Скорее второе - по замыслу, неизбежно. То, что по замыслу - несомненно. А вот насколько мои действия были обусловлены всеми обстоятельствами и был ли в них "момент случайности" - трудно сказать точно. Дело в том, что во многих случаях случайность "мнимая", кажущаяся нам таковой, лишь потому, что мы сознательно не можем просчитать результат из начальных условий.
Вот мнимую случайность, конечно же найти в моих действиях можно. Я мог захотеть ответить, мог не захотеть. Мог и захотеть ответить, но отложить на некоторое время, а потом подумать и решить - "а ну его нафик". Но вот была ли это реальная случайность и мог ли я при тех же самых обстоятельствах (содержании вашего сообщения; моих соображениях, которые ему противоречат; моем знании о том - какое удовольствие я получу, изложив свою точку зрения; наличие у меня тогда свободного времени и подходящего настроения и т.п.) ... так вот, мог ли бы я при все при этом выбрать "не отвечать" - не знаю. Думаю, что нет. То есть, случайности не было.
Точно так же - по замыслу, неизбежно. Хотя не исключая, что некоторая реальная случайность все таки имела место быть.
Вы путаете два разных явления.
В "практике ОСов" мир формируется в сознании (во всяком случае с т.з. материализма). Он порождается и изменяется самим сознанием. Если его и считать реальностью, то лишь "субъективной реальностью", сотканной из воображения и фантазий.
В фильме же Матрица, мы имеем дело с вполне объективным, хотя и виртуальным миром. Виртуальное, с которой мы имеем дело в области компьютеров (а именно о такой идет речь в Матриксе) это не воображаемое или иллюзорное, а просто имитированное другими объектами.
Вот к примеру, если вы пользуетесь компьютерами, то знаете такие виртуальные объекты как "папки" с файлами. От реальных их отличает то, что они сделаны не из бумаги и компьютер не имитирует их вес или твердость. Но цвет и форма могу быть максимально приближенными к оригиналу. Но самое главное - их основные свойства, необходимые для папки - хранилища документов. Вы можете вкладывать в них документы и убирать оттуда. И если имитирующая система работает исправно, то в папке всегда будут именно те документы, которые вы туда положили. Там не возникнут случайно новые и не исчезнут существующие. Более того, любой другой человек может открыть эту папку и обнаружить там тот же самый набор документов, что и вы. То есть, эта папка с документами существует не в вашем воображении и не зависит от него. Ее отличие от не-виртуальной лишь в том, что она на самом деле сделана не из того, что видится - не два листика картона, а электронные сигналы в компьютере, да намагниченные участки винчестера.
Так вот и виртуальная реальность Матрицы вполне объективна для ее обитателей. Она существует помимо их воображения и фантазий, и поставляется им в виде ощущений. Вся разница лишь в том, что эти ощущения исходят не от кусков дерева, бетона, металла и пластика, а от электронных сигналов, имитирующих эти самые куски.
К сожалению, мы не имеем дело с объективной реальностью непосредственно, а лишь через ощущения. И то, что мы представляем как реальность - лишь наша модель ее, созданная из систематизации и обобщения наших ощущений. Если за этой самой реальностью стоит другая "более реальная" реальность, то мы о ней ничего не узнаем, пока она не проявит себя в ощущениях помимо имитируемой реальности. Собственно это и произошло в фильме, когда Нео начал видеть, слышать и ощущать эту "более реальную реальность". Но никто не может поручиться, что и за ней не стояла "еще более реальная реальность".
Нет, конечно. Это лишь неприятие как существующего ничего, кроме того, что доступно нам через ощущения. Является ли воспринимаемый мир "реальным самим по себе" или имитируемым "более реальной реальностью" - вопрос бессмысленный. Если "более реальная реальность" никак не доступна помимо той реальности, которая "дана в ощущениях", то любые представления о ней - бесплодны фантазии, которые никак не могут помочь нам или помешать.
Совершенно верно. Но мы не сторонние наблюдатели, а эти самые "виртуальные существа". Что получаем в ощущениях, то и имеем. А о "степени реальности" того, что дано, можем только пофантазировать. Поэтому, материалисты не те, кто "верят, что реальность реальна", а те, кто не верят ни в какие "реальности, более реальные, чем та, которая доступна нам в ощущениях".
Ну так, "не все сразу". Если бы мы даже знали ответы на эти вопросы, все равно оставались бы другие, не менее загадочные.
В данном случае речь о том, что законы есть. И что если законы приводят к лишь к одному возможному событию, то оно не случайно. Кто бы ни был человек по мировоззрению - материалист, идеалист, христианин, атеист, мистик, если он полагает, что мир не мог не возникнуть, то он считает его появление неслучайным.
