Критика православия. Во свете Писания...

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Faith
    Ветеран

    • 26 December 2002
    • 5269

    #106
    ЕСТЬ ЛИ ДУХОВНОЕ ПРИСТАНИЩЕ У РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ТОЛЬКО НЕ В БАПТИЗМЕ!

    Оглавление



    Владимир СОЛОДОВНИКОВ*


    Еще совсем недавно автор этих строк весьма отрицательно относился к фактам перехода христиан из одной деноминации в другую. Разумеется, я допускал, что такие переходы вполне могут быть результатом серьезного духовного поиска, а не только следствием зашкаливших эмоций или беспринципного прагматизма. Моя непримиримая позиция была основана, как это водится у баптистов, на подходящем случаю евангельском стихе «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор.7:20). При этом, увы, мной как-то забывалось наставление Спасителя «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1). И вот Бог по Своему Промыслу напомнил мне о духовной значимости и персональной актуальности Его назидания: я сам перешел из баптизма в лютеранство. Воцерковление в Евангелическо-Лютеранской Церкви стало для меня актом смирения перед Вседержителем, ибо ему предшествовал духовный опыт пребывания в братстве евангельских христиан-баптистов, где я в течение 25 лет пытался по мере сил быть по-настоящему полезным. К сожалению, мои попытки закончились ничем, ибо и я утверждаю это! современный отечественный баптизм не нуждается в христианской интеллигенции как ресурсе для служения Богу. Не нуждается - вопреки официальным декларациям его лидеров, которые отчаянно пытаются создать респектабельный имидж Церкви ЕХБ, намекая при этом на ее «перспективность» и созвучие великой российской культуре. Я намеренно не хочу критиковать духовные убеждения евангельских христиан-баптистов, которые сам разделял и защищал в течение довольно продолжительного времени. Хотя не скрою, что тщательное изучение Священного Писания и профессиональное исследование Истории Церкви, включая историю баптизма, привели меня к заключению о несовершенстве баптистской теологии, богослужебной практики и миссионерского служения. Мне думается, что они весьма поверхностны и в известной мере маргинальны, что проявляется в извращенной донельзя трактовке Таинств (например, Причастие по-баптистски «хлебопреломление» - ничто иное как поминки по Иисусу Христу; иначе говоря сакральное содержание Причастия подменено чисто символическим актом, впрочем, сопровождаемым всхлипами и причитанием чувствительных старушек), в отсутствии литургичности то есть адекватного Поклонения Господу (литургия подменена «собранием», здорово напоминающим партийное; причем, сходство будет просто мистическим, если убрать христианскую лексику проповедников), в компанейщине евангелизационной работы (чтобы ее ощутить достаточно прочитать сообщения о Миссионерской экспедиции «Евангелие народам России» на официальном сайте Российского Союза ЕХБ Главная - Российский Союз евангельских христиан-баптистов). Впрочем, это бесконечный разговор, участие в котором я лично для себя решил прекратить, воцерковившись в Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии неуклонной и здравой наследнице Великой Реформации, сосредоточившей дух, душу, интеллект, переживания верующих на подлинно Евангельском служении Богу, сделавшей их повседневную жизнь христо- и крестоцентричной. Однако я не могу забыть о положении тех представителей интеллигенции, которые пока остаются в евангельско-баптистских церквах России.
    И первое что мне хочется сказать им - своим братьям и сестрам по вере в Господа и Спасителя Иисуса Христа - Вы не сможете полноценно реализовать те таланты, которые даровал Вам Всемогущий Бог, до тех пор пока Вы будете пребывать в баптистских общинах, разделять баптистское мировоззрение, иссушать мозг, слушая безграмотные - но "зато от души" - примитивные проповеди доморощенных и заокеанских проповедников, участвовать в т.н. "евангелизациях" или в омерзительной борьбе враждующих внутрицерковных группировок. Ровным счетом ничего не даст Вам и вынужденный "нейтралитет" в виде высиживания на задних рядах "домов молитвы".
    Положение баптистской интеллигенции тягостно хотя бы потому, что определяется расхожим в поместных церквах спекулятивным афоризмом "Богу нужны люди не умные, а верующие". "Шибко грамотным" в баптистской среде явно не доверяют, априори подозревая их к склонности к доктринальным отклонениям. В евангельско-баптистском братстве поклонение Богу уже много лет вытесняется культом т.н. "простого человека". Для этого культа есть, конечно, и питательная социальная среда: поместные церкви ЕХБ на 90 процентов состоят из рабочих и крестьян, 80 процентов женщин и 70-80 процентов пенсионеров. То есть баптистский социальный срез в России явно рабоче-крестьянский (этакий нерушимый блок, мечта Ильича!) и, простите, старческий. Хотя за перестроечное и пост-перестроечное время периодически возникали тенденции к его интеллектуализации и омоложению, связанные с духовными поисками российской интеллигенции и молодежи. "Простота" в виде необразованности и элементарной невоспитанности уже многие годы является негласным "критерием" для выдвижения на то или иное служение как в поместной церкви, так и в братстве, в целом. "Богу не нужна наша интеллектуальность, Ему нужны только наши покаянные сердца!", - заявил в начале июня сего года в одной из проповедей в Центральной Московской церкви ЕХБ заместитель Председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Сергей Золотаревский. Комментарии, как говорится, излишни. В баптистских учебных заведениях (такие все-таки появились, что поделать - дань времени!) преподавателей с учеными степенями держат, как правило, в качестве "почасовиков". Для того, чтобы "в случае чего"можно было от них легко избавиться. "Штатно" преподают... их недавние студенты, закончившие школу эпохи краха советского среднего образования. Кое-кто из этих "студенто-преподавателей" обучаются в светских, как правило, коммерческих "ВУЗах" или уезжают на время в США повышать квалификацию в баптистских, меннонитских или других протестантских учебных заведениях. Разумеется, практически никто из этих "юных дарований" до сих пор не создал ни одной фундаментальной научной монографии ни в сфере богословия, ни в сфере церковной истории и т.п. Среди них немало т.н. "потомственных баптистов" или "Баптистов Баптистовичей", то есть выходцев из семей верующих. В советское время для такой публики даже придумали аббревиатурное прозвище - "ДВР" - дети верующих родителей. О каком качестве преподавания можно говорить, когда пасторско-миссионерский состав готовят люди с комплексом вчерашнего студента (поэтому они чрезвычайно управляемы администрацией семинарий или колледжей)? И это происходит на фоне вытеснения из педагогического процесса кандидатов и докторов наук! Причем, не безбожников, а искренне верующих и преданных Богу. Современный российский баптизм имеет животный страх перед думающими людьми: они "неуправляемы", а значит их надо "оттеснять". Оттеснять от сферы духовного образования, оттеснять от какого бы то ни было руководства или рядовой работы в миссиях, радио- и телеслужениях, благотворительных организациях и самое главное - от проповеди в церкви, дабы избежать их влияния на паству. Кто т.