Луи Пастер (1822-1895), французский химик, биолог, врач, бактериолог, микробиолог, основатель современной микробиологии и иммунологии, автор пастеризации и вакцинации, доктор физики и химии, профессор университета в Страсбурге (1849), Лилле (1854), Нормальной школы (1857), Парижского университета (1867), член Парижской АН (1862), Французской медицинской академии (1873), Французской Академии (1881), членкор (1884) и почётный член (1893) Петербургской АН, лауреат премии Парижской академии (1862) за доказательство невозможности самозарождения жизни:
«Ещё настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории.»
«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам ученых-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя.»
Уильям Кельвин (1824-1907), английский физик:
«Потрясающие доказательства мудрости и благонамерения [Бога] даны нам. Вся природа свидетельствует о действии свободной Воли, и мы видим, что все мы зависим от вечного Господа-Творца.»
Камиль Фламмарион (1842-1925), французский астроном, основатель Французского астрономического общества (1887):
«Если вы изучаете природу, небо, в котором бесчисленные миры тяготеют друг к другу в лоне света и жизни, если вам известны законы и общий механизм этой природы, - можете ли вы не приветствовать Верховный Разум, громко говорящий через материальный покров?»
«Природа не только показывает Бога, но и доказывает Его.»
Осборн Рейнолдс (1842-1912), английский физик:
«В результате научных изысканий последних лет я не вижу ничего такого, что заставило бы меня усомнится в непосредственном откровении Бога людям в разные времена; а христианство основано на этой вере.»
Томас Алва Эдисон (1847-1931), американский изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель первой американской промышленно-исследовательской лаборатории в Менло-Парке (1872), автор свыше 1000 изобретений, иностранный почётный член АН СССР (с 1930):
«... Величайшее мое уважение и восхищение - всем инженерам, особенно же самому великому из них - Богу!»
Иван Петрович Павлов (1849-1936), физиолог, медик, общественный деятель, правозащитник, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской АН (с 1907), РАН (с 1917), АН СССР (с 1925), лауреат Нобелевской премии (1904):
«Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и его нервами. А когда тело перестаёт жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона, говорящего о том, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера.»
Джон Флеминг (1849-1945), английский физик и радиотехник:
«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстаёт сегодня перед нами как мысль, но мысль предполагает наличие Мыслителя.»
Поль Сабатье (1854-1941), французский химик, лауреат Нобелевской премии (1912):
«Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди, плохо образованные как в том, так и в другом.»
Макс Планк (1858-1947), немецкий физик, один из основоположников квантовой физики, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (с 1913), почётный член АН СССР (с 1926), лауреат Нобелевской премии (1918):
«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга. Самым непосредственным, веским доказательством тому, что религия и естественная наука не враждебны друг другу, является и тот исторический факт, что даже при основательно-практическом обсуждении этого вопроса именно такие величайшие естествоиспытатели всех времён, такие мужи, как Ньютон, Кеплер, Лейбниц были проникнуты духом этой [христианской] религии.»
«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога»
«Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!»
«И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов.» {Макс Планк: «Религия и естествознание». Изд. «Вопросы философии». 1990, с. 35}
«Религия и естествознание не исключают друг друга... а дополняют.»
Роберт Эндрюс Милликен (1868-1953), американский физик, измерил заряд электрона, определил численное значение постоянной Планка, иностранный член-корреспондент РАН (с 1924), лауреат Нобелевской премии (1923):
«Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным.»
Гульельмо Маркони (1874-1937), итальянский радиотехник, изобретатель беспроводного телеграфа (1897), лауреат Нобелевской премии (1909):
«Я горжусь тем, что я человек верующий. Я верю в силу молитвы. Я верю в молитву не только как католик, но и как учёный.»
Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик, общественный деятель, автор теории относительности, лауреат Нобелевской премии (1921):
«Я - еврей, но сияющий образ Назарянина произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто не выражался так божественно, как Он. Действительно, в этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В Нём Бог нам открылся наиболее постижимо.»
