Дискуссии об исполнении заповедей (какая маленькая, какая большая, какие нужно исполнять, какие не очень) - отличительная и закономерная особенность этого форума (да и других, полагаю, хотя по другим не хожу).
А между тем, самый-то интересный вопросец как-то из виду ускользает. И состоит он, как ни удивительно (на первый, а то и на десятый взгляд) в том, что такое заповедь.
Попробуем разобраться. Нет заповедей дышать, питаться (чем - иной вопрос), пить, вступать в интимные отношения (с кем - тоже отдельная тема), заботиться о детишках, иметь жилье. Почему? Да потому, что это заложено в природу человека, как и (с теми или иными особенностями) в природу менее высокоразвитых существ.
И выходит, ответец, если разобраться, столь же прост, сколь парадоксален. Бог говорит человеку:
а) делай то, чего не хочется;
б) не делай того, что хочется.
Отсюда вывод: ежели исполняешь заповеди с удовольствием, значит, делаешь что-то не то. Или не так. А ежели маленько подумать, то и поймешь, что "не то" и как "не так":
полагая, что исполняешь повеления Бога, по сути, делаешь прямо противоположное: ублажаешь себя, любимого.
Дык, что ж? Выходит, не правы великие практики христианства, говорившие о великом наслаждении исполнения заповедей? Никак! Только совсем иное это наслаждение, к которому приходят через пот и кровь, переломив себя "об колено", продав имение, раздав денежки, взяв крест и пойдя за Ним, а не по всеобщему закону мира сего: "я - Тебе, Ты - мне".
Не думаю, что многие со мной согласятся, но сказать это я должен.
А между тем, самый-то интересный вопросец как-то из виду ускользает. И состоит он, как ни удивительно (на первый, а то и на десятый взгляд) в том, что такое заповедь.
Попробуем разобраться. Нет заповедей дышать, питаться (чем - иной вопрос), пить, вступать в интимные отношения (с кем - тоже отдельная тема), заботиться о детишках, иметь жилье. Почему? Да потому, что это заложено в природу человека, как и (с теми или иными особенностями) в природу менее высокоразвитых существ.
И выходит, ответец, если разобраться, столь же прост, сколь парадоксален. Бог говорит человеку:
а) делай то, чего не хочется;
б) не делай того, что хочется.
Отсюда вывод: ежели исполняешь заповеди с удовольствием, значит, делаешь что-то не то. Или не так. А ежели маленько подумать, то и поймешь, что "не то" и как "не так":
полагая, что исполняешь повеления Бога, по сути, делаешь прямо противоположное: ублажаешь себя, любимого.
Дык, что ж? Выходит, не правы великие практики христианства, говорившие о великом наслаждении исполнения заповедей? Никак! Только совсем иное это наслаждение, к которому приходят через пот и кровь, переломив себя "об колено", продав имение, раздав денежки, взяв крест и пойдя за Ним, а не по всеобщему закону мира сего: "я - Тебе, Ты - мне".
Не думаю, что многие со мной согласятся, но сказать это я должен.
Комментарий