н. "заднескамеечники" в большинстве баптистских церквей? Интеллигенция - врачи, учителя, офицеры, люди с учеными степенями. Кто на церковной кафедре (кроме заезжих американцев)? Сантехники, экскаваторщики, выпускники техникумов гостиничного хозяйства. Не нужно воспринимать эти слова как проявление высокомерия автора по отношению к "пролетариату". В баптистском гимне поется: "Кротко и нежно Иисус призывает, всех приглашает, любя..." ("Песнь Возрождения", 296). Господу дорога каждая душа вне зависимости от того, чья она - рабочего, колхозника, предпринимателя или преподавателя. Пастырю дороги все овечки (См.Лк.15:4,5). В этой связи абсолютно небиблейски выглядит как раз "диктатура пролетариата". Страшно, когда христианский союз - в данном случае Российский союз ЕХБ - превратился в "союз водопроводчиков".
    Настораживает не только прогрессирующая маргинализация российского баптизма, но и его кальвинизация, вестернизация, либерализация и в конечном счете - секуляризация или обмирщение. Не знаю как пролетарий, а вот интеллигентный христианин этого принять не может.
    Сотрудничество баптистских религиозных объединений с американскими единоверцами, в большинстве случаев придерживающимися кальвинистской сотериологической доктрины, привело к тому, что она стала стала агрессивно или исподволь навязываться россиянам, которые придерживались арминианских взглядов на Спасение. Отличие кальвинистской и арминианской доктрин состоит в том, что сторонники первой полагают, что вследствие абсолютного предопределения Спасение потерять нельзя даже, если ты согрешил, а сторонники второй считают, что грех наказуем (замечу, что свою доктрину кальвинисты гордо именуют "доктриной вечной безопасности", хотя правильнее ее назвать доктриной вечной безнаказанности). Казалось бы, баптистское руководство должно было занять принципиальную позицию и сказать решительное "нет" кальвинизму, который начал на глазах морально разлагать, а зачастую и ликвидировать общины ЕХБ, но... Но невозможно соскочить с заокеанской финансовой иглы! Дело закончилось "буржуазной дипломатией": руководящие братья все "спустили на тормозах": и теперь в России есть как баптисты-кальвинисты, так и баптисты-арминиане; есть и такие, которые вообще не задумываются о Спасении, лицемерно "сохраняя единство духа в союзе мира".
    Вестернизация российского баптизма стала притчей во языцах далеко не сегодня. Мне пришлось написать на эту тему немало статей (с одной из них - на мой взгляд, наиболее выверенных - "Made in America" можно познакомиться заглянув в "Читальню "Русского Баптиста" на одноименном сайте - РУССКИЙ БАПТИСТЪ). Именно поэтому у меня нет больше желания анализировать всем известные вещи. Замечу только, что вестернизация выталкивает баптистов - несомненно, людей русской культуры - в объятия пост-модернистской однополярной и эклектичной псевдокультуры, центром которой является "зеленый рубль" (современная версия библейского золотого тельца) с сопутствующей макдональдизацией сознания. Вестернизационные процессы направляют баптизм в объятия либерализма, который уже проявляется в одежде, стиле поведения и самое главное - в мышлении многих верующих ЕХБ. А каким может быть это мышление, когда свыше 90 процентов книг, выпускаемых баптистскими издательствами, американские! Да еще какие. Вот перл, который баптисты взахлеб читают в одной из американских кальвинистских книг по проблемам семьи и брака: "Половой акт - это богослужение, так как он совершается с молитвой". Именно на таких заранее и щедро проплаченных бестселлерах воспитывается баптистская молодежь, которой устами бывшего проректора Русско-Американского Христианского института (заметим, членом Совета директоров РАХИ является Исполнительный секретарь Евро-Азиатской Федерации союзов ЕХБ Юрий Апатов - Прим.автора) Лэрри Орта вбивается тезис о том, что "Иисус Христос был провокатором, и за это его распяли". Интересно также, что преподавателям этого "ВУЗа" на инструктажах навязываются идеи "апостола" американского либерально-христианского образования Артура Холмса (он, кстати, советник РАХИ по образованию - Прим.автора), который "прославился" следующим изречением - "Идея защиты веры, я бы сказал, больше карикатурная, надуманная, нежели, реальная." ! Увы, но под "либерально-христианским" воздействием образ мыслей и образ жизни баптистов в России с каждым днем становятся все более секулярными. Евангельский призыв быть "светом" (См.Матф.5:14) для многих из них является "нереальной" сверхзадачей в духе К.С.Станиславского.
    Что касается баптистской интеллигенции, то ее попытки противостоять всем этим метастазам оказываются тщетными, ибо "шибко грамотные" не авторитетны. И действительно, их голос вряд ли когда бы то ни было будет услышан, их предложения о "реформации" баптизма вызовут лишь кривую усмешку (и это в лучшем случае!). Один Бог знает сколько представителей интеллигенции в баптистских церквах "поставлено на замечание", сколько отлучено, сколько перешло в православие или или... вообще разочаровалось в христианстве. Недаром в среде думающих баптистов в ходу присказка - "Какая все-таки разница между Христом и христианством!"
    Я полагаю, что мне могут возразить, сказать, например, что одну из рубрик на сайте Российского союза ЕХБ ведет доктор филологических наук,что весьма ученые люди встречаются среди пасторов и даже старших пресвитеров, что "поворот лицом" к интеллигенции уже осуществлен. Уверен, что это всего-навсего "витринные" явления, которые не меняют сути дела и говорят о жестоком кризисе отечественного баптизма, связанного с реальной оторванностью от подлинно Евангельского Христианства им фактического неприятия им Великой Реформации.
    .
    *Владимир Васильевич Солодовников - кандидат исторических наук, специалист по Истории Церкви раннего и классического средневековья, занимается проблематикой генезиса Реформации. Автор более 30 опубликованных научных работ (Наиболее известные «Оболганные инквизицией» (М,1997) и «Ранние соборы» (М, 2004). Свыше 500 его статей на социально-экономические, культурологические и религиоведческие темы были опубликованы в СМИ России, Украины, Латвии, США, Канады и Великобритании. С 1979-2004 год был членом церкви евангельских христиан-баптистов. С июня 2004 года воцерковился в Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии. :: Служение Лютеранского Часа в России / Мнение ::

