Мир Вам! Если это Ваш первый визит к нам, то Вы можете посмотреть как пользоваться форумом в справке. Для публикации статей и для общения необходимо зарегистрироваться. Для чтения регистрация необязательна. Благословений!
Судя по всему вы не поняли о чем речь в 7 и 8 стихах. Попробуйте прочесть далее, может это поможет.
А вообще, вы себя послушайте. Вам мало того что дано в писании? Что ещё вы хотите комбинировать?
Вы не слыхали что бывает с теми кто убавляет и прибавляет к писанию.
Очень вам рекомендую, бойтесь словоблудия.
Но... я так понимаю, что речь шла о молитве... ни коим образом сокральность Писания не может быть задета... Писание неприкосновенно и свято... Я согласа с Вами, что ни отнять, ни прибавить нельзя, иначе грех большой...
Но молиться человек не может лишь словами Писания, как и говорить... и тут можно и нужно избежать словоблудия... тем более в молитве...
доброта - это средство доказать свою правоту, не создавая вражды... (ХНН, июль-сент, 2005)
Но... я так понимаю, что речь шла о молитве... ни коим образом сокральность Писания не может быть задета... Писание неприкосновенно и свято... Я согласа с Вами, что ни отнять, ни прибавить нельзя, иначе грех большой...
Но молиться человек не может лишь словами Писания, как и говорить... и тут можно и нужно избежать словоблудия... тем более в молитве...
Прошу вас, обьясните мне, почему вам мало молитвы данной вам Христом. Чего в ней не хватает, что бы изобретать другие молитвы?
Спасибо всем тем, кто помог мне разобраться с коленопреклоненной позой в молитве. Думаю, что основные проблемы в понимании этого явления отпали.
Хотелось бы продолжить разговор о молитвенной позе на коленях с поклонами с простиранием рук и простиранием ниц.
Еще раз хочу напомнить, что никого не осуждаю. Только хочу разобраться, что заставляет людей использовать такую форму положения тела при молитве.
Сообщение от Участковый
Я тоже не понимаю, зачем поклоны бить. Но, учитывая, что поклоны в коленопреклоненной молитве практиковали многие весьма достойные, с моей точки зрения, христиане, воздерживаюсь от осуждения такой практики.
Думаю, что рассказ участника ma3471 может дать нужное направление в поисках ответа на этот вопрос:
Сообщение от ma3471
Падая ниц люди выражают тем свою немощь. Часто вижу как в церкви люди на коленях и со слезами на глазах молились Богу перед иконой. ... Так со стороны видно насколько человек нуждается в помощи свыше, собственная немощь решить какую-то проблему в жизни заставляет падать ниц.
Значит ли это, что коленопреклоненная молитва с простиранием ниц скорее всего означает, что в данный момент человек осознает свое полное падение, испытывает абсолютную немощь, отчаяние и крайне нуждается в помощи свыше?
Если это так, то как понимать ситуацию, когда человек регулярно использует такую форму молитвы (скажем, раз в месяц на протяжении нескольких лет)? Добавлю, что человек делает все это искренне и при этом не плачет.
Означает ли это, что он ощущает все это время полное бессилие и немощь? Или причины могут быть в чем-то другом? Какие? Помогите, пожалуйста, разобраться.
И все равно я думаю это выгледит как бы имитацией на реальное покаяние Иисуса в Йрданской пустыне. Ведь Он и вправду падал от бессилия после 40 дней поста. Эту физическую немощь восполняет Свитой Дух с такой силой, что человек просто закипает духовной энергией.
Последний раз редактировалось Батёк; 26 February 2006, 06:43 PM.
Значит ли это, что коленопреклоненная молитва с простиранием ниц скорее всего означает, что в данный момент человек осознает свое полное падение, испытывает абсолютную немощь, отчаяние и крайне нуждается в помощи свыше?
Если это так, то как понимать ситуацию, когда человек регулярно использует такую форму молитвы (скажем, раз в месяц на протяжении нескольких лет)? Добавлю, что человек делает все это искренне и при этом не плачет.
Означает ли это, что он ощущает все это время полное бессилие и немощь? Или причины могут быть в чем-то другом? Какие? Помогите, пожалуйста, разобраться.
