Насколько я понимаю, по вопросу мудрости свыше и человеческой мудрости в церквях присутствуют обычно две взаимоисключающих позиции: одна позиция - интеллектуальная (сторонники использования данного Богом разума), другая антиинтеллектуальная (противники использования человеческого разума, как искаженного грехопадением и подверженного влияниям бесов) .
И, разумеется, есть смешанные позиции, с тем или иным соотношением интеллектуализма и антиинтеллектуализма.
Вот в данной теме и хотелось бы рассмотреть и обсудить эти различные понимания учения Библии по данному вопросу.
Приведу, например, известную антиинтеллектуальную позицию, как о ней пишет историк В. О. Ключевский:
«Смутно помня, что корни мирской науки кроются в языческой грекоримской стране, у нас брезгливо помышляли, что эта наука все еще питается нечистыми соками такой дурной почвы. Поэтому гадливое и боязливое чувство овладевало древнерусским человеком при мысли о риторской в философской эллинской мудрости: все это дело грешного ума, предоставленного самому себе. В одном древнерусском поучении читаем: «Богомерзостен пред Богом всякий, кто любит геометрию; а се душевные грехи учиться астрономии и эллинским книгам; по своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения; люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, не испытуй того, что глубже тебя, а какое дано тебе от Бога готовое учение, то и держи».
В школьных прописях помещалось наставление: «Братия, не высокоумствуйте! Если спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай: еллинских борзостей не текох, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах, философию ниже очима видех; учуся книгам благодатного закона, как бы можно было мою грешную душу очистить от грехов». Такой взгляд питал самоуверенность незнания»
(В.О. Ключевский «Курс русской истории»)
То есть, проще говоря, тут говорится, что все человеческие мудрования это лишь бесовский соблазн, потому надо не мудровать, а надо стремиться не грешить.
Разумеется, это относится не только к тому месту и времени, о котором пишет Ключевский, такая позиция и сейчас широко присутствует в различных церквях.
Насколько я понимаю, в Библии вопрос о мудрости и разуме (интеллектуализме)) поднимается прямо и неоднократно, Например, Соломон пишет:
«2. так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;
4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
6. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум;
7. Он сохраняет для праведных спасение; Он щит для ходящих непорочно;
8. Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
10. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
11. тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12. дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
13. от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы»»
(Притчи 2:2-13)
Ведь, явно же, что необразованного человека легче обмануть, легче ввести в заблуждение, поэтому, можно задать вопрос: Кому выгодно, чтобы христиане были необразованны, чтобы их было легче обманывать? Разумеется, выгодно, прежде всего, бесам и сатане, потому что, как сказано в Библии, сатана отец лжи.
Так что, насколько я понимаю, сторонники антиинтеллектуальной позиции своими словами об отрицании образования, философии, мудрости, разума - вольно или невольно, осознанно или неосознанно, но, на мой взгляд, служат бесам по данному вопросу.
И, к сожалению, это служение бесам путем отрицания образования, философии, богословия, и вообще размышлений для христиан, очень распространено во всех церквях.
А Библия, насколько я понимаю, другому учит:
«12. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13. Страх Господень ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14. У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16. мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18. богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21. чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31. веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35. потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36. а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
(Притчи 8:12-36)
Насколько я понимаю, библейские тексты, часто в церквях настолько превратно толкуют, что получаются явные несуразицы.
Например, что такое «человеческая мудрость», и что такое «мудрость свыше»? Многие в церквях, отвечая на этот вопрос, называют любое человеческое рассуждение якобы «человеческой мудростью».
Но не думают о том, что тогда же получается несуразица, просто анекдот, так как тогда получается, что у пророков и апостолов в Библии - тоже «человеческая мудрость», так как пророк или апостол это же тоже человек, соответственно, если пророк или апостол рассуждает в Библии это тоже «человеческие рассуждения».
Стало быть, если не хотим такого анекдота, что исходя из веры в Библию признаем ее «человеческой мудростью», то нельзя понимать любое человеческое рассуждение «человеческой мудростью».
То есть, насколько я понимаю, по Библии, мы должны признать, что есть человеческие рассуждения, которые являются «мудростью свыше»,
и есть человеческие рассуждения, которые являются «человеческой мудростью».
И вопрос: как их различать?
На мой взгляд, «человеческую мудрость» и «мудрость свыше» - надо различать по тому, куда она ведет (к Богу или куда-то еще), а вовсе не по тому, кто рассуждает (человек или не человек), иначе пришлось бы признать, при такой трактовке Библии, что Библия сама себя называет «человеческой мудростью», а это было бы явной несуразицей.
Так же часто в церквях толкуют известное место из Посланий апостола Павла как якобы «отрицающее» философию вообще:
«8. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу»
(Послание к Колоссянам 2:8)
При этом не обращают внимание, что тут идет речь не о философии вообще, а о конкретном виде философии «пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира,по преданию человеческому, по стихиям мира», что, насколько я понимаю, противопоставляется другой философии - "по Христу".
