ДЬЯВОЛ И ЗВЕРЬ (Откр 13:1−5)
Начнем с того, что подведем итог тому, что было сказано во вступлении к этой главе. Зверь это римская империя, семь голов семь императоров, во время правления которых культ кесаря был обязательным Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Веспасиан, Тит и Домициан. Десять рогов это семь императоров и три других правителя, которые находились у власти вместе всего восемнадцать месяцев, последовавших за смертью Нерона Гальба, Отон и Вителий. Голова, смертельно раненая и исцеленная, символизирует идею Неро редиеивус. В этой картине римскую империю символизирует зверь, подобный барсу, с ногами как у медведя и пастью как у льва.
Это указывает на совершенно изменившееся отношение к Риму. Павел получал от римского правительства только помощь. Вмешательство римских властей и римское гражданство Павла неоднократно спасали его от ярости и ненависти иудеев; так было в Филиппах (Деян 16), в Коринфе (Деян 18), в Ефесе (Деян 19) и в Иерусалиме (Деян 21.22). Павел считал, что всякая власть от Бога и все христиане должны быть покорны им (Рим 13:1−6). В посланиях Петра христианам повелевается быть покорными всякому начальству, быть хорошими гражданами (1Пет 2:13−17). Во 2Фес 2:6−7, вероятнее всего, надо понимать так, что римская империя является скрепляющей мир силой, которая предохраняет мир от распада и хаоса, а человека от греха.
В Откровении же все изменилось. Возник культ кесаря. Императоры присваивают себе богохульные титулы: божественный, сын божий, спаситель, господь. Мощь Рима направлена на то, чтобы раздавить христианскую веру; и Рим стал орудием дьявола.
В описании зверя английский богослов Суит видит символ мощи Рима. У империи есть бдительность, сила и свирепость барса, всегда готового прыгнуть на свою добычу; у нее сокрушительная сила медведя; и империя подобна льву, рев которого пугает стадо.
«Кто подобен зверю сему?» Это мрачная пародия на великий вопрос: «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (Исх 15:11). Суит указывает, что претензии зверя на превосходство основаны вовсе не на моральном величии, а только на грубой силе. Любая империя, основанная на грубой силе, а не на моральном величии враг Божий. Слава о звере, говорящем гордо и богохульно (13:5), восходят к описанию в Дан 7:8, 20 небольшого рога.
В этом отрывке перед нами раскрывается великая истина. Человек и народ могут в этим мире выбрать, быть ли им орудием сатаны или орудием Бога.
БОГОХУЛЬСТВО (Откр 13:6−9)
Стих 6 труден. Здесь говорится о том, что зверь отверз уста свои для того, чтобы говорить хулу на Бога и на жилище Его и на всех, живущих на небесах.
1. Это можно понимать как обобщенное высказывание. Это может значить, что власть империи и культа кесаря представляют собой хулу Бога, небес и ангелов. Если же мы подробнее разберем это выражение, то увидим, что употребленное в греческом оригинале слово скины, переведенное в Библии как жилище Бога, значит несколько большее, потому что имеет значение палатка, шатер, храм, скиния, место обитания, жилище. Это слово скини всегда ассоциировалось в уме иудея с древнееврейским словом шехина слава Бога, хотя оно в общем с ним никак не связано. Так что, вполне может быть, что Иоанн хотел сказать, что весь образ жизни римской империи, и в особенности культ кесаря, представляют собой оскорбление славы Божьей.
2. Но этот отрывок может иметь и более конкретный смысл. Зверь это римская империя. Вполне возможно, что Иоанн имеет в виду все способы и случаи, когда Рим не только в эпоху Иоанна, оскорблял Бога и Его жилище. Большинство римских императоров были шокированы культом кесаря, но не император Калигула (37−41 гг.) эпилептик и помешанный. Он воспринял свою божественность очень серьезно и настаивал на том, чтобы ему поклонялись все и везде.
Иудеев уже всегда освобождали от отправления культа кесаря, потому что римляне хорошо сознавали их непоколебимую преданность почитанию единого Бога. Это тесно связано с тем, что из всех народов империи лишь иудеи были освобождены от службы в армии из-за их строгого соблюдения закона о пище и субботе. Но Калигула настаивал, чтобы его изображение было поставлено в Святом Святых в Иерусалимском храме. Иудеи предпочли бы погибнуть все, нежели вынести такое осквернение Святого, а Калигула действительно собрал армию, чтобы силой навязать свои требования (Иосиф Флавий: «Иудейские древности» 18), но, к счастью, он умер, не осуществив этого.
Если и была когда-либо хула на жилище Бога, то это, несомненно, были действия императора Калигулы, и, вполне возможно, что, говоря о хуле зверя на жилище Бога, Иоанн думает именно об этом примечательном случае.
