Приблизительно одна тысяча духовных лиц, протестантов и католиков, служили в германской армии на должности капелланов в годы Второй мировой войны. Как и их коллеги в других местах, они проповедовали, совершали таинства, утешали больных и раненых и хоронили мертвых. Их «оборонительный рубеж» не являлся уникальным; иные капелланы в других местах и в другое время также сталкивались с критикой. Но природа нацизма и враждебность в отношении христианства у таких вождей первой величины, как Адольф Гитлер, Генрих Гиммлер, Йозеф Геббельс и Мартин Борман делали капелланов вермахта особенно уязвимыми. Парадоксально, но эта уязвимость, возможно, даже повысила их эффективность как пособников нацистского немецкого кровопролития. С целью защитить самих себя от критиков капелланы в Третьем Рейхе трудились над доказательством и подтверждением того, что они действительно были нужны в войсках и способствовали поддержанию морали. И чем более успешно они это воплощали и похоже, что в особенности им это удавалось на Восточном фронте, тем более они способствовали легитимации войны на уничтожение. Простого присутствия капелланов на местах массовых казней в Польше, Югославии, Греции, Белоруссии и Украине было достаточно для немецких солдат для создания удобной иллюзии, что, несмотря на пролитую ими кровь, они оставались достойными людьми, связанными почтенной религиозной традицией.
Немецкие капелланы в годы ВМВ и дилеммы правомерности. Часть I | Warspot.ru
Немецкие капелланы в годы ВМВ и дилеммы правомерности. Часть I | Warspot.ru
Комментарий