Иисус Христос как Бог и человек.
Свернуть
X
-
Очень хороший вопрос!
Вера православная - Ипостась - алфавит
Личность
Термин «личность» не является синонимом понятия «ипостась», и его использование в богословии часто приводит к путанице понятий и недоумениям. Слово "личность" в современном понимании многозначно, этот термин не разработан в богословии и в него вкладываются различные смыслы, часто противоположные.
Современная психология называет личностью существующее в данный конкретный момент, сиюминутное состояние ума индивидуума, то есть его отделимые акциденции.
В этом смысле термина человек, потерявший рассудок, лишён личности, а один и тот же человек в разное время его жизни, на разных этапах его умственного развития и жизненного опыта, имеет разные личности.
Как мы уже писали, у Божества нет и не может быть акциденций. Личные или ипостасные свойства Бога не называют акциденциями, ибо в Боге нет ничего наносного или же случайного. Потому личности в этом смысле (актуальной, изменяемой личности) в Божестве нет и не может быть.
Под термином «личность» иногда понимается неповторимая неизменная уникальность индивидуума.
В этом смысле понятия личность, лицо, ипостась совпадают, и даже многие животные - это тоже личности, потому что они уникальны и являются ипостасью.
Так, святые отцы именовали "ипостасью" и даже "лицом" не только людей, но также и животных. Например, преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же: именно то, что, состоя из субстанции и акциденций, существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает известную особь, например Петра, Павла, определенную лошадь». Преп. Максим Исповедник: «Ангел от Ангела, и человек от человека, и вол от вола, и собака от собаки, отличаются в отношении лица, а не естества или существа».
Это понимание личности видим у св. Николая Сербского:
«Ты наивно рассуждаешь, что не хотела бы в твоем нынешнем старческом и немощном теле пребывать в Царстве Христовом. И не будешь, сестра, не бойся! Когда погибающая душа безбожника воскреснет и оживет верой, его новая душа едва будет напоминать старую, но личность его остается той же в течение всей жизни. Нечто подобное происходит, когда кто-то сбрасывает рубище и облекается в шелк. Так же будет и с телами. Есть тела небесные и тела земные, тела духовные нетленные и тела земные тленные [См.: 1 Кор. 15, 3554]. Святой мученик Ипполит пишет: Мы верим, что тело воскреснет не так, каково ныне, но чистое и не подлежащее повреждению. Всякому телу возвратится своя душа. Как разительно отличаются крона и корни дерева! И все-таки жизнь дерева содержится в корне в целости и сущности своей, так же как в целости и сущности содержится она в цветке; и как цветок своей красотой превосходит корень, так же воскресшие тела превзойдут красотой наши земные тела».
Преп. Иустин (Попович) пишет о Личности Спасителя, как кажется, в этом же смысле:
«Всей Своей Личностью Господь Иисус Христос показывает единственное истинное человеколюбие, и поэтому Он назван "Единым Человеколюбцем", и Его человеколюбие "единственным человеколюбием", человеколюбием Божьим».
«Очевидна истина. Все Божественные и человеческие слова о вере во Христа как Бога и Спасителя показывают человеческому роду и личность, и дело Богочеловека, которые отчетливо видны в Его Евангелии, Его Церкви, в жизни Его святых. Нет извинения людям за их неверие во Христа (Ин. 15, 22, 24)».
«Всё создано ради святой соборности, а она состоит в единстве богочеловеческой Церкви, [т.е.] Богочеловека Христа. Тело на земле, сердце на небе: наше желание требует, чтобы мы стали соборными, а это будет тогда, когда мы будем святы. А человеческая святость в Боге, точнее в Богочеловеке, и в личности Богочеловека: Бог все Свои свойства, в том числе святость, переносит на человека. Без Бога человек ничтожная мошка. [При обожении] человек остаётся в своей природе, но путём Богочеловеческого перихоресиса всё переносит на свою природу человеческой природой Богочеловека Христа. А в личности Богочеловека верховный закон есть закон безмерного человеколюбия. [Итак,] всё создано ради святой Богочеловеческой соборности и единства».
«Спаситель оставил Себя Своим ученикам: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40). В этом то есть, в Нём, вся соборность, вся вселенскость, весь экуменизм. Где Он там всё это, и более того вся Святая Троица. Всё от Него, всё в Нём, всё к Нему. Эта Богочеловечность Христовой Личности и учения суть «наставления двенадцати ученикам Своим» (Мф. 11:1)».
«Богочеловеком охвачено всё от Бога до атома. Всё в Боге, но, однако, не всё Бог, ибо в Нём всё остаётся индивидуальным, оригинальным, своим: в существовании и в личности, прежде всего. Ибо личность самая таинственная тайна после Бога. Богочеловек есть единственное правило, закон и цель, а человек потенциальный богочеловек».
