Семен Уралов политолог (Львов, Украина):
Постсоветское пространство обречено на создание империи. Потому что если на нашем пространстве не будут запущены восстановительные и реинтеграционные процессы, нас ждет дальнейшая деградация и разложение. Центробежные процессы, запущенные в середине 80-х продолжаются до сих пор. Если в России их удалось немного приостановить в ходе «путинской десятилетки», то например, в странах Средней Азии, Молдове и Грузии они видны невооруженным глазом. Но надо понимать, что для того, чтобы сменить вектор развития на построение новой империи, то придется избавиться от комплексов, рожденных в ходе перестройке. Всем элитам постсоветского пространства придется избавиться от иллюзий «национальных государств» и осознать, что только империя может обеспечить действительный суверенитет, а не картонную «независимость». И первым шагом, безусловно, должен стать военно-политический союз, потому что любые восстановительные процессы на нашем пространстве будут сразу же торпедированы нашими конкурентами вплоть до военных конфликтов. Суверенитет будущей империи еще предстоит отстоять.
Александр Хохулин блогер, хозяин и модератор сайта «Манкурты» (Львов):
"Воссоздавать" ничего не нужно, в одну реку два раза не войдешь. Увы, надо строить новое. С учетом "аллергии" миллионов людей на слово "Союз" предпочитаю эвфемизмы, красноречивых политиков в России, да и в других странах хватает, пусть пореже оглядываются назад и найдут слово поудачней. При экономически и политически выгодных условиях состав может быть произвольным.
Юрий Шимановский писатель, журналист и программист (Мертл Бич, Южная Каролина, США):
Возможно. В сущности СНГ - это и есть союзное, но менее централизованное образование. В случае усиления связей оно постепенно превратится в аналог СССР.
Николай Лагун политолог (Днепропетровск, Украина):
Это зависит от готовности элит постсоветских государств, которая в свою очередь определяется экономическим и политическим состоянием этих государств. Очевидно, имеет место также историческая и этническая близость, поэтому наиболее вероятной при других равных условиях является реинтеграция восточнославянских государств, с учетом, конечно же, роли русофобски настроенной части общества Белоруссии и Украины, а то и целого региона последней. Вполне вероятной может быть реинтеграция одновременно с сецессией этого самого региона, причем, весьма вероятно и то, что сецессия может начаться даже раньше, и она станет одним из стимулов к интеграции.
Мирослава Бердник журналист и публицист (Киев):
Даже если не касаться гуманитарных аспектов, которые могут быть не учтены частью прагматично мыслящих людей, объединение на тех или иных аналогичных ЕС условиях - возможность сформировать емкий региональный рынок сбыта с более чем 200 млн. потребителей. Страны СНГ до сих пор используют инфраструктуру, унаследованную от СССР, а также прежние логистические схемы, т.е. товарные потоки так или иначе проходят через территорию России. Существует два варианта дальнейшего развития экономических связей на территории СНГ - либо постсоветские страны строят новую инфраструктуру - переориентированную на связи в обход России - что невозможно сделать в короткие сроки, либо восстанавливают и модернизируют советскую инфраструктуру, постепенно трансформируя ее. Думаю, пока это будет делаться в рамках ЕврАзЭС, таможенного союза, а там посмотрим. Я уверена, что увидев успехи даже прото-объединения, к нему, особенно в условиях продолжения мирового кризиса, устремятся и другие постсоветские страны.
Михаэль Дорфман публицист, редактор, издатель (Нью-Йорк, США):
Сегодня в мире ослабевает гегемония бывших сверхдержав и преобладает тенденция на создание больших наднациональных союзов, где осуществляется, какой либо баланс силы и учитываются интересы не только больших, но и малых государств. Примером является Евросоюз, но тенденция также наблюдается в Латинской Америке и Африке.
Мечта воссоздать на всем постсоветском пространстве союзное государство кажется мне такой же иллюзорной, как и имперская мечта завоевать Константинополь. Прибалтика вряд ли войдет в СССР добровольно. Да и все остальные постсоветские страны вряд ли заинтересованы войти в союз под эгидой современной России с суверенной демократией и «разбойничьим капитализмом». Вместе с тем, есть все шансы для прочной и взаимовыгодной экономической, а затем и политической интеграции независимых государств, связанных общими интересами. Только это делается не путем громогласных деклараций, как в случае российско-белорусских маневров. Евросоюз начался с Европейского объединения угля и стали.
