Свободен ли человек в своих поступках?
Свернуть
X
-
-
Свобода - неограниченная возможность реализации желаний. В понятие свободы входит понимание на что её употребить (чего желать).
Только это не моё мнение - меня так Ангел научил.Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений. / Рене Декарт /...Комментарий
-
Красота среди бегущих
Я хочу. И полагаю Ваши доводы направят мою память прямиком в гохран.Комментарий
-
Вовчик
Например:
Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
Ну а дальше идёт вывод - чем меньше свободы, тем люди счастливее - типа никакой ответственности."И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык [к такому вооружению]; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя. " (1Цар. 17:39)Комментарий
-
Давайте все-таки забудем на минуту, что вы верующие, и попробуем побыть для разнообразия как нормальные люди. То есть посмотрим, что говорит Библия о свободе воли.
Начнем с Танаха (Ветхого Завета) и неканонических иудейских текстов.
Бог сотворил дух человека по образу и подобию Духа Божия. Поскольку Дух Божий свободен, то и дух человека свободен.
Цитата из Библии:сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт. 1:27)
Каину Бог говорит, что тот должен господствовать над грехом. Этот призыв был бы лишен смысла, если бы Каин не имел свободной воли.
Цитата из Библии:если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:7)
Давая заповеди, Бог через Моисея предлагает человеку выбор: жизнь или смерть, благословение и проклятие. И призывает его сделать выбор в пользу жизни. Если бы человек не имел свободы выбора, предложение Бога было бы насмешкой или ложью, что неприсуще Божеству.
Цитата из Библии:Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете (Втор. 11:26-28)
Цитата из Библии:Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19)
Второканоническая книга Иисуса сына Сирахова утверждает свободу воли категорично:
Цитата из Библии:Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15:14-17)
В то же время в некоторых отдельных случаях Бог предопределяет поступки отдельных людей в своих целях, что имело место с Саулом и фараоном.
Таким образом, Танах определенно утверждает, что человек обычно свободен в своих поступках, хотя в отдельных случаях Бог предопределяет поступки человека.Комментарий
-
-
...а пряник Мишка в тот же вечер раскрошил на пороге молотком и съел до последней крошки.Комментарий
-
kapitu
А каковы индикаторы верности прохождения пути?
Совесть, наверное...
С интересом узнала что я подумала о Ваших словах.
Представляете мой Алешка (неполных 5 лет), узнав, что его двоюродных сестренок собираются крестить, тоже изъявил желание. Стоит это удовольствие в ПЦ 600р. Но ради своего чада чего не сделаешь.
Вначале нам отказали, узнав, что мы протестанты. Потом жена чуть не плача сказала священнику, что ребенок сам захотел креститься. Тот разрешил. Я в крестильню не заходил, но по тому вою и плачу, что исходил оттуда от "верущих малышей" создавалось впечатление что там изгоняют бесов. И это продолжалось около часа. Если еще прибавить время ожидания самой процедуры то около двух. Я все ждал, что Алеха вылетит оттуда с воем и все на этом кончится. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что он чуть ли не единственный из малышей, кто выстоял в этом реве спокойно и вышел последним из всех ничуть не смущенный.
Для Алешки, который и минуты не может спокойно простоять это поразительно.
А ведь у нас совершенно не религиозная семья в том смысле, чтобы делать из Бога "конфетку" для ребенка.
Вы говорите что Бог в виде космоса создал пустые декорации лишь для того, чтобы разыграть с Самим Собой партию человека. Вот я и спрашиваю, станет ли Жизнь создавать безжизненное? Не разделится ли этим Царство само в себе?"И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык [к такому вооружению]; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя. " (1Цар. 17:39)Комментарий
-
Теперь давайте прочтем, что сказано по этому поводу в паулинистских текстах Нового Завета.
Цитата из Библии:Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28-30)
Очень часто слово "предузнал" понимают в значении "предвидел". В данном случае это совершенно не так. Предопределение логически не вытекает из предвидения, но наоборот, является его причиной. Бог знает, как поступит каждый, потому что сам предопределяет каждого к этим поступкам, а не предопределяет поступить так, а не иначе, потому что знает, как человек поступит, потому что он его предопределил - это получается порочный круг.
