О бесах и не только...

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Лука
    Отключен

    • 14 September 2003
    • 77980

    #91
    OlegOlgee

    Может я ошибаюсь, но вся данная терминология явно и выпукло показывает знакомство Луки с терминологией современной психологии, теорий массовых коммуникаций и оккультизма.
    Две мои основные специальности - религиоведение и психология. Потому такая лексика для меня естественна. Но согласитесь, что в форумном общении она адаптирована для понимания человеком незнакомым ни с первым, ни со вторым.

    В связи с этим для меня встает вопрос: если уж для объяснения и толкования Писания активно используется современная психологическая терминология 1990-х, то почему бы не использовать и юнговскую терминологию 1920-х годов?
    Вполне возможно. Но! При условии знакомства с психологией обоих собеседников.

    Далее, у меня вопрос к Герману и Луке вы осознаете, что большая часть вашей дискуссии с Dawgом вызвана неадекватностью используемой вами терминологии?
    Неадекватностью чему?

    Богословие это все-таки научная дисциплина.
    Докажите. А заодно объясните плз. какова цель Вашего пространного выступления?

    Комментарий

    • OlegOlgee
      Участник

      • 17 March 2006
      • 302

      #92
      Ну наконец что-то начинает становиться на свои места...
      Лука, я был не прав. Мне показалось, что не использование вами богословской лексики в теме обсуждения, которая касается богословия, была вызвана поспешностью рассуждений. Бывает такое - люди торопятся и пишут на своем личном идиолекте, беглом разговорном языке, на том языке, на котором мыслят и рассуждают повседневно. Ну что ж, если при размышлении о бесах вы используете именно такие речевые обороты, это ваше право. Беда в том, что при разговоре с собеседником, вкладывающим иные смыслы во вроде бы понятные собеседникам слова, можно легко ошибиться, как ошибся в данном случае я, не вполне вас понимая.
      Что до длинноты моего выступления, так здесь все просто. Когда я тороплюсь, я начинаю говорить зачастую гадости. Поэтому предпочитаю рассуждать длиннотами, хватая себя периодически за хвост (дескать, не ляпнул ли я чего лишнего?)
      Далее, насколько я понимаю, количество зарегистрированных участников перешло за 11 тысяч? Вы предлагаете всем участникам ориентироваться на некое среднее поведение? Обмениваться исключительно краткими колкостями избегая сложных терминов? В целях пропаганды богословских знаний? В просветительских целях? Насколько я понимаю, тема данного раздела "богословие (теология)". Насколько я понимаю, богословие - явление конфессиональное. У этих свое, у тех - свое. И сплошь и рядом не допонимания связаны с некомпетентностью русских переводчиков, переводивших западные тексты. А зачастую тем, что православные сегодня смутно понимают те церковнославянские тексты, что пользуются в православной среде
      Моя посылка следующая - если сложная терминология отпугнет от данного раздела лиц, склонных к слишком поспешным суждениям и безапелляционным выводам, то ура! Ура! Ура! УРЯ-Я-Я-Я!!!!

      Комментарий

      • Герман.К.
        Ветеран

        • 24 October 2003
        • 17191

        #93
        Сообщение от Dawg
        Опять мы возвращаемся.... Бога не видели, а веруете....
        Верую,имея свидетельство о Сыне Его...


        Притом, что Он - Отец...
        Я не пойму,вы спрашиваете,или хотите что то сказать???

        OlegOlgee
        у древних Отцов много внимания уделялось борьбе со страстями, а не с бесами. В случае похоти, злобы, злоречия рекомендовалось не беса изгонять, а обратить внимание на свое сердце, и путем покаяния и сердечной молитвы к Иисусу обуздать свою собственную испорченную первородным грехом природу. Наличие бесов как служебных духов ими никак не отрицалось, но все проявления человеческой греховности на них отнюдь не списывалось.
        Разумное добавление...
        Далее, у меня вопрос к Герману и Луке вы осознаете, что большая часть вашей дискуссии с Dawgом вызвана неадекватностью используемой вами терминологии?
        Я выражаю свою мысль доступными мне терминами(словами)...Я не богослов...
        В классическом богословии у Бога одна сущность
        Согласен,это были проявления её...
        Я видел Сына Человеческого...Он сходит с неба невидимой поступью,как с Сиона...Рука Его поднята вверх...В руке Его шар как солнце...
        В явлении Его менялась земля......

