Доколе не умру, не уступлю непорочности моей (Иов 27:5).
ИОВ был необычайным человеком в истории. Он не только обладал большим богатством, но его уважали также как сострадательного судью и вождя. В Библии говорится, что он был знаменитее всех сынов востока (Иов 1:3; 29:12-25). Он упоминается наряду с Ноем и Даниилом как особенно праведный человек (Иезекииль 14:14, 20). Кроме того, в Библии Иов поставлен христианам достойным подражания примером, что показывает, что он был действительно историческим лицом (Иакова 5:11).
Спорный вопрос о непорочности Иова
Книга Иов открывает завесу невидимого и позволяет нам взглянуть на собрание ангелов, представших перед Иеговой Богом на небе. Там Иегова напоминает сатане, присутствующему при этом, об Иове, что нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1:8). Существует, несомненно, спорный вопрос, который касается непорочности Иова. Но это не ново. Спорный вопрос был уже тогда, когда сатана отвел Адама и Еву от Бога и, так сказать, утверждал, что он может отвести от Него каждого, если Бог даст ему только возможность для этого (Бытие 3:1-6).
Теперь, во время этой официального собрания на небе, сатана вынужден объяснить, что является, по его мнению, причиной непорочности Иова. Разве даром богобоязнен Иов? - задает он вопрос. Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? ... Но простри руку Твою, - требует сатана, - и коснись всего, что у него, - благословит (не проклянет) ли он Тебя? (Иов 1:9-11).
Иегова принимает вызов сатаны. Он полностью уверен в непорочности Иова и отвечает сатане: Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простиран руки твоей (Иов 1:12). Сатана сразу наносит удары Иову. Напавшие савеяне уводят с собой 1 000 волов и 500 ослиц Иова и убивают всех пастухов, кроме одного. Затем сатана посылает огонь с неба, так что сгорают 7000 овец вместе с пастухами Иова; в живых остается только один. Затем сатана побуждает три отряда халдеев похитить 3000 верблюдов Иова и убить всех пастухов, за исключением одного. Наконец, сатана посылает большой ветер, который срывает дом, где десять детей Иова справляют праздник, и все они погибают. После этого пережившие эти несчастья сообщают Иову ужасные новости сразу одну за другой (Иов 1:13-19).
Какое горе Даже если бы Иов знал, кто вызвал это, ему было бы трудно перенести все, но он не знал? Он не знал, что БЫЛ ПРЕДМЕТОМ СПОРА на небе и что Иегова использовал его, чтобы доказать, что существуют люди, которые вопреки всем несправедливым страданиям, вызывающимся сатаной, будут сохранять свою непорочность. И все-таки, пораженный горем и предполагая, что Бог каким-либо образом ответствен за его утраты, Иов восклицает: Господь (Иегова, НМ) дал, Господь (Иегова, НМ) и взял; да будет имя Господне (Иеговы, НМ) благословлено? Да, во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге (Иов 1:20-22).
Как унизительно для сатаны, что ему на другом собрании ангелов нужно было выслушать напоминание Иеговы об Иове: И доселе [он] тверд в своей непорочности! Но сатана не сдается. Он утверждает, что если бы он имел возможность нанести физический ущерб Иову, он мог бы довести его до того, что он проклянет Бога. Доверяя непорочности Иова даже до этого предела, Иегова дает разрешение с ограничением, что сатана не должен лишить Иова жизни. После этого сатана поражает Иова проказой лютой от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов 2:1-8). Иов доведен до такого ужасно жалкого состояния, что его родственники и друзья гнушаются им и прежние знакомые насмехаются над ним (Иов 12:4; 17:6; 19:13-19; 30:1, 10-12).
Еще один удар: вера жены Иова слабеет. Она говорит ему: Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога, и умри. Но он говорит ей: Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? В сообщении говорится, что во всем этом НЕ СОГРЕШИЛ Иов устами своими (Иов 2:9, 10). Если подумать, что Иову не были ясны причины его страданий, то мы поймем, как необыкновенна его непорочность.
