Предлагаю поразмышлять над некоторыми аспектами этой проблемы смотря на диалог богословов. Это тайна и надо конечно же с молитвенным предыханием пододить к этому вопросу, стараясь представить себя геологом, который отыскивает драгоценности в большом поле мыслей и размышлений.
Обобщая и сокращая, можно сказать, что паламизм, классическое поздневизантийское православное учение, настаивает на абсолютной трансцендентности, непостижимости, недостижимости божественной сущности. Богообщение и единство с Богом возможны для человека лишь на "уровне" божественных энергий. Как совместить это с тайной Боговоплощения?
Если сущность Божества, в принципе, никак и никогда не доступна для человека, то получается, что Христос по человечеству, Его разум, дух, душа и воля, остались вне постижения и единения с божественной сущностью. Божество недоступно для человеческой природы Христа
Божественная сущность, если мыслить в категориях паламизма, остается абсолютно трансцендетной для Христа-Человека. Откат в несторианизм получается?
Паламизм разрушает учение о Боговоплощении, тк. "нетварные энергии" - это не ипостаси, а воплотилась именно ипостась Логоса, а не некая безличностная энергия. В древней Церкви считалось, что непознаваемый Бог, Бог, Которого "никто никогда не видел", - это Отец, имманентные же стороны Божества, Бог в проявлении к миру - это Логос и Дух. Логосом Бог творит мир, Духом - оживляет, Логосом является Аврааму, Якову, Моисею, Илии. Почитайте Иустина Философа, Игнатия Антиохийского, доникейских христианских авторов. Так, и появилось учение о Троице, отсюда же понятно, почему воплотился именно Логос, а не Отец. Палама же заменил те стороны Бога, которые древняя Церковь называла Логосом и Духом, на некие безличностные "нетварные энергии", а "Богом в себе" вместо Отца стал называть всю Троицу. Таким образом и учение о различии Лиц Троицы потеряло всякий смысл, и Боговоплощение стало чем-то не возможным.
Ипостась - это некий объект, который может быть отличим от других ипостасей-объектов той же сущности (хотя бы только по номеру). А энергия - это свойство, а не объект.
Да. Только, в отличие от Каппадокийцев, Палама всю Троицу сделал непричаствуемой, а причаствуемыми сделал нетварные энергии, которые не являются ни Отцом, ни Сыном, ни Духом. Поскольку энергии отличны от сущности, а сущность непричаствуемая, выходит, Бог воплотиться не мог. А поскольку энергии относятся не к ипостасям Троицы, а к сущности, то если и мог бы, то только как вся Троица сразу, а не только Сын.
в Библии Бог и трансцендентен (Бога не видел никто и никогда, нельзя увидеть Бога и не умереть) и имманентен одновременно. А вот Бог-Троица у Паламы весь трансцендентен, чисто эллинистический бог.
Да. Как только мы откажемся от паламитского представления о только трансцендентности Бога (а имманентности энергий), Боговоплощение становится возможным.
Обобщая и сокращая, можно сказать, что паламизм, классическое поздневизантийское православное учение, настаивает на абсолютной трансцендентности, непостижимости, недостижимости божественной сущности. Богообщение и единство с Богом возможны для человека лишь на "уровне" божественных энергий. Как совместить это с тайной Боговоплощения?
Если сущность Божества, в принципе, никак и никогда не доступна для человека, то получается, что Христос по человечеству, Его разум, дух, душа и воля, остались вне постижения и единения с божественной сущностью. Божество недоступно для человеческой природы Христа
Божественная сущность, если мыслить в категориях паламизма, остается абсолютно трансцендетной для Христа-Человека. Откат в несторианизм получается?
Паламизм разрушает учение о Боговоплощении, тк. "нетварные энергии" - это не ипостаси, а воплотилась именно ипостась Логоса, а не некая безличностная энергия. В древней Церкви считалось, что непознаваемый Бог, Бог, Которого "никто никогда не видел", - это Отец, имманентные же стороны Божества, Бог в проявлении к миру - это Логос и Дух. Логосом Бог творит мир, Духом - оживляет, Логосом является Аврааму, Якову, Моисею, Илии. Почитайте Иустина Философа, Игнатия Антиохийского, доникейских христианских авторов. Так, и появилось учение о Троице, отсюда же понятно, почему воплотился именно Логос, а не Отец. Палама же заменил те стороны Бога, которые древняя Церковь называла Логосом и Духом, на некие безличностные "нетварные энергии", а "Богом в себе" вместо Отца стал называть всю Троицу. Таким образом и учение о различии Лиц Троицы потеряло всякий смысл, и Боговоплощение стало чем-то не возможным.
А почему нельзя считать синонимами "ипостась" и "энергию"?
Ипостась - это некий объект, который может быть отличим от других ипостасей-объектов той же сущности (хотя бы только по номеру). А энергия - это свойство, а не объект.
Палама тоже не делил трансцендентность и имманентность по разным Лицам Троицы.
Да. Только, в отличие от Каппадокийцев, Палама всю Троицу сделал непричаствуемой, а причаствуемыми сделал нетварные энергии, которые не являются ни Отцом, ни Сыном, ни Духом. Поскольку энергии отличны от сущности, а сущность непричаствуемая, выходит, Бог воплотиться не мог. А поскольку энергии относятся не к ипостасям Троицы, а к сущности, то если и мог бы, то только как вся Троица сразу, а не только Сын.
в Библии Бог и трансцендентен (Бога не видел никто и никогда, нельзя увидеть Бога и не умереть) и имманентен одновременно. А вот Бог-Троица у Паламы весь трансцендентен, чисто эллинистический бог.
Да. Как только мы откажемся от паламитского представления о только трансцендентности Бога (а имманентности энергий), Боговоплощение становится возможным.
Комментарий