        Комментарий

        • OlegOlgee
          Участник

          • 17 March 2006
          • 302

          #94
          Является ли богословие научной дисциплиной? Гм. Видите ли, я склонен отличать науки (химия, история, математика) от научных дисциплин (философия, психология, богословие). Особенностью последних является широкое использование научной терминологии, склонностью к передаче накопленных знаний и опыта через некие общественные институты - любая современная семинария как учебное заведение является институтом адекватным (ну я надеюсь) любому учебному заведению. То что богословие за компанию с психологией и философией скорее дисциплина, чем наука, так это связано с наличием в каждой отдельных философий, богословий, психологий (возможно мн.ч.?), своих систем координат, вокруг которых лица, занимающиеся преподаванием данной дисциплины, группируют все возможные знания, методики работы, методики оценки полученных измерений (?) и пр.
          Господи, да чего что-то пытаюсь рассуждать? Полагаю, у Луки на полке стоит пара учебников по философии и пара богословских учебников, в которых раскрывается данная тема: является ли богословие наукой?

          Комментарий

          • Лука
            Отключен

            • 14 September 2003
            • 77980

            #95
            Сообщение от OlegOlgee
            Является ли богословие научной дисциплиной?
            Конечно не является Если бы реальность Бога можно было бы доказать научными методами, такое понятие как монотеизм исчезло бы из лексикона.

            Комментарий

            • Dawg
              Завсегдатай

              • 07 August 2006
              • 518

              #96
              OlegOlgee!
              "Cпасибо" за назидание я уже говорил, теперь примите благодарность за обличение (это по поводу "торопыжек"). Хоть это и не оправдание, но этот форум гораздо быстротечнее "Умного делания", а так хочется обсудить интересные вопросы, не упустив из виду ни темы, ни собеседника....

              Теперь по поводу богословия как науки. МОжет, Вы и правы, различая между "наукой" и "научной дисциплиной", но для меня, недалекого, разница существует между науками точными и гуманитарными. Богословие я, естественно, считаю наукой гуманитарной, возникающей, предполагаю, на пересечении истории, литературоведения, психологии, философии и т.п. и ими обусловленными. И это потому, что изучает "наука" сия не Бога, как многие ошибочно полагают, а "откровение Бога".

              И несколько слов по поводу Иеремиаса. Спасибо за пространный дискурс о вашем впечатлении от Иеремиаса, но позвольте вопрос: в отрывке, который я привел, присутствуют ли явные "перепрыгивания" от текстологии к историографии (или Вы настаиваете на историософии [быть может, я недопонимаю этого термина]?) и богословию. Или "дух" всего труда позволяет выдвинуть такие претензии к И. в целом?
              Дл того чтобы более глобально говорить о Ваших словах в адрес И., мне понадобится время.... Не будем торопиться.....
              Последний раз редактировалось Dawg; 05 January 2007, 12:12 PM.

              Комментарий

              • OlegOlgee
                Участник

                • 17 March 2006
                • 302

                #97
                Гм. А ведь мы фактически перешли к продолжению разговора о богословии, прервавшегося неделю назад...

                Комментарий

                • Dawg
                  Завсегдатай

                  • 07 August 2006
                  • 518

                  #98
                  Сообщение от OlegOlgee
                  Гм. А ведь мы фактически перешли к продолжению разговора о богословии, прервавшегося неделю назад...
                  Угу, плавненько так скатились....

                  Комментарий

                  • Герман.К.
                    Ветеран

                    • 24 October 2003
                    • 17191

                    #99
                    Сообщение от OlegOlgee
                    Гм. А ведь мы фактически перешли к продолжению разговора о богословии, прервавшегося неделю назад...
                    Вы перешли,расскажите нам лучше о бесах,с богословской позиции...
                    Я видел Сына Человеческого...Он сходит с неба невидимой поступью,как с Сиона...Рука Его поднята вверх...В руке Его шар как солнце...
                    В явлении Его менялась земля......

