Телема и христианство

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Prediger
    Servus Servorum Dei

    • 23 October 2005
    • 363

    #1

    Телема и христианство

    Предлагаю уважаемым участникам форума небольшую зарисовку по теме. Уже не раз это обсуждалось, но как-то размыто. Думаю, пришло время это подытожить.

    -----------------------------------------------------------------

    Телема и христианство.


    Любое оккультное течение не может избавиться от оппонирования христианству, как основной культурной и цивилизационной доминанте европейской ойкумены. Есть это и в оккультном движении, называемом телема.


    В рекламных материалах телемитов можно встетить такие мнения: «Представляется, что между Телемой и Христианством совершается некий диалог, который выражается не столько в противостоянии друг другу, сколько в осмыслении универсальных духовных истин, духовного опыта западного человека».


    Однако, не стоит так сразу подводить какой-то базис под этот диалог, пусть даже в виде "универсальных духовных истин", ибо сам этот термин стремится затащить христиан в пространство всё того же оккультного сознания, не желающего видеть принципиального различия между духовными традициями, желающего всё превратить в универсальную солянку.


    Телемиты часто любят представлять телему как некий вечный принцип, открытый и актуализированный Кроули. Это становится основой их прозелитского послания. Например, вот характерные слова: «принцип Телемы существовал задолго до Кроули, и что в частности он был хорошо знаком как самому Иисусу, так и христианским гностикам".
    Или ещё более изящно: «те христиане, которые считают Телему сатанизмом, делают это чаще всего от элементарного невежества, гораздо реже - от страха. Потому что Христос пришёл, чтобы сделать людей свободными, отпустить измученных на свободу - в этом смысл Его учения. Христианство же, в силу некоторых обстоятельств, в массе своей превратилось в то, что Ницше назвал "религией рабов". Но мы с Вами знаем, что только "любящий другого исполнил закон", и что по-настоящему любить может только свободный человек, не раб. Поэтому - "любовь есть исполнение закона", любовь, подчинённая Воле. Воля же есть Отец всего Телема".


    Очень пафосно и продумано. Как это часто бывает в оккультизме, какая-то внешне блестящая мысль преподаётся с пафосом и экзальтацией. В данном случае за внешним сходством терминологии незаметно протаскивается идея сходства самих сущностей.


    Иногда пытаются сравнивать принцип телемы и воли Бога.


    У немецкого католического епископа Федерико Толли, в его книге "Thelema" есть на этот счёт суждения. Там он говорит о том, что Телема, как Закон, является высшим проявлением Воли, что Телему следует понимать, как синоним Воли Божией. В своей книге Толли подчёркивает, что принцип Телемы, как Воли и Любви (Агапэ) существовал задолго до Кроули, и что в частности он был хорошо знаком как самому Иисусу, так и христианским гностикам.

    У христианских мистиков и апологетов речь всегда идёт о Воле Бога, которая предполагается априори и реализуется через синергию Бога и человека. Движение двувекторно: сверху-вниз, снизу-вверх.
    У Кроули Воля апостериорна, если она и берётся за условие веры, то только для Достижения, иначе её существование бессмысленно. Грубо говоря, движение "снизу вверх", от микрокосма к макрокосму.

    Если Воля Бога - голубь, то Телема - змей. Они могут соприкасаться, и даже быть схожи, но исходники совершенно разные. Телему можно сравнить с Волей падших ангелов, вознамерившихся штурмовать небеса. Поэтому утверждать что "Воля Бога" христиан тождественна Телеме неверно.


    С точки зрения телемы христианство это религия прошлого эона - Осириса и Исиды. В то время как Телема религия наступившего эона Гора. Отсюда прозелитический взгляд телемы на христианство, которое, как устаревшая форма, может быть легко переварена и употреблена в дело телемой. И это тоже очень типично для оккультной эклектики, т.е. желание переварить в себе другие религии.


    В доктринах и практике телемитских течений можно увидеть много христианских аллюзий, в основном это кощунственные образы. Например, в «книге закона»:


    «Я Змей, дающий Знание и Наслаждение"
    «там, где я, Бога нет»
    «Да будет Мария непорочная разорвана на колёсах; да будут в её честь безмерно презираемы среди вас все целомудренные женщины!»
    «Сокологлавый, клюю я глаза Иисуса, что висит на кресте» и т.п.


