Сомнительно - не то слово.
Достаточно сказать, что Юстин Философ в своем знаменитом "Разговоре с Трифоном-иудеем" (самое раннее сохранившееся христианское сочинение такого объема), написанном где-то в 30-е годы 2-го века, на каждой странице по многу раз цитирует синоптические евангелия (и не только евангелия), но ни одной цитаты из евангелия от Иоанна там нет. То есть - он его не знал. И это один из самых ученых христиан своего времени.
Некоторые из источников, из которых потом компилировалось "евангелие от Иоанна", конечно, могли быть написаны в начале 2-го века и даже раньше. Таких источников было не меньше 5-6. Но сверстано в его нынешний вид оно было, по всей видимости, не раньше 40-х годов 2-го века.
Самое главное - его появление было связано с проблемами и потребностями, которые встали перед христианами не раньше первой трети 2-го века. Именно поэтому оно так непохоже на своих гораздо более ранних собратьев.
Достаточно сказать, что Юстин Философ в своем знаменитом "Разговоре с Трифоном-иудеем" (самое раннее сохранившееся христианское сочинение такого объема), написанном где-то в 30-е годы 2-го века, на каждой странице по многу раз цитирует синоптические евангелия (и не только евангелия), но ни одной цитаты из евангелия от Иоанна там нет. То есть - он его не знал. И это один из самых ученых христиан своего времени.
Некоторые из источников, из которых потом компилировалось "евангелие от Иоанна", конечно, могли быть написаны в начале 2-го века и даже раньше. Таких источников было не меньше 5-6. Но сверстано в его нынешний вид оно было, по всей видимости, не раньше 40-х годов 2-го века.
Самое главное - его появление было связано с проблемами и потребностями, которые встали перед христианами не раньше первой трети 2-го века. Именно поэтому оно так непохоже на своих гораздо более ранних собратьев.
Комментарий