Приветствую всех форумчан, как знакомых по форумному общению, так и не знакомых.
Меня зовут Сергей, я православный христианин, изучавший богословие и обладающий достаточно серьезными знаниями по многим вопросам, касающимся веры и Церкви (не хотелось говорить о себе, но надо).
Приблизительно год назад я уже открывал тему, в которой предлагал познакомиться с первой частью труда, посвященного книге Откровение Иоанна Богослова, и опубликовал там ссылку для скачивания. Но 250 страниц в текстовом формате, посвященные последней книге Св. Писания, не самый удобный вариант для обсуждения особенно когда вопросы касаются отдельных стихов и/или образов. Поэтому я готовил вариант публикации, в которой можно было бы разместить большой объем текста таким образом, чтобы он был разбит на отдельные разделы; и чтобы его удобно было и форматировать, и читать; и чтобы там можно было размещать полные цитаты из Св. Писания и при этом приводить множественные рабочие ссылки на стихи Св. Писания без прямого цитирования.
Ссылка на эти публикации - в конце сообщения.
Тем не менее, обсуждение опубликованных текстов лучше и удобнее вести здесь, то есть на форуме evangelie.ru Во-первых, потому, что форум банально удобнее, то есть технически хорошо приспособлен именно для ведения сложных и длительных диалогов А, во-вторых, при всем разнообразии несогласных друг с другом людей здесь присутствует регистрация и модерация, что отсекает от конструктивного обсуждения самых нежелательных персонажей (неверующих-хулителей, оккультистов разных мастей и т.д.).
Конечно, я отдаю себе отчет, что попытки уразуметь Откровение Иоанна Богослова исчисляются десятками и сотнями, а если учитывать «локальные» толкования отдельных стихов то тысячами и десятками тысяч. И в результате большинство людей, интересующихся этой темой, перечитав за энное время огромное количество информации, и не обнаружив там практически ничего нового и/или достойного внимания, рано или поздно приобретают «иммунитет» к предлагаемым им толкованиям, и начинают относиться к любому неизвестному им ранее варианту скептически.
Поэтому для предварительной оценки «полезности» труда, посвященного книге Откровение, предлагаю некоторый анонс тех утверждений и убеждений, на которых основываются дальнейшие рассуждения о смыслах и свидетельствах книги Откровение Иоанна Богослова.
1. Авторство и «каноничность» книги Откровение Иоанна Богослова
Сложность разумения книги подталкивает многих людей занять скептическую позицию не только в отношении различных толкований (большинство из которых этого скепсиса заслуживают), но и в отношении самой книги, в результате чего постоянно высказываются сомнения как в авторстве, так и в священном достоинстве книги Откровение Иоанна Богослова.
Тем не менее, предложенные далее рассуждения основываются не только на вере, но и на абсолютной всесторонне обоснованной уверенности в том, что Откровение есть труд именно ап.Иоанна, а не какого-то иного автора.
Кроме того, то, что именно книга Откровение завершает все Св. Писание, - не «историческая ошибка», и не случайное стечение обстоятельств. Откровение Иоанна Богослова завершает канон не по принципу «пусть будет», то есть как бы через допущение, - а потому, что особое место и время для именно этой книги с именно такими свидетельствами было определено Совершенным Божественным Промыслом.
И еще никаких «ошибок» и «дописок» в книге нет: каждое ее слово сохраняет и приумножает священное достоинство всей книги.
2. Критика ложных утверждений и толкований
Большинство неверных толкований, которые прямо или косвенно критикуются в рамках предложенного далее труда, по сути представляют собой лжепророчества. Логика под таким категоричным утверждением простая: поскольку строго буквальных толкований видений Откровения не существует (если, конечно, это не буквальный пересказ текста) придание очевидных смыслов не вполне очевидным образам возможно или в русле истинного смысла, или против истинного смысла. Так что всякий, объявляющий себя «знающим», но искажающий истинные смыслы, по сути выступает в роли лжепророка, то есть человека, повреждающего свидетельства, защищенные и в самой книге, и всеми смыслами Новозаветного Откровения.