    Обычно телемиты, занимаясь прозелетизмом среди христиан, говорят, что такие места надобно «разуметь духовно». Мол это такие фразы, символы, которые призваны отсечь от истинного телемитского учения профанов показной кощунственностью. А персоналии вроде Нуит, Горуса и пр. являются лишь художественными образами для выражения идей, а не личностными объектами, которым оказывается религиозное поклонение.


    Вот телемитский текст, объясняющий предельно честно их позицию: «Мы, телемиты, Христа Богом не считаем, поэтому в наших устах и богохульством это считаться не может. Суть именно в метафоре. То, что Горус "выклевывает глаза Христу", висящему на кресте, означает, что Телема отвергает самую точку зрения христианства. Мы не верим в "дьявола", в "первородный грех", во врожденную порочность человека и, следовательно, в необходимость "искупления". Вот, в чем смысл этого стиха: в отвержении самой необходимости голгофской жертвы. Мы верим в эволюционный процесс, в поступательное развитие человечество и стоим на позициях социального дарвинизма. Вот, почему Книга Закона утверждает, что "сострадание - порок царей" и что парии и непригодные должны умереть в их убожестве. Мы против благотворительности в любых ее формах. Человек или народ должен работать сам, а не ждать подачками со стороны. В этом - наше разительное отличие от христианства".


    Телемитство яростно противостоит христианству, хоть и пытается это отрицать. Книга Закона, на мой взгляд, представляет из себя жесткое противопоставление Библии и Богу Библии. При чтении Книги Закона возникает ощущение, что автор текста люто ненавидит все, что свято для христиан. Отсюда можно сделать вывод о несамостоятельности Книги Закона, о ее вторичности по отношению к Библии, и об одном духовном поле, на котором автор телемитского Закона, пытается вести брань со Христом. Христос ничего не говорил про Айваса, зато Айвас слишком много говорит про Христа.


    Если проникнуть в реальную практику телемитства, то окажется, что все эти языческие культовые фигуры, приводимые в книгах Кроули, далеко не только образы и символы, но и совершенно реальные духовные силы, с которыми телемиты стремятся входить в те или иные отношения. Вот одно признание: «Вы, не разобравшись, называете наших Богов бесами". Забавно, что при всей показной «духовности», телемиты на деле оказываются банальными язычниками, что ещё раз подверждает тезис, что любой шаг из христианства ведёт в язычество.


    Чуждо христианству и нравственное самоощущение в телемитстве: «У нас нет ничего общего с париями и непригодными: дайте им умереть в их убожестве. Ибо они не чувствуют. Сострадание - порок царей; попирайте несчастных и слабых - вот закон сильных, вот наш закон и радость мира» - (книга закона). Никак не странно, что Фридрих Ницше признаётся у телемитов пророком.


    В телемитстве есть и обратные предпосылки уже для христианского прозелитизма.
    В телемитстве можно усмотреть некоторые начатки экзистенциальных представлений, созвучных с христианской аскетикой. Сам посыл на выполнение некой «великой работы» уже задаёт вектор на духовное, а принцип «делай, что изволишь» призывает к борьбе с плотским.
    Таким образом, телемит, последовательно выполняющий основополагающие принципы учения телемы, вполне может прогрессировать к пониманию христианских истин, т.к. постижение онтологии своей ипостаси может привести его к познанию Промысла и прызывающей благодати.


    Беда в том, что учение телемы укрепляет в убеждении, что истина разлита во многих других культурных традициях и потому не зазорно совмещать «посвящения». Также практическое участие в телемитской практике снабжено множеством сопутствующих культовых наслоений оккультного характера, которые напрочь закрывают от него суть самопознания и самореализации, как природного существа.
    Можно также утверждать, что оккультный характер конкретных телемитских орденов закрывает от адептов основную суть базовых принципов учения телемы, низводя внутреннюю "работу" до "дел плоти".
    Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.
  • .Metaxas.
    Спутник Черного Солнца

