Когда я был протестантом...(ох и не люблю же я этих лейблов, но приходится пользоваться, чтоб понятно было о чем речь), так вот, когда я был этим самым протестантом, то иначе понимал вопрос спасения, чем понимаю его сейчас, будучи православным. Спасение виделось мне в том, что Господь, дав нам залог Духа Святого, пообещал вернуться за нами и забрать из этого падшего мира. И уверенности в спасении мне придавал тот факт, что Бог свое слово держит. Теперь же, постепенно усвоив православное понимание, я мыслю несколько в иной плоскости. Прежде я понимал спасение как нечто почти исключительно внешнее по отношению к человеку - как освобождение однажды освященной души от греховной плоти и перемещение ее из мира сего на небеса. И все что мне оставалось делать это ждать, когда же за мной придут. Или прилетят. "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино". То есть прилетит, причем обязательно вдруг, с облаками и бесплатно перенесет в рай. Красивая, конечно, но сказка. Про спасение от окружающего зла. В православии же спасение понимается как постепенное очищение от зла внутреннего, а такое очищение не бывает вдруг и бесплатно. Здесь, хотя основную работу совершает благодать, человеку необходимо приложить определенные усилия, чтоб очистить путь Господу. И здесь мир уже не рассматривается как нечто только противное нашему спасению, но также и как средство нашего очищения, освящения и спасения достижения.
Причем приоритетность такого понимания вовсе не исключает понимания прежнего, но все расставляет по своим местам. Сначала - освобождение души от засилья внутренней тьмы, затем - все остальное. А вы как думаете?

Комментарий