продолжение...
К середине XV века в Испании расцвела целая новая культура conversos - в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном - католическая. Conversos, будь они новообращенными сами или же потомками обращенных, очень гордились ею. Иные утверждали даже, что они лучше, чем "старые христиане", поскольку, будучи евреями, состоят с Самим Христом в кровном родстве. Когда епископ Бургосский, converso Альфонсо де Картагена, читал молитву "Радуйся, Мария", то с гордостью произносил: "Святая Мария, Матерь Бога и моего кровного родича, молись за нас, грешных".
Рост богатства и власти conversos в Испании вызывал негативную реакцию, в частности, со стороны старых христиан, принадлежавших к аристократии и среднему классу. Они презирали заносчивость conversos и завидовали их успеху. Было написано несколько трактатов, демонстрировавших, что conversos проникли практически во все благородные семейства Испании. В изобилии появились антисемитские теории заговора. Говорили, будто conversos - часть тщательно разработанной схемы, с помощью которой евреи пытаются победить испанское дворянство и Католическую Церковь, разрушив и то, и другое изнутри. Согласно этой логике, conversos были не искренними христианами, а тайными иудеями.
Современная наука ясно показала, что, подобно большинству теорий заговора, эта представляла собой чистую игру воображения. Подавляющее большинство conversos были добрыми католиками, всего лишь гордившимися своим еврейским наследием. Удивительно то, что многие нынешние авторы - и даже многие авторы-евреи - приняли эти антисемитские фантазии. Сейчас нередко приходится слышать, что conversos были тайными иудеями, боровшимися за сохранение своей веры, но скрывавшими ее под гнетом тирании католичества. Даже в "American Heritage Dictionary" converso определяется как "испанский или португальский еврей, притворно обратившийся в Средние века в католичество, чтобы избежать гонений или изгнания, но часто втайне продолжавший практиковать иудаизм". Это попросту неправда.
Но неустанный шквал обвинений убедил короля Фердинанда и королеву Изабеллу в том, что вопрос о тайных иудеях нужно, по крайней мере, исследовать. Отвечая на их запрос, Папа Сикст IV издал буллу от 1 ноября 1478 г., позволив короне учредить инквизиционный трибунал, состоящий из двух или трех священников старше 40 лет. Монархи, как теперь было в обычае, имели бы полную власть над инквизиторами и проводимым ими следствием. Фердинанд, при дворе которого было немало иудеев и conversos, сперва не пылал на этот счет большим энтузиазмом. Прошло два года, прежде чем он, наконец, назначил двоих человек. Так возникла испанская Инквизиция.
Король Фердинанд, по-видимому, считал, что расследование ничего не выявит. Он ошибался. Пороховая бочка возмущения и ненависти грохнула на всю Испанию - враги conversos, как христиане, так и иудеи, стали выступать с обвинениями в их адрес. Главными мотивами были сведение счетов и приспособленчество. Однако инквизиторы оказались завалены огромным объемом доносов. Они попросили дать им побольше помощников и получили их, но чем крупнее становилась Инквизиция, тем больше поступало обвинений. В конце концов даже Фердинанд был убежден, что проблема с тайными иудеями действительно существует.
На этом раннем этапе существования испанской Инквизиции старые христиане и иудеи использовали трибуналы как оружие против своих врагов-conversos. Поскольку единственной задачей Инквизиции было следствие в отношении conversos, старым христианам бояться от нее было нечего. Их приверженность католической вере не рассматривалась (хотя она и была далеко не чиста). Что же до иудеев, они были совершенно неуязвимы для Инквизиции. Не будем забывать, что целью Инквизиции было находить заблудших овец и возвращать их в паству Христову. Над другими паствами она не имела юрисдикции. Те, кто изучал историю по фильму Мэла Брукса "Всемирная история, часть первая", вероятно, будут удивлены, узнав, что все те иудеи, что подвергаются там различным пыткам в подземельях испанской Инквизиции - не что иное, как продукт плодовитого воображения Брукса. Иудеям Испании бояться испанской Инквизиции не приходилось.
