Кого мы считаем праведными и почему?
Насколько наше понимание праведности соотносится с тем, кого Библия считает праведником, и того что Библия считает праведностью?
Вопросы важные! На мой взгляд, мы оперируем некими терминами, не вполне отдавая себе отчет в том, что означает тот или иной термин.
А это неправильно, на мой взгляд, так как:
оперируя неопределенными терминами, мы приходим к неопределенным результатам.
Я уже рассматривал термины Тело, Плоть, Душа, Дух, Разум, Ангелы...
Сотворить, Создать, Породить...
Решил вот посмотреть на еще один термин - ПРАВЕДНОСТЬ! И сопряженное с ним понимание того кто такой - ПРАВЕДНИК!
Начну, как всегда с перевода библейских слов:
Цедек - по еврейски 1 . прямота; 2 . праведность, правда, справедливость;3 . верность;
Цдака - по еврейски праведность, правда, благодеяние, благополучие;
Цадик - это праведник.
Дикайосюне - по гречески 1. праведность, справедливость, законность, правда; 2 . оправдание;
Дикайома - 1 . заповедь, предписание, устав, постановление; 2 . праведное дело, справедливый поступок; 3 . оправдание, праведность;
Дикайос - праведный (1 . правильный, истинный, правдивый; 2 . справедливый, честный; 3 .чтущий законы, живущий по законам, не погрешающий против законов, законный);
Интересно, что Новый Завет цитирует место из Торы в котором говориться у вере Авраама, которую Бог вменил ему в ПРАВЕДНОСТЬ!!!
В торе там стоит слово - Цдака, а в греческом Новом завете - Дикайосюне.
Я думаю - это поможет хоть как-то соотнести понимание праведности в Ветхом Завете и в Новом.
Теперь собственно по значениям этих слов...
Обычно, под термином праведник мы понимаем человека который не грешит! Согласитесь - это так.
Но так-ли понимает Писание?
Парадоксальной, в этом смысле, выглядит характеристика, которую апостол Петр дал Лоту, назвав его праведником:
2Пет.2:8 (ибо сей праведник, живя между
ними, ежедневно мучился в праведной
душе, видя и слыша дела беззаконные) -
Да, мне известно, что второе послание вызывает сомнения в авторстве апостола Петра, однако тем не менее оно все-же является каноническим, поэтому буду относиться к нему как к каноническому тексту приписываемому апостолу Петру.
Парадоксальной, эта характеристика выглядит потому что мы знаем дела, которые совершал Лот - спорил с Авраамом, на предложение Бога сказанное ему через ангелов - отвечал НЕТ, потерял жену, которую так и не смог сделать верующей, но она "более возлюбила нынешний век", в лице Содома и Гомморы, упился до беспамятства, переспал с обеими дочерями и пр...
Ну т.е. за такие дела, каждого из нас - уже давно бы от Церкви поотлучали-бы
Ан нет, Писание называет его праведным!
Почему?
Я полагаю, что дело в том что наше понимание праведности и Библейское несколько различаются.
Лот мучался в душе своей видя и слыша дела беззаконные! Он не сорадовался этим делам, а мучался, будучи вынужденным оставаться в этой среде.
Кто ему виноват? - спросите Вы! - Ведь он сам пошел туда, его никто туда не гнал. Он осмотрел ту область, ему она показалась раем земным, и он пошел туда жить, исходя из своих плотских помышлений, а потом мучался, живя между беззаконниками.
Так что - сам и виноват... Короче - он сам нарвался.
Как-же его можно теперь называть праведником?
А вот можно!
И дело тут в Библейском понимании праведности, как таковой.
Часто приходится слышать от участников форума, что Ветхий Завет содержал заповеди для плоти.
Удивительно, но люди продолжают упорствовать в таком своем заблуждении.
Почему заблуждении?
Ну наверное потому что заповеди Закона Моисея содержат не только заповеди действий, но еще и заповеди уст, а еще и заповеди помыслов.
