В очередной раз открывается известная тема и в очередной раз ее обсуждение заходит в тупик из-за буквального и фрагментарного толкования. Предлагаю рассмотреть описанное в Матф.15. в другом ракурсе:
Итак, суть происходящего - Христос занимается обучением будущей Церкви и будущих Апостолов. Для этого Он демонстрирует отличие иудейского взгляда на человека от христианского:
На первый взгляд язычница просит Христа о помощи. Почему якобы? Потому, что язычник принявший Христа Господом УЖЕ ХРИСТИАНИН, хотя до того никогда не был Иудеем. Что же отвечает ей Христос?
Но почему не отвечал? Да потому, что будущее просящей и ее дочери у Христа сомнений не взывало и проблемой не было. Главным для Христа была реакция на происходящее Его учеников-иудеев. И вот как они среагировали:
Ученики Христа, как истинные иудеи, попросили Христа, но не о помощи Хананеянке, а о прекращении криков. Как на это реагирует Христос? Сначала Он демонстрирует им также иудейскую реакцию:
Понимающий эти слова Христа буквально рассматривает миссию Христа как исключительно продолжение Иудаизма, что противоречит многочисленным указаниям Христа и Апостолов на вненациональный характер Христианства. Например, в этом случае противоречием звучат слова Христа "Матф.24:14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам". Или "Матф.24:31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их." Но если Христос послан ТОЛЬКО "к погибшим овцам дома Израилева", о каких всех народах или избранных от четырех ветров может идти речь?
Смысл происходящего в том, что Христос провоцирует учеников выйти из рамок иудейского мировоззрения и мыслить, как Христиане. Для этого он на страдания матери из язычников реагирует как истинный Иудей, а по сути - испытывает ее веру унижением:
Таким образом Хананеянка показывает своему Господу, что готова на любые унижения ради спасения ближнего. И когда ученики Христа видят это, Христос воздает бывшей язычнице, а ныне - Христианке по вере ее:
О какой вере речь? О вере Христианской! Таким образом Христос преподал ученикам очередной урок, Урок Веры. И когда в будущем кто-либо просит Христа о помощи Он говорит "Матф.9:29 по вере вашей да будет вам."
И Апостол Павел, не присутствоваший при испытании Хананеянки, но хорошо усвоивший этот урок из самой сути Учения Христа, в дальнейшем напишет народам Европы "Гал.3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе."
Итак, суть происходящего - Христос занимается обучением будущей Церкви и будущих Апостолов. Для этого Он демонстрирует отличие иудейского взгляда на человека от христианского:
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова.
И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Смысл происходящего в том, что Христос провоцирует учеников выйти из рамок иудейского мировоззрения и мыслить, как Христиане. Для этого он на страдания матери из язычников реагирует как истинный Иудей, а по сути - испытывает ее веру унижением:
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час."
И Апостол Павел, не присутствоваший при испытании Хананеянки, но хорошо усвоивший этот урок из самой сути Учения Христа, в дальнейшем напишет народам Европы "Гал.3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе."
Комментарий