В ранние годы быстрого развития было немало злоупотреблений и непонимания. Большинство обвиненных conversos оправдывались - но не все. Публичные сожжения, причиной которых часто становились вопиюще лживые показания, небезосновательно пугали других conversos. Те, у кого были враги, нередко бежали из городов, пока те не успели донести на них. А инквизиторы находили новых обвинителей везде, где искали их. Когда Инквизиция распространилась на Арагон, уровень истерии достиг новых высот. Папа Сикст IV пытался остановить ее. 18 апреля 1482 года он писал епископам Испании:
В Арагоне, Валенсии, на Майорке и в Каталонии Инквизиция была порою движима не ревностью о вере и спасении душ, а страстью к богатству. Многие верные и истинные христиане по доносу врагов, соперников, рабов и прочих низших и даже недостойных лиц были без всякого законного доказательства брошены в мирские тюрьмы, подвергнуты пыткам и осуждены как повторно впавшие в ересь, лишены своего добра и собственности и переданы светским органам на казнь, что вызвало опасность для душ, подало пагубный пример и вызвало во многих омерзение.
Сикст приказал епископам принять прямое участие во всех будущих трибуналах. Им следовало обеспечить уважение к установленным церковным нормам правосудия. Обвиняемые должны были иметь доступ к консультации юристов и право апеллировать в Рим.
В Средние века распоряжение Папы было бы исполнено. Но те дни прошли. Услышав о письме, король Фердинанд пришел в ярость. Он написал Папе, открыто высказав предположение, что Понтифик подкуплен золотом conversos:
Мне передали такое, Святой Отче, что будь то правдой, оно заслуживало бы величайшего изумления. Этим слухам, однако, мы не придали значения, поскольку представляется, что они касаются уступок, на которые Ваше Святейшество, имея долг по отношению к Инквизиции, никогда не пошло бы. Но если вдруг уступки были сделаны по причине упорного и хитрого убеждения со стороны conversos, я намерен ни в коем случае не позволить им вступить в силу. Постарайтесь же не допустить развития этого дела и отменить любые послабления, а попечение об этом предмете вверить нам.
На этом роль папства в испанской Инквизиции закончилась. Отныне она была органом испанской монархии, отделенным от церковной власти. Так что странно, что испанскую Инквизицию столь часто называют в наши дни одним из величайших грехов Католической Церкви. Католическая Церковь как институт практически не имела к ней отношения.
В 1483 году Фердинанд назначил Томаса де Торквемаду генеральным инквизитором большей части Испании. Обязанностью Торквемады было определение правил рассмотрения доказательств и процедур Инквизиции, а также организация ее отделений в основных городах. Сикст подтвердил его назначение, надеясь, что оно внесет в ситуацию какой-то порядок.
К середине XV века в Испании расцвела целая новая культура conversos - в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном - католическая. Conversos, будь они новообращенными сами или же потомками обращенных, очень гордились ею. Иные утверждали даже, что они лучше, чем "старые христиане", поскольку, будучи евреями, состоят с Самим Христом в кровном родстве. Когда епископ Бургосский, converso Альфонсо де Картагена, читал молитву "Радуйся, Мария", то с гордостью произносил: "Святая Мария, Матерь Бога и моего кровного родича, молись за нас, грешных".
Рост богатства и власти conversos в Испании вызывал негативную реакцию, в частности, со стороны старых христиан, принадлежавших к аристократии и среднему классу. Они презирали заносчивость conversos и завидовали их успеху. Было написано несколько трактатов, демонстрировавших, что conversos проникли практически во все благородные семейства Испании. В изобилии появились антисемитские теории заговора. Говорили, будто conversos - часть тщательно разработанной схемы, с помощью которой евреи пытаются победить испанское дворянство и Католическую Церковь, разрушив и то, и другое изнутри. Согласно этой логике, conversos были не искренними христианами, а тайными иудеями.
Современная наука ясно показала, что, подобно большинству теорий заговора, эта представляла собой чистую игру воображения. Подавляющее большинство conversos были добрыми католиками, всего лишь гордившимися своим еврейским наследием. Удивительно то, что многие нынешние авторы - и даже многие авторы-евреи - приняли эти антисемитские фантазии. Сейчас нередко приходится слышать, что conversos были тайными иудеями, боровшимися за сохранение своей веры, но скрывавшими ее под гнетом тирании католичества. Даже в "American Heritage Dictionary" converso определяется как "испанский или португальский еврей, притворно обратившийся в Средние века в католичество, чтобы избежать гонений или изгнания, но часто втайне продолжавший практиковать иудаизм". Это попросту неправда.
Но неустанный шквал обвинений убедил короля Фердинанда и королеву Изабеллу в том, что вопрос о тайных иудеях нужно, по крайней мере, исследовать. Отвечая на их запрос, Папа Сикст IV издал буллу от 1 ноября 1478 г., позволив короне учредить инквизиционный трибунал, состоящий из двух или трех священников старше 40 лет. Монархи, как теперь было в обычае, имели бы полную власть над инквизиторами и проводимым ими следствием. Фердинанд, при дворе которого было немало иудеев и conversos, сперва не пылал на этот счет большим энтузиазмом. Прошло два года, прежде чем он, наконец, назначил двоих человек. Так возникла испанская Инквизиция.