Наверно тут уместно сравнение с тем что святые никогда себя не считали святыми. Покаявшись однажды, со временем они видели другие свои грехи, которых раньше не замечали, и снова каялись. И так всё глубже и глубже заглядывая в себя они понимали что "крайне нуждаются в помощи свыше". Не в конкретный момент, а постоянно.
Тогда как в протестантской практике как мне кажется обычно человек покаялся и уже всё - он святой, потому что верит в Христа. Т.е. после определённого момента человек как бы уже не нуждается в помощи, а получил её. Хотя на самом деле даже здесь на форуме я встречал свидетельства что христиане-протестанты со временем начинают видеть свои грехи которых раньше не замечали. Но для них это очень необычно. Наверно потому что у них была установка что они уже святы, что они уже "с Богом" и т.п.
Вообще если человек регулярно совершает такие поклоны, то это скорее всего вызвано тем что он соблюдает какие-либо правила установленные в церкви или скажем в монастыре. При этом вполне возможно покаяния у человека нет, зато есть смирение и подчинение своим наставникам. А смирение может привести к покаянию. Я где-то читал что некоторые монахи годами испрашивали себе Духа Святого и получали в конце концов. Это как пример смирения и того что эти люди понимали что они "крайне нуждаются в помощи свыше".
Вообще если человек регулярно совершает такие поклоны, то это скорее всего вызвано тем что он соблюдает какие-либо правила установленные в церкви или скажем в монастыре. При этом вполне возможно покаяния у человека нет, зато есть смирение и подчинение своим наставникам. А смирение может привести к покаянию.
Что такое покаяние в Вашем понимании? Какова его роль для воцерквленного человека?
Дург, я думаю, что не всегда молитва покаяния именно на коленях является показателем искренней сокрушенной молитвы... человек может cтоя на ногах или лежа в постели (скажем, на ложе болезни) сокрушаться в себе гораздо более глукбоко, нежели стоя на коленях, где бы то ни было...
Но... (в продолжении того, о чем говорил Drunker)... есть неколько причин почему именно молитва на коленях помогает человеку избежать дополнительных преград в общении с Богом ... Во-первых, это своего рода показатель более усердного моления (Дан 6:10).
Молитва ниц - символ уничижения, смирения, признания покровительства (это идет со времен того, когда слуга не мог находиться выше уровня господина). Это так же связано с тем, я думаю, что "дух бодр, плоть же немощна" (Матф. 26-41). Когда, например, Христос молился перед распятием, Его плоть настолько терпетала, что даже кровь проступала вместе с потом, естествнно, не было сил стоять...
Что интересно, для молитв благодарения в Писании щаче всего принимали стоячие положение (1Пар 23:30; 3Мак 7:14).
Коленнопреклоненная же молитва нигде Господом не заповедана в Слове.
Покаяние (имхо) - есть не просто сокрушенное признанание совершенного греха, но так же осознание его крайней опасности в отношениях с Богом, это та же включает в себя возвеличивание Бога перед молящимся и в какой-то степени благодарение...
Gate - молитва не есть изобретение Бога для заучивания. Молитва - есть состояние человека... для Бога не важно что Вы говорите в этот момент (это важно слушающим людям), Ему важно что у Вас происходит внутри в этот момент, Ваша близоть с Ним...
Именно поэтому сказано апостолом : "Непрестанно молитесь" (1Фесс.5:17)
доброта - это средство доказать свою правоту, не создавая вражды... (ХНН, июль-сент, 2005)
Что такое покаяние в Вашем понимании? Какова его роль для воцерковленного человека?
Я невоцерковлённый, поэтому мне трудно об этом говорить пока сам не попробовал. В моём понимании покаяние это то что от человека не зависит. То что происходит с ним в какой-то момент - понимание своей греховности и стремление к Богу. Но наверно само покаяние ещё не приводит к Богу - это всего лишь осознание того что тебе это нужно и что этому мешает грех.
Это о покаянии которое "перед Богом", которое вроде как "истинное" покаяние. Но есть ещё и исповедь - "перед людьми". Она может быть либо после такого покаяния, либо до него или даже одновременно с ним. Она нужна. Зачем - есть статьи о покаянии, в которых объясняется важность исповеди. В двух словах не скажешь зачем. Из моего опыта - так хотя бы чтобы получить слова утешения и наставления от священника. Я так редко бывал в храме что те немногие слова которые сказал мне батюшка после исповеди это и всё наставление которое я получал от священников. И если раньше я винил в этом этих священников - что плохо и мало проповедуют, то сейчас думаю что сам виноват - редко в храм ходил, а там оказывается и проповеди бывают.