Слово "предузнал" в данном случае имеет ярко выраженный гностический смысл и означает "обратил внимание", "сосредоточил взгляд". Это выразилось в том, что Бог дал некоторым тварям частицу своего Божественного Духа.
Цитата из Библии:Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:22-23)
Цитата из Библии:Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:12)
Цитата из Библии:тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор. 6:19)
Даровав некоторым тварям частицу своего Духа, Бог тем самым предопределил их к спасению, оправдал и прославил.
Может ли человек отменить своими действиями призвание Божие? Павел говорит: нет, не может. Человек будет поступать так, как предопределил его Бог, призвание святых неотменимо.
Цитата из Библии:Ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11:29)
Естественно, возникает вопрос: не является ли несправедливостью, что, независимо от поступков человека, одним тварям Бог дал частицу своего Духа, предопределив к вечной жизни, а другим - нет, предопределив к погибели?
Павел на этот резонный вопрос отвечает гневно:
Цитата из Библии:Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего... Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе (Рим. 9:14-23)
То есть Павел дает категоричный ответ на этот вопрос: Бог делает то, что хочет, и никто их нас не имеет права спорить с ним о осуждать его за несправедливость, потому что мы - твари, а он обладает абсолютной властью над нами и вправе творить с нами все, что ему заблагорассудится. То есть право ставится в зависимость не от справедливости, а от силы: кто сильнее, тот и прав. Таков неутешительный моральный итог паулинистской доктрины предопределения.
Тексты последователей Павла уже прямо говорят о предопределении как о непреложном факте.
Цитата из Библии:Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:47)
Цитата из Библии:Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни (Деят. 13:48)Комментарий
-
Бывает молчит как партизан. Но спросу больше, нежели с того что можешь вместить, не бывает.
Я еще осмысливаю ваш ответ о "верующих малышах".
Каково же было мое удивление, когда оказалось, что он чуть ли не единственный из малышей, кто выстоял в этом реве спокойно и вышел последним из всех ничуть не смущенный.
Для Алешки, который и минуты не может спокойно простоять это поразительно.
А ведь у нас совершенно не религиозная семья в том смысле, чтобы делать из Бога "конфетку" для ребенка.
"Декорации" не пустые. Они входят в замысел Бога. И это замысел даже можно узнавать изучая неживой космос. Это как счетные палочки для малышей.Комментарий
-
...а пряник Мишка в тот же вечер раскрошил на пороге молотком и съел до последней крошки.Комментарий
-
Цитата из Библии:9 И говорил Господь Гаду, прозорливцу Давидову, и сказал:
10 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три [наказания] Я предлагаю тебе, избери себе одно из них, - и Я пошлю его на тебя.
11 И пришел Гад к Давиду и сказал ему: так говорит Господь: избирай себе:
12 или три года - голод, или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать [до тебя]; или три дня - меч Господень и язва на земле и Ангел Господень, истребляющий во всех пределах Израиля. Итак, рассмотри, что мне отвечать Пославшему меня с словом.
~ 1 Пар 21
Разве не очевидно, что в данном случае будущее, определенное Господом, имеет три варианта?Переводы: http://vstromata.livejournal.com/Комментарий
-
Цитата из Библии:9 И говорил Господь Гаду, прозорливцу Давидову, и сказал:
10 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три [наказания] Я предлагаю тебе, избери себе одно из них, - и Я пошлю его на тебя.
11 И пришел Гад к Давиду и сказал ему: так говорит Господь: избирай себе:
12 или три года - голод, или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать [до тебя]; или три дня - меч Господень и язва на земле и Ангел Господень, истребляющий во всех пределах Израиля. Итак, рассмотри, что мне отвечать Пославшему меня с словом.
~ 1 Пар 21
Разве не очевидно, что в данном случае будущее, определенное Господом, имеет три варианта?Комментарий
Комментарий