Св. Феофан Затворник пишет подобным образом о Личности Богочеловека, говоря об искуплении:
«Поэтому умилостивительной жертвой за грех может быть смерть только такого человека, который был бы изъят из круга людей, не переставая быть человеком. А это как возможно? Не иначе как если он не будет принадлежать себе, не будет особое самостоятельное лицо, как всякий другой человек в среде людей, но принадлежать другому, высшему существу, которое восприняло бы его в свою личность, ипостасно соединилось с ним, или вочеловечилось, и умерло его смертью. Это была бы смерть человеческая, никому из круга людей не принадлежащая».
«Как смерть человеческая, сама по себе незначительная, может стяжать такую всеобъемлющую силу? Не иначе как если она будет принадлежать лицу, везде и всегда сущему, принадлежать Богу, то есть если Сам Бог благоволит принять в Свою личность человеческое естество и, умерев его смертью, сообщить ей всеобъемлющее и вечное значение, ибо тогда она будет Божеской смертью.
Наконец, это смерть, по силе своей простираясь на весь род человеческий и на все времена, по цене должна соответствовать бесконечной Правде Божией, оскорбленной грехом, иметь беспредельное значение, как беспределен Бог, чего стяжать она опять иначе не может, как будучи усвоена Богом, или сделавшись смертью Бога, а это будет, когда Бог, восприняв на Себя человеческое естество, умрет его смертью (умрет, конечно, не по Божеству Своему, а по человечеству, нераздельно воспринятому Им в одно Богочеловеческое лицо)...». (Святитель Феофан Затворник. Спасение души)
Наконец, под личностью понимают существенное свойство разумной природы (а не ипостаси).
В этом смысле личностями являются и ангелы и люди, у животного личности нет. Бог в этом смысле есть Личность, причем все три Ипостаси - это одна и та же одна Личность, единая "в сущности, могуществе, воле и действии". Такое понимание Единой Личности Бога встречаем у святых отцов.
Св. Лев Великий говорит о личностных свойствах Божества:
"Следовательно, то, что присуще Отцу, Сыну и Святому Духу, не имеет различных свойств, но все, что имеет Отец, имеет Сын, имеет и Дух Святой; и всегда в Троице было это единство, ибо целиком пребывать там - значит то же самое, что всегда существовать. И пусть не помышляется здесь ничего временного, никаких степеней и никаких различий; и так как никто и не в состоянии истолковать то, что свойственно Богу, то пусть никто не рискует признавать того, что Ему не свойственно. Ибо извинительнее не говорить достойного о неизъяснимой природе, чем устанавливать противное ей. Поэтому все, что благочестивые сердца относят к вечной и неизменной славе Отца, пусть это же самое неотделимо и без различия мыслят одновременно и о Сыне и Святом Духе. Ведь потому признаем мы блаженную Троицу одним Богом, что в этих трех лицах нет какого-либо различия в сущности, могуществе, воле и действии".
Св. Николай Сербский:
«А истина о Боге, едином в трех Лицах, пришла в мир по Откровению Прозорливого от Сына Божия Иисуса Христа. Три Лица без масок. Три Лица одна Личность. Эту прекрасную и возвышенную реальность невозможно уравнять с грубыми и низкими призраками.
Спаситель открыл и показал совершенством Своей личности, что Бог есть личность, высшая личность, а не полусонный и полусознательный дух, некий принцип и природа, или закон природы.
Господь Иисус Христос, братья мои, доказывал существование Бога с не помощью твари, Он объяснял тварь с помощью Бога. Какого Бога? Триединой Личности. Он подтвердил истинность всеобщей веры всех народов, следует признать, веры, к тому времени искаженной и помутившейся, но еще существующей. Веры в Бога как в сознательную личность, веру в сознательную и личностную жизнь человека после смерти. Народы мира никогда не могли примириться с философскими учениями о безличном боге и о безличном бессмертии человека. Поэтому явился Бог в образе Сына Своего Иисуса Христа, Который «не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»» (2Кор.1:19), все было положительным, все утвердительным, все что могло пожелать человеческое сердце, и даже более того. Тьма и бремя упали с душ человеческих и возроптали фарисеи: «видите ли, что не успеваете ничего? Весь свет идет за Ним» (Ин.12:19)! И поэтому: «с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16), где царит Бог как триединая личность, где от сотворения мира уготовано место всякой личности, которая откликнется на Божий зов».
Как видим, термин «личность» очевидно употреблялся святыми отцами в разных смыслах и нам, во избежание непонимания и соблазнов подобных тем, что были в Церкви до точного определения смысла понятия «ипостась», было бы благоразумно смиренно согласиться со словом пр. Иустина Поповича: «личность самая таинственная тайна после Бога».