    • 13 November 2009
    • 1063

    #2
    Сообщение от Prediger
    В телемитстве можно усмотреть некоторые начатки экзистенциальных представлений, созвучных с христианской аскетикой. Сам посыл на выполнение некой «великой работы» уже задаёт вектор на духовное, а принцип «делай, что изволишь» призывает к борьбе с плотским.
    Таким образом, телемит, последовательно выполняющий основополагающие принципы учения телемы, вполне может прогрессировать к пониманию христианских истин, т.к. постижение онтологии своей ипостаси может привести его к познанию Промысла и прызывающей благодати.
    Вы - один из немногих известных мне христиан, кто вплотную подошел к пониманию учения Кроули. Но Вы не поняли самого главного. Понять это мешает Вам Ваша христианская ограниченность, преодолев которую Вы неминуемо порвали бы с христианством так же, как я порвал с телемитством и масонством. Схожесть между кроулианством и христианством, объясняется не заимствованиями телемитами элементов христианства, не "диалогом" и даже не общностью корней. Общие элементы Телемы и Евангелия кроются в принадлежности к общей системе. Это - то, что я называю объеврееванием. Христианство и Ислам, масонство и западный оккультизм, социализм и либерализм - это звенья одной цепи, которой семиты поработили арийские народы. Причем поработили искуссно, т. е. так, что вы, их рабы, даже не видите своих цепей.

    Вот вы, православные, называете свою религию "национальной" и даже ставите знак равенства между тем, чтобы быть "русским" и быть "православным". И в то же самое время исповедуете веру в еврейского бога, поклоняетесь еврею Иешуа из Назарета, рожденного еврейкой "Марией" (Мариамь), а источником своей веры принимаете книгу, не содержащую ни слова, написанного не рукой какого-нибудь еврея, за исключением, разве что, слов про благословение синода да выходных данных на последней странице. Монотеистические религии навязывают нам веру в еврейское божество, так же, как социалисты и либералы несут нам еврейскую общественную систему, а масоны и оккультисты, вроде тех же телемитов, еврейский образ виденья мира (в частности, в форме Каббалы). И то, что вы, объевреенные, этого не видите, доказывает мощь силы, которая вас всех обуяла.

    Можете не отвечать мне на это сообщение. Заводить полемику я не собираюсь. Просто примите, к сведенью мое мнение.
    Последний раз редактировалось .Metaxas.; 21 March 2010, 01:40 AM.
    I believe what I will, and will what I want.

    http://i56.tinypic.com/2f0da9j.jpg

    Комментарий

    • Лука
      Отключен

      • 14 September 2003
      • 77980

      #3
      Сообщение от Prediger
      Уже не раз это обсуждалось, но как-то размыто. Думаю, пришло время это подытожить.
      Подытожить - дело не хитрое. Вы делаете ошибку уже в самом названии темы. Христианство и Телема - явления разных весовых категорий и потому даже сравнивать их нелепо. Вы верно охарактеризовали отношение Телемы к Христианству. Но Христианству от этого ни холодно и не жарко. С моей точки зрения открытая Вами тема в большей степени способствует популяризации Телемы, нежели Христианства. Посмотрим куда рельсы повернут...

      Комментарий

      • vovaov
        Отключен

        • 06 January 2001
        • 23153

        #4
        Уважаемый Лука, я хотел бы задать вопрос, если позволите. Насколько я понял слово телема от греч. θέλημα, воля. Меня интересует почему приверженцы телемы используют именно греческое слово для названия своего движения, а не например английское слово которое переводится как воля?
        Последний раз редактировалось vovaov; 21 March 2010, 02:52 AM. Причина: дописал: для названия своего движения

        Комментарий

        • .Metaxas.
          Спутник Черного Солнца

          • 13 November 2009
          • 1063

          #5
          Сообщение от Мудp
          Уважаемый Лука, я хотел бы задать вопрос, если позволите. Насколько я понял слово телема от греч. θέλημα, воля. Меня интересует почему приверженцы телемы используют именно греческое слово для названия своего движения, а не например английское слово которое переводится как воля?
          Почему Вы спрашиваете об этом именно Луку, который имеет отношение к Телеме не больше, чем египетское стихосложение к "Моральному кодексу строителя коммунизма"? Я, как бывший телемит, легко отвечу на Ваш вопрос. Телемиты, точнее основатель телемитства Кроули, использует греческое слово, потому что в основе Телемы лежит принцип каббалистической гематрии, согласно которому сходство числовых выражений различных слов означает их смысловое единство.