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр.22:18-19)
Короче говоря, подход и разговор об Откровении должен быть очень серьезным и он не может быть легким.
И взвешивать необходимо буквально каждое сказанное слово.
Со своей стороны я приложу для этого все усилия
3.Форма изложения со стороны автора - утвердительная
Множество тем и на форуме evangelie.ru (только за последние 5 лет более 200), и в открытом информационном пространстве, которые так или иначе касаются книги Откровение, по сути стартуют от вопросов со смыслами «а как вы думаете, кто/что это может быть», «а может быть это вот это?», и так далее. Подобная форма рассуждений имеет право на существование, - но в данном случае смыслы книги Откровение Иоанна Богослова представлены в форме всесторонне обоснованных утверждений. Причем понятие «всесторонне» включает в себя не только логичность и текстовую полноту (то есть учет всех доступные смыслов и каждого слова книги, а не только отдельных «удобных» толкователю слов и фраз при полном игнорировании «неудобных»). Самое главное во главе угла предложенных рассуждений находятся библейские и евангельские основы явленных в Откровении Иоанна Богослова смыслов (этот подход можно обозначать различными терминами типа «герменевтика», «экзегетика» и т.д. но лучше избегать подобных неоднозначных определений).
К слову, именно по причине всесторонней обоснованности каждого предложенного далее утверждения большая просьба к потенциальным участниками диалога: избегать в общении голословных «опровержений» по типу «ну и как же это может быть такого никогда не было и быть не может» Если кто-то видит причину не соглашаться с какими-то утверждениями и выводами, и желает их оспорить, пожалуйста, обоснуйте свои сомнения и опровержения хотя бы на минимально допустимом для конструктивной дискуссии уровне.
А поскольку многие возможные вопросы уже были учтены и рассмотрены в рамках публикуемых текстов, - при осуждении некоторых тем с моей стороны можно будет давать ссылки на отдельную статью или статьи, в которых поставленный вопрос описывается и раскрывается во многих деталях, и сопровождать эти ссылки дополнительными комментариями (т.к. нет смысла переписывать на форум уже продуманные, оформленные и опубликованные обоснования и аргументы).
4. Общее и частное в книге Откровение
Многие уже разрешили для себя (или думают, что разрешили) некоторые вопросы, связанные с образами книги Откровение, и не желают рассматривать никакие другие варианты.
Тем не менее, поскольку здесь предлагается рассмотреть свидетельства Откровения как череду иносказательных евангельских сюжетов, прорисованных через исполнение целого ряда пророчеств и пророческих образов Ветхого Завета, - разговор по сути пойдет не об отдельных образах (под споры на тему «а что имелось ввиду»), но о глобальных смыслах великого множества пророчеств Св. Писания. Другими словами, ни один из образов книги не уникален, то есть не принадлежит исключительно Откровению Иоанна Богослова. Каждый из образов Откровения, как и все явленные в книге системы образности (т.е. совокупности образов одного сюжета), находятся в прямой смысловой и пророческой связи с определенными событиями и пророчествами, описанными в книгах Ветхого и Нового Завета.
А поскольку «раскрывается» это единство только и исключительно в новозаветном контексте, продолжение, завершение и совершение ветхозаветных пророчеств, неслучайно представленное именно в последней книге Новозаветного канона, становится прямым свидетельством и временно́го, и смыслового исполнения в новозаветной реальности всех предначертательных библейских свидетельств (в двух словах эти утверждения «по полочкам» не разложишь, нужно читать все соответствующие публикации).
В несколько ином аспекте мысль об общем и частном в образах Откровения можно представить и так: падающее яблоко свидетельствует о законе всемирного тяготения, и подчиняется этому закону.
Однако сводить весь закон к одному упавшему яблоку было бы неправильно.