А вообще какой-то бессмысленный треп идет не по теме.
Видимо. топикстартер хотел этим показать своё отношение к краеугольному камню всего Евангелия...Комментарий
-
Комментарий
-
зря вы так думаете, он благородно поступил, ибо есть и гонимые на форуме среди христиан, и они не могут писать в вышних разделах, автор учел это и поступил чинно соблюдая и их малые права.Комментарий
-
Вот я Вам и говорю, что нет нужды читающему Писания становится богом, он и так бог и воплощение Христа здесь не причём. Но Вы стали утверждать. что Бог стал человеком. чтобы человек стал Богом. Вот и докажите, как человек во Иисусе Христе стал Богом?Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)Комментарий
-
А Самому Богу не нужно вообще ничего.
Другое дело, если это надо было плоти в которую был воплощён Бог
А вернее, Вам самому, который и есть плоть.
но чтобы Сам Бог Дух нуждался в чём либо человеческом, а к тому же Духом Божьем умер и воскрес это перебор человеческой суетной мысли.
Не далеки Вы от Царствия Божия!Комментарий
-
Представление о том, что во Христе во плоти была ещё и человеческая личность - это уже какая-то одержимость некого человека, а Христос Сам Бог бывший тогда второй ипостасью (Сын, Логос, Слово, всеобъемлющая Мысль) бывший во плоти, а не демон (языческий бог, архонт, дух злобы поднебесной) вселившийся в человека.Комментарий
-
Все далее изложенные определения взяты с Википедии.
Понятие личности в психологии
Личность это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Понятие личности в христианстве
В христианстве (православии) личностями считаются:
Три Лица Святой Троицы
Ангелы и демоны (падшие ангелы)
Люди (как сотворённые по образу Бога)
Каждый человек непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется[10]. Все люди (как и все ангелы) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие
Такие трактовки не используют понятие акциденции. Также они означают, что у человека одна личность, изменяющаяся с возрастом, сменой круга общения, мировоззрения и пр. И соответственно у Бога нет личности (в психологическом понимании), так как он неизменен.
Не стал переписывать источники, они указаны в википедии, кому интересно найдет без труда.
Комментарий
-
Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией.
Цитата из Библии: Ин.5:39-40Вы исследуете Писания, ибо думаете чрез них иметь жизнь вечную. Но они свидетельствуют о Мне, а вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
Спасает, то есть делает богом по благодати, приход ко Христу, Богу-Слову.
он и так бог и воплощение Христа здесь не причём.
По Писанию же и по христианской вере, всякий человек - мертвец, не имеющий жизни вечной, хотя и просвещаемый Светом Истинным.
Получить жизнь вечную (= жизнь Самого Бога, Единого вечного = стать богом по благодати) он может лишь придя ко Христу - просвещающему его Свету.
Но Вы стали утверждать. что Бог стал человеком. чтобы человек стал Богом. Вот и докажите, как человек во Иисусе Христе стал Богом?
Какой человек "в Иисусе Христе"?
Бог-Слово создал себе в теле Девы Марии человеческое тело, то есть стал человеком.
Никакого отдельного от Него "человека" нет.
Он и есть этот человек, который не "стал Богом", а всегда им был, а вот человеком стал.
Или Вы имеете тех, кто во Христе Иисусе, то есть верующих в Него и ставших членами Тела Его?
Тогда формулируйте так, чтобы Вас поняли.Комментарий
-
Все приведенное Вами о личности - полная чушь именно с точки зрения психологии. Видимо свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый - далеко не лучший вариант достоверности информации.Последний раз редактировалось Лука; 30 May 2018, 06:24 AM.Комментарий
-
Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)Комментарий
-
Взгляд как бы на Нестора, людей по ходу вводит в некую истерию(всех не обобщаю), хотя понять их тоже можно что ли почему так.
Сморишь может переключитесь с две+две+две на одна+одна+одна..... или таки две+две+две и жирная точка(коль более не приемлете две+две+одна.)
Или как ?"Post tenebras, Lux"
Комментарий
-
Тогда и не утверждаете, что Бог стал человеком, что бы человек стал Богом, человеку это за ненадобностью он и так бог согласно Писаниям.
- - - Добавлено - - -
Естественно, иначе это несторианство.
Представление о том, что во Христе во плоти была ещё и человеческая личность - это уже какая-то одержимость некого человека, а Христос Сам Бог бывший тогда второй ипостасью (Сын, Логос, Слово, всеобъемлющая Мысль) бывший во плоти, а не демон (языческий бог, архонт, дух злобы поднебесной) вселившийся в человека.Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)Комментарий
Комментарий