          93 - это число двух греческих слов Телема (Воля) и Агапе (Любовь):

          Thelema = Θελημα: Θ (Theta) = 9 + ε (Epsilon) = 5 + λ (Lambda) = 30 + η (Eta) = 8 + μ (Mu) = 40 + α (Alpha) 1 = 93

          Agapé = Αγαπη: Α (Alpha) 1 + γ (Gamma) 3 + α (Alpha) 1 + π (Pi) 80 + η (Eta) 8 = 93

          Именно поэтому при встрече и расставании, телемиты говорят друг другу: "Девяносто три". Подобно тому, как иезуиты в начале каждого письма ставят инициалы A.M.D.G., что означает: Ad maiorem Dei gloriam, т. е. "К вящей славе Божией", так и телемиты каждое письменное обращение друг ко другу или к кому бы то ни было предваряют словами: "Делай, что изволишь, таков весь закон" (сокращенно - 93). А в конце послания: "Любовь есть закон, любовь под управлением Воли" (сокращенно 93 93/93).

          Кстати, имя Айваз (Ангел, продиктовавший Книгу Закона) на иврите тоже 93. Мало этого, название Книги Закона по-латыни Liber AL vel Legis. AL на иврите Бог, LA - Ничто. И то и другое - 31. В Книге Закона три главы. 3х31=93.

          А если взять слово "Воля" на английском - Will - то 93 не получится и "теорема" о тождестве Любви и Воли останется недоказанной
          I believe what I will, and will what I want.

          http://i56.tinypic.com/2f0da9j.jpg

          Комментарий

          • vovaov
            Отключен

            • 06 January 2001
            • 23153

            #6
            Уважаемый Метаксас, извините меня, но я не понял, вы сказали:

            основатель телемитства Кроули, использует греческое слово, потому что в основе Телемы лежит принцип каббалистической гематрии, согласно которому сходство числовых выражений различных слов означает их смысловое единство.

            93 - это число двух греческих слов Телема (Воля) и Агапе (Любовь): Thelema = Θελημα: Θ (Theta) = 9 + ε (Epsilon) = 5 + λ
            я не про основу телемы спрашивал, если позволите я еще раз спрошу - почему свое движение телемиты называют именно греческим словом или вы хотите сказать потому, что гематрия слова телема дает число 93, но 93 видимо не только слово телема дает и не только греческое, так почему именно в качестве слова обозначающее волю используют именно греческое слово?
            Последний раз редактировалось vovaov; 21 March 2010, 03:33 AM. Причина: дописал букву "е" в слове "мня", пропустил

            Комментарий

            • Prediger
              Servus Servorum Dei

              • 23 October 2005
              • 363

              #7
              Мудр, мне кажется, Метаксас исчерпывающе ответил на ваш вопрос. Суть в том, что, используя каббалистическую гематрию, можно вывести основную мировоззренческую теорему телемы только этим греческим словом. Если бы для этой цели подходило слово из иврита, то, возможно, было бы использовано именно оно. Хотя тут есть некоторое ограничение, накладываемое историческим самосознанием телемитов, производящим свою мудрость от греческих гностиков.
              Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.

              Комментарий

              • Prediger
                Servus Servorum Dei

                • 23 October 2005
                • 363

                #8
                Сообщение от .Metaxas.
                Вы - один из немногих известных мне христиан, кто вплотную подошел к пониманию учения Кроули. Но Вы не поняли самого главного. Понять это мешает Вам Ваша христианская ограниченность, преодолев которую Вы неминуемо порвали бы с христианством так же, как я порвал с телемитством и масонством. Схожесть между кроулианством и христианством, объясняется не заимствованиями телемитами элементов христианства, не "диалогом" и даже не общностью корней. Общие элементы Телемы и Евангелия кроются в принадлежности к общей системе. Это - то, что я называю объеврееванием. Христианство и Ислам, масонство и западный оккультизм, социализм и либерализм - это звенья одной цепи, которой семиты поработили арийские народы. Причем поработили искуссно, т. е. так, что вы, их рабы, даже не видите своих цепей.