5. Видимое и невидимое в книге Откровение
Многие задаются вопросом, видны ли (и будут ли видны) события Откровения обычному человеческому взгляду так, чтобы все сказали «о, да это же сбываются пророчества Откровения»
Нет, они не станут очевидными до того последнего момента, как совершится то, что откроется «всякому оку» («Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око», Откр.1:7).
То есть смыслы свидетельств Откровения Иоанна Богослова станутся для мира прикровенными до дня Второго Пришествия Спасителя.
(Уверенность в собственной способности «узнать» события, если они начнут совершаться, есть одна из тех многочисленных мирских иллюзий, в которых люди мира сего «укрывают» свою ветхую природу от света обличающих ее Божественных Истин. На самом деле и суть, и основа земных и небесных событий одна и та же, и это основа есть основа духовная. И поскольку Откровение Иоанна Богослова прорисовывает духовную суть всех без исключения новозаветных событий, в видимом мире не будет проявлений, имеющих такую степень внешнего подобия представленным в книге пророческим образам, что «слепые» вдруг «прозреют». Так что те люди, которые мыслят исключительно мирскими категориями, просто не смогут ни разглядеть суть происходящего своим «приземленным» взглядом, ни ощутить духовные потрясения мироздания на доступном им чувственном уровне, сравн. Мф.24:38, Лк.17:27).
Тем не менее, образы и пророчества некоторых сюжетов книги Откровения посвящены именно земной (и окружающей землю) реальности. Просто прорисована эта реальность не такой, какой она видится мирскому взгляду (когда мир смотрит сам на себя, и оценивает сам себя), а такой, какой она предстает в истинном духовном смысле (т.е. при взгляде на мир с Неба).
6. Времена и сроки в книге Откровение
Один из вопросов, вызывающих множественные недоумения и споры, - это вопрос о временах и сроках, обозначенных как в книге Откровение, так и в некоторых ветхозаветных книгах.
Для тех, кто согласится с представленными далее рассуждениями, составить «карту времен» для всех без исключения библейских пророчеств будет не сложно
Но астрономических дат земного календаря на этой «карте времен» не будет.
Карта времен Св. Писания это карта этапов реализации Божественного Замысла (п.1), сопровождаемых свидетельствами о соответствующих им состояниях мира и человечества (п.2).
Так что «узнавать» библейские времена и сроки возможно только через разумение п.1 и различение п.2.
А поскольку смысловое единство всех библейских времен и сроков возносится и над буквальными различиями отдельных образов, и над последовательностью их изложения, образы и сюжеты Откровения лучше воспринимать в первую очередь через их собственные смыслы, и только потом «раскладывать» события на некие логические и временные последовательности (причем при правильном, т.е. обобщающем и собирательном восприятии, в последнем действии зачастую не возникает необходимости).
Тем не менее, в завершение разговора можно будет разместить в том числе и «карту пророческих времен» со ссылками на отдельные статьи, где рассматривались смыслы, сокрытое в каждом временном образе.
7. Единство смыслов всех без исключения свидетельств книги Откровение
В Откровении Иоанна Богослова представлены смыслы, каждый из которых является неотъемлемой частью величайшей эсхатологической картины как совершающегося ныне, так и конечного преображения мироздания. Эти смыслы прорисованы в совершенно разных образах, и принадлежат внешне независимым друг от друга линиям событий, однако все они имеют под собой одну и ту же основу, и в полноте смысла представляют собой единое целое. И хотя обсуждать подобные смыслы мы можем только в каком-то определенном порядке, соответствующем «пошаговой» и «восходящей» логике созидания человеческих умозаключений (ибо рассуждают над смыслами Откровения обычные люди), полная архитектура смыслов Откровения Иоанна Богослова является не «параллельной», и не «ступенчатой», а всеобъемлющей, причем направленной не «снизу вверх» (от человека к небу), а «от небесного к земному» (по смысловой линии Господь Иисус Христос Новый Завет во Христе Иисусе исполнение пророческого слова на небе Церковь Небесная Церковь земная Благовестие в мире суд над миром торжество Воли Божьей в Новом Творении).