                    Комментарий

                    • Dawg
                      Завсегдатай

                      • 07 August 2006
                      • 518

                      #100
                      Сообщение от Герман.К.
                      Вы перешли,расскажите нам лучше о бесах,с богословской позиции...
                      Хотя вопрос не ко мне, попробую ответить. А OlegOlgee поправит...
                      Ввиду того, что богословие, имхо, возникает "на пересечении истории, литературоведения, психологии, философии и т.п.", то разговор о бесах должен включать в себя представления, которые существовали у евреев (ограничиваемся христианским богословием) о бесах, взгляды Иисуса, философов и богословов первых веков (кстати, почему это только первых??? - богословие - штука развивающаяся....) и психологов.
                      О взглядах древних, включая Иисуса, мы немного говорили, хотя и не пришли к консенсусу. Думается, что рабочий корпус психологических исследований и богословских трактатов хотя бы последних 20 веков слишком обширен, чтобы с богословской позиции что-то категорически вещать.
                      Конечно, можно ограничиться несколькими доводами, обусловленными конфессиональной принадлежностью и богословскими предпочтениями (это Вам уже предложил Лука), но однозначного ответа Вам не даст никто. Так что дерзайте, ищите, творите!

                      Комментарий

                      • OlegOlgee
                        Участник

                        • 17 March 2006
                        • 302

                        #101
                        Гм. Но если воспринимать богословие как нечто вторичное, как систему передачи уже существующего христианского опыта, в том числе опыта мистического, как систему осмысления уже пережитого, как некий общий опыт Церкви - тогда картина будет иной. В конце концов как во времена после Моисея иудеи определяли, что писания и откровения вот этого пророка, вот этот исторический обзор события израильской истории является Откровением Божием? То же самое и с христианским Новым Заветом. Требовались столетия, чтобы те церкви, которым Павел лично не был известен, признали за богодухновенные его письма.
                        Бога-Отца познать мы не можем. Как познать Св. Духа и подлинное откровение от него?
                        Если отбросить мистический опыт, свидетельства о том как проходит подлинное богообщение подобное тому, каким было богообщение Моисея и Бога на горе в момент передачи скрижалей, то да, светская психология вам скажет много интересного и не обычного про бесов. Но если не считать христианских святых за шизофреников и принимать всерьез и их свидетельства, и свидетельства простых советских граждан, то картина будет другой.
                        В общем, как сказал прародитель христианского богословия дядя Тертуллиан, верую, потому что абсурдно.

                        Комментарий

                        • Герман.К.
                          Ветеран

                          • 24 October 2003
                          • 17191

                          #102
                          Сообщение от Dawg
                          Хотя вопрос не ко мне, попробую ответить. А OlegOlgee поправит...
                          Ввиду того, что богословие, имхо, возникает "на пересечении истории, литературоведения, психологии, философии и т.п.", то разговор о бесах должен включать в себя представления, которые существовали у евреев (ограничиваемся христианским богословием) о бесах, взгляды Иисуса, философов и богословов первых веков (кстати, почему это только первых??? - богословие - штука развивающаяся....) и психологов.
                          О взглядах древних, включая Иисуса, мы немного говорили, хотя и не пришли к консенсусу. Думается, что рабочий корпус психологических исследований и богословских трактатов хотя бы последних 20 веков слишком обширен, чтобы с богословской позиции что-то категорически вещать.
                          Конечно, можно ограничиться несколькими доводами, обусловленными конфессиональной принадлежностью и богословскими предпочтениями (это Вам уже предложил Лука), но однозначного ответа Вам не даст никто. Так что дерзайте, ищите, творите!
                          Ну вот и получается что бесы есть наше представление о них,основанное на различных знаниях...
                          Я видел Сына Человеческого...Он сходит с неба невидимой поступью,как с Сиона...Рука Его поднята вверх...В руке Его шар как солнце...
                          В явлении Его менялась земля......