Из "материи в другом состоянии" или "материи другого рода". В любом случае - из ничего не получается нЕчто. Ни в каких учениях. Это особенность нашего мышления. И с ней ничего не поделать.
Вот мнимую случайность, конечно же найти в моих действиях можно. Я мог захотеть ответить, мог не захотеть. Мог и захотеть ответить, но отложить на некоторое время, а потом подумать и решить - "а ну его нафик". Но вот была ли это реальная случайность и мог ли я при тех же самых обстоятельствах (содержании вашего сообщения; моих соображениях, которые ему противоречат; моем знании о том - какое удовольствие я получу, изложив свою точку зрения; наличие у меня тогда свободного времени и подходящего настроения и т.п.) ... так вот, мог ли бы я при все при этом выбрать "не отвечать" - не знаю. Думаю, что нет. То есть, случайности не было.
Как Вы думаете, другие не ответили на мой пост:
- по замыслу, случайно?
- по замыслу, но неизбежно?
- без замысла, случайно?
- без замысла, но неизбежно?
- по замыслу, случайно?
- по замыслу, но неизбежно?
- без замысла, случайно?
- без замысла, но неизбежно?
С одной стороны вспоминается фильм Матрица, с другой стороны вспоминается практика ОСов. В обоих случаях возникает иллюзия "реального существования" виртуального мира.
В "практике ОСов" мир формируется в сознании (во всяком случае с т.з. материализма). Он порождается и изменяется самим сознанием. Если его и считать реальностью, то лишь "субъективной реальностью", сотканной из воображения и фантазий.
В фильме же Матрица, мы имеем дело с вполне объективным, хотя и виртуальным миром. Виртуальное, с которой мы имеем дело в области компьютеров (а именно о такой идет речь в Матриксе) это не воображаемое или иллюзорное, а просто имитированное другими объектами.
Вот к примеру, если вы пользуетесь компьютерами, то знаете такие виртуальные объекты как "папки" с файлами. От реальных их отличает то, что они сделаны не из бумаги и компьютер не имитирует их вес или твердость. Но цвет и форма могу быть максимально приближенными к оригиналу. Но самое главное - их основные свойства, необходимые для папки - хранилища документов. Вы можете вкладывать в них документы и убирать оттуда. И если имитирующая система работает исправно, то в папке всегда будут именно те документы, которые вы туда положили. Там не возникнут случайно новые и не исчезнут существующие. Более того, любой другой человек может открыть эту папку и обнаружить там тот же самый набор документов, что и вы. То есть, эта папка с документами существует не в вашем воображении и не зависит от него. Ее отличие от не-виртуальной лишь в том, что она на самом деле сделана не из того, что видится - не два листика картона, а электронные сигналы в компьютере, да намагниченные участки винчестера.
Так вот и виртуальная реальность Матрицы вполне объективна для ее обитателей. Она существует помимо их воображения и фантазий, и поставляется им в виде ощущений. Вся разница лишь в том, что эти ощущения исходят не от кусков дерева, бетона, металла и пластика, а от электронных сигналов, имитирующих эти самые куски.
К сожалению, мы не имеем дело с объективной реальностью непосредственно, а лишь через ощущения. И то, что мы представляем как реальность - лишь наша модель ее, созданная из систематизации и обобщения наших ощущений. Если за этой самой реальностью стоит другая "более реальная" реальность, то мы о ней ничего не узнаем, пока она не проявит себя в ощущениях помимо имитируемой реальности. Собственно это и произошло в фильме, когда Нео начал видеть, слышать и ощущать эту "более реальную реальность". Но никто не может поручиться, что и за ней не стояла "еще более реальная реальность".
Фактически материализм - это вера в иллюзию реального существования.
С точки зрения виртуального существа его мир реален, чего нельзя сказать с точки зрения стороннего наблюдателя.Если даже при этом виртуальное существо будет догадываться о таком положении вещей, то доказать что либо будучи внутри виртуальной системы не сможет.
Вот то-то и оно, что не понятно, откуда именно взялись законы приводящие к неизбежности возникновения мироздания. Также не понятно почему они именно такие, такие есть.
В данном случае речь о том, что законы есть. И что если законы приводят к лишь к одному возможному событию, то оно не случайно. Кто бы ни был человек по мировоззрению - материалист, идеалист, христианин, атеист, мистик, если он полагает, что мир не мог не возникнуть, то он считает его появление неслучайным.
Однако "из чего" тоже не говорят.
Комментарий