А вообще цель конечная это наверно освящение, избавление от грехов. Не просто "Иисус умер за мои грехи поэтому даже если я грешу он взял их на себя", а так чтобы и самому больше не грешить. Признать что это возможно и стремиться к этому. С Божьей помощью конечно. Самому, как показывает практика, - это нереально. И первое дело в этом стремлении и есть покаяние - признание своей греховности и признание своей беспомощности в борьбе с грехом.
А Вы в каком смысле спрашивали о покаянии - в смысле исповеди или в смысле собственно покаяния?
Значит ли это, что коленопреклоненная молитва с простиранием ниц скорее всего означает, что в данный момент человек осознает свое полное падение, испытывает абсолютную немощь, отчаяние и крайне нуждается в помощи свыше?
Да, человек действительно ощущает полное бессилие бороться с грехом собственными усилиями и обращается за помощью к Богу. Причем, если он честен перед собой, то ощущает он это все вне зависимотси от позы при молитве.
Сообщение от Drunker
Тогда как в протестантской практике как мне кажется обычно человек покаялся и уже всё - он святой, потому что верит в Христа. Т.е. после определённого момента человек как бы уже не нуждается в помощи, а получил её. Хотя на самом деле даже здесь на форуме я встречал свидетельства что христиане-протестанты со временем начинают видеть свои грехи которых раньше не замечали. Но для них это очень необычно. Наверно потому что у них была установка что они уже святы, что они уже "с Богом" и т.п.
Вах, ну сколько можно повторять эти расхожие штампы православных горе-"миссионеров". Никакого удивления собственная греховность у обращенного человека не вызывают, как не вызывала она удивления у апостола Павла (в его святости Вы, надеюсь, не сомневаетесь?). А вызывают они желание каяться и просить у Бога помощи. При этом нисколько не подрывая веру в Его благодать, сделавшую нас святыми.
Сообщение от GATE
Прошу вас, обьясните мне, почему вам мало молитвы данной вам Христом.
GATE, Вы полагаете, что молиться можно только молитвой "Отче наш"?
Каждый раз, заходя в православный храм, я поражаюсь, видя людей, совершающих коленопреклоненную молитву перед иконами. Меня вид этого действия так морально угнетает
Непонятно, зачем вообще заходить, если заранее знаешь, что испытаешь раздражение.
У нацистов где-то было: "Немец не преклоняет колен перед своим богом, немец стоит перед своим богом"
Каждый раз, заходя в православный храм, я поражаюсь, видя людей, совершающих коленопреклоненную молитву перед иконами. Меня вид этого действия так морально угнетает, что я потом надолго теряю желание заходить в подобные места.
Примерно то же испытывал в свое время и Даниил Андреев (автор "Розы мира"). Он долго считал, что коленопреклоненная поза унижает человека. Что не нужно с Господом так общаться.
Однажды он попал на акафист Серафиму Саровскому (православная служба). И неожиданно настолько был потрясен службой, что, не владея собой, пал ниц и плакал перед Богом.
Это к тому, что не зарекайтесь не будущее от подобной ситуации.
Хотя я ваше недоумение разделяю. В православии есть период (после Троицы) когда стояние на коленях - довольно долгий непременный атрибут службы. Мне коленопреклоненная поза не дает полностью отдаться молитве. Колени на жестком полу сразу начинают болеть. Думаю о том, чтобы молитва скорее кончилась и можно было встать.
А что такое для Вас молитва на коленях с поклонами и простиранием рук (возможно, в сторону икон)? Символ чего?
Был момент, когда это было единственно возможное положение для обращения ко Господу. Лет пять назад. Когда в тяжелой ситуации (не объективно тяжелой, а субъективно) долго старалась пробиться к Нему. Прося даже не конкретного выправления ситуации, а самого Его присутствия в этой ситуации, чтобы я ощущала Его рядом. Это было состояние, которое часто определяют термином "богооставленность". Я была настолько измучена, что психика по-другому работала. Весь окружающий мир - в тумане, все мысли замкнуты на непрерывном диалоге (ввиду отсутствия ответа свыше имеющем форму монолога). Мне слов было мало, мне мало было интонаций речи, мне мало было слез. В конце-концов я стала "просить" всем телом. Не вставая "в коленопреклоненную позу", а принимая самое естественное в моей ситуации телесное положение - скорчившись на коленях.