Александр Кулик политолог, кандидат исторических наук (Днепропетровск, Украина):
Как свидетельствует постсоветская история, подобный проект не нужен никому из ведущих политиков на просторах бывшего СССР и в первую очередь не нужен в России. Дело в том, что нынешнее руководство постсоветских государств интересует лишь эксплуатация имеющихся у них в наличии ресурсов. Ни о какой идеологии, тем более объединительного плана, тут речь не идёт. Во всяком случае, на ближайшую перспективу.
Нестор Комарницкий блогер, журналист, финансист (Львов-Волгоград):
Воссоздание Союза все еще вполне возможно. Более того, я думаю, что мировой экономический кризис ускорит этот процесс, и мы увидим рост количества участников Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь еще до 2015 года.
Алексей Байков главный редактор сайта "Актуальная история", кандидат исторических наук (Москва, Россия):
Думаю что возможно - но не в виде очередной "великой континентальной империи", как это видится многим ура-патриотам, но как некая альтернативная версия Евросоюза на постсоветском пространстве. Понятно, что доминировать в таком объединении не сможет никто кроме России, а потому важнейшим условием для создания такого "евразийского союза" является не просто смена правящего режима и политических элит, но и смена самой парадигмы власти на нечто более привлекательное, чем режим правящих сегодня в Брюсселе евробюрократов леволиберального толка. Но пока об этом думать рановато - нам бы Россию уберечь от распада.
Алексей Дубинский преподаватель, изобретатель, консультант (Днепропетровск):
Для создания нового союза нужны:
1. новая идеология или общая сверхцель;
2. явная выгода всем участникам от объединения;
3. силы, заинтересованные в объединении.
Состав может начинаться с пары РФ + Украина или РФ + Казахстан. И только потом очередь Белоруссии.
Необходимое условие: сторонники объединения должны прийти к власти в Кремле.
Разве это реально? Остаюсь оптимистом (хорошо информированным).
Виктор Глеба архитектор, член президентского совета Национального союза архитекторов (Киев, Украина): Опомнитесь! Какое воссоздание? Империи гибнут и возрождаются на крови покорённых народов. Вам что крышу посрывало от михалковско-путинского советского гимна на новые слова о "рассее" - матушке?
Что породила эта"матушка" в средневековье - резню Боголюбивого князя в Киеве? Сняли золотые ворота, вывезли шапку, вырезали население... Может "Петровская" реформа создания унитарного государства Российского с уничтожением государственного устройства Украины?
Система управления у нас в Украине и России одинаковая при различных административно-территориальных делениях - монголо-конфуцианская с византийским правлением.
Границы нет, таможни полноценной нет. Товарооборот между странами велик, армия Российская (флот) охраняет рубежи обоих РОДИН. Что ещё нужно?
Завершил дискуссию автор опроса политолог Сергей Сибиряков: Реальность дня сегодняшнего не пренебречь остатками советского наследия, старательно зачищаемыми националистами на постсоветском пространстве. Но, прежде чем говорить о воссоздании нового союзного государства на развалинах СССР, мы должны понимать, почему рухнула советская система.
Дискуссии на тему кто виноват, в конце второго десятилетия после распада СССР, уже не актуальны. Необходимо тщательно проанализировать в какой системе координат находится постсоветское пространство и, что же делать дальше.
Для анализа используем кибернетический подход. Его создатель Норберт Винер пoказал, чтo в любой сложной системе должен соблюдаться баланс прямых и обратных информационных связей. Он первым научно спрогнозировал вероятный распад СССР из-за отсутствия демократии, вследствие чего власть была обречена на деградацию, а общество на потерю стабильности (увеличение энтропии).
Мы помним, что советские аналитики тоже прoгнoзировали по этим же объективным закoнoмернoстям кибернетики вероятный распад США в конце второго десятилетия ХХI столетия, но уже из-за превышения влияния силы демократии и потери из-за этого управления. Таким образом, с позиций кибернетического подхода для устойчивости общественной системы необходимо:
Усилить действие силы общества на власть для обеспечения баланса сил, иначе общественная система не смoжет быть стабильнoй, обречена на деградацию и разрушение;
Обеспечить общество дoстoвернoй пoлнoценнoй инфoрмацией о всех аспектах деятельности власти;
Обеспечить общество реальными и действенными механизмами влияния на власть при ее попытках злоупотребления свoим положением. Решать эти задачи необходимо уже сейчас в рамках существующей системы.
Возможно ли восстановление СССР?. Гайдпарк - новое слово в развитии социальных сетей.