Другой род нападения
Но сатана все еще не сдается. Он использует трех якобы мудрых мужчин, которые или были лично знакомы с Иовом, или слышали о нем, что он знаменитее всех сынов востока. Очевидно, они намного старше Иова (Иов 1:3; 15:10; 32:6). Двое из них его дальние родственники. Елифаз Феманитянин, потомок Авраама через Фемана, внука Исава, и Вилдад Савхеянин, потомок Шуаха, сына Авраама (Иов 2:11; Бытие 36:15; 25:2). Происхождение Софара точно не известно. Эти трое приходят якобы утешать Иова, но в действительности сатана использует их с целью подорвать непорочность Иова. Как политические следователи, которые, притворяясь друзьями, подрывают лояльность заключенных и восстанавливают их против своего же правительства, так и сатана ожидал, что эти утешители восстановят Иова против его Бога (Иов 16:2, 3).
По своем прибытии, трое посетителей проводят семь дней и семь ночей в молчании и смотрят на мучения и унизительное положение Иова (Иов 2:12, 13). Елифаз, очевидно, самый старший, первый начинает, наконец, речь, определяя ее дух и общую тему дискуссии, которая ведется затем по кругу три раза. Речь Елифаза, как и речи его друзей, состоит главным образом в осуждении. После речи каждого обвинителя Иов опровергает их аргументы. Софар не участвует в дискуссии третьего круга, так как, вероятно, считает, что ничего не может больше прибавить к этому. Итак, Софар держит только две речи, тогда как Елифаз и Вилдад каждый по три.
Речи Елифаза более долгие, и его язык до некоторой степени мягок. Язык же Вилдада язвителен, а Софара еще язвительнее. Их аргументы составлены коварно, чтобы достичь цели сатаны, а именно, сломить непорочность Иова. Они часто приводят настоящие факты, но излагают и применяют их неправильно. Такую же тактику применял сатана против Иисуса. Цитатой из Писания, в которой говорится, что ангелы Бога охраняют Его служителей от вреда, сатана пригласил Иисуса броситься вниз с храма, чтобы доказать, что Он Сын Бога (Матфея 4:5-7; Псалом 90:11, 12). Иов долгое время испытывал подобные сатанинские рассуждения.
В своей вступительной речи Елифаз приводит доводы, что трудности Иова - это возмездие Бога за его грехи. Погибал ли кто невинный? - спрашивает он. Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его (Иов 4:7, 8). Дальше Елифаз утверждает, что Бог не доверяет Своим служителям. Он и слугам Своим не доверяет, - говорит Елифаз, - и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более - в обитающих в храминах из брения (Иов 4:18, 19).
Вилдад присоединяется к словесным нападкам. И если ты чист и прав, - говорит он, - то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей. Вилдад замечает, что тростник и камыш сохнут без воды и пропадают, и правильно делает вывод, что так же случается со всеми забывающими Бога". Но какая же ошибка с его стороны, что он применяет это наглядное пояснение к Иову и добавляет: И надежда лицемера погибнет! (Иов 8:6, 11-13).
Замечания Софара еще более веские. О, если бы Бог говорил бы и рассказал, что Он думает? - говорит он фактически. - Богу известно, что ты делал. Он наказывает тебя меньше, чем ты заслужил. Освободись от грехов и сознайся в беззакониях своих, тогда будешь жить в безопасности и иметь много друзей" (Иов 11:4-6, 14-20).
Во втором кругу дискуссии Елифаз продолжает нападки против непорочности Иова. Если Бог не доверяет даже ангелам, насколько же меньше тогда такому, как ты? У нечестивого человека всегда трудности" (Иов 15:14-16, 20). Сердясь на непоколебимое сопротивление Иова против их доводов, Вилдад говорит по смыслу: Свет твой угаснет. Всякая память о тебе исчезнет. Так случается с теми, кто оставляет Бога" (Иов 18:5, 12, 13, 17-21). Софар, намекая на прежнее богатство Иова, спрашивает: Разве не знаешь ты, что веселье беззаконных кратковременно и радость лицемера мгновенна? Небо открывает беззаконие злых" (Иов 20:4, 5, 26-29).
В начале третьего круга дискуссии Елифаз спрашивает: Доставляет ли человек пользу Богу? Что имеет Бог оттого, что ты праведен? Обратись к Богу, - говорит он, - и приведи в порядок дела свои. Тогда опять придет к тебе добро" (Иов 22:2, 3, 21-23). Вилдад заканчивает нападки вопросом: Кто на земле может похвалиться, что он чист? Бог так великолепен, что даже луна и звезды ничто в сравнении с Ним. Насколько же незначителен человек - с точки зрения Бога он червь?" (Иов 25:2-6).