Так, например, большинство видений, описанных в книге Откровение, в глобальном смысле прорисовывают пророческую панораму совершения Божественного Замысла в среде человечества, разделяемого Новым Заветом на «церковь» и «мир», «невесту» и «блудницу», «землю» и «небо» и т.д. (причем разделяемого каждый год и каждый день, а не когда-то в прошлом или в будущем). Но чтобы почувствовать и хотя бы отчасти осознать единство и полноту свидетельств Откровения Иоанна Богослова, образы и сюжеты всех книг Библии нужно воспринимать не обособленно, и не последовательно, и не параллельно (о чем ведутся бесконечные бесплодные споры), но собирательно. То есть видеть в совершенно разных сюжетах, образах, обстоятельствах и действиях одну и ту же смысловую картину, разносторонне прорисовывающую единую духовную реальность времен Нового Завета.
Более того, в каком-то смысле для разумения книги Откровение нужно толковать не ее образы, а те библейские свидетельства, которые представлены в этой книге как уже совершающиеся и возрастающие до вселенской и смысловой полноты.
__________________________________________________ __________________________________
Итак, все обозначенные вопросы (как и многие другие) подробно рассматриваются по ссылке:
Св.Писание в свете Откровения Иоанна Богослова
Вторая часть, которая целиком посвящена отдельным стихам книги Откровение, начнет публиковаться там же с февраля но без знакомства с тем, что уже опубликовано, будет очень сложно понять, на чем основываются те или иные утверждения и выводы.
А на такое (не поверхностное) знакомство нужно время И время «на подумать» тоже нужно
Так что предлагаю и рекомендую всем интересующимся книгой Откровение Иоанна Богослова познакомиться с приведенными по ссылке размышлениями и утверждениями.
Меня зовут Сергей, я православный христианин, изучавший богословие и обладающий достаточно серьезными знаниями по многим вопросам, касающимся веры и Церкви (не хотелось говорить о себе, но надо).
Приблизительно год назад я уже открывал тему, в которой предлагал познакомиться с первой частью труда, посвященного книге Откровение Иоанна Богослова, и опубликовал там ссылку для скачивания. Но 250 страниц в текстовом формате, посвященные последней книге Св. Писания, не самый удобный вариант для обсуждения особенно когда вопросы касаются отдельных стихов и/или образов. Поэтому я готовил вариант публикации, в которой можно было бы разместить большой объем текста таким образом, чтобы он был разбит на отдельные разделы; и чтобы его удобно было и форматировать, и читать; и чтобы там можно было размещать полные цитаты из Св. Писания и при этом приводить множественные рабочие ссылки на стихи Св. Писания без прямого цитирования.
Ссылка на эти публикации - в конце сообщения.
Тем не менее, обсуждение опубликованных текстов лучше и удобнее вести здесь, то есть на форуме evangelie.ru Во-первых, потому, что форум банально удобнее, то есть технически хорошо приспособлен именно для ведения сложных и длительных диалогов А, во-вторых, при всем разнообразии несогласных друг с другом людей здесь присутствует регистрация и модерация, что отсекает от конструктивного обсуждения самых нежелательных персонажей (неверующих-хулителей, оккультистов разных мастей и т.д.).
Конечно, я отдаю себе отчет, что попытки уразуметь Откровение Иоанна Богослова исчисляются десятками и сотнями, а если учитывать «локальные» толкования отдельных стихов то тысячами и десятками тысяч. И в результате большинство людей, интересующихся этой темой, перечитав за энное время огромное количество информации, и не обнаружив там практически ничего нового и/или достойного внимания, рано или поздно приобретают «иммунитет» к предлагаемым им толкованиям, и начинают относиться к любому неизвестному им ранее варианту скептически.