    Комментарий

    • Ольга Владим.
      Ветеран

      • 26 May 2010
      • 48032

      #107
      Сообщение от Faith
      Ольга К.

      Дело не в глазах, а в том, что если человек православный, католик или лютеранин хорошо знает во что верит и в чем суть церкви - он никогда не сможет в протестанскую церковь пойти - потому что там нет этого главного. А если не знает,а так номинальный - то тут Вы правы - человеческие эмоции и самоправедность могут взять верх. Вот и этот автор тому прекрасная иллюстрация.
      В отличаи от Вас , я знаю теологию и практику и протестанских деноминаций и православия и католичества и в систематическо-сравнительном порядке.
      а вас гордыня не душит?
      Для меня самое главное Кровь и Тело Иисуса Христа в Причастии, которое прощает гркхи, очищает и освящает и проповедь Закона и Евангелия.
      Может - Бог прощает?
      Все протестанты, кроме лютеран считают, что Причастие - это именно "спектакль" воспоминания о Христе. Поэтому и называют его хлебопреломлением, а не Причастием, т.е. причастие говорит о причащении Кровью и Телом Христа. Они в это не верят. Для них это символы. Библия говорит :
      И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
      Но протестанты говорят, что это не правда, это не тело Христа, это не кровь, это символы . Нет у них Причастия Господня. Чем же не спектакль. А духовно Господь с нами везьде и всегда - только позови.
      вы всерьез считаете - что едите натуральную плоть Христа??? да это каннибализм...духовностью тут не пахