Каждый раз, заходя в православный храм, я поражаюсь, видя людей, совершающих коленопреклоненную молитву перед иконами. Меня вид этого действия так морально угнетает, что я потом надолго теряю желание заходить в подобные места. Ни сколько не сомневаюсь в искренности молящихся таким образом людей, слушаю их объяснения, что они молятся не иконе, а Богу, что они таким образом смиряют гордыню и т.д. Искал ответ на этот вопрос у православных авторитетов и нашел примерно такие же ответы:
Умом я понимаю, что каждый волен выбирать тот способ и форму положения тела при молитве, который ему удобен, но душа смириться с этим не может!
Думал о смирении. И нашел у Фромма такие мысли:
"Ибо я не назову это смирением, - говорит Кальвин, - если вы предполагаете, будто в нас еще что-то остается... Мы не можем думать о себе так, как нам следует думать, не презирая совершенно все, что может показаться лучшими нашими чертами. Смирение есть искреннее повиновение ума, исполненного глубоким чувством собственного падения и нищеты; ибо таково обычное описание его словом божьим". Опыт, который описывает Кальвин, - полное презрение самого себя, подчинение ума, исполненного своей скудостью, - сущность всех авторитарных религий, облекаются ли они в светский или теологический язык. В авторитарной религии бог есть символ власти и силы. Он владычествует, поскольку обладает верховной властью, а человек, напротив, совершенно бессилен."
Думаю, что когда человек встает на колени перед Богом, он подчеркивает тем самым то, что Бог - прежде всего Власть и Сила. Конечно, Бог это власть и сила, но ведь прежде всего Бог - это любовь!
Представьте себе, что кто-то, совершивший тяжкий грех, в раскаянии и абсолютном смирении встает на колени перед любящим его человеком. Я НЕ МОГУ поверить, что истинно любящему человеку будет приятна такая картина. Он обязательно скажет: "встань с колен и не делай этого впредь".
Каким же тогда представляют себе Бога люди, встающие перед ним на колени? Неужели Бог для них - прежде всего деспот, требующий абсолютного самоуничижения и низведения себя до абсолютного ничтожества, до роли пыли на ногах господина?
Этот вопрос для меня не просто "философствование". Я часто общаюсь с такими людьми и замечаю у них очень низкую самооценку и боязнь собственных поступков без одобрения внешними "авторитетами". Из-за этого их жизнь похожа на жизнь в осажденной крепости - боязнь всего и вся! Они радуются, как бы зная, что этим обязательно согрешают! Такой настрой, с моей точки зрения, калечит их жизнь и портит жизнь окружающих их людей.
Что делать? Переубеждать людей, что их такое поклонение Богу, мягко говоря, неадекватное, или же смириться с их жизненными (точнее, скорее уж некрофильскими) установками?
"... молитва, особенно у молодых и здоровых, должна сопровождаться поклонами земными и поясными и стоянием на коленях.
"Молитва неразлучная с поклонами. Поклоны след внутренней молитвы",- говорит еп. Феофан Затворник.
"Поклоны смиряют гордость",- добавляет отец Иоанн С. У поклонов есть и та хорошая особенность, что их качество не понижается от нашей рассеянности и посторонних мыслей, как это имеет место для самой молитвы."
"Молитва неразлучная с поклонами. Поклоны след внутренней молитвы",- говорит еп. Феофан Затворник.
"Поклоны смиряют гордость",- добавляет отец Иоанн С. У поклонов есть и та хорошая особенность, что их качество не понижается от нашей рассеянности и посторонних мыслей, как это имеет место для самой молитвы."
Думал о смирении. И нашел у Фромма такие мысли:
"Ибо я не назову это смирением, - говорит Кальвин, - если вы предполагаете, будто в нас еще что-то остается... Мы не можем думать о себе так, как нам следует думать, не презирая совершенно все, что может показаться лучшими нашими чертами. Смирение есть искреннее повиновение ума, исполненного глубоким чувством собственного падения и нищеты; ибо таково обычное описание его словом божьим". Опыт, который описывает Кальвин, - полное презрение самого себя, подчинение ума, исполненного своей скудостью, - сущность всех авторитарных религий, облекаются ли они в светский или теологический язык. В авторитарной религии бог есть символ власти и силы. Он владычествует, поскольку обладает верховной властью, а человек, напротив, совершенно бессилен."
Думаю, что когда человек встает на колени перед Богом, он подчеркивает тем самым то, что Бог - прежде всего Власть и Сила. Конечно, Бог это власть и сила, но ведь прежде всего Бог - это любовь!
Представьте себе, что кто-то, совершивший тяжкий грех, в раскаянии и абсолютном смирении встает на колени перед любящим его человеком. Я НЕ МОГУ поверить, что истинно любящему человеку будет приятна такая картина. Он обязательно скажет: "встань с колен и не делай этого впредь".
Каким же тогда представляют себе Бога люди, встающие перед ним на колени? Неужели Бог для них - прежде всего деспот, требующий абсолютного самоуничижения и низведения себя до абсолютного ничтожества, до роли пыли на ногах господина?
Этот вопрос для меня не просто "философствование". Я часто общаюсь с такими людьми и замечаю у них очень низкую самооценку и боязнь собственных поступков без одобрения внешними "авторитетами". Из-за этого их жизнь похожа на жизнь в осажденной крепости - боязнь всего и вся! Они радуются, как бы зная, что этим обязательно согрешают! Такой настрой, с моей точки зрения, калечит их жизнь и портит жизнь окружающих их людей.
Что делать? Переубеждать людей, что их такое поклонение Богу, мягко говоря, неадекватное, или же смириться с их жизненными (точнее, скорее уж некрофильскими) установками?
Комментарий