Поэтому для предварительной оценки «полезности» труда, посвященного книге Откровение, предлагаю некоторый анонс тех утверждений и убеждений, на которых основываются дальнейшие рассуждения о смыслах и свидетельствах книги Откровение Иоанна Богослова.
1. Авторство и «каноничность» книги Откровение Иоанна Богослова
Сложность разумения книги подталкивает многих людей занять скептическую позицию не только в отношении различных толкований (большинство из которых этого скепсиса заслуживают), но и в отношении самой книги, в результате чего постоянно высказываются сомнения как в авторстве, так и в священном достоинстве книги Откровение Иоанна Богослова.
Тем не менее, предложенные далее рассуждения основываются не только на вере, но и на абсолютной всесторонне обоснованной уверенности в том, что Откровение есть труд именно ап.Иоанна, а не какого-то иного автора.
Кроме того, то, что именно книга Откровение завершает все Св. Писание, - не «историческая ошибка», и не случайное стечение обстоятельств. Откровение Иоанна Богослова завершает канон не по принципу «пусть будет», то есть как бы через допущение, - а потому, что особое место и время для именно этой книги с именно такими свидетельствами было определено Совершенным Божественным Промыслом.
И еще никаких «ошибок» и «дописок» в книге нет: каждое ее слово сохраняет и приумножает священное достоинство всей книги.
2. Критика ложных утверждений и толкований
Большинство неверных толкований, которые прямо или косвенно критикуются в рамках предложенного далее труда, по сути представляют собой лжепророчества. Логика под таким категоричным утверждением простая: поскольку строго буквальных толкований видений Откровения не существует (если, конечно, это не буквальный пересказ текста) придание очевидных смыслов не вполне очевидным образам возможно или в русле истинного смысла, или против истинного смысла. Так что всякий, объявляющий себя «знающим», но искажающий истинные смыслы, по сути выступает в роли лжепророка, то есть человека, повреждающего свидетельства, защищенные и в самой книге, и всеми смыслами Новозаветного Откровения.
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр.22:18-19)
Короче говоря, подход и разговор об Откровении должен быть очень серьезным и он не может быть легким.
И взвешивать необходимо буквально каждое сказанное слово.
Со своей стороны я приложу для этого все усилия
3.Форма изложения со стороны автора - утвердительная
Множество тем и на форуме evangelie.ru (только за последние 5 лет более 200), и в открытом информационном пространстве, которые так или иначе касаются книги Откровение, по сути стартуют от вопросов со смыслами «а как вы думаете, кто/что это может быть», «а может быть это вот это?», и так далее. Подобная форма рассуждений имеет право на существование, - но в данном случае смыслы книги Откровение Иоанна Богослова представлены в форме всесторонне обоснованных утверждений. Причем понятие «всесторонне» включает в себя не только логичность и текстовую полноту (то есть учет всех доступные смыслов и каждого слова книги, а не только отдельных «удобных» толкователю слов и фраз при полном игнорировании «неудобных»). Самое главное во главе угла предложенных рассуждений находятся библейские и евангельские основы явленных в Откровении Иоанна Богослова смыслов (этот подход можно обозначать различными терминами типа «герменевтика», «экзегетика» и т.д. но лучше избегать подобных неоднозначных определений).
К слову, именно по причине всесторонней обоснованности каждого предложенного далее утверждения большая просьба к потенциальным участниками диалога: избегать в общении голословных «опровержений» по типу «ну и как же это может быть такого никогда не было и быть не может» Если кто-то видит причину не соглашаться с какими-то утверждениями и выводами, и желает их оспорить, пожалуйста, обоснуйте свои сомнения и опровержения хотя бы на минимально допустимом для конструктивной дискуссии уровне.
