиков когда-либо обращались к горстке Православных с просьбой о прощении. Истинные Православные никогда бы такой глупости не написали. Но на форуме действуют не Православные, а так называемые "православнутные" - группа фанатиков, цель которых постоянно гадить не только Католикам, но любым христианам-иноверцам. Но их главная задача - пробудить отвращение читателей к настоящему Православию. Слава Богу Христиане форума давно распознали эти цели и этих поддельных "православных".
Короче, не стоит лающая на Слона моська и продукты ее жизнедеятельности серьезного внимания Христиан.Комментарий
-
О.Павел, не надо врага Церкви выставлять в качестве аргумента, он вообще плохо знаком с православной верой, сам путается в терминологии и часто ошибается, вылез на пиаре, на харизматичности. Человек случайный в церковной жизни, наглый и чрезвычайно горделивый. И почему именно Кураев? Почему не святые Отцы Церкви, которые писали о католичестве?
Вы мне можете привести доказательства документальные из истории Вселенской Церкви о покаянии католиков? Если такие есть, то прошу предоставить.
Пожалуйста, не засоряйте мою тему роликами от Кураева, я не стану тратить на него своё время, наши священники разбирали его "труды" и находят кучу ошибок, откровенного передергивания фактов. Итак, найдите мне более убедительные факты, чем пустобрех Кураев.Комментарий
-
продолжение....
По прибытии трибунала на место его работы, инквизиторы выступали перед духовенством и жителями с проповедями, объяснявшими опасность ереси. Объявлялся «период милосердия», в течение которого любой виновный мог прийти и тайно покаяться в преступлении перед трибуналом в этом случае на него накладывалось обычное церковное покаяние за грех, и он не подвергался уголовному преследованию. Инквизиционные процедуры были подробно описаны в специальных руководствах, которым обычно тщательно следовали. Эти руководства мало напоминают известный «Молот ведьм» (о нём позже) это были скрупулезные юридические инструкции, созданные профессиональными юристами. Сомнительные показания не принимались в расчёт, обвиняемый имел право на защиту, он мог представить трибуналу список своих врагов, показания которых после этого не использовались в процессе. Никто не мог быть осуждён без доказательств. Многие дела прекращались за недостаточностью улик. Пытки использовались лишь в незначительном числе случаев, и дозволялись лишь в ситуациях, когда налицо были убедительные доказательства того, что обвиняемый лжёт. В ряде случаев (например, в исследованиях, проведенных известным ученым Карло Гинзбургом в итальянской местности Флиулия) вообще нет никаких указаний на использование пыток. Дело редко кончалось обвинительным приговором, но даже из этого небольшого числа приговоров лишь около 2% вели к смертной казни, когда она предусматривалась государственным законодательством за установленные судом преступления обвиняемого. Нередки случаи, когда обычные преступники намеренно богохульствовали, чтобы предстать перед судом инквизиции, поскольку она гуманнее относилась к подследственным, чем государственные дознаватели. Преступник всегда имел возможность принести покаяние, исповедать свое преступление и, получив сравнительно мягкое наказание, избежать предусмотренной законом суровой кары в то время как светские законы не предусматривали подобной возможности.
Однако тот факт, что инквизиционные процессы всё же находились в ведении местных властей, часто приводил к злоупотреблениям, когда невиновные в силу политических причин осуждались, а виновные, напротив, оправдывались. Следуя наиболее прогрессивным для того времени юридическим представлениям, Церковь в XIII веке учредила инквизиционные трибуналы, подотчётные не местным епископам, а Риму. Это привело к повышению тщательности и аккуратности инквизиционных процессов. Фактически, нет исторических доказательств тех искажённых образов жестоких и страшных инквизиторов, которые предстают перед нами во многих фильмах и художественных произведениях (таких, как «Имя Розы» Умберто Эко). Светские правители нередко обвиняли инквизиторов в том, что те слишком мягко относились к обвиняемым и слишком гуманно вели следствие. В позднее средневековье короли, пользуясь поддержкой местных учёных, стали захватывать в свои руки инквизиционные процессы, выводя их из-под власти Папы (такое произошло, к примеру, во Франции). Собственно церковная римская инквизиция утрачивала свое влияние, и почти потеряла его после 1500 года.
На этой волне захвата светской властью инквизиционной юрисдикции возникла и испанская инквизиция, которую обычно считают самой жестокой, и которую следует отличать от церковной епископской и папской средневековой инквизиции. Историкам известно, что с XVI века в государствах-врагах Испании намеренно создавались тексты, призванные опорочить её, и расхожее мнение об ужасах испанской инквизиции это отзвук одной из частей этой «чёрной легенды». Факты сильно отличаются от мифов.