«Сейчас, хотя религия и наука явно разделены, тем не менее, между ними существуют сильные взаимосвязь и взаимозависимость. Религия способна сама определить цель, но она в самом широком смысле заимствует у науки средства достижения поставленной цели. Однако наука может быть создана только теми, кто движим стремлением к правде и пониманию. А вот источником этих чувств является религия Ситуация может быть выражена следующим образом: наука без религии неубедительна, религия без науки слепа.» («Естествознание без религии хромает, религия без естествознания слепа.») {Статья «Наука и религия»}
Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), французский палеонтолог, один из первооткрывателей синантропа:
«Двигателем сознательной жизни может быть только Абсолютное, то есть Божественное. Религию можно было понимать как простое утешение, как опиум. На самом же деле её подлинной задачей является поддержка и побуждение прогресса жизни.»
«Заключенная в людях могучая сила единения не реализуется оттого, что мы всё ещё не решились допустить возможность, реальность существования у вершины мира над нашими головами кого-то Любящего и Любимого.»
Макс Борн (1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики, член-корреспондент РАН (с 1924), почётный член АН СССР (с 1934), лауреат Нобелевской премии (1954):
«Наука оставила вопрос о Боге открытым. Наука не имеет права судить об этом.»
«Многие учёные верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди.»
Артур Холи Комптон (1892-1962), американский физик, открыл эффект увеличения длины волны рентгеновских лучей при рассеянии на слабосвязанных электронах (1923), лауреат Нобелевской премии по физике (1927):
«Гипотеза о разумном Божестве даёт более приемлемое объяснение Вселенной, чем любая другая гипотеза.» {3}
«Для меня вера начинается с того, что Высший разум вызвал Вселенную к существованию и сотворил человека. Для меня нетрудно иметь эту веру, поскольку неоспоримо, что там, где есть план, есть разум. Упорядоченность Вселенной свидетельствует об истинности наиболее величественного утверждения В начале - Бог.»
Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, предсказал существование нейтрино (1930), лауреат Нобелевской премии (1945):
«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати.»
Вернер Карл Гейзенберг (1901-1976), немецкий физик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии (1932):
«Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог.»
«Даже математические законы выступают зримым выражением Божественной воли.»
Паскуль Йордан (1902-1980), немецкий физик, один из основателей квантовой механики:
«Современная наука устранила препятствия, которые лежали ранее на пути между естественным знанием и религиозным мировоззрением. Сегодняшнее естествознание больше не восстает против Творца.»
Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989), советский физик и общественный деятель, один из создателей водородной бомбы (1953), академик АН СССР (с 1953), Герой Социалистического Труда (1954, 1956, 1962), лауреат Государственной премии СССР (1953), Ленинской премии (1956), Нобелевской премии мира (1975), народный депутатом СССР (с 1989):
«Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной теплоты, лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.»
«Моё глубокое ощущение... - существование в природе какого-то внутреннего смысла... И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась пред людьми в XX веке.» {Лионская лекция. «Огонёк», 1991, №21}
Наталья Петровна Бехтерева (р. 1924), российский физиолог, профессор, академик РАМН (с 1975), АН СССР (с 1981), РАН (с 1991), лауреат государственной премии СССР (1985), специалист в области физиологии мозга человека:
«Я никогда не была атеистом, тем более воинствующим, и никогда не отрицала того, что не знала. У меня всегда было ощущение: может быть, и есть что-нибудь такое... А настоящая вера пришла после всего пережитого. Не могла не прийти.»
«Всю свою жизнь посвятив изучению мозга человека, я прихожу к выводу, что понять создание такого чуда без понятия Творца практически нереально.»
Александр Сергеевич Спирин (р. 1931), российский биолог, академик РАН, специалист в области молекулярной биологии:
«Я глубоко убеждён, что перебором, путём эволюции невозможно получить сложный прибор... это таинственное, я бы сказал, божественное соединение - РНК, центральное звено живой материи, не могло появиться в результате эволюции. Она либо есть, либо её нет. Она настолько совершенна, что должна была быть создана некой системой, способной изобретать.»