Иов защищается и его исправляют
Несмотря на свои ужасные страдания, Иов ни на мгновение не уступает ложным доводам своих мучителей. Если страдания являются наказанием Бога за грехи, то почему тогда беззаконные живут до старости, да, увеличивают владения?" - спрашивает он (Иов 21:7-13). И в противоположность тому, что говорят обвинители Иова, Иегова ценит тех, кто сохраняет непорочность и этим опровергает утверждение сатаны, что он может якобы каждого отвести от служения Богу (Притчи 27:11; Псалом 40:13). Иов убежден в своей непорочности и восклицает: Доколе не умру, не уступлю непорочности моей (Иов 27:5). Нет, он не сделал ничего, чтобы заслужить испытываемое им.
Молодой человек Елиуй вслушивается в каждое слово этой долгой дискуссии. Теперь держит речь он и говорит ложным утешителям Иова, что все сказанное ими не доказывает, что Иов является грешником (Иов 32:11, 12). Затем Елиуй обращается к Иову: Я слышал звук слов (твоих): Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником"... Вот в этом ты неправ (Иов 33:8-13; 6:29; 13:24, 27; 19:6-8). Да, Иов слишком старался оправдать самого себя. Но в то же время он никогда не осуждал Бога или лишился уверенности в том, что Бог поступает по правде.
К концу речи Елиуя надвигается буря, и Сам Иегова говорит из бури: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои... Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне. После того как Иов выслушивает Иегову, он сознает, что говорил поспешно о том, чего не знал, и раскаивается в прахе и пепле. Тогда Иегова осуждает Елифаза и двух его друзей и велит Иову молиться за них. После того Иов окончательно поправляется; он благословляется семью сыновьями и тремя прекрасными дочерьми и получает вдвое больше скота, чем имел прежде. Он живет еще 140 лет и умирает в старости, насыщенный днями (Иов 38:1-4; 42:1-17).
Иов действительно был человеком достойной замечания непорочности! Он не мог знать, что стал мишенью злого вызова сатаны. Благодаря этому его непорочность подчеркивается еще больше, потому что, хотя он верил, что его страдания были от Бога, он не отрекался от Него и не проклинал Его. Какой урок для нас, поскольку нам известен источник испытаний нашей непорочности! Конечно, мы должны быть побуждены следовать примеру Иова и идти вперед в деле Иеговы, независимо от того, что может предпринять против нас противник Иеговы.
ИОВ был необычайным человеком в истории. Он не только обладал большим богатством, но его уважали также как сострадательного судью и вождя. В Библии говорится, что он был знаменитее всех сынов востока (Иов 1:3; 29:12-25). Он упоминается наряду с Ноем и Даниилом как особенно праведный человек (Иезекииль 14:14, 20). Кроме того, в Библии Иов поставлен христианам достойным подражания примером, что показывает, что он был действительно историческим лицом (Иакова 5:11).
Спорный вопрос о непорочности Иова
Книга Иов открывает завесу невидимого и позволяет нам взглянуть на собрание ангелов, представших перед Иеговой Богом на небе. Там Иегова напоминает сатане, присутствующему при этом, об Иове, что нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1:8). Существует, несомненно, спорный вопрос, который касается непорочности Иова. Но это не ново. Спорный вопрос был уже тогда, когда сатана отвел Адама и Еву от Бога и, так сказать, утверждал, что он может отвести от Него каждого, если Бог даст ему только возможность для этого (Бытие 3:1-6).
Теперь, во время этой официального собрания на небе, сатана вынужден объяснить, что является, по его мнению, причиной непорочности Иова. Разве даром богобоязнен Иов? - задает он вопрос. Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? ... Но простри руку Твою, - требует сатана, - и коснись всего, что у него, - благословит (не проклянет) ли он Тебя? (Иов 1:9-11).
Иегова принимает вызов сатаны. Он полностью уверен в непорочности Иова и отвечает сатане: Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простиран руки твоей (Иов 1:12). Сатана сразу наносит удары Иову. Напавшие савеяне уводят с собой 1 000 волов и 500 ослиц Иова и убивают всех пастухов, кроме одного. Затем сатана посылает огонь с неба, так что сгорают 7000 овец вместе с пастухами Иова; в живых остается только один. Затем сатана побуждает три отряда халдеев похитить 3000 верблюдов Иова и убить всех пастухов, за исключением одного. Наконец, сатана посылает большой ветер, который срывает дом, где десять детей Иова справляют праздник, и все они погибают. После этого пережившие эти несчастья сообщают Иову ужасные новости сразу одну за другой (Иов 1:13-19).