                Вот вы, православные, называете свою религию "национальной" и даже ставите знак равенства между тем, чтобы быть "русским" и быть "православным". И в то же самое время исповедуете веру в еврейского бога, поклоняетесь еврею Иешуа из Назарета, рожденного еврейкой "Марией" (Мариамь), а источником своей веры принимаете книгу, не содержащую ни слова, написанного не рукой какого-нибудь еврея, за исключением, разве что, слов про благословение синода да выходных данных на последней странице. Монотеистические религии навязывают нам веру в еврейское божество, так же, как социалисты и либералы несут нам еврейскую общественную систему, а масоны и оккультисты, вроде тех же телемитов, еврейский образ виденья мира (в частности, в форме Каббалы). И то, что вы, объевреенные, этого не видите, доказывает мощь силы, которая вас всех обуяла.
                Спасибо за вашу оценку, для меня она лестна, это насчёт понимания телемы.

                Знаете, раньше я думал, что ваша идея про ожидовленность европейской цивилизации это пунктик такой. Но сейчас я понял, что это обратное осмысление вами вашего же тезиса, выраженного в более ранней работе "Моё открытие христианства".

                Действительно, в основе христианской европейской цивилизации лежат семитские представления о Боге. Но....и тут следует сказать существенное, если, скажем, греки изобрели (или развили до нового качества) метафизику, то это не означает, что метафизика имманентна именно греческому сознанию. Или, пользуясь арабскими цифрами, мы не арабизируемся. Есть высшая истина, явленная в конкретное время в конкретном месте "распятого же за ны при понтийстем пилате", но она не национальна, она принадлежит всему человечеству, стремящемуся к Богу, как источнику блага. Поэтому неверно говорить, что Православие - русская религия. Это коренным образом противоречит сути, ведь "нет эллина и иудея".
                Более того, представление о семитском характере христианства противоречит другой существенной реальности - Преданию. Предание это жизнь Духа в Церкви, и именно Предание обеспечивает непрерывность явления Истины для всех поколений христиан во всех национальных ареалах. Поэтому нельзя говорить, что истина дана евреям. Истина дана и даётся всякому языку по лицу земли.
                Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.

                Комментарий

                • Лука
                  Отключен

                  • 14 September 2003
                  • 77980

                  #9
                  Сообщение от Мудp
                  почему приверженцы телемы используют именно греческое слово для названия своего движения, а не например английское слово которое переводится как воля?
                  Причина проста, как мыло. Греческий язык у большинства культурных людей ассоциируется с высокой культурой и потому все древнегреческое априори воспринимается, как высококультурное. Во-вторых, Новый Завет был написан по-гречески (койне) и потому учение претендующее на роль духовного старается быть причастным тому же языку. А так как и гематрия, и каббала к греческому языку имеют такое же отношение, как Телема к духовности, любая попытка скрестить их приводит к появлению противоестественных мутантов.
                  Еще вопросы?

                  Комментарий

                  • vovaov
                    Отключен

                    • 06 January 2001
                    • 23153

                    #10
                    нет нет, друзья, вы меня извините, просто мне всегда было это интересно, поэтому решил поинтересоваться. С вашего позволения буду подглядывать за темой. Да благословит Дух Святой всех участников темы.
                    Последний раз редактировалось vovaov; 21 March 2010, 07:45 AM. Причина: было так: "Да благословит всех участников темы Дух Святой" стало так: "Да благословит Дух Святой всех участников темы"

                    Комментарий

                    • Лука
                      Отключен

                      • 14 September 2003
                      • 77980

                      #11
                      Сообщение от Мудp
                      нет нет, друзья, вы меня извините, просто мне всегда было это интересно, поэтому решил поинтересоваться. С вашего позволения буду подглядывать за темой. Да благословит всех участников темы Дух Святой.
                      Думаю, Вам не лишним будет запомнить 2 очень важных истины. Первая - все авторитетное раньше или позже используется, как объект паразитирования. Вторая - любой грамотный каббалист подтвердит, что единственный язык, который использует каббала, еврейский. Любые перенесения каббалистических принципов на другие языки не корректны.
                      Последний раз редактировалось Лука; 21 March 2010, 09:16 AM.

                      Комментарий

                      • FREESURVIVER
                        Ветеран

                        • 23 January 2010
                        • 2490

                        #12
                        Prediger

                        В результате овладения методикой Телемы, скажите пожалуйста, что должно произойти с человеком?
                        Почему, например я, должен выбрать учение Телемы а не, допустим, кришнаитов?

