Федор Алексеевич был так строг, что распорядился завести следствие по
поводу преступлений святого старца Леонтия из Саввино-Сторожевского
монастыря. Этот старец со своей шайкой «отнимал для блудного дела у
мужиков их жен и дочерей, растлевал детей, а если крестьяне осмели-
вались сопротивляться, приказывал пороть их насмерть, а не на живот».
Однако это следствие не меняет общую ситуацию в стране...
1621 год, архиепископу Сибири Киприану: «По которым городам ты ехал
и попов видел, и по городам попы воры и бражники...»
Грамота 1636 года: «В Соловецкий монастырь с берега привозят вино
горячее, красное немецкое питье и мед красный, и держат это питье всякое
старцы по кельям».
1668 год, митрополит Новгородский Питирим о подчиненных: «Игумены,
и черные и белые попы, и диаконы питья допьяна упиваются и о церкви
божией не радят...»
Ломоносов писал, что «монашество... есть не что иное, как
черным платьем прикрытое блудодеяние и со-домство... не говоря о
детоубийствах... При всякой пирушке по городам и по деревням попы
первые пьяницы: с обеда по кабакам ходят, а иногда до крови дерутся».
Посетивший Соловецкий монастырь петербургский доктор П. Федоров
насчитал в нем только 10 % непьющих монахов.
А начальник тайной полиции Российской империиначальник Третьего
отделения Л. Дубельт в 1848 году писал, что русское монашество
«самая недостойная часть русского народонаселения».
По данным полицейского департамента империи, в категории
преступлений против нравственности с большим отрывом лидировали
попы и монахи. Они совершали преступления подобного рода в два раза
чаще, чем все прочие категории населения. «Своды статистических
сведений по делам уголовным» отмечают: «Самые грязные преступления
растление малолетних, кровосмешение, скотоложство и проч.
преимущественно распространены среди духовенства».
Даль:
«Монастырь докуку любит (подношения разного рода. -А. Н.)».
«Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил».
«У него поповские глаза. На поповские глаза не наямишь-ся добра».
«Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архиерей!»
«Попу, что сноп, что стогвсе одно мало».
«Охоча старица до скляницы». (Любит монахиня выпить.)
«Ну, порося, обратись в карася, - сказал монах во время поста».
А вот поговорки, собранные этнографами в русских селах в XIX веке:
«Поповы глаза завидущие, руки загребущие». «Попово-то брюхо из семи
овчин шито». «Родись, крестись, женись, умирайза все попу деньги
отдавай».
«У попа не карманы, а мешки».
поводу преступлений святого старца Леонтия из Саввино-Сторожевского
монастыря. Этот старец со своей шайкой «отнимал для блудного дела у
мужиков их жен и дочерей, растлевал детей, а если крестьяне осмели-
вались сопротивляться, приказывал пороть их насмерть, а не на живот».
Однако это следствие не меняет общую ситуацию в стране...
1621 год, архиепископу Сибири Киприану: «По которым городам ты ехал
и попов видел, и по городам попы воры и бражники...»
Грамота 1636 года: «В Соловецкий монастырь с берега привозят вино
горячее, красное немецкое питье и мед красный, и держат это питье всякое
старцы по кельям».
1668 год, митрополит Новгородский Питирим о подчиненных: «Игумены,
и черные и белые попы, и диаконы питья допьяна упиваются и о церкви
божией не радят...»
Ломоносов писал, что «монашество... есть не что иное, как
черным платьем прикрытое блудодеяние и со-домство... не говоря о
детоубийствах... При всякой пирушке по городам и по деревням попы
первые пьяницы: с обеда по кабакам ходят, а иногда до крови дерутся».
Посетивший Соловецкий монастырь петербургский доктор П. Федоров
насчитал в нем только 10 % непьющих монахов.
А начальник тайной полиции Российской империиначальник Третьего
отделения Л. Дубельт в 1848 году писал, что русское монашество
«самая недостойная часть русского народонаселения».
По данным полицейского департамента империи, в категории
преступлений против нравственности с большим отрывом лидировали
попы и монахи. Они совершали преступления подобного рода в два раза
чаще, чем все прочие категории населения. «Своды статистических
сведений по делам уголовным» отмечают: «Самые грязные преступления
растление малолетних, кровосмешение, скотоложство и проч.
преимущественно распространены среди духовенства».
Даль:
«Монастырь докуку любит (подношения разного рода. -А. Н.)».
«Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил».
«У него поповские глаза. На поповские глаза не наямишь-ся добра».
«Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архиерей!»
«Попу, что сноп, что стогвсе одно мало».
«Охоча старица до скляницы». (Любит монахиня выпить.)
«Ну, порося, обратись в карася, - сказал монах во время поста».
А вот поговорки, собранные этнографами в русских селах в XIX веке:
«Поповы глаза завидущие, руки загребущие». «Попово-то брюхо из семи
овчин шито». «Родись, крестись, женись, умирайза все попу деньги
отдавай».
«У попа не карманы, а мешки».
Комментарий