Гумеров Эмиль
Stoyanov
ЗАМЕТКИ О ВЕРЕ И БЕЗУМИИ
Лев Левинсон (Москва)
Последователи харизматов и Свидетелей Иеговы исчисляются уже сотнями тысяч. Поэтому православие вынуждено мобилизовать все влиятельные структуры (включая психиатрию и прессу) на борьбу с этим «злом»
Stoyanov
mikola
Цитата:
А это всего лишь плоды большой православной политики, обеспокоенной ростом евангельских церквей...
Ой ли?
Цитата:
А это всего лишь плоды большой православной политики, обеспокоенной ростом евангельских церквей...
Ой ли?
ЗАМЕТКИ О ВЕРЕ И БЕЗУМИИ
Лев Левинсон (Москва)
Рассуждения о «сектах» религиозных и светских либералов представляются куда более зловредными, чем деятельность профессиональных гонителей от психиатрии, с равным рвением изобличающих вред всех религий, кроме табуированной Русской Православной Церкви (РПЦ). В отличие от главного врача Ярославской психбольницы В. Турлаева, обвинившего христианский центр «Новое поколение» (христиан веры евангельской) в «психическом заражении окружающих псевдорелигиозными идеями» [3 Письмо Ярославской областной клинической психиатрической больницы в прокуратуру Ярославской области от 9.07.96 № 01-38/574.], Поспеловский, блюдущий табель о рангах, не затрагивает религиозного истэблишмента: баптистов, адвентистов, пятидесятников, добившихся на Западе признания и неприкосновенности. Видимость терпимости и флер западничества как бы отделяют Поспеловского в глазах читателя от авторов дилеммы «православие или смерть», проклинающих без разбора новостильников, католиков и сатанистов. Доверия Поспеловскому и ему подобным больше, чем краснодарскому священнику Хирному, требующему депортировать «кришпантов, бабтистов и иегову». Но тем хуже, ибо эти «демократы», защищая позиции «добропорядочных» верующих, отдают остальных на растерзание. Призывая к психиатрическим и уголовным преследованиям «сектантов», признавая существование фантастического «зомбирования», профессора верно служат религиозным монополистам, поделившим стада верующих на овнов и козлищ.
Передовым отрядом антирелигиозной карательной психиатрии выступают многочисленные родительские комитеты «по спасению от тоталитарных сект». Ориентируясь на интересы заказчика в лице РПЦ, «профессиональные родители» селекционируют, сочиняют и распространяют компромат на «деструктивные культы». Естественно, что мамы и бабушки, пострадавшие от православия, тоже, как ни странно, огорченные душеспасительным уходом своих мальчиков и девочек (в том числе и несовершеннолетних) в православные монастыри, не находят понимания в антисектантских комитетах.
Между тем и в православии, и в других религиях, именуемых «традиционными», поскольку они остаются живыми религиями (а не только фольклорными заповедниками вроде ансамбля «Березка»), существует весь набор так называемых «негативных психических воздействий», предвзято отмечаемых проф. Полищуком и К исключительно в «сектах». Признавая это, нелепо делать вывод о необходимости уголовного или какого-либо иного преследования Православной Церкви за чинимый ущерб. Напротив, гарантируя свободу вероисповедания, правовое государство защищает право как соответствующих объединений, так и каждого человека на антиобщественное поведение, на следование целям, отличающимся от общепринятых в секуляризованном мире, на иной образ жизни, иную систему ценностей, что в православии так и называется «иночеством».
Пределом этой защищенной антиобщественности могут быть только уголовные или административные [4 Имеется в виду административное право в современном для России понимании] законы, применяемые, когда осуществление прав и свобод верующих нарушает права и свободы других лиц.
Между тем и в православии, и в других религиях, именуемых «традиционными», поскольку они остаются живыми религиями (а не только фольклорными заповедниками вроде ансамбля «Березка»), существует весь набор так называемых «негативных психических воздействий», предвзято отмечаемых проф. Полищуком и К исключительно в «сектах». Признавая это, нелепо делать вывод о необходимости уголовного или какого-либо иного преследования Православной Церкви за чинимый ущерб. Напротив, гарантируя свободу вероисповедания, правовое государство защищает право как соответствующих объединений, так и каждого человека на антиобщественное поведение, на следование целям, отличающимся от общепринятых в секуляризованном мире, на иной образ жизни, иную систему ценностей, что в православии так и называется «иночеством».
Пределом этой защищенной антиобщественности могут быть только уголовные или административные [4 Имеется в виду административное право в современном для России понимании] законы, применяемые, когда осуществление прав и свобод верующих нарушает права и свободы других лиц.
Следует отметить, что в харизматическом движении говорение на иных языках, исцеление и другие экстатические формы богослужебной жизни, представляющие, по мнению упоминавшихся психиатров, опасность для психики, сочетаются с успешной деятельностью в миру, в том числе в сфере бизнеса. Значительную часть харизматов составляет молодежь. Тем самым опровергается основной тезис противников новых движений, что «сектантство» уводит от действительности сотни тысяч здоровых и нужных обществу молодых россиян. В отличие от господствующего православия, отвечающего экономическим интересам лишь узкого круга паразитирующей на нём номенклатуры, для паствы же экономически бесперспективного, харизматические церкви, объединяющие сегодня усилия с более традиционными формами пятидесятничества, содержат в себе объективно выгодную для капиталистических отношений идеологию, согласно которой «доход является зримым выражением благословения Богом труда верующего и тем самым богоугодности его экономической деятельности» [11 Вебер М. Социология религии. /Избранное. М.: 1994, с. 203.].
Причина в том, что обновлённая формация христиан веры евангельской (пользующаяся известной популярностью в среде молодежи и предпринимателей), равно как Свидетели Иеговы (ориентированные на средний класс в его российском преломлении: оторванных от деревенских корней горожанок предпенсионного возраста, военных в отставке и т.п.), составляют весомую конкуренцию РПЦ, стремящейся стать монополистом на религиозном рынке. Последователи харизматов и Свидетелей Иеговы исчисляются уже сотнями тысяч. Поэтому православие вынуждено мобилизовать все влиятельные структуры (включая психиатрию и прессу) на борьбу с этим «злом».
Комментарий