                        Цель христианина-спасение себя и других людей, общение с Богом, рождение свыше...
                        Цель кришнаита-достижение сознания Кришны.
                        Цель саентолога-стать клиром а затем оперирующим тэтаном.

                        А цель телемита?
                        Dark is gone
                        To meet the morning...

                        Комментарий

                        • Prediger
                          Servus Servorum Dei

                          • 23 October 2005
                          • 363

                          #13
                          Сообщение от FREESURVIVER
                          Prediger

                          В результате овладения методикой Телемы, скажите пожалуйста, что должно произойти с человеком?
                          Почему, например я, должен выбрать учение Телемы а не, допустим, кришнаитов?
                          А цель телемита?
                          FREESURVIVER, если честно, я ещё плохо знаю экзистенциальные аспекты учения телемы, не могу сказать определённо что есть цель их духовной жизни. Я же сам не телемит .

                          Могу предположить, что это есть осуществление истинной воли делами любви. Хотя в таком определении очень много христианских аллюзий.
                          На практике, телемиты мало озабочены этой целью. В основном, их деятельность сводится к овладению довольно пошлыми и примитивными магическими методиками, т.е. ситуация ровно та же, что и в христианстве - ищут Христа ради хлеба, а не ради спасения.
                          Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.

                          Комментарий

                          • .Metaxas.
                            Спутник Черного Солнца

                            • 13 November 2009
                            • 1063

                            #14
                            Сообщение от Prediger
                            На практике, телемиты мало озабочены этой целью. В основном, их деятельность сводится к овладению довольно пошлыми и примитивными магическими методиками, т.е. ситуация ровно та же, что и в христианстве - ищут Христа ради хлеба, а не ради спасения.
                            Это же самое можно сказать не только о телемитстве или христианстве, но о чем угодно: о буддизме, индуизме, коммунизме и т.д., в очередной раз подтверждая принцип, что 90% чего бы то ни было - абсолютный хлам.

                            Однако проблема с Телемой кроется совсем не в этом, а в том, что это учение сырое и, вместе с тем, догматичное. Кроули не завершил свой труд. Да и не мог. Все его учение производит впечатление недостроенного и местами разрушенного здания. Хаббарду было легко, он строил добротный буржуазный домик и построил его в течение своей жизни. Кроули строил собор. И предполагал, что его последователи продолжат его дело. Но его ученики, или те, кто выдавал себя за таковых, догматизировали каждую букву и получилась такая же лажа, как и со всеми остальными религиями: типа, товарищ Кроули изволили ходить на толчок розовым дерьмом с запахом жасмина. В результате весь Проект-93 был погублен на корню. Я не думаю, что у этого учения в любом из его вариантов есть хоть какое-то будущее. В лучшем случае, все эти О.Т.О. и Т.О.Т. превратятся окончательно в клубы чудаков, наподобие "зловещих масонов", в повод для сплетен и дурацких теоретезирований конспирологов. Книга Закона - это истинное откровение Нового Эона, но она больше не принадлежит одним телемитам, которые за сроком давности потеряли не только копирайт, но и связь с эгрегором. В который раз исполняются слова: "Се оставляю дом ваш пуст"...
                            I believe what I will, and will what I want.

                            http://i56.tinypic.com/2f0da9j.jpg

                            Комментарий

                            • Prediger
                              Servus Servorum Dei

                              • 23 October 2005
                              • 363

                              #15
                              Читая телемитские материалы, я замечал в них именно религиозную структуру телемитского учения и посвятительной практики, а конкретно кальку с христианской Церкви, видимо с католической-англиканской.
                              Странно это видеть, т.к. Кроули, по всей видимости, скорее мечтал о своей гностической церкви, чем указывал её очертания. Его тернистая биография, устланная спонтанными сочинениями, скорее указывает на тропинку к чему-то, чем на респектабельное шоссе с инфраструктурой.
                              Хотя я лично считаю путь Кроули заблуждением, но с исследовательской точки зрения важно понять мотивы его самого. Так вот получилась типично религиозная ситуация: когда из поэтического харизматика вылепили основателя очередной душной религии.
                              Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.

                              Комментарий

                              Обработка...