Но это было единственный раз.
Это может быть поводом для совсем другого разговора - о различии живого жеста как свободного проявления движений души и преобразовании этого жеста в обязательную ритуальную позу. Что должно быть изначальным: живое чувство, которое рождает это движение, позу, или, наоборот, поза уничижения, которая при усердном ее практиковании, может через внешнюю форму вывести на внутреннее душевное состояние.
Мне думается, что и то и другое должно иметь место. Для экстраверта - от внешнего к внутреннему, для интроверта - наоборот.
Если брать христианство в целом, то состояние сокрушенности духа - это ведь его непременное свойство (50 псалом: "жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"...) Наверно, без реального проживания этого христианство любого человека не полно.
А "прожить" - это значит не только мысленно "прокрутить" в голове. Человек - это единство тела и души. И задействование всего себя (включая внутрителесное переживание душевных моментов) - это свидетельство цельности и даже какой-то свободы. Очень часто мы, испытывая сильные и глубокие чувства не можем их свободно излить, зажатые в тисках светских приличий и правил поведения.
Но есть такие моменты, когда внутреннее настолько сильно, что прорывается и размыкает рамки нашей несвободы. Со стороны это кажется юродством. Но лишь тому, кто сам этого не испытал.
Может у вас это еще впереди.
Последний раз редактировалось Yelka; 26 February 2006, 10:48 PM.
Уважаемый Drunker
Избавление от греха - это не цель. Цель - путь, который дал Иисус, а начало пути -это покаяние. И потом даже искреннее покаяние без участия Бога невозможно, я так считаю, а уж тем более следования за Богом.
А молитва - способ общения с Богом. И стоя, лёжа или на коленях вы будете её совершать это решать молящемуся. Главное постоянство этого процеса.
Действительно, я путаю слово "гордость" и "достоинство". И забываю, что слово "гордость" в других субкультурах имеет несколько иной смысл и подтекст.
А можно подойти к обсуждению и с другого конца. Поговорить о человеческом достоинстве. И о различных субкультурах. Сравнить, например, христианство с предшествующей ему античной культурой.
Это пример двух различных подходов к человеческому достоинству и к телесному проявлению этого достоинства.
Гражданское сознание греков - это привилегированный аристократизм на фоне рабов. Античный человек - это гражданин космоса, пользующийся своими неотчуждаемыми гражданскими правами. Внутренняя привилегированность выражалась внешне. Существовал как бы культ благородно-независимой осанки.
Характерный пример: Каллисфен, будучи очень лояльным к Александру и всячески воспевая его, тем не менее умер, чтобы не отвешивать ему земного поклона, то есть не погрешать против осанки (был такой эпизод в истории).
В христианстве все наоборот.
Человек являет собой скорее царского сына, терпящего на чужбине несообразный своему сану позор.
Получается парадоксальная ситуация: пробудиться - это вспомнить о своем царственном достоинстве, но, в то же время, восчувствовать свою униженность, свою боль и срам.
Христианство учит человека думать о себе высоко, очень высоко. И именно эта высота дает ощутить глубину своего падения.
Человек утрачивает самоуверенность свободного гражданина, и получает в качестве важнейших категорий существования - стыд.
Изменения в людском восприятии касаются и сферы божественного.
Истина и святость обращаются к сердцам людей в самом неэстетичном, самом непластичном образе - в образе страждущего раба (сначала в пророчествах Исаии, затем - в распятом Иисусе Христе).