То есть, насколько я понимаю, все дело, опять-таки, в том, куда направлена та или иная философия, то или иной размышление или рассуждение на что-то земное или на путь веры в Бога.
И, разумеется, есть смешанные позиции, с тем или иным соотношением интеллектуализма и антиинтеллектуализма.
Вот в данной теме и хотелось бы рассмотреть и обсудить эти различные понимания учения Библии по данному вопросу.
Приведу, например, известную антиинтеллектуальную позицию, как о ней пишет историк В. О. Ключевский:
«Смутно помня, что корни мирской науки кроются в языческой грекоримской стране, у нас брезгливо помышляли, что эта наука все еще питается нечистыми соками такой дурной почвы. Поэтому гадливое и боязливое чувство овладевало древнерусским человеком при мысли о риторской в философской эллинской мудрости: все это дело грешного ума, предоставленного самому себе. В одном древнерусском поучении читаем: «Богомерзостен пред Богом всякий, кто любит геометрию; а се душевные грехи учиться астрономии и эллинским книгам; по своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения; люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, не испытуй того, что глубже тебя, а какое дано тебе от Бога готовое учение, то и держи».
В школьных прописях помещалось наставление: «Братия, не высокоумствуйте! Если спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай: еллинских борзостей не текох, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах, философию ниже очима видех; учуся книгам благодатного закона, как бы можно было мою грешную душу очистить от грехов». Такой взгляд питал самоуверенность незнания»
(В.О. Ключевский «Курс русской истории»)
То есть, проще говоря, тут говорится, что все человеческие мудрования это лишь бесовский соблазн, потому надо не мудровать, а надо стремиться не грешить.
Разумеется, это относится не только к тому месту и времени, о котором пишет Ключевский, такая позиция и сейчас широко присутствует в различных церквях.
Насколько я понимаю, в Библии вопрос о мудрости и разуме (интеллектуализме)) поднимается прямо и неоднократно, Например, Соломон пишет:
«2. так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;
4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
6. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум;
7. Он сохраняет для праведных спасение; Он щит для ходящих непорочно;
8. Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
10. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
11. тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12. дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
13. от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы»»
(Притчи 2:2-13)
Ведь, явно же, что необразованного человека легче обмануть, легче ввести в заблуждение, поэтому, можно задать вопрос: Кому выгодно, чтобы христиане были необразованны, чтобы их было легче обманывать? Разумеется, выгодно, прежде всего, бесам и сатане, потому что, как сказано в Библии, сатана отец лжи.
Так что, насколько я понимаю, сторонники антиинтеллектуальной позиции своими словами об отрицании образования, философии, мудрости, разума - вольно или невольно, осознанно или неосознанно, но, на мой взгляд, служат бесам по данному вопросу.
И, к сожалению, это служение бесам путем отрицания образования, философии, богословия, и вообще размышлений для христиан, очень распространено во всех церквях.
А Библия, насколько я понимаю, другому учит:
«12. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13. Страх Господень ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14. У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16. мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18. богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21. чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31. веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35. потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36. а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
(Притчи 8:12-36)
Насколько я понимаю, библейские тексты, часто в церквях настолько превратно толкуют, что получаются явные несуразицы.
Например, что такое «человеческая мудрость», и что такое «мудрость свыше»? Многие в церквях, отвечая на этот вопрос, называют любое человеческое рассуждение якобы «человеческой мудростью».
Но не думают о том, что тогда же получается несуразица, просто анекдот, так как тогда получается, что у пророков и апостолов в Библии - тоже «человеческая мудрость», так как пророк или апостол это же тоже человек, соответственно, если пророк или апостол рассуждает в Библии это тоже «человеческие рассуждения».
Стало быть, если не хотим такого анекдота, что исходя из веры в Библию признаем ее «человеческой мудростью», то нельзя понимать любое человеческое рассуждение «человеческой мудростью».
То есть, насколько я понимаю, по Библии, мы должны признать, что есть человеческие рассуждения, которые являются «мудростью свыше»,
и есть человеческие рассуждения, которые являются «человеческой мудростью».
И вопрос: как их различать?
На мой взгляд, «человеческую мудрость» и «мудрость свыше» - надо различать по тому, куда она ведет (к Богу или куда-то еще), а вовсе не по тому, кто рассуждает (человек или не человек), иначе пришлось бы признать, при такой трактовке Библии, что Библия сама себя называет «человеческой мудростью», а это было бы явной несуразицей.
Так же часто в церквях толкуют известное место из Посланий апостола Павла как якобы «отрицающее» философию вообще:
«8. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу»
(Послание к Колоссянам 2:8)
При этом не обращают внимание, что тут идет речь не о философии вообще, а о конкретном виде философии «пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира,по преданию человеческому, по стихиям мира», что, насколько я понимаю, противопоставляется другой философии - "по Христу".
То есть, насколько я понимаю, все дело, опять-таки, в том, куда направлена та или иная философия, то или иной размышление или рассуждение на что-то земное или на путь веры в Бога.
Комментарий