В Испании жило очень много иудеев, которые, начиная с конца XIV века, начали часто обращаться в католичество. Под влиянием распространившихся в народе подозрений, что многие обратившиеся в действительности не являются католиками, оставаясь тайными иудеями, испанская монархия с разрешения Церкви учредила инквизиционный трибунал, призванный выявлять такие притворные обращения, считавшиеся преступлениями против государства. Инквизиционные трибуналы, особенно в первый период существования испанской инквизиции, допускали злоупотребления. Помимо этого, христиане нееврейского происхождения, недолюбливавшие обратившихся евреев, и оставшиеся в старой вере иудеи нередко старались использовать возможности трибуналов в целях личной мести. Эти злоупотребления вызвали реакцию Папы Сикста IV, который писал:
«В Арагоне, Валенсии, на Майорке и в Каталонии инквизиция была порою движима не ревностью о вере и спасении душ, а страстью к богатству. Многие верные и истинные христиане по доносу врагов, соперников, рабов и прочих низших и даже недостойных лиц были без всякого законного доказательства брошены в мирские тюрьмы, подвергнуты пыткам и осуждены как повторно впавшие в ересь, лишены своего добра и собственности и переданы светским органам на казнь, что вызвало опасность для душ, подало пагубный пример и вызвало во многих омерзение» 1. Папа требовал участия епископов в работе трибуналов, соблюдения установленных норм церковного правосудия, доступа обвиняемых к помощи юристов и возможности для них апеллировать в Рим.
Церковь в лице Папы пыталась, таким образом, остановить злоупотребления испанской королевской инквизиции. Однако требования Папы не были исполнены, а король Фердинанд ответил на его требования отказом в оскорбительном тоне.
«На этом роль папства в испанской инквизиции закончилась. Отныне она была органом испанской монархии, отделённым от церковной власти. Так что странно, что испанскую инквизицию столь часто называют в наши дни одним из величайших грехов Католической церкви. Католическая церковь как институт практически не имела к ней отношения» (Томас Мэдден). Испанская инквизиция была, таким образом, государственным, а не церковным учреждением, и нельзя винить Церковь в её эксцессах. При этом сами эксцессы были сильно преувеличены противниками Испании. Будучи более жёсткой, чем церковная инквизиция, она была в целом всё же гуманнее светских судов своего времени. Обычно символом жестокости испанской инквизиции считают Фра Томаса де Торквемаду, великого инквизитора, возглавлявшего её с 1483 по 1498 годы. В действительности Торквемада скорее смягчил неумеренное рвение своих предшественников, в том числе ограничил использование пыток. Даже в годы его деятельности к смертной казни приговаривали не более 2 процентов всех обвиняемых. Хотя это значительно больший процент, чем в деятельности церковной инквизиции в средние века, но всё же далеко от тех миллионов жертв, которые приписывают испанской Инквизиции. После Торквемады в испанских трибуналах были проведены дополнительные реформы, сделавшие испанскую инквизицию более справедливым и умеренным судебным учреждением. Казни и пытки были явлением весьма редким. Работали в трибуналах, как и в средневековой инквизиции в Европе, опытные юристы и бюрократы. За всё время существования испанской инквизиции ею было приговорено к смерти несколько тысяч человек, а никак не миллионы. Проведённые в последние десятилетия исследования документов испанской инквизиции (а они практически все сохранились и доступны учёным) показали, что с «чёрной легендой» историческая реальность имеет мало общего.