Какое горе Даже если бы Иов знал, кто вызвал это, ему было бы трудно перенести все, но он не знал? Он не знал, что БЫЛ ПРЕДМЕТОМ СПОРА на небе и что Иегова использовал его, чтобы доказать, что существуют люди, которые вопреки всем несправедливым страданиям, вызывающимся сатаной, будут сохранять свою непорочность. И все-таки, пораженный горем и предполагая, что Бог каким-либо образом ответствен за его утраты, Иов восклицает: Господь (Иегова, НМ) дал, Господь (Иегова, НМ) и взял; да будет имя Господне (Иеговы, НМ) благословлено? Да, во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге (Иов 1:20-22).
Как унизительно для сатаны, что ему на другом собрании ангелов нужно было выслушать напоминание Иеговы об Иове: И доселе [он] тверд в своей непорочности! Но сатана не сдается. Он утверждает, что если бы он имел возможность нанести физический ущерб Иову, он мог бы довести его до того, что он проклянет Бога. Доверяя непорочности Иова даже до этого предела, Иегова дает разрешение с ограничением, что сатана не должен лишить Иова жизни. После этого сатана поражает Иова проказой лютой от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов 2:1-8). Иов доведен до такого ужасно жалкого состояния, что его родственники и друзья гнушаются им и прежние знакомые насмехаются над ним (Иов 12:4; 17:6; 19:13-19; 30:1, 10-12).
Еще один удар: вера жены Иова слабеет. Она говорит ему: Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога, и умри. Но он говорит ей: Ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? В сообщении говорится, что во всем этом НЕ СОГРЕШИЛ Иов устами своими (Иов 2:9, 10). Если подумать, что Иову не были ясны причины его страданий, то мы поймем, как необыкновенна его непорочность.
Другой род нападения
Но сатана все еще не сдается. Он использует трех якобы мудрых мужчин, которые или были лично знакомы с Иовом, или слышали о нем, что он знаменитее всех сынов востока. Очевидно, они намного старше Иова (Иов 1:3; 15:10; 32:6). Двое из них его дальние родственники. Елифаз Феманитянин, потомок Авраама через Фемана, внука Исава, и Вилдад Савхеянин, потомок Шуаха, сына Авраама (Иов 2:11; Бытие 36:15; 25:2). Происхождение Софара точно не известно. Эти трое приходят якобы утешать Иова, но в действительности сатана использует их с целью подорвать непорочность Иова. Как политические следователи, которые, притворяясь друзьями, подрывают лояльность заключенных и восстанавливают их против своего же правительства, так и сатана ожидал, что эти утешители восстановят Иова против его Бога (Иов 16:2, 3).
По своем прибытии, трое посетителей проводят семь дней и семь ночей в молчании и смотрят на мучения и унизительное положение Иова (Иов 2:12, 13). Елифаз, очевидно, самый старший, первый начинает, наконец, речь, определяя ее дух и общую тему дискуссии, которая ведется затем по кругу три раза. Речь Елифаза, как и речи его друзей, состоит главным образом в осуждении. После речи каждого обвинителя Иов опровергает их аргументы. Софар не участвует в дискуссии третьего круга, так как, вероятно, считает, что ничего не может больше прибавить к этому. Итак, Софар держит только две речи, тогда как Елифаз и Вилдад каждый по три.
Речи Елифаза более долгие, и его язык до некоторой степени мягок. Язык же Вилдада язвителен, а Софара еще язвительнее. Их аргументы составлены коварно, чтобы достичь цели сатаны, а именно, сломить непорочность Иова. Они часто приводят настоящие факты, но излагают и применяют их неправильно. Такую же тактику применял сатана против Иисуса. Цитатой из Писания, в которой говорится, что ангелы Бога охраняют Его служителей от вреда, сатана пригласил Иисуса броситься вниз с храма, чтобы доказать, что Он Сын Бога (Матфея 4:5-7; Псалом 90:11, 12). Иов долгое время испытывал подобные сатанинские рассуждения.
В своей вступительной речи Елифаз приводит доводы, что трудности Иова - это возмездие Бога за его грехи. Погибал ли кто невинный? - спрашивает он. Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его (Иов 4:7, 8). Дальше Елифаз утверждает, что Бог не доверяет Своим служителям. Он и слугам Своим не доверяет, - говорит Елифаз, - и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более - в обитающих в храминах из брения (Иов 4:18, 19).