Если с заповедями действий - более-менее понятно! Да - заповеди действий ограничивают действия нашей плоти, хотя и тут не все ясно.
Не ясно например - с чего-это плоть наша, если заповеди даны ей, а не духу нашему, должна сама себя ограничивать?
Понятное дело, что вор, или убийца сам себя ограничивать не собирается и никогда не будет этого делать - сдерживает, ограничивает их только суд и прокуроры, и полиция. Но никак не сам вор.
Уже из одного этого, должно быть очевидным, что закон не дан для плоти, которая просто не желает да и не может сама себя ограничивать.
Не говоря уже за заповеди уст, и тем более заповеди помыслов.
Помыслы плоти известны, и среди них нет места ни любви к Богу, ни любви к ближнему!
Но некоторые продолжают верить своему заблуждению на этот счет...
что печально, на самом деле.
По Писанию - всякая плоть исказила свой путь! Она неисправима. И Бог не собирается ее изменять.
В случае с нашей плотью, Он поступает так, как поступил с Израилем, который не захотел изгнать язычников из страны Израиля.
И Бог оставил эти языческие народы - "иглой в бок" народу Израиля.
Так и наша плоть оставлена нам "иглой в бок", чтобы через нее - наказывать наши похоти...
И потому что плоть наша неисправима, Бог и не станет говорить с ней, поэтому заповеди даны не ей, а духу нашему, который возрождается в момент нашего рождения свыше!
Это важный момент!
Соответственно и определение праведности дается не плоти(саркс), а нашему духу(нешама)!
Вот смотрите, что говорит Моисей, инспирированный Духом Святым(Руах хаКодеш):
Втор.6:25 и в сем будет наша праведность,
если мы будем стараться исполнять все сии
заповеди пред лицем Господа, Бога нашего,
как Он заповедал нам".
Есть некое разночтение в понимании этого отрывка. Например Давид Йосифсон переводит так:
Втор.6:25 И в праведность зачтется нам,
если будем верно(тщательно) исполнять все эти
заповеди пред Господом, Богом нашим,
как Он заповедал нам".
Проблема с пониманием еврейской фразы "нишмор лаасот"!
Буквально-то она действительно означает точно, верно, тщательно исполнять... а не стараться исполнять.
Однако, лично я не склонен считать, что синодальный перевод тут неправильно переводит.
Почему?
Потому что эта-же фраза у самого Давида Йосифсона - в этой-же главе - см. Втор.6:3 переведена именно как стараться исполнять!
И в этом смысле Бог, относится к людям, как к первоклассникам, которые только что сели за парты и не умеют ни читать ни писать.
Учитель, т.е. Бог - раздает нам новые прописи, и показывает как надо писать буквы, и призывает нас стараться заполнять прописи, зная что по-началу у нас ничего не будет получаться...
Понимаете?
Если мы будем прилагать со своей стороны старание, и тщательно пытаться СТАРАТЬСЯ делать то, что говорит нам Бог, то со временем, мы таки научимся заполнять прописи, и не только их, но научимся и читать и писать...
Вот в чем праведность - в том чтобы СТАРАТЬСЯ жить так, как того от нас хочет наш Учитель - Отец Сын и Дух Святой!
Соответственно праведность человека не в том, что он соблюдает или не соблюдает.
Бог прекрасно понимает что плоть каждого из нас испорчена на всегда и ее не переделать.
Но вопрос в другом - нравится ли нам то что желает наша плоть?
Если нравится - то мы неправедники. А если нам не нравится, но мы ничего иногда не можем с собой поделать и впадаем в согрешение, то мы, тем не менее - остаемся пред Ним праведниками.
И есть праведность в душе, как было у Лота, а есть реализованная праведность, как у тех героев, хоть Ветхого, хоть Нового заветов, Которые поставлены Богом нам в пример для подражания.
Особенно это касается героев веры из 11 главы послания евреям...
И мы видим, что началом праведности всегда является вера, которая жаждет исполнять заповеди Бога, старается жить по ним! И именно она приводит нас к праведности.
