Сообщение от Ружана
- начнем с того, что в принципе такое состояние разума, в котором у Вас отсутствуют лишние помыслы и лишние эмоции (а об этом много говорят в различных течениях восточных религий) - само по себе хорошее, ничего плохого в этом нет. В таком состоянии гораздо легче сосредоточиться на нужном и воспринимать то, что нужно. Само по себе такое отсутствие лишних помыслов и эмоций приносит облегчение и хорошее настроение (думаю, каждый это в разной мере испытывал, по крайней мере я испытывала), бывает и ощущение света и покоя, что в некоторой мере соотносится с тем состоянием, которое описал старец, и тем, что описано в Вашей цитате из работы "Разнообразие медитативного опыта". Осмелюсь предположить, что, чем больше человек тренирует свой разум не отвлекаться на разное, тем интенсивнее ощущения.
- давайте рассмотрим Ваши цитаты. "...но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он" - сказано про старца (относительно восточной медитации, кстати, сравнение несколько иное и в какой-то степени говорит за себя - "Восторг на уровне первой стадии Дхьяны подобен впервые испытываемому удовольствию или волнению, когда получаешь давно желанный предмет; блаженство же это обладание этим объектом"). Состояние спокойного ума, не отягощенного лишними помыслами, позволило старцу лучше видеть то сокровище, которое он имел в сердце - Христа. От чего он возрадовался и пребывал в блаженстве. Кстати, такие моменты, но, возможно, гораздо в меньшей мере, переживают и обычные люди - когда ум не отягощен суетой и проблемами и думаешь о Боге, Его любви, действительно приходит великая радость.
- таким образом, исходя из предыдущего пункта, какое сокровище в Вашем сердце будет, то Вы и вынесете оттуда. Со всеми вытекающими обстоятельствами. А прежде чем в сердце что-то было, туда надо это что-то сначала положить. Т.е. такое состояние для христианина ничего не означает. Оно может являться результатом того, что у него в сердце, но никак не методом достижения спасения или чего бы то ни было.
- итак, как уже было сказано, такая практика и такое состояние не являются самоцелью для христианина. Она не спасает. Спасают осознание своей греховности, покаяние, смирение, вера и ее плоды. Напротив, Отцы Церкви предостерегают от прелести, которая может постичь человека, гоняющегося за высокими духовными состояниями, дарами, видениями и чудесами. Также они предупреждают, что человек не должен браться за высокий духовный подвиг своевольно, не будучи к этому готовым, потому что это проявление гордыни. Старцы также предупреждают, что не стоит думать, что Бог дает многим грешникам дары исцеления, прозорливости и прочие. Таких даров (от Него) удостаиваются смиренные и таких немного. Есть примеры монахов и старцев, возгордившихся даже благодатью, данной от Бога и, как следствие, падавших.
В восточных же религиях медитация является методом достижения некой цели (скажем, нирваны). Что в таком случае видят адепты данных религий и к чему приходят, остается только догадываться. Различные сверхспособности в этих религиях также приветствуются.
Комментарий