Др. Вернер Браун, директор НАСА, создатель ракеты, выведшей на орбиту первый американский спутник:
«В наше время многие люди думают, что быстрые успехи в области науки делают религиозную веру неуместной и старомодной. Они не понимают, как мы можем довольствоваться верой, когда наука позволяет нам так много знать. Ответ прост: в наше время существует гораздо больше загадок природы, чем в начале века просвещения и науки, и каждое очередное открытие порождает множество новых вопросов и тайн. И чем глубже мы познаём эти тайны бытия, тем полнее наша уверенность в том, что любое совершенное творение должно иметь своего Творца. Такое организованное, точно уравновешенное, величественное творение, как вселенная, может быть лишь воплощением Божественного замысла.»
Борис Литвинов, академик РАН:
«...Не допустить противостояния религии и науки. Стоит нам только встать друг против друга, как тут же этим воспользуются другие... И если отступает религия, отступает наука, то появляется мистицизм и заполоняет буквально всё. Дети, которым не читают в воскресенье проповеди в церковной школе, с увлечением занимаются гаданием, им не объясняют, что это плохо.»
Владимир Добреньков, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Нельзя науку возводить в идола, который якобы может решить все проблемы. Наука отвечает запросам разума, а запросам сердца отвечает религия.»
«Церкви ни в коем случае не следует убегать от общественных проблем. Наоборот, она призвана вторгаться в этот мир, помогать человеку. Церковь должна дать человеку духовную опору и веру в свои собственные силы.»
Владимир Фортов, академик РАН:
«Наша Церковь на протяжении веков сохраняла нам нашу историю. Она сохранила понятие Отечества, идею и образ Родины. Думается, что Церковь, всегда составлявшая надёжную опору патриотизма в России, сегодня может и должна влиять на общество, формируя уважение к созидательной деятельности учёных и инженеров... Со своей стороны для науки и учёных важно бережно, с уважением и пониманием относиться к деятельности Церкви, сотрудничать с ней в нравственном воспитании граждан новой России, особенно подрастающего поколения.»
Дмитрий Львов, академик РАН:
«Мне думается, фундаментальная причина состоит в некоторых константах, которые можно чётко проследить на историческом пути человечества. Когда человечество пытается нарушить эти константы, появляются конфликты, возникает и продолжается системная болезнь мира.
«Ещё настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории.»
«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам ученых-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя.»
Уильям Кельвин (1824-1907), английский физик:
«Потрясающие доказательства мудрости и благонамерения [Бога] даны нам. Вся природа свидетельствует о действии свободной Воли, и мы видим, что все мы зависим от вечного Господа-Творца.»
Камиль Фламмарион (1842-1925), французский астроном, основатель Французского астрономического общества (1887):
«Если вы изучаете природу, небо, в котором бесчисленные миры тяготеют друг к другу в лоне света и жизни, если вам известны законы и общий механизм этой природы, - можете ли вы не приветствовать Верховный Разум, громко говорящий через материальный покров?»
«Природа не только показывает Бога, но и доказывает Его.»
Осборн Рейнолдс (1842-1912), английский физик:
«В результате научных изысканий последних лет я не вижу ничего такого, что заставило бы меня усомнится в непосредственном откровении Бога людям в разные времена; а христианство основано на этой вере.»
Томас Алва Эдисон (1847-1931), американский изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель первой американской промышленно-исследовательской лаборатории в Менло-Парке (1872), автор свыше 1000 изобретений, иностранный почётный член АН СССР (с 1930):
«... Величайшее мое уважение и восхищение - всем инженерам, особенно же самому великому из них - Богу!»
Иван Петрович Павлов (1849-1936), физиолог, медик, общественный деятель, правозащитник, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской АН (с 1907), РАН (с 1917), АН СССР (с 1925), лауреат Нобелевской премии (1904):
«Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и его нервами. А когда тело перестаёт жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона, говорящего о том, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера.»
Джон Флеминг (1849-1945), английский физик и радиотехник:
«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстаёт сегодня перед нами как мысль, но мысль предполагает наличие Мыслителя.»