Несколько слов по поводу мнения, согласно которому Католическая церковь содействовала охоте на ведьм. В действительности церковь на протяжении долгого времени противостояла народной вере в ведьм, считая её вредным суеверием. Вплоть до XIII века инквизиция не занималась обвинениями в колдовстве (скажем, в 1258 году Папа Александр IV прямо запретил инквизиции заниматься такими делами). С течением времени, однако, мнение о существовании ведьм и колдунов, вредящих людям, стало более или менее общим воззрением (его разделяли и сами обвиняемые, часто твёрдо верившие в свои колдовские действия). Лишь в 1326 году инквизиция получила от Папы право расследовать ведьмовские процессы. Тем не менее, до 1500 года, то есть в те столетия, когда Церковь была на пике своего влияния и власти в Европе, число таких процессов было очень невелико. Авторитетный исследователь ведовства Ричард Киркхефер в своей работе «European Witch Trials» показал, что с 1326 по 1500 годы на территории всей Европы произошло в общей сложности 702 документально подтверждённых казни ведьм, и из них лишь 137 приговоров было вынесено церковными трибуналами. И после этого времени деятельность инквизиции, даже испанской, скорее препятствовала массовой истерии на почве веры в ведьм. Так, в 1609 году эпидемия страха перед ведьмами проникла из Франции в Испанию, в регион, насёленный басками. К расследованию была привлечена инквизиция. Высший суд испанской инквизиции, Супрема, признал страхи беспочвенными, и выпустил «Эдикт о молчании», запрещающий всякие дальнейшие дискуссии на тему ведовства. В другом регионе в 1616 году история почти повторилась испанская инквизиция вновь выпустила «Эдикт о молчании» однако, нашлись люди, обратившиеся к королю через голову инквизиционного трибунала, и король разрешил судить обвиняемых без инквизиции, что и вылилось в быстрый смертный приговор 289 людям. Если бы действовала инквизиция, их жизни были бы спасены. В действительности именно тогда, когда церковные инквизиционные трибуналы фактически утратили свое влияние в Европе, и начались массовые охоты на ведьм изрядная их часть происходила в протестантских государствах и там, где инквизиция никогда не существовала (скажем, знаменитая Салемская охота на ведьм в США). Таким образом, фактически охота на ведьм начинается именно тогда, когда влияние Церкви на процессы по религиозным преступлениям типа ереси и колдовства фактически сходит на нет.
Немного поговорим о печально известном «Молоте Ведьм». Вопреки распространённому мнению, эта книга не имеет ничего общего с официальными руководствами для инквизиторов. История её такова. Молот ведьм был написан доминиканцем Генрихом Крамером в 1486 году. В это время Крамер вёл процесс над подозреваемыми в ведьмовстве в Инсбруке. Методы, которыми он вёл следствие, и его высказывания вызвали резкий протест со стороны местного епископа, и он остановил процесс. Второй «автор», Шпренгер, судя по всему, не имел к этой книге никакого отношения. Его имя было использовано Крамером лишь с целью увеличения её значения.
Желая придать авторитет своему труду, Крамер обратился в Рим к Папе и в Кёльнский университет «Молот» издают с папской буллой, якобы его одобряющей, и с одобрением университета. В действительности, Папа никогда не читал книгу Крамера. В своей булле, в ответ на жалобу Крамера о том, что местный епископат не верит, что колдовство это зло, и мешает работе инквизиции, Папа пишет, что колдовство это зло, и с ним надо бороться, не мешая инквизиторам выполнять свою работу. Булла была написана до появления «Молота». Крамер вставил послание Папы в качестве предисловия к «Молоту», чтобы создать впечатление, что книга одобрена Церковью. Об эксцессах Крамера Папа не знал и книги в глаза не видел. Еще неприятнее история с университетом Кёльна. Одобрение университета было, судя по всему, сознательно подделано Крамером. Он действительно посылал туда книгу на оценку, но одобрения не получил. Фактически же процедуры, описанные в книге Крамера, никогда не использовались инквизицией в том виде, в каком они там представлены, а через четыре года после её публикации за применение неправильных и скандальных методов ведения следствия был осужден властями ордена доминиканцев, к которому он принадлежал, собственно и её автор, Генрих Крамер (1490 год). К сожалению уже после 1500 года идеи, изложенные этой книге, часто воплощались на практике в охоте на ведьм, осуществлявшейся светскими властями, чаще протестантскими.
1. Цит. по: Thomas F. Madden, The Truth about the Spanish Inquisition, в Crisis (October 2003), пер. О. Мартынова.
Глава из книги "50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу", Москва, ЭКСМО, 2009.
- - - Добавлено - - -
О.Павел, не надо врага Церкви выставлять в качестве аргумента, он вообще плохо знаком с православной верой, сам путается в терминологии и часто ошибается, вылез на пиаре, на харизматичности. Человек случайный в церковной жизни, наглый и чрезвычайно горделивый. И почему именно Кураев? Почему не святые Отцы Церкви, которые писали о католичестве?
Вы мне можете привести доказательства документальные из истории Вселенской Церкви о покаянии католиков? Если такие есть, то прошу предоставить.
Пожалуйста, не засоряйте мою тему роликами от Кураева, я не стану тратить на него своё время, наши священники разбирали его "труды" и находят кучу ошибок, откровенного передергивания фактов. Итак, найдите мне более убедительные факты, чем пустобрех Кураев.
- - - Добавлено - - -
А как ещё напомнить о претензиях на мессианство из "лопухов мира"...?Все буде добре, бо ми того варті...