А поскольку многие возможные вопросы уже были учтены и рассмотрены в рамках публикуемых текстов, - при осуждении некоторых тем с моей стороны можно будет давать ссылки на отдельную статью или статьи, в которых поставленный вопрос описывается и раскрывается во многих деталях, и сопровождать эти ссылки дополнительными комментариями (т.к. нет смысла переписывать на форум уже продуманные, оформленные и опубликованные обоснования и аргументы).
4. Общее и частное в книге Откровение
Многие уже разрешили для себя (или думают, что разрешили) некоторые вопросы, связанные с образами книги Откровение, и не желают рассматривать никакие другие варианты.
Тем не менее, поскольку здесь предлагается рассмотреть свидетельства Откровения как череду иносказательных евангельских сюжетов, прорисованных через исполнение целого ряда пророчеств и пророческих образов Ветхого Завета, - разговор по сути пойдет не об отдельных образах (под споры на тему «а что имелось ввиду»), но о глобальных смыслах великого множества пророчеств Св. Писания. Другими словами, ни один из образов книги не уникален, то есть не принадлежит исключительно Откровению Иоанна Богослова. Каждый из образов Откровения, как и все явленные в книге системы образности (т.е. совокупности образов одного сюжета), находятся в прямой смысловой и пророческой связи с определенными событиями и пророчествами, описанными в книгах Ветхого и Нового Завета.
А поскольку «раскрывается» это единство только и исключительно в новозаветном контексте, продолжение, завершение и совершение ветхозаветных пророчеств, неслучайно представленное именно в последней книге Новозаветного канона, становится прямым свидетельством и временно́го, и смыслового исполнения в новозаветной реальности всех предначертательных библейских свидетельств (в двух словах эти утверждения «по полочкам» не разложишь, нужно читать все соответствующие публикации).
В несколько ином аспекте мысль об общем и частном в образах Откровения можно представить и так: падающее яблоко свидетельствует о законе всемирного тяготения, и подчиняется этому закону.
Однако сводить весь закон к одному упавшему яблоку было бы неправильно.
5. Видимое и невидимое в книге Откровение
Многие задаются вопросом, видны ли (и будут ли видны) события Откровения обычному человеческому взгляду так, чтобы все сказали «о, да это же сбываются пророчества Откровения»
Нет, они не станут очевидными до того последнего момента, как совершится то, что откроется «всякому оку» («Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око», Откр.1:7).
То есть смыслы свидетельств Откровения Иоанна Богослова станутся для мира прикровенными до дня Второго Пришествия Спасителя.
(Уверенность в собственной способности «узнать» события, если они начнут совершаться, есть одна из тех многочисленных мирских иллюзий, в которых люди мира сего «укрывают» свою ветхую природу от света обличающих ее Божественных Истин. На самом деле и суть, и основа земных и небесных событий одна и та же, и это основа есть основа духовная. И поскольку Откровение Иоанна Богослова прорисовывает духовную суть всех без исключения новозаветных событий, в видимом мире не будет проявлений, имеющих такую степень внешнего подобия представленным в книге пророческим образам, что «слепые» вдруг «прозреют». Так что те люди, которые мыслят исключительно мирскими категориями, просто не смогут ни разглядеть суть происходящего своим «приземленным» взглядом, ни ощутить духовные потрясения мироздания на доступном им чувственном уровне, сравн. Мф.24:38, Лк.17:27).
Тем не менее, образы и пророчества некоторых сюжетов книги Откровения посвящены именно земной (и окружающей землю) реальности. Просто прорисована эта реальность не такой, какой она видится мирскому взгляду (когда мир смотрит сам на себя, и оценивает сам себя), а такой, какой она предстает в истинном духовном смысле (т.е. при взгляде на мир с Неба).
6. Времена и сроки в книге Откровение
Один из вопросов, вызывающих множественные недоумения и споры, - это вопрос о временах и сроках, обозначенных как в книге Откровение, так и в некоторых ветхозаветных книгах.