Вилдад присоединяется к словесным нападкам. И если ты чист и прав, - говорит он, - то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей. Вилдад замечает, что тростник и камыш сохнут без воды и пропадают, и правильно делает вывод, что так же случается со всеми забывающими Бога". Но какая же ошибка с его стороны, что он применяет это наглядное пояснение к Иову и добавляет: И надежда лицемера погибнет! (Иов 8:6, 11-13).
Замечания Софара еще более веские. О, если бы Бог говорил бы и рассказал, что Он думает? - говорит он фактически. - Богу известно, что ты делал. Он наказывает тебя меньше, чем ты заслужил. Освободись от грехов и сознайся в беззакониях своих, тогда будешь жить в безопасности и иметь много друзей" (Иов 11:4-6, 14-20).
Во втором кругу дискуссии Елифаз продолжает нападки против непорочности Иова. Если Бог не доверяет даже ангелам, насколько же меньше тогда такому, как ты? У нечестивого человека всегда трудности" (Иов 15:14-16, 20). Сердясь на непоколебимое сопротивление Иова против их доводов, Вилдад говорит по смыслу: Свет твой угаснет. Всякая память о тебе исчезнет. Так случается с теми, кто оставляет Бога" (Иов 18:5, 12, 13, 17-21). Софар, намекая на прежнее богатство Иова, спрашивает: Разве не знаешь ты, что веселье беззаконных кратковременно и радость лицемера мгновенна? Небо открывает беззаконие злых" (Иов 20:4, 5, 26-29).
В начале третьего круга дискуссии Елифаз спрашивает: Доставляет ли человек пользу Богу? Что имеет Бог оттого, что ты праведен? Обратись к Богу, - говорит он, - и приведи в порядок дела свои. Тогда опять придет к тебе добро" (Иов 22:2, 3, 21-23). Вилдад заканчивает нападки вопросом: Кто на земле может похвалиться, что он чист? Бог так великолепен, что даже луна и звезды ничто в сравнении с Ним. Насколько же незначителен человек - с точки зрения Бога он червь?" (Иов 25:2-6).
Иов защищается и его исправляют
Несмотря на свои ужасные страдания, Иов ни на мгновение не уступает ложным доводам своих мучителей. Если страдания являются наказанием Бога за грехи, то почему тогда беззаконные живут до старости, да, увеличивают владения?" - спрашивает он (Иов 21:7-13). И в противоположность тому, что говорят обвинители Иова, Иегова ценит тех, кто сохраняет непорочность и этим опровергает утверждение сатаны, что он может якобы каждого отвести от служения Богу (Притчи 27:11; Псалом 40:13). Иов убежден в своей непорочности и восклицает: Доколе не умру, не уступлю непорочности моей (Иов 27:5). Нет, он не сделал ничего, чтобы заслужить испытываемое им.
Молодой человек Елиуй вслушивается в каждое слово этой долгой дискуссии. Теперь держит речь он и говорит ложным утешителям Иова, что все сказанное ими не доказывает, что Иов является грешником (Иов 32:11, 12). Затем Елиуй обращается к Иову: Я слышал звук слов (твоих): Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником"... Вот в этом ты неправ (Иов 33:8-13; 6:29; 13:24, 27; 19:6-8). Да, Иов слишком старался оправдать самого себя. Но в то же время он никогда не осуждал Бога или лишился уверенности в том, что Бог поступает по правде.
К концу речи Елиуя надвигается буря, и Сам Иегова говорит из бури: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои... Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне. После того как Иов выслушивает Иегову, он сознает, что говорил поспешно о том, чего не знал, и раскаивается в прахе и пепле. Тогда Иегова осуждает Елифаза и двух его друзей и велит Иову молиться за них. После того Иов окончательно поправляется; он благословляется семью сыновьями и тремя прекрасными дочерьми и получает вдвое больше скота, чем имел прежде. Он живет еще 140 лет и умирает в старости, насыщенный днями (Иов 38:1-4; 42:1-17).
Иов действительно был человеком достойной замечания непорочности! Он не мог знать, что стал мишенью злого вызова сатаны. Благодаря этому его непорочность подчеркивается еще больше, потому что, хотя он верил, что его страдания были от Бога, он не отрекался от Него и не проклинал Его. Какой урок для нас, поскольку нам известен источник испытаний нашей непорочности! Конечно, мы должны быть побуждены следовать примеру Иова и идти вперед в деле Иеговы, независимо от того, что может предпринять против нас противник Иеговы.
Комментарий