Постсоветское пространство обречено на создание империи. Потому что если на нашем пространстве не будут запущены восстановительные и реинтеграционные процессы, нас ждет дальнейшая деградация и разложение. Центробежные процессы, запущенные в середине 80-х продолжаются до сих пор. Если в России их удалось немного приостановить в ходе «путинской десятилетки», то например, в странах Средней Азии, Молдове и Грузии они видны невооруженным глазом. Но надо понимать, что для того, чтобы сменить вектор развития на построение новой империи, то придется избавиться от комплексов, рожденных в ходе перестройке. Всем элитам постсоветского пространства придется избавиться от иллюзий «национальных государств» и осознать, что только империя может обеспечить действительный суверенитет, а не картонную «независимость». И первым шагом, безусловно, должен стать военно-политический союз, потому что любые восстановительные процессы на нашем пространстве будут сразу же торпедированы нашими конкурентами вплоть до военных конфликтов. Суверенитет будущей империи еще предстоит отстоять.
Александр Хохулин блогер, хозяин и модератор сайта «Манкурты» (Львов):
"Воссоздавать" ничего не нужно, в одну реку два раза не войдешь. Увы, надо строить новое. С учетом "аллергии" миллионов людей на слово "Союз" предпочитаю эвфемизмы, красноречивых политиков в России, да и в других странах хватает, пусть пореже оглядываются назад и найдут слово поудачней. При экономически и политически выгодных условиях состав может быть произвольным.
Юрий Шимановский писатель, журналист и программист (Мертл Бич, Южная Каролина, США):
Возможно. В сущности СНГ - это и есть союзное, но менее централизованное образование. В случае усиления связей оно постепенно превратится в аналог СССР.
Николай Лагун политолог (Днепропетровск, Украина):
Это зависит от готовности элит постсоветских государств, которая в свою очередь определяется экономическим и политическим состоянием этих государств. Очевидно, имеет место также историческая и этническая близость, поэтому наиболее вероятной при других равных условиях является реинтеграция восточнославянских государств, с учетом, конечно же, роли русофобски настроенной части общества Белоруссии и Украины, а то и целого региона последней. Вполне вероятной может быть реинтеграция одновременно с сецессией этого самого региона, причем, весьма вероятно и то, что сецессия может начаться даже раньше, и она станет одним из стимулов к интеграции.
Мирослава Бердник журналист и публицист (Киев):
Даже если не касаться гуманитарных аспектов, которые могут быть не учтены частью прагматично мыслящих людей, объединение на тех или иных аналогичных ЕС условиях - возможность сформировать емкий региональный рынок сбыта с более чем 200 млн. потребителей. Страны СНГ до сих пор используют инфраструктуру, унаследованную от СССР, а также прежние логистические схемы, т.е. товарные потоки так или иначе проходят через территорию России. Существует два варианта дальнейшего развития экономических связей на территории СНГ - либо постсоветские страны строят новую инфраструктуру - переориентированную на связи в обход России - что невозможно сделать в короткие сроки, либо восстанавливают и модернизируют советскую инфраструктуру, постепенно трансформируя ее. Думаю, пока это будет делаться в рамках ЕврАзЭС, таможенного союза, а там посмотрим. Я уверена, что увидев успехи даже прото-объединения, к нему, особенно в условиях продолжения мирового кризиса, устремятся и другие постсоветские страны.
Михаэль Дорфман публицист, редактор, издатель (Нью-Йорк, США):
Сегодня в мире ослабевает гегемония бывших сверхдержав и преобладает тенденция на создание больших наднациональных союзов, где осуществляется, какой либо баланс силы и учитываются интересы не только больших, но и малых государств. Примером является Евросоюз, но тенденция также наблюдается в Латинской Америке и Африке.
Мечта воссоздать на всем постсоветском пространстве союзное государство кажется мне такой же иллюзорной, как и имперская мечта завоевать Константинополь. Прибалтика вряд ли войдет в СССР добровольно. Да и все остальные постсоветские страны вряд ли заинтересованы войти в союз под эгидой современной России с суверенной демократией и «разбойничьим капитализмом». Вместе с тем, есть все шансы для прочной и взаимовыгодной экономической, а затем и политической интеграции независимых государств, связанных общими интересами. Только это делается не путем громогласных деклараций, как в случае российско-белорусских маневров. Евросоюз начался с Европейского объединения угля и стали.