Поль Сабатье (1854-1941), французский химик, лауреат Нобелевской премии (1912):
«Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди, плохо образованные как в том, так и в другом.»
Макс Планк (1858-1947), немецкий физик, один из основоположников квантовой физики, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (с 1913), почётный член АН СССР (с 1926), лауреат Нобелевской премии (1918):
«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга. Самым непосредственным, веским доказательством тому, что религия и естественная наука не враждебны друг другу, является и тот исторический факт, что даже при основательно-практическом обсуждении этого вопроса именно такие величайшие естествоиспытатели всех времён, такие мужи, как Ньютон, Кеплер, Лейбниц были проникнуты духом этой [христианской] религии.»
«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога»
«Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!»
«И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих принципов.» {Макс Планк: «Религия и естествознание». Изд. «Вопросы философии». 1990, с. 35}
«Религия и естествознание не исключают друг друга... а дополняют.»
Роберт Эндрюс Милликен (1868-1953), американский физик, измерил заряд электрона, определил численное значение постоянной Планка, иностранный член-корреспондент РАН (с 1924), лауреат Нобелевской премии (1923):
«Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным.»
Гульельмо Маркони (1874-1937), итальянский радиотехник, изобретатель беспроводного телеграфа (1897), лауреат Нобелевской премии (1909):
«Я горжусь тем, что я человек верующий. Я верю в силу молитвы. Я верю в молитву не только как католик, но и как учёный.»
Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик, общественный деятель, автор теории относительности, лауреат Нобелевской премии (1921):
«Я - еврей, но сияющий образ Назарянина произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто не выражался так божественно, как Он. Действительно, в этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В Нём Бог нам открылся наиболее постижимо.»
«Сейчас, хотя религия и наука явно разделены, тем не менее, между ними существуют сильные взаимосвязь и взаимозависимость. Религия способна сама определить цель, но она в самом широком смысле заимствует у науки средства достижения поставленной цели. Однако наука может быть создана только теми, кто движим стремлением к правде и пониманию. А вот источником этих чувств является религия Ситуация может быть выражена следующим образом: наука без религии неубедительна, религия без науки слепа.» («Естествознание без религии хромает, религия без естествознания слепа.») {Статья «Наука и религия»}
Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), французский палеонтолог, один из первооткрывателей синантропа:
«Двигателем сознательной жизни может быть только Абсолютное, то есть Божественное. Религию можно было понимать как простое утешение, как опиум. На самом же деле её подлинной задачей является поддержка и побуждение прогресса жизни.»
«Заключенная в людях могучая сила единения не реализуется оттого, что мы всё ещё не решились допустить возможность, реальность существования у вершины мира над нашими головами кого-то Любящего и Любимого.»
Макс Борн (1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики, член-корреспондент РАН (с 1924), почётный член АН СССР (с 1934), лауреат Нобелевской премии (1954):
«Наука оставила вопрос о Боге открытым. Наука не имеет права судить об этом.»
«Многие учёные верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди.»
Артур Холи Комптон (1892-1962), американский физик, открыл эффект увеличения длины волны рентгеновских лучей при рассеянии на слабосвязанных электронах (1923), лауреат Нобелевской премии по физике (1927):
«Гипотеза о разумном Божестве даёт более приемлемое объяснение Вселенной, чем любая другая гипотеза.» {3}
«Для меня вера начинается с того, что Высший разум вызвал Вселенную к существованию и сотворил человека. Для меня нетрудно иметь эту веру, поскольку неоспоримо, что там, где есть план, есть разум. Упорядоченность Вселенной свидетельствует об истинности наиболее величественного утверждения В начале - Бог.»
Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, предсказал существование нейтрино (1930), лауреат Нобелевской премии (1945):
«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати.»
Вернер Карл Гейзенберг (1901-1976), немецкий физик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии (1932):
«Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог.»
«Даже математические законы выступают зримым выражением Божественной воли.»
Паскуль Йордан (1902-1980), немецкий физик, один из основателей квантовой механики:
«Современная наука устранила препятствия, которые лежали ранее на пути между естественным знанием и религиозным мировоззрением. Сегодняшнее естествознание больше не восстает против Творца.»
Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989), советский физик и общественный деятель, один из создателей водородной бомбы (1953), академик АН СССР (с 1953), Герой Социалистического Труда (1954, 1956, 1962), лауреат Государственной премии СССР (1953), Ленинской премии (1956), Нобелевской премии мира (1975), народный депутатом СССР (с 1989):
«Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной теплоты, лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным.»
«Моё глубокое ощущение... - существование в природе какого-то внутреннего смысла... И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась пред людьми в XX веке.» {Лионская лекция. «Огонёк», 1991, №21}
Наталья Петровна Бехтерева (р. 1924), российский физиолог, профессор, академик РАМН (с 1975), АН СССР (с 1981), РАН (с 1991), лауреат государственной премии СССР (1985), специалист в области физиологии мозга человека:
«Я никогда не была атеистом, тем более воинствующим, и никогда не отрицала того, что не знала. У меня всегда было ощущение: может быть, и есть что-нибудь такое... А настоящая вера пришла после всего пережитого. Не могла не прийти.»
«Всю свою жизнь посвятив изучению мозга человека, я прихожу к выводу, что понять создание такого чуда без понятия Творца практически нереально.»
Александр Сергеевич Спирин (р. 1931), российский биолог, академик РАН, специалист в области молекулярной биологии:
«Я глубоко убеждён, что перебором, путём эволюции невозможно получить сложный прибор... это таинственное, я бы сказал, божественное соединение - РНК, центральное звено живой материи, не могло появиться в результате эволюции. Она либо есть, либо её нет. Она настолько совершенна, что должна была быть создана некой системой, способной изобретать.»
Др. Вернер Браун, директор НАСА, создатель ракеты, выведшей на орбиту первый американский спутник:
«В наше время многие люди думают, что быстрые успехи в области науки делают религиозную веру неуместной и старомодной. Они не понимают, как мы можем довольствоваться верой, когда наука позволяет нам так много знать. Ответ прост: в наше время существует гораздо больше загадок природы, чем в начале века просвещения и науки, и каждое очередное открытие порождает множество новых вопросов и тайн. И чем глубже мы познаём эти тайны бытия, тем полнее наша уверенность в том, что любое совершенное творение должно иметь своего Творца. Такое организованное, точно уравновешенное, величественное творение, как вселенная, может быть лишь воплощением Божественного замысла.»
Борис Литвинов, академик РАН:
«...Не допустить противостояния религии и науки. Стоит нам только встать друг против друга, как тут же этим воспользуются другие... И если отступает религия, отступает наука, то появляется мистицизм и заполоняет буквально всё. Дети, которым не читают в воскресенье проповеди в церковной школе, с увлечением занимаются гаданием, им не объясняют, что это плохо.»
Владимир Добреньков, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Нельзя науку возводить в идола, который якобы может решить все проблемы. Наука отвечает запросам разума, а запросам сердца отвечает религия.»
«Церкви ни в коем случае не следует убегать от общественных проблем. Наоборот, она призвана вторгаться в этот мир, помогать человеку. Церковь должна дать человеку духовную опору и веру в свои собственные силы.»
Владимир Фортов, академик РАН:
«Наша Церковь на протяжении веков сохраняла нам нашу историю. Она сохранила понятие Отечества, идею и образ Родины. Думается, что Церковь, всегда составлявшая надёжную опору патриотизма в России, сегодня может и должна влиять на общество, формируя уважение к созидательной деятельности учёных и инженеров... Со своей стороны для науки и учёных важно бережно, с уважением и пониманием относиться к деятельности Церкви, сотрудничать с ней в нравственном воспитании граждан новой России, особенно подрастающего поколения.»
Дмитрий Львов, академик РАН:
«Мне думается, фундаментальная причина состоит в некоторых константах, которые можно чётко проследить на историческом пути человечества. Когда человечество пытается нарушить эти константы, появляются конфликты, возникает и продолжается системная болезнь мира.
Комментарий