Декарт прав, Декарт умничка, Декарт настоящий скептик, не как некоторые... Мы просто чуть-чуть поправим фокус. Декарт замешал в cogito все содержимое мозга. Крутанем этот фарш обратно в три кусочка мяса. Ощущение находится вне меня по определению, даже если происходит внутри тела. Ощущение необходимо, но наверняка фальсифицировано хотя бы в процессе передачи, откладываем в сторонку, но не выкидываем. Sense ergo sum вполне близко описывает обезьяну вида homo sapiens. Однако, возьмем пример с самого Декарта и просто откажемся существовать по унылой формуле Выбегайло.
Сознание, как рациональное мышление? Эта штука получше, хотя бы часть процесса находится внутри под контролем. Однако, нужны понятия, чтобы это мышление реализовывать. Понятия, которые точно мои либо созданы субьектом, либо получены извне и проверены внутренними процедурами. Но и для самой первой проверки нужны готовые понятия. Нет, рациональное мышление не является той самой нефальсифицируемой точкой. Но тоже не выбрасываем, для sapiens homo верхом на homo sapiens, вполне работает.
Достоверным признаком существования является только способность внутри себя создавать новые понятия и открывать связи между ними в процессе реализации остального фарша cogito. Ни происхождение этих понятий из фальсифицированных ощущений, ни даже их качество не имеют значения. Субьект их создал, следовательно я есть. creo ergo sum. Вполне достойно самого sapiens homo.
Теперь тряхнем sum и попробуем найти решение этой системы формул. Существование, как бы мы его ни определяли, имеет длительность. Не конечность, а именно длительность, как непрерывная последовательность моментов, в которые я существую. Реинкарнация дела не меняет, поскольку это множество таких отрезков, а нам хватит и одного.
Декарт тут свернул на свободу воли. То ли не увидел щели, то ли побоялся туда заглянуть. А мы пойдем. Отметим свободу воли решением существовать в качестве живого обьекта просто чтобы сохранить опцию передумать, и пойдем дальше. К тому же от меня пока нечему отваливаться, я пока только точка.
Чем мы отличаемся от неживого камня напротив? Камень медленно разваливается, а мы сгребаем что-то вокруг себя, лепим из этого заплатки, сращиваем сломанные пальцы и отращиваем оторванный хвост. Живое непрерывно воссоздает собственную структуру. Но куски структуры отваливаются вместе с информацией об их устройстве, а чтобы строить их заново, мне нужно иметь внутри себя информацию о том, что же должно быть на месте потерянного хвоста, каким он должен быть. Это единственный признак жизни, если отказаться от антроцентризма, биоцентризма, расизма, и прочего догматизма. Способность поддерживать динамический гомеостаз, способность понизить энтропию в области пространства и поддерживать ее пониженной некоторое время.
Структура живого метастабильна и аутентична (я есть, и я это я) только и только пока она может строить себя по собственным правилам. Нарушение аутентичности правил это потеря собственного я, то есть духовная смерть. То, что было мной раньше, стало играть не по моим правилам, а значит перестало быть мной, как раковые клетки, родившись из моих, не являются уже моим телом и требуют удаления. Невозможность реализации этих правил есть смерть физическая через постепенное разрушение вторым законом термодинамики. Следовательно, не cogito ergo sum, и даже не creo ergo sum, а еgo sum dum creo, то есть существую пока творю.
Сознание, как рациональное мышление? Эта штука получше, хотя бы часть процесса находится внутри под контролем. Однако, нужны понятия, чтобы это мышление реализовывать. Понятия, которые точно мои либо созданы субьектом, либо получены извне и проверены внутренними процедурами. Но и для самой первой проверки нужны готовые понятия. Нет, рациональное мышление не является той самой нефальсифицируемой точкой. Но тоже не выбрасываем, для sapiens homo верхом на homo sapiens, вполне работает.
Достоверным признаком существования является только способность внутри себя создавать новые понятия и открывать связи между ними в процессе реализации остального фарша cogito. Ни происхождение этих понятий из фальсифицированных ощущений, ни даже их качество не имеют значения. Субьект их создал, следовательно я есть. creo ergo sum. Вполне достойно самого sapiens homo.
Теперь тряхнем sum и попробуем найти решение этой системы формул. Существование, как бы мы его ни определяли, имеет длительность. Не конечность, а именно длительность, как непрерывная последовательность моментов, в которые я существую. Реинкарнация дела не меняет, поскольку это множество таких отрезков, а нам хватит и одного.
Декарт тут свернул на свободу воли. То ли не увидел щели, то ли побоялся туда заглянуть. А мы пойдем. Отметим свободу воли решением существовать в качестве живого обьекта просто чтобы сохранить опцию передумать, и пойдем дальше. К тому же от меня пока нечему отваливаться, я пока только точка.
Чем мы отличаемся от неживого камня напротив? Камень медленно разваливается, а мы сгребаем что-то вокруг себя, лепим из этого заплатки, сращиваем сломанные пальцы и отращиваем оторванный хвост. Живое непрерывно воссоздает собственную структуру. Но куски структуры отваливаются вместе с информацией об их устройстве, а чтобы строить их заново, мне нужно иметь внутри себя информацию о том, что же должно быть на месте потерянного хвоста, каким он должен быть. Это единственный признак жизни, если отказаться от антроцентризма, биоцентризма, расизма, и прочего догматизма. Способность поддерживать динамический гомеостаз, способность понизить энтропию в области пространства и поддерживать ее пониженной некоторое время.
Структура живого метастабильна и аутентична (я есть, и я это я) только и только пока она может строить себя по собственным правилам. Нарушение аутентичности правил это потеря собственного я, то есть духовная смерть. То, что было мной раньше, стало играть не по моим правилам, а значит перестало быть мной, как раковые клетки, родившись из моих, не являются уже моим телом и требуют удаления. Невозможность реализации этих правил есть смерть физическая через постепенное разрушение вторым законом термодинамики. Следовательно, не cogito ergo sum, и даже не creo ergo sum, а еgo sum dum creo, то есть существую пока творю.
Комментарий