Насколько наше понимание праведности соотносится с тем, кого Библия считает праведником, и того что Библия считает праведностью?
Вопросы важные! На мой взгляд, мы оперируем некими терминами, не вполне отдавая себе отчет в том, что означает тот или иной термин.
А это неправильно, на мой взгляд, так как:
оперируя неопределенными терминами, мы приходим к неопределенным результатам.
Я уже рассматривал термины Тело, Плоть, Душа, Дух, Разум, Ангелы...
Сотворить, Создать, Породить...
Решил вот посмотреть на еще один термин - ПРАВЕДНОСТЬ! И сопряженное с ним понимание того кто такой - ПРАВЕДНИК!
Начну, как всегда с перевода библейских слов:
Цедек - по еврейски 1 . прямота; 2 . праведность, правда, справедливость;3 . верность;
Цдака - по еврейски праведность, правда, благодеяние, благополучие;
Цадик - это праведник.
Дикайосюне - по гречески 1. праведность, справедливость, законность, правда; 2 . оправдание;
Дикайома - 1 . заповедь, предписание, устав, постановление; 2 . праведное дело, справедливый поступок; 3 . оправдание, праведность;
Дикайос - праведный (1 . правильный, истинный, правдивый; 2 . справедливый, честный; 3 .чтущий законы, живущий по законам, не погрешающий против законов, законный);
Интересно, что Новый Завет цитирует место из Торы в котором говориться у вере Авраама, которую Бог вменил ему в ПРАВЕДНОСТЬ!!!
В торе там стоит слово - Цдака, а в греческом Новом завете - Дикайосюне.
Я думаю - это поможет хоть как-то соотнести понимание праведности в Ветхом Завете и в Новом.
Теперь собственно по значениям этих слов...
Обычно, под термином праведник мы понимаем человека который не грешит! Согласитесь - это так.
Но так-ли понимает Писание?
Парадоксальной, в этом смысле, выглядит характеристика, которую апостол Петр дал Лоту, назвав его праведником:
2Пет.2:8 (ибо сей праведник, живя между
ними, ежедневно мучился в праведной
душе, видя и слыша дела беззаконные) -
Да, мне известно, что второе послание вызывает сомнения в авторстве апостола Петра, однако тем не менее оно все-же является каноническим, поэтому буду относиться к нему как к каноническому тексту приписываемому апостолу Петру.

Парадоксальной, эта характеристика выглядит потому что мы знаем дела, которые совершал Лот - спорил с Авраамом, на предложение Бога сказанное ему через ангелов - отвечал НЕТ, потерял жену, которую так и не смог сделать верующей, но она "более возлюбила нынешний век", в лице Содома и Гомморы, упился до беспамятства, переспал с обеими дочерями и пр...
Ну т.е. за такие дела, каждого из нас - уже давно бы от Церкви поотлучали-бы

Ан нет, Писание называет его праведным!
Почему?
Я полагаю, что дело в том что наше понимание праведности и Библейское несколько различаются.
Лот мучался в душе своей видя и слыша дела беззаконные! Он не сорадовался этим делам, а мучался, будучи вынужденным оставаться в этой среде.
Кто ему виноват? - спросите Вы! - Ведь он сам пошел туда, его никто туда не гнал. Он осмотрел ту область, ему она показалась раем земным, и он пошел туда жить, исходя из своих плотских помышлений, а потом мучался, живя между беззаконниками.
Так что - сам и виноват... Короче - он сам нарвался.
Как-же его можно теперь называть праведником?
А вот можно!
И дело тут в Библейском понимании праведности, как таковой.
Часто приходится слышать от участников форума, что Ветхий Завет содержал заповеди для плоти.
Удивительно, но люди продолжают упорствовать в таком своем заблуждении.
Почему заблуждении?
Ну наверное потому что заповеди Закона Моисея содержат не только заповеди действий, но еще и заповеди уст, а еще и заповеди помыслов.