"нравится не нравится...", росія нами вдавитьсяКомментарий
-
О.Павел, не надо врага Церкви выставлять в качестве аргумента, он вообще плохо знаком с православной верой, сам путается в терминологии и часто ошибается, вылез на пиаре, на харизматичности. Человек случайный в церковной жизни, наглый и чрезвычайно горделивый. И почему именно Кураев? Почему не святые Отцы Церкви, которые писали о католичестве?
Вы мне можете привести доказательства документальные из истории Вселенской Церкви о покаянии католиков? Если такие есть, то прошу предоставить.
Пожалуйста, не засоряйте мою тему роликами от Кураева, я не стану тратить на него своё время, наши священники разбирали его "труды" и находят кучу ошибок, откровенного передергивания фактов. Итак, найдите мне более убедительные факты, чем пустобрех Кураев.Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
-
Сам себя не похвалишь, так и будешь стоять как обплёванный.... А так конечно же мы все переживаем сильно о том, заговорит ли с нами Алексина... я вот сижу и рыдаю в священном ожидании... такие вот дела...Все буде добре, бо ми того варті...
"нравится не нравится...", росія нами вдавитьсяКомментарий
-
А как Вам обороты мадам "Итак, найдите мне ..."?Комментарий
-
А что, врагов Церкви надо обязательно отлучать? Пока для него применено прещение запрещения в служении. А там- как Патриарх решит.
Ну и данная тема не только ваша. Вы подняли ОБЩИЕ вопросы, которые волнуют многих. Потому люди вольны выкладывать в тему и свою информацию, которая может либо дополнять ваши взгляды, либо опровергать. А читатели будут иметь возможность разносторонне посмотреть на спорные вопросы. Это нормальная практика. Реагировать ли лично вам на информацию, опровергающую ваши взгляды, это уже вам самой решать. Можете и не реагировать. Но другие люди имеют право сверить аргументацию разных сторон. Это не "загрязнение" темы. Это просто не все разделяют ваше понимание.Комментарий
-
А там- как Патриарх решит.
А суда не будет т.к.сами понимаете,что он будет защищаться и у него будут свидетели...Веди себя хорошо,Бугимен придет за тобой...
Прекрасен был на вид,и весьма приятен на вкус плод,умертвивший меня...Комментарий
-
Клоунада... можно подумать оно ей и вправду "нада". У них привычки уже с шоу скабеево-соловьёвских, не слушать ответы, а переезжать на линчевание негров и госдолга в США... они при таком поведении кажутся себе умнее...Все буде добре, бо ми того варті...
"нравится не нравится...", росія нами вдавитьсяКомментарий
-
А жаль.
Все потому, что Патриарх у нас добрый.
Вообще, не понятно, когда он служит, если строчит по 10 постов в сутки в своем ЖЖ.
Ну а решать будет не Патриарх,а суд.
А суда не будет т.к.сами понимаете,что он будет защищаться и у него будут свидетели...Комментарий
-
Инквизиция. Просто статистика
Моральная сторона инквизиции не обсуждается. Сколько бы человек ни были ею от имени христианской церкви отправлены на смерть три, три тысячи, тридцать тысяч или три миллиона к Нагорной проповеди Христа это имеет лишь взаимно-несовместимое отношение.Но есть три уровня разговора о ней:
- [*=left]моральный
[*=left]историко-культурологический
[*=left]пропагандистский
Вот именно от третьего хорошо бы уйти.2014 год показал, как настырно могут вестись информационные войны. Но одна из первых таких войн в истории это протестантско-масонское пестование «черной легенды» о католической инквизиции.«Миллионы жертв инквизиции» вошли в каноны школьной науки. И лишь в конце 20 века, когда у историков проснулся вкус к дотошному копанию в пыльных архивах, когда стало принятым интересоваться не только «жизнью замечательных людей», но и обычными обывателями, эта легенда стала шататься.Тотальный чёс историков по архивам показал непривычно малые цифры:
Инквизиция в Испании
В архивах Suprema (Верховного суда инквизиции), хранящихся сейчас в Национальном историческом архиве, сохранились отчеты, ежегодно предоставляемые всеми местными судами. Дела были изучены Густавом Хеннингсенем и Хайме Контрерасом.Всего там хранятся 49 092 досье.
Из них:
иудействующие 5007;
мориски 11 311;
лютеране- 3499;
гностики (alumbrados) 149;
суеверия 3750;
допускавшие еретические суждения 14 319;
двоеженцы 2790;
сексуальные преступления духовенства 1241;
хула на Святую Инквизицию (ofensas al Santo Oficio) 3954;
разное 2575.
