Решил попробовать озвучить свое понимание и свои рассуждения на тему, с которой уже не раз сталкиваюсь. Вопрос не праздный, ибо он затрагивает сразу слишком много и других вопросов, которые касаются духовной жизни христианина. Конечно, на последнюю инстанцию я не притязаю в своих суждениях. Но и малодушничать также нельзя, если мы что-то видим, то и должны озвучивать, как видим, помня при этом, что даже истинное видение «предметов» умосозерцания всегда зависит оттого «места», с которого мы тот «объект» наблюдаем. Не учитывая эти факторы очень легко сделать ложный вывод из вполне истинного откровения, из-за чего и начать отстаивать уже свое поврежденное восприятие, казалось бы правильного видения
Итак, существуют два мнения: согласно одного мнения, душа вне тела не существует (то ли впадает в спячку, то ли переходит из состояния бытия в небытие), а согласно другого мнения существует в осознанном состоянии. Даже среди православных учителей сегодня можно встретить таких, кто мыслит таким образом:
«Слово "душа" (psyche) -одно из самых сложных слов, существующих в языке Библии и христианской литературы. К этому добавляется путаница на семантическом уровне, так как древние греки употребляли это же слово в совершенно ином значении. Сегодня большинство людей понимают слово "душа" скорее в эллинском (прежде всего платоновском), нежели в библейском смысле. Им представляется, что наряду с кровью, лимфой, костным мозгом в человеке присутствует еще один элемент - нематериальный, духовный, отличный по своей сути от всех материальных составляющих тела. Он-то и есть душа - нечто тонкое и неопределенное, покидающее тело в момент смерти и отлетающее с последним вздохом "в мириной"...» (Христос Яннарас. Взято: Вера Церкви - Христос Яннарас)
На мой субъективный взгляд автор этих слов слишком много на себя взял, когда свое мнение озвучивает как «библейское» понимание, да еще от имени всей Православной Церкви. Ибо если бы ПЦ мыслила также, то это было бы озвучено на официальном уровне, и в Ее литургической жизни не присутствовали те действия, которые касаются именно загробной участи души (те же молитвы за умерших, к примеру). А если обратиться к Преданию Церкви, то в трудах православных святых можно найти очень много мыслей, которые не вписываются в концепцию данного автора.
Попробую начать свои рассуждения с восприятия таких терминов, часто встречающихся в Библии, как «жизнь» и «смерть».
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добраи зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт.2:16-17).
Из данного текста можно увидеть непосредственное свидетельство того, с какого момента человек опытно познает, ЧТО есть смерть в устах бытиеписателя. Именно с того момента, как произошло то вкушение с запретного плода, человечество в Адаме умерло. Ибо произошел разрыв на уровне онтологии между человеком и Богом. С того момента мы все рождаемся в мир мертвыми, нуждающимися в воскресении в Боге. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»(Пс.50:7), - говорит пророк. В Писании есть свидетельства, где Господь прямо обращается к людям, как к мертвецам: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат.8:22). А Апостол заключает: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф.2:5).
Иными словами, когда речь идет о таких понятиях, как «жизнь» и «смерть», нужно видеть не столько временные определения, выражающиеся в продолжительности существования и прекращением потом того существования, с переходом из состояния бытия в небытие, а именно качественное участие в благодатной жизни в Боге. Когда мы в Нем, мы подлинно живы. Когда мы вне Его общения, то мы мертвы.При этом, лишение благодатной жизни вовсе не означает переход из состояния бытия в небытие. Ибо падшие духи хотя и активны в своем противлении, но никто не назовет их пребывающими в жизни вечной. Они мертвы, но не бытийно мертвы, а как лишенные славы Божией.
Теперь нужно обратить внимание на вопрос: возможно ли мыслить о душе вне тела? Ведь многие именно так и говорят, что душа подобна свету в лампочке, где сама лампочка есть тело, энергетический ток есть дух, и от взаимодействия духа и тела рождается душа. Где-то в таких образах очень часто рисуют свое видение многие богословы, не признающие существования души вне тела.
Здесь я хотел бы привести различие того, как Бог сотворил животных, и как Он сотворил человека.
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]» (Быт.1:20)
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.» (Быт.1:24)
Обратите внимание, Бог заложил в саму материю способность производить души живые по роду своему.
А вот как сказано о человеке: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт.2:7). Т.е., отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа. Ибо есть такие, которые учат, что душа человека в крови его, ссылаясь при этом на Лев.17:4 и Втор.12:23, чем фактически приравнивают душу человеческую с душой животных. Ведь в тех местах Писания говорится именно о душах животных, а не о душах людей. Это души животных получили возможность рождаться природно, как о том указано в Быт.1:20, 24.