Если с заповедями действий - более-менее понятно! Да - заповеди действий ограничивают действия нашей плоти, хотя и тут не все ясно.
Не ясно например - с чего-это плоть наша, если заповеди даны ей, а не духу нашему, должна сама себя ограничивать?

Понятное дело, что вор, или убийца сам себя ограничивать не собирается и никогда не будет этого делать - сдерживает, ограничивает их только суд и прокуроры, и полиция. Но никак не сам вор.

Уже из одного этого, должно быть очевидным, что закон не дан для плоти, которая просто не желает да и не может сама себя ограничивать.
Не говоря уже за заповеди уст, и тем более заповеди помыслов.
Помыслы плоти известны, и среди них нет места ни любви к Богу, ни любви к ближнему!
Но некоторые продолжают верить своему заблуждению на этот счет...

По Писанию - всякая плоть исказила свой путь! Она неисправима. И Бог не собирается ее изменять.
В случае с нашей плотью, Он поступает так, как поступил с Израилем, который не захотел изгнать язычников из страны Израиля.
И Бог оставил эти языческие народы - "иглой в бок" народу Израиля.
Так и наша плоть оставлена нам "иглой в бок", чтобы через нее - наказывать наши похоти...
И потому что плоть наша неисправима, Бог и не станет говорить с ней, поэтому заповеди даны не ей, а духу нашему, который возрождается в момент нашего рождения свыше!
Это важный момент!
Соответственно и определение праведности дается не плоти(саркс), а нашему духу(нешама)!
Вот смотрите, что говорит Моисей, инспирированный Духом Святым(Руах хаКодеш):
Втор.6:25 и в сем будет наша праведность,
если мы будем стараться исполнять все сии
заповеди пред лицем Господа, Бога нашего,
как Он заповедал нам".
Есть некое разночтение в понимании этого отрывка. Например Давид Йосифсон переводит так:
Втор.6:25 И в праведность зачтется нам,
если будем верно(тщательно) исполнять все эти
заповеди пред Господом, Богом нашим,
как Он заповедал нам".
Проблема с пониманием еврейской фразы "нишмор лаасот"!
Буквально-то она действительно означает точно, верно, тщательно исполнять... а не стараться исполнять.
Однако, лично я не склонен считать, что синодальный перевод тут неправильно переводит.
Почему?
Потому что эта-же фраза у самого Давида Йосифсона - в этой-же главе - см. Втор.6:3 переведена именно как стараться исполнять!
И в этом смысле Бог, относится к людям, как к первоклассникам, которые только что сели за парты и не умеют ни читать ни писать.
Учитель, т.е. Бог - раздает нам новые прописи, и показывает как надо писать буквы, и призывает нас стараться заполнять прописи, зная что по-началу у нас ничего не будет получаться...
Понимаете?
Если мы будем прилагать со своей стороны старание, и тщательно пытаться СТАРАТЬСЯ делать то, что говорит нам Бог, то со временем, мы таки научимся заполнять прописи, и не только их, но научимся и читать и писать...
Вот в чем праведность - в том чтобы СТАРАТЬСЯ жить так, как того от нас хочет наш Учитель - Отец Сын и Дух Святой!
Соответственно праведность человека не в том, что он соблюдает или не соблюдает.
Бог прекрасно понимает что плоть каждого из нас испорчена на всегда и ее не переделать.
Но вопрос в другом - нравится ли нам то что желает наша плоть?
Если нравится - то мы неправедники. А если нам не нравится, но мы ничего иногда не можем с собой поделать и впадаем в согрешение, то мы, тем не менее - остаемся пред Ним праведниками.
И есть праведность в душе, как было у Лота, а есть реализованная праведность, как у тех героев, хоть Ветхого, хоть Нового заветов, Которые поставлены Богом нам в пример для подражания.
Особенно это касается героев веры из 11 главы послания евреям...
И мы видим, что началом праведности всегда является вера, которая жаждет исполнять заповеди Бога, старается жить по ним! И именно она приводит нас к праведности.

Комментарий