Разве без Храма и всего, что с ним сопряжено, можно заявить, что исполняешь Тору?
А частичное исполнение - не есть исполнение.
Я, хоть и еврей, но не иудей, а христианин.
С точки зрения иудаизма, вы совершенно правы. К тому же мне доставляет огромное удовольствие читать ваши рассуждения.
Но я смотрю на все эти моменты с точки зрения христианства.
А частичное исполнение - не есть исполнение.
Тут некая путаница в понятиях. Строго говоря, понятие "вдохновления" вообще христианское, я не припоминаю, чтобы в исходных еврейских текстах применялась похожая терминология.
Часть Письменной Торы, называемая Пятикнижием, не вдохновлена, а попросту продиктована. С той поправкой, что Второзаконие все-таки является на 90% авторской речью Моше, и здесь возникают интересные толкования концепции "диктовки" - ведь, по существу, это не диктант, а скорее изложение. Чтобы сохранить идею диктовки, некоторые авторитеты говорят о том, что Бог повторно продиктовал Моше весь этот текст уже после того, как тот его произнес. Естественно, такого рода идеи не следует понимать буквально. В целом же, речь всего лишь о том, что этот текст, созданный Моше, был "утвержден" Богом как верный и корректный, и это чрезвычайно глубокая идея: здесь впервые Бог доверил людям прямое со-творчество с Собой в масштабах национального законодательства, предложил и согласился, чтобы евреи взяли на себя ответственность самостоятельно формулировать законы. Несмотря на все очевидное несовершенство речи Моше по сравнению с речами самого Творца в предыдущих 4 книгах. Смысл: мы Его дети, а не просто послушные рабы.
Остальные две части Танаха, Невиим и Ктувим, считаются различными по статусу. Невиим - в принципе тоже речь Бога, хотя и не продиктованная, а трансформированная в сознании пророка. Ведь другие пророки не были "прозрачным стеклом", как Моше, и внесли немало от своей личности в эти тексты. Это хорошо видно, если сравнивать хотя бы стиль одних и тех же предсказаний у разных пророков. Ктувим же, действительно, человеческие писания, и здесь слово "вдохновленные", пожалуй, достаточно адекватно. Да, Бог руководил ими, но Давид все же автор своих песен.
Об устной традиции этого и нельзя услышать, потому что она находится на качественно более высоком уровне. Текст - это нечто отдельное от Бога, что-то такое, что может быть Им продиктовано, что может быть аккуратным пересказом Его учения, как Второзаконие, может быть переосмыслением и собственной формулировкой Его идей, как у пророков, может быть даже вдохновленным Им сочинением. А традиция - это живое Учение, непосредственно Учение Бога. То, что Бог устно рассказывал своим ученикам, то, что они, с Божьей помощью и под Его руководством, пересказывали своим ученикам, и так далее. Можно сравнить со справочником по математике и с самой наукой математикой. Представьте себе, что математике когда-то обучил людей Господь. Можно ли сказать в этом случае, что наука математика вдохновлена Богом? Нет, конечно, получится иначе: она создана Богом, она Его творение, которым Он поделился с нами. Вот конкретная книга по математике, к примеру, справочник - да, или вдохновлена, или продиктована, или заверена Автором. А собственно живая наука математика попросту является авторским творением Бога. Тут слова вроде "входновлена" неуместны.
Чтобы было понятнее, добавлю, что все проповеди Иисуса (если считать Евангелия верным источником, исходящим от Творца) - не что иное, как часть Устной Торы. Это не какой-то продиктованный текст - Иисус не диктовал, апостолы не записывали. Это именно живое учение, живой дух Торы, передаваемый от учителя-Иисуса ученикам-апостолам. Те тексты, которые мы имеем, уже не являются этим живым учением, это "слепок" или конспект Учения, попытка апостолов по памяти воспроизвести эти слова, попытки заведомо неточные, хотя и крайне важные. Живое учение, если верить православию, передавалось христианами из уст в уста точно так же, как и должна передаваться Устная Тора, и образовало Предание.
Часть Письменной Торы, называемая Пятикнижием, не вдохновлена, а попросту продиктована. С той поправкой, что Второзаконие все-таки является на 90% авторской речью Моше, и здесь возникают интересные толкования концепции "диктовки" - ведь, по существу, это не диктант, а скорее изложение. Чтобы сохранить идею диктовки, некоторые авторитеты говорят о том, что Бог повторно продиктовал Моше весь этот текст уже после того, как тот его произнес. Естественно, такого рода идеи не следует понимать буквально. В целом же, речь всего лишь о том, что этот текст, созданный Моше, был "утвержден" Богом как верный и корректный, и это чрезвычайно глубокая идея: здесь впервые Бог доверил людям прямое со-творчество с Собой в масштабах национального законодательства, предложил и согласился, чтобы евреи взяли на себя ответственность самостоятельно формулировать законы. Несмотря на все очевидное несовершенство речи Моше по сравнению с речами самого Творца в предыдущих 4 книгах. Смысл: мы Его дети, а не просто послушные рабы.
Остальные две части Танаха, Невиим и Ктувим, считаются различными по статусу. Невиим - в принципе тоже речь Бога, хотя и не продиктованная, а трансформированная в сознании пророка. Ведь другие пророки не были "прозрачным стеклом", как Моше, и внесли немало от своей личности в эти тексты. Это хорошо видно, если сравнивать хотя бы стиль одних и тех же предсказаний у разных пророков. Ктувим же, действительно, человеческие писания, и здесь слово "вдохновленные", пожалуй, достаточно адекватно. Да, Бог руководил ими, но Давид все же автор своих песен.
Об устной традиции этого и нельзя услышать, потому что она находится на качественно более высоком уровне. Текст - это нечто отдельное от Бога, что-то такое, что может быть Им продиктовано, что может быть аккуратным пересказом Его учения, как Второзаконие, может быть переосмыслением и собственной формулировкой Его идей, как у пророков, может быть даже вдохновленным Им сочинением. А традиция - это живое Учение, непосредственно Учение Бога. То, что Бог устно рассказывал своим ученикам, то, что они, с Божьей помощью и под Его руководством, пересказывали своим ученикам, и так далее. Можно сравнить со справочником по математике и с самой наукой математикой. Представьте себе, что математике когда-то обучил людей Господь. Можно ли сказать в этом случае, что наука математика вдохновлена Богом? Нет, конечно, получится иначе: она создана Богом, она Его творение, которым Он поделился с нами. Вот конкретная книга по математике, к примеру, справочник - да, или вдохновлена, или продиктована, или заверена Автором. А собственно живая наука математика попросту является авторским творением Бога. Тут слова вроде "входновлена" неуместны.
Чтобы было понятнее, добавлю, что все проповеди Иисуса (если считать Евангелия верным источником, исходящим от Творца) - не что иное, как часть Устной Торы. Это не какой-то продиктованный текст - Иисус не диктовал, апостолы не записывали. Это именно живое учение, живой дух Торы, передаваемый от учителя-Иисуса ученикам-апостолам. Те тексты, которые мы имеем, уже не являются этим живым учением, это "слепок" или конспект Учения, попытка апостолов по памяти воспроизвести эти слова, попытки заведомо неточные, хотя и крайне важные. Живое учение, если верить православию, передавалось христианами из уст в уста точно так же, как и должна передаваться Устная Тора, и образовало Предание.
С точки зрения иудаизма, вы совершенно правы. К тому же мне доставляет огромное удовольствие читать ваши рассуждения.
Но я смотрю на все эти моменты с точки зрения христианства.
Комментарий