Для тех, кто согласится с представленными далее рассуждениями, составить «карту времен» для всех без исключения библейских пророчеств будет не сложно
Но астрономических дат земного календаря на этой «карте времен» не будет.
Карта времен Св. Писания это карта этапов реализации Божественного Замысла (п.1), сопровождаемых свидетельствами о соответствующих им состояниях мира и человечества (п.2).
Так что «узнавать» библейские времена и сроки возможно только через разумение п.1 и различение п.2.
А поскольку смысловое единство всех библейских времен и сроков возносится и над буквальными различиями отдельных образов, и над последовательностью их изложения, образы и сюжеты Откровения лучше воспринимать в первую очередь через их собственные смыслы, и только потом «раскладывать» события на некие логические и временные последовательности (причем при правильном, т.е. обобщающем и собирательном восприятии, в последнем действии зачастую не возникает необходимости).
Тем не менее, в завершение разговора можно будет разместить в том числе и «карту пророческих времен» со ссылками на отдельные статьи, где рассматривались смыслы, сокрытое в каждом временном образе.
7. Единство смыслов всех без исключения свидетельств книги Откровение
В Откровении Иоанна Богослова представлены смыслы, каждый из которых является неотъемлемой частью величайшей эсхатологической картины как совершающегося ныне, так и конечного преображения мироздания. Эти смыслы прорисованы в совершенно разных образах, и принадлежат внешне независимым друг от друга линиям событий, однако все они имеют под собой одну и ту же основу, и в полноте смысла представляют собой единое целое. И хотя обсуждать подобные смыслы мы можем только в каком-то определенном порядке, соответствующем «пошаговой» и «восходящей» логике созидания человеческих умозаключений (ибо рассуждают над смыслами Откровения обычные люди), полная архитектура смыслов Откровения Иоанна Богослова является не «параллельной», и не «ступенчатой», а всеобъемлющей, причем направленной не «снизу вверх» (от человека к небу), а «от небесного к земному» (по смысловой линии Господь Иисус Христос Новый Завет во Христе Иисусе исполнение пророческого слова на небе Церковь Небесная Церковь земная Благовестие в мире суд над миром торжество Воли Божьей в Новом Творении).
Так, например, большинство видений, описанных в книге Откровение, в глобальном смысле прорисовывают пророческую панораму совершения Божественного Замысла в среде человечества, разделяемого Новым Заветом на «церковь» и «мир», «невесту» и «блудницу», «землю» и «небо» и т.д. (причем разделяемого каждый год и каждый день, а не когда-то в прошлом или в будущем). Но чтобы почувствовать и хотя бы отчасти осознать единство и полноту свидетельств Откровения Иоанна Богослова, образы и сюжеты всех книг Библии нужно воспринимать не обособленно, и не последовательно, и не параллельно (о чем ведутся бесконечные бесплодные споры), но собирательно. То есть видеть в совершенно разных сюжетах, образах, обстоятельствах и действиях одну и ту же смысловую картину, разносторонне прорисовывающую единую духовную реальность времен Нового Завета.
Более того, в каком-то смысле для разумения книги Откровение нужно толковать не ее образы, а те библейские свидетельства, которые представлены в этой книге как уже совершающиеся и возрастающие до вселенской и смысловой полноты.
__________________________________________________ __________________________________
Итак, все обозначенные вопросы (как и многие другие) подробно рассматриваются по ссылке:
Св.Писание в свете Откровения Иоанна Богослова
Вторая часть, которая целиком посвящена отдельным стихам книги Откровение, начнет публиковаться там же с февраля но без знакомства с тем, что уже опубликовано, будет очень сложно понять, на чем основываются те или иные утверждения и выводы.
А на такое (не поверхностное) знакомство нужно время И время «на подумать» тоже нужно

Так что предлагаю и рекомендую всем интересующимся книгой Откровение Иоанна Богослова познакомиться с приведенными по ссылке размышлениями и утверждениями.
Комментарий