О том же,что душа независима от существования тела, можно усмотреть из слов Спасителя, сказавшего: «не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь»(Лук.12:4-5). Ибо о теле сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был» (Еккл.12:7).
Итак, существуют два мнения: согласно одного мнения, душа вне тела не существует (то ли впадает в спячку, то ли переходит из состояния бытия в небытие), а согласно другого мнения существует в осознанном состоянии. Даже среди православных учителей сегодня можно встретить таких, кто мыслит таким образом:
«Слово "душа" (psyche) -одно из самых сложных слов, существующих в языке Библии и христианской литературы. К этому добавляется путаница на семантическом уровне, так как древние греки употребляли это же слово в совершенно ином значении. Сегодня большинство людей понимают слово "душа" скорее в эллинском (прежде всего платоновском), нежели в библейском смысле. Им представляется, что наряду с кровью, лимфой, костным мозгом в человеке присутствует еще один элемент - нематериальный, духовный, отличный по своей сути от всех материальных составляющих тела. Он-то и есть душа - нечто тонкое и неопределенное, покидающее тело в момент смерти и отлетающее с последним вздохом "в мириной"...» (Христос Яннарас. Взято: Вера Церкви - Христос Яннарас)
На мой субъективный взгляд автор этих слов слишком много на себя взял, когда свое мнение озвучивает как «библейское» понимание, да еще от имени всей Православной Церкви. Ибо если бы ПЦ мыслила также, то это было бы озвучено на официальном уровне, и в Ее литургической жизни не присутствовали те действия, которые касаются именно загробной участи души (те же молитвы за умерших, к примеру). А если обратиться к Преданию Церкви, то в трудах православных святых можно найти очень много мыслей, которые не вписываются в концепцию данного автора.
Попробую начать свои рассуждения с восприятия таких терминов, часто встречающихся в Библии, как «жизнь» и «смерть».
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добраи зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт.2:16-17).
Из данного текста можно увидеть непосредственное свидетельство того, с какого момента человек опытно познает, ЧТО есть смерть в устах бытиеписателя. Именно с того момента, как произошло то вкушение с запретного плода, человечество в Адаме умерло. Ибо произошел разрыв на уровне онтологии между человеком и Богом. С того момента мы все рождаемся в мир мертвыми, нуждающимися в воскресении в Боге. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»(Пс.50:7), - говорит пророк. В Писании есть свидетельства, где Господь прямо обращается к людям, как к мертвецам: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат.8:22). А Апостол заключает: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф.2:5).
Иными словами, когда речь идет о таких понятиях, как «жизнь» и «смерть», нужно видеть не столько временные определения, выражающиеся в продолжительности существования и прекращением потом того существования, с переходом из состояния бытия в небытие, а именно качественное участие в благодатной жизни в Боге. Когда мы в Нем, мы подлинно живы. Когда мы вне Его общения, то мы мертвы.При этом, лишение благодатной жизни вовсе не означает переход из состояния бытия в небытие. Ибо падшие духи хотя и активны в своем противлении, но никто не назовет их пребывающими в жизни вечной. Они мертвы, но не бытийно мертвы, а как лишенные славы Божией.
Теперь нужно обратить внимание на вопрос: возможно ли мыслить о душе вне тела? Ведь многие именно так и говорят, что душа подобна свету в лампочке, где сама лампочка есть тело, энергетический ток есть дух, и от взаимодействия духа и тела рождается душа. Где-то в таких образах очень часто рисуют свое видение многие богословы, не признающие существования души вне тела.
Здесь я хотел бы привести различие того, как Бог сотворил животных, и как Он сотворил человека.
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]» (Быт.1:20)
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.» (Быт.1:24)
Обратите внимание, Бог заложил в саму материю способность производить души живые по роду своему.
А вот как сказано о человеке: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт.2:7). Т.е., отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа. Ибо есть такие, которые учат, что душа человека в крови его, ссылаясь при этом на Лев.17:4 и Втор.12:23, чем фактически приравнивают душу человеческую с душой животных. Ведь в тех местах Писания говорится именно о душах животных, а не о душах людей. Это души животных получили возможность рождаться природно, как о том указано в Быт.1:20, 24.
О том же,что душа независима от существования тела, можно усмотреть из слов Спасителя, сказавшего: «не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь»(Лук.12:4-5). Ибо о теле сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был» (Еккл.12:7).
Комментарий