Король Фердинанд, по-видимому, считал, что расследование ничего не выявит. Он ошибался. Пороховая бочка возмущения и ненависти грохнула на всю Испанию - враги conversos, как христиане, так и иудеи, стали выступать с обвинениями в их адрес. Главными мотивами были сведение счетов и приспособленчество. Однако инквизиторы оказались завалены огромным объемом доносов. Они попросили дать им побольше помощников и получили их, но чем крупнее становилась Инквизиция, тем больше поступало обвинений. В конце концов даже Фердинанд был убежден, что проблема с тайными иудеями действительно существует.
На этом раннем этапе существования испанской Инквизиции старые христиане и иудеи использовали трибуналы как оружие против своих врагов-conversos. Поскольку единственной задачей Инквизиции было следствие в отношении conversos, старым христианам бояться от нее было нечего. Их приверженность католической вере не рассматривалась (хотя она и была далеко не чиста). Что же до иудеев, они были совершенно неуязвимы для Инквизиции. Не будем забывать, что целью Инквизиции было находить заблудших овец и возвращать их в паству Христову. Над другими паствами она не имела юрисдикции. Те, кто изучал историю по фильму Мэла Брукса "Всемирная история, часть первая", вероятно, будут удивлены, узнав, что все те иудеи, что подвергаются там различным пыткам в подземельях испанской Инквизиции - не что иное, как продукт плодовитого воображения Брукса. Иудеям Испании бояться испанской Инквизиции не приходилось.
В ранние годы быстрого развития было немало злоупотреблений и непонимания. Большинство обвиненных conversos оправдывались - но не все. Публичные сожжения, причиной которых часто становились вопиюще лживые показания, небезосновательно пугали других conversos. Те, у кого были враги, нередко бежали из городов, пока те не успели донести на них. А инквизиторы находили новых обвинителей везде, где искали их. Когда Инквизиция распространилась на Арагон, уровень истерии достиг новых высот. Папа Сикст IV пытался остановить ее. 18 апреля 1482 года он писал епископам Испании:
В Арагоне, Валенсии, на Майорке и в Каталонии Инквизиция была порою движима не ревностью о вере и спасении душ, а страстью к богатству. Многие верные и истинные христиане по доносу врагов, соперников, рабов и прочих низших и даже недостойных лиц были без всякого законного доказательства брошены в мирские тюрьмы, подвергнуты пыткам и осуждены как повторно впавшие в ересь, лишены своего добра и собственности и переданы светским органам на казнь, что вызвало опасность для душ, подало пагубный пример и вызвало во многих омерзение.
Сикст приказал епископам принять прямое участие во всех будущих трибуналах. Им следовало обеспечить уважение к установленным церковным нормам правосудия. Обвиняемые должны были иметь доступ к консультации юристов и право апеллировать в Рим.
В Средние века распоряжение Папы было бы исполнено. Но те дни прошли. Услышав о письме, король Фердинанд пришел в ярость. Он написал Папе, открыто высказав предположение, что Понтифик подкуплен золотом conversos:
Мне передали такое, Святой Отче, что будь то правдой, оно заслуживало бы величайшего изумления. Этим слухам, однако, мы не придали значения, поскольку представляется, что они касаются уступок, на которые Ваше Святейшество, имея долг по отношению к Инквизиции, никогда не пошло бы. Но если вдруг уступки были сделаны по причине упорного и хитрого убеждения со стороны conversos, я намерен ни в коем случае не позволить им вступить в силу. Постарайтесь же не допустить развития этого дела и отменить любые послабления, а попечение об этом предмете вверить нам.
На этом роль папства в испанской Инквизиции закончилась. Отныне она была органом испанской монархии, отделенным от церковной власти. Так что странно, что испанскую Инквизицию столь часто называют в наши дни одним из величайших грехов Католической Церкви. Католическая Церковь как институт практически не имела к ней отношения.
В 1483 году Фердинанд назначил Томаса де Торквемаду генеральным инквизитором большей части Испании. Обязанностью Торквемады было определение правил рассмотрения доказательств и процедур Инквизиции, а также организация ее отделений в основных городах. Сикст подтвердил его назначение, надеясь, что оно внесет в ситуацию какой-то порядок.
Комментарий