Из них смертные приговоры вынесены всего лишь 775 обвиненным. Большинство из них по-прежнему составляли иудаизанты, но среди них было и несколько десятков морисков,более сотни протестантов (главным образом, иностранцев, особенно французов), около 50 гомосексуалистов и несколько баскских ведьм.По расчетам этих авторов, только 1,9 % приговоров определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора.Остальные 98,1% обвиняемых были либо оправданы, либо получили легкое наказание (штраф, покаяние, паломничество).От четверти до трети всех привлеченных к суду отпускались безо всякого наказания; в Толедо этот показатель составлял две трети (Dedieu J.-P. LInquisition. Paris, 1987, р. 79).В ряде случаев (1,7 процента от общего числа казней) казни были совершены лишь на бумаге: сжигались манекены отсутствующих осужденных; в этой более поздней публикации цифра процессов ниже, чем ранее: 44 674 за несколько больший период: с 1540 по 1700).Эти 49 092 процесса проходили не во времена Торквемады, а с 1560 по 1700 годы.Для дел, более ранних, чем 1560, надо изучать архивы из местных судов, но большинство из них были потеряны. Сохранилось лишь архивы Толедо, Куэнка и Валенсии.Dedieu изучил дела из Толедо (12 000 приговоров). García Cárcel проанализировал работу суда Валенсии. Исследования этих авторов показывает, что в 1480-1530 годах процент людей, приговоренных к смертной казни был гораздо более значительным, чем в годы, изученные Хеннингсеном и Контрерасом.После 1530 года преступлением, каравшимся с наибольшей (сравнительно) суровостью, было скотоложество, которое подпадало под юрисдикцию инквизиции только в Арагоне: здесь мы обнаруживаем 23 смертные казни на 58 приговоров, причем число казненных достигало 40% (по контрасту, число казненных даже среди обвиняемых-иудаизантов теперь составляло 10%)». (Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003, сс. 91)Carcel полагает, что всего инквизиция на протяжении всей своей истории рассмотрела примерно 150 000 дел. Число жертв можно оценить в пределах 3000.Х. Стивен, один из ученых, работавших в архивах инквизиции, сказал, что он обнаружил, что инквизиторы использовали пытки нечасто и, как правило, они длились не более 15 минут.Из 7000 дел в Валенсии в менее чем 2% были использованы пытки и никто не подвергался им более двух раз. Дважды пытка применялась только в одном проценте случаев. Кроме того, сборник рекомендаций, разработанный испанской инквизицией, запрещал различные формы пыток, используемые в других странах Европы. Инквизиторы были образованными людьми, которые скептически относились к ценности пыток для обнаружения ереси.О том же: Томас Мэдден Правда об испанской Инквизиции. Генри Кеймен Испанская инквизиция (Henry A. Kamen The Spanish Inquisition: A Historical Revision. London and New Haven: Yale University Press, 1998. Geoffrey Parker. Some Recent Work on the Inquisition in Spain and Italy // The Journal of Modern History, vol. 54, no. 3 (Sept, 1982): 519-532. Edward Peters. Inquisition. New York: The Free Press, 1988.Испанская Supremo уже в 1538 году советовала своим отделениям: инквизиторы не должны верить всему, что содержится в «Молоте ведьм», даже если автор «пишет об этом как о чем-то, что он сам видел и расследовал, ибо природа этих дел такова, что он мог ошибаться, как и многие другие» (Монтер, с. 91).Впрочем, французский историк отмечает, что высший инквизиционный трибунал Испании (Supremo) никогда не верил в колдовские шабаши. Более того, «он систематически заставлял освобождать обвиняемых», оказывая для этого давление на местные суды (Dedieu, p. 48).Кстати, «при Филиппе 4 расширилась самостоятельность инквизиции: она не признавала более за Римской курией права запрещать в Испании чтение какой-либо книги, как об этом свидетельствует случай с Галилеем. В Риме нашли необходимым внести в индекс «Диалоги», и папский нунций в Испании распорядился прибить к дверям церкви эдикт о запрете этой книги, не испросив разрешения великого инквизитора. Инквизиция обратилась за помощью к Филиппу 4, доказывая ему, что она в борьбе между королевской властью и абсолютистскими стремлениями римской Курии всегдал становилась на сторону первой, и не запрещала, несмотря на требования Римской курии, тех книг, которые защищали прерогативы королевской власти. Было бы поэтому справедливо, чтобы Филипп теперь принял сторону инквизиции и не допускал бы вмешательства Рима в дело цензуры книг. Филипп внял просьбе Великого инквизитора, и имя знаменитого флорентийца действительно не фигурирует на страницах испанских индексов» (Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании Спб., 1914, С. 306).Комментарий
- [*=left]моральный
-
Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.Комментарий
Комментарий