                          Комментарий

                          • Герман.К.
                            Ветеран

                            • 24 October 2003
                            • 17191

                            #103
                            Сообщение от OlegOlgee
                            Бога-Отца познать мы не можем. Как познать Св. Духа и подлинное откровение от него?
                            Вот имено один считает откровение от Святого Духа,другой-делом бесовским...Кто прав???
                            Иудеи ведь тоже имели представления о бесах и заявляли,что бес был в Иисусе Христе...И почему зачастую то,что не вписывается в представления большинства предают анафеме и клеймят сатаной...Видимо Лютер тоже был водим бесом,для католической Церкви???
                            Если отбросить мистический опыт, свидетельства о том как проходит подлинное богообщение подобное тому, каким было богообщение Моисея и Бога на горе в момент передачи скрижалей, то да, светская психология вам скажет много интересного и не обычного про бесов.
                            Интересно,разве психология занимается изучением бесов???
                            Я видел Сына Человеческого...Он сходит с неба невидимой поступью,как с Сиона...Рука Его поднята вверх...В руке Его шар как солнце...
                            В явлении Его менялась земля......

                            Комментарий

                            • OlegOlgee
                              Участник

                              • 17 March 2006
                              • 302

                              #104
                              Герман, немного пройдите по теме назад - собственно Dawg и начинал с того, что если стоять на позиции либеральной теологии и привлечь Юнговские представления о коллективной бессознательном, то бесы будут не личностями, а только отражением в коллективном бессознательном действий сатаны. Прошу прощения, если я переврал мысль.
                              Вообще тема то очень трудная. В свое время Августин Гиппонский, самый образованный епископ 5 века, вздумал своим богословским авторитетом вмешаться в научный спор. О том что земля круглая, знали уже в 5 веке, это не Галилей придумал. Спор шел о том, существуют ли антиподы - могут ли люди жить на нижней половине земного шара и при этом не падать. Так вот говорят, что подведомственный Августину поместный собор принял анафему на тех, кто думает, что антиподы существуют. В свое время ВАско да Гама плыл вокруг Африки и очень боялся. При чем непонятно чего он боялся больше - Святой Инквизиции с анафемой Августина или того, что его корабли упадут вниз после пересечения экватора.
                              Так что некоторые богословские посылки и комментарии устаревают и бывают забыты, другие - нет.
                              Я очень спокойно отношусь к тому, что наука противоречит Библии. Это часто бывало в истории науки - научные данные противоречат Библии, потом происходит смена научной парадигмы, и научные данные уже Библии не противоречат. Давно ли атеисты смеялись над Шестодневом Василия Великого? Сегодня уже не смеются, потому что физики-теоретики, пытающиеся осмыслить груду фактов, косвенно говорящих о БОльшом Взрыве и происхождении вселенной, самым пристальным образом штудируют философские выкладки епископа жившего полтора тысячелетия назад. Собственно первые строчки книги Бытие их не интересуют, их интересуют те десятки страниц, с помощью которых Василий пытался объяснить этот факт.
                              Психологии и психиатрии как наукам - 200 лет. Про первые сто лет существования этих наук никто не вспоминает - а ведь весь 19 век были люди, получавшие деньги за звание "психолог" и "психиатр" и создавшие сотни томов псевдонаучной литературы. Сегодня это никто не читает - бред полный. В лучшем случае это интересно антропологам и историкам нравов. Только с Фрейда хоть что-то началось. Да и самые лучшие находки последнего столетия в психологии слизаны либо у европейских философов прошлого, либо из багажа знаний мировых религий.
                              Последний раз редактировалось OlegOlgee; 09 January 2007, 10:35 AM. Причина: очепятки и обмыслятки

                              Комментарий

                              • Герман.К.
                                Ветеран

                                • 24 October 2003
                                • 17191

                                #105
                                Сообщение от OlegOlgee
                                Герман, немного пройдите по теме назад - собственно Dawg и начинал с того, что если стоять на позиции либеральной теологии и привлечь Юнговские представления о коллективной бессознательном, то бесы будут не личностями, а только отражением в коллективном бессознательном действий сатаны.
                                Я не понимаю такого определения как коллективное и бессознательное...Это что собрание зомби???
                                Вот например русские раньше строили коммунизм,"Народ и партия едино" Разве это не есть то самое коллективное бессознательное???
                                Но ведь была же цель,а где есть стремление к цели,там есть сознание...
                                Может быть сформулировать так:Бесы есть проявление коллетивного сознательного???
                                Я видел Сына Человеческого...Он сходит с неба невидимой поступью,как с Сиона...Рука Его поднята вверх...В руке Его шар как солнце...
                                В явлении Его менялась земля......

                                Комментарий

                                Обработка...