Александр Кулик политолог, кандидат исторических наук (Днепропетровск, Украина):
Как свидетельствует постсоветская история, подобный проект не нужен никому из ведущих политиков на просторах бывшего СССР и в первую очередь не нужен в России. Дело в том, что нынешнее руководство постсоветских государств интересует лишь эксплуатация имеющихся у них в наличии ресурсов. Ни о какой идеологии, тем более объединительного плана, тут речь не идёт. Во всяком случае, на ближайшую перспективу.
Нестор Комарницкий блогер, журналист, финансист (Львов-Волгоград):
Воссоздание Союза все еще вполне возможно. Более того, я думаю, что мировой экономический кризис ускорит этот процесс, и мы увидим рост количества участников Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь еще до 2015 года.
Алексей Байков главный редактор сайта "Актуальная история", кандидат исторических наук (Москва, Россия):
Думаю что возможно - но не в виде очередной "великой континентальной империи", как это видится многим ура-патриотам, но как некая альтернативная версия Евросоюза на постсоветском пространстве. Понятно, что доминировать в таком объединении не сможет никто кроме России, а потому важнейшим условием для создания такого "евразийского союза" является не просто смена правящего режима и политических элит, но и смена самой парадигмы власти на нечто более привлекательное, чем режим правящих сегодня в Брюсселе евробюрократов леволиберального толка. Но пока об этом думать рановато - нам бы Россию уберечь от распада.
Алексей Дубинский преподаватель, изобретатель, консультант (Днепропетровск):
Для создания нового союза нужны:
1. новая идеология или общая сверхцель;
2. явная выгода всем участникам от объединения;
3. силы, заинтересованные в объединении.
Состав может начинаться с пары РФ + Украина или РФ + Казахстан. И только потом очередь Белоруссии.
Необходимое условие: сторонники объединения должны прийти к власти в Кремле.
Разве это реально? Остаюсь оптимистом (хорошо информированным).
Виктор Глеба архитектор, член президентского совета Национального союза архитекторов (Киев, Украина): Опомнитесь! Какое воссоздание? Империи гибнут и возрождаются на крови покорённых народов. Вам что крышу посрывало от михалковско-путинского советского гимна на новые слова о "рассее" - матушке?
Что породила эта"матушка" в средневековье - резню Боголюбивого князя в Киеве? Сняли золотые ворота, вывезли шапку, вырезали население... Может "Петровская" реформа создания унитарного государства Российского с уничтожением государственного устройства Украины?
Система управления у нас в Украине и России одинаковая при различных административно-территориальных делениях - монголо-конфуцианская с византийским правлением.
Границы нет, таможни полноценной нет. Товарооборот между странами велик, армия Российская (флот) охраняет рубежи обоих РОДИН. Что ещё нужно?
Завершил дискуссию автор опроса политолог Сергей Сибиряков: Реальность дня сегодняшнего не пренебречь остатками советского наследия, старательно зачищаемыми националистами на постсоветском пространстве. Но, прежде чем говорить о воссоздании нового союзного государства на развалинах СССР, мы должны понимать, почему рухнула советская система.
Дискуссии на тему кто виноват, в конце второго десятилетия после распада СССР, уже не актуальны. Необходимо тщательно проанализировать в какой системе координат находится постсоветское пространство и, что же делать дальше.
Для анализа используем кибернетический подход. Его создатель Норберт Винер пoказал, чтo в любой сложной системе должен соблюдаться баланс прямых и обратных информационных связей. Он первым научно спрогнозировал вероятный распад СССР из-за отсутствия демократии, вследствие чего власть была обречена на деградацию, а общество на потерю стабильности (увеличение энтропии).
Мы помним, что советские аналитики тоже прoгнoзировали по этим же объективным закoнoмернoстям кибернетики вероятный распад США в конце второго десятилетия ХХI столетия, но уже из-за превышения влияния силы демократии и потери из-за этого управления. Таким образом, с позиций кибернетического подхода для устойчивости общественной системы необходимо:
Усилить действие силы общества на власть для обеспечения баланса сил, иначе общественная система не смoжет быть стабильнoй, обречена на деградацию и разрушение;
Обеспечить общество дoстoвернoй пoлнoценнoй инфoрмацией о всех аспектах деятельности власти;
Обеспечить общество реальными и действенными механизмами влияния на власть при ее попытках злоупотребления свoим положением. Решать эти задачи необходимо уже сейчас в рамках существующей системы.
Возможно ли восстановление СССР?. Гайдпарк - новое слово в развитии социальных сетей.
Комментарий