Эту разницу очень тонко уловил Аверинцев (литературовед-культуролог). Даю цитату:
Ветхий Завет это книга, в которой никто не стыдится страдать и кричать о своей боли. Никакой плач в греческой трагедии не знает таких телесных, таких чревных образов страдания: у человека в груди тает сердце и выливается в его утробу, его кости глубоко сотрясены, и плоть прилипает к кости (ср. псалмы 6, 21, 37, 54, 68, 101 и особенно монологи Книги Иова). В этой связи заметим, что ветхозаветное восприятие человека нисколько не менее телесно, чем греческое, но только для него тело не осанка, а боль, не жест, а трепет, не объемная пластика мускулов, а уязвляемые «потаенности недр» это тело не созерцаемо извне, но восчувствовано изнутри, и его образ слагается не из впечатлений глаза, а из вибраций утробы образ страждущего и терзаемого тела, в котором, однако, живет такая кровная, чревная, сердечная теплота интимности, которая чужда статуарно выставляющему себя напоказ телу эллинского атлета. Вполне последовательно, что чуткость к вибрациям человеческого нутра перенимается христианством.
К какой культуре вы лично ближе? К античной, или христианской?
Принципиальная разница в этих культур видна и в различной оценке плача (который, по мнению некоторых - тоже свидетельство людской униженности)
По античному представлению плач - выражает несвободу, смех - свободу. Слезы приличны животному, но только смех - божеству.
А вот христианин Исаак Сирин рассуждает о сострадательном плаче как о пути к богоподобию. И в Евангелии говорится о том, что Христос плакал по поводу смерти Лазаря.
У греков идеалом считается абсолютная незаинтересованность в абсолютном (= в Боге). По отношению к богам сохраняется известная независимость, свобода от страха и надежды. Философия стоического приятия судьбы. Нет ценности, ради которой стоит жертвовать всем. Конечная ценность - внутри человеческого сознания.
Иное в христианстве. (Опять цитирую Аверинцева)
все обстоит наоборот: человеку реально дано и повелительнейше задано конкретное обладание абсолютной ценностью, ценностью всех ценностей, стоящей в самом центре ценностного круга обладание это можно навсегда обрести, но можно и безвозвратно утратить; что, следовательно, все поступки и все события в жизни человека и в истории человечества по необходимости соотносятся с перспективой абсолютного спасения или абсолютной гибели, приближая либо то, либо другое, и в этой перспективе получают смысл, неизмеримо перевешивающий весомость их пластического обличья, коль скоро все это обстоит так, для этики и эстетики высокого жеста, отрешенного смеха и благородного презрения просто не останется места.
Путь к абсолютной ценности оказывается путем страха и надежды - предельного страха и такой надежды, которую мало назвать предельной и лучше назвать запредельной.
Жизнь христианина в итоге - это драматическое сосуществование ликующей надежды и пронзительного страха. И эти два полюса нельзя суммировать, нельзя "усреднить" без потери качества религиозной жизни.
Вопрос о преклонении колен в конечном счете упирается в понятие абсолютной ценности.
Эта "жадность к абсолютному", то есть христианское стремление к спасению, выводит человека из круга эстетики и абстрактной этики. В каком-то смысле освобождает его сознание от забот о внешнем виде.
Чувство собственного достоинства уместно в ряду вещей не главных. Там оно может занять почетное первое место. В главном же (в наших личных отношениях в Богом) вопрос о достоинстве просто не встает.
P.s. Получилось многословно и не совсем связно. Но, может, удалось хоть что-то донести.
Вах, ну сколько можно повторять эти расхожие штампы православных горе-"миссионеров". Никакого удивления собственная греховность у обращенного человека не вызывают, как не вызывала она удивления у апостола Павла (в его святости Вы, надеюсь, не сомневаетесь?). А вызывают они желание каяться и просить у Бога помощи. При этом нисколько не подрывая веру в Его благодать, сделавшую нас святыми.
Я не повторяю расхожие штампы, это моё собственное возможно ошибочное видение исходя из протестантского богословия и свидетельств самих протестантов. Но возможно я не понимаю протестантское богословие в этом вопросе. Пытался понять разницу чем же оно отличается от православного, но так и не получилось. Тут есть некий парадокс как у православных так и у протестантов. Православные святые считают себя грешниками, а протестантские грешники считают себя святыми. Вроде бы никакой разницы, но всё-таки она есть.
Вот Вы могли бы назвать христианина верующего в Иисуса Христа, но при этом блудника и пьяницу - святым? Он бы и рад избавиться от этих пороков, но не получается. Как я понимаю, протестантское богословие считает такого человека святым, только на основании того что тот верит в Христа. Поправьте меня если я ошибаюсь.
Комментарий