Откровение 13 глава Библия Комментарии Баркли.
Начнем с того, что подведем итог тому, что было сказано во вступлении к этой главе. Зверь это римская империя, семь голов семь императоров, во время правления которых культ кесаря был обязательным Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Веспасиан, Тит и Домициан. Десять рогов это семь императоров и три других правителя, которые находились у власти вместе всего восемнадцать месяцев, последовавших за смертью Нерона Гальба, Отон и Вителий. Голова, смертельно раненая и исцеленная, символизирует идею Неро редиеивус. В этой картине римскую империю символизирует зверь, подобный барсу, с ногами как у медведя и пастью как у льва.
Это указывает на совершенно изменившееся отношение к Риму. Павел получал от римского правительства только помощь. Вмешательство римских властей и римское гражданство Павла неоднократно спасали его от ярости и ненависти иудеев; так было в Филиппах (Деян 16), в Коринфе (Деян 18), в Ефесе (Деян 19) и в Иерусалиме (Деян 21.22). Павел считал, что всякая власть от Бога и все христиане должны быть покорны им (Рим 13:1−6). В посланиях Петра христианам повелевается быть покорными всякому начальству, быть хорошими гражданами (1Пет 2:13−17). Во 2Фес 2:6−7, вероятнее всего, надо понимать так, что римская империя является скрепляющей мир силой, которая предохраняет мир от распада и хаоса, а человека от греха.
В Откровении же все изменилось. Возник культ кесаря. Императоры присваивают себе богохульные титулы: божественный, сын божий, спаситель, господь. Мощь Рима направлена на то, чтобы раздавить христианскую веру; и Рим стал орудием дьявола.
В описании зверя английский богослов Суит видит символ мощи Рима. У империи есть бдительность, сила и свирепость барса, всегда готового прыгнуть на свою добычу; у нее сокрушительная сила медведя; и империя подобна льву, рев которого пугает стадо.
«Кто подобен зверю сему?» Это мрачная пародия на великий вопрос: «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (Исх 15:11). Суит указывает, что претензии зверя на превосходство основаны вовсе не на моральном величии, а только на грубой силе. Любая империя, основанная на грубой силе, а не на моральном величии враг Божий. Слава о звере, говорящем гордо и богохульно (13:5), восходят к описанию в Дан 7:8, 20 небольшого рога.
В этом отрывке перед нами раскрывается великая истина. Человек и народ могут в этим мире выбрать, быть ли им орудием сатаны или орудием Бога.
БОГОХУЛЬСТВО (Откр 13:6−9)
Стих 6 труден. Здесь говорится о том, что зверь отверз уста свои для того, чтобы говорить хулу на Бога и на жилище Его и на всех, живущих на небесах.
1. Это можно понимать как обобщенное высказывание. Это может значить, что власть империи и культа кесаря представляют собой хулу Бога, небес и ангелов. Если же мы подробнее разберем это выражение, то увидим, что употребленное в греческом оригинале слово скины, переведенное в Библии как жилище Бога, значит несколько большее, потому что имеет значение палатка, шатер, храм, скиния, место обитания, жилище. Это слово скини всегда ассоциировалось в уме иудея с древнееврейским словом шехина слава Бога, хотя оно в общем с ним никак не связано. Так что, вполне может быть, что Иоанн хотел сказать, что весь образ жизни римской империи, и в особенности культ кесаря, представляют собой оскорбление славы Божьей.
2. Но этот отрывок может иметь и более конкретный смысл. Зверь это римская империя. Вполне возможно, что Иоанн имеет в виду все способы и случаи, когда Рим не только в эпоху Иоанна, оскорблял Бога и Его жилище. Большинство римских императоров были шокированы культом кесаря, но не император Калигула (37−41 гг.) эпилептик и помешанный. Он воспринял свою божественность очень серьезно и настаивал на том, чтобы ему поклонялись все и везде.
Иудеев уже всегда освобождали от отправления культа кесаря, потому что римляне хорошо сознавали их непоколебимую преданность почитанию единого Бога. Это тесно связано с тем, что из всех народов империи лишь иудеи были освобождены от службы в армии из-за их строгого соблюдения закона о пище и субботе. Но Калигула настаивал, чтобы его изображение было поставлено в Святом Святых в Иерусалимском храме. Иудеи предпочли бы погибнуть все, нежели вынести такое осквернение Святого, а Калигула действительно собрал армию, чтобы силой навязать свои требования (Иосиф Флавий: «Иудейские древности» 18), но, к счастью, он умер, не осуществив этого.
Если и была когда-либо хула на жилище Бога, то это, несомненно, были действия императора Калигулы, и, вполне возможно, что, говоря о хуле зверя на жилище Бога, Иоанн думает именно об этом примечательном случае.
Откровение 13 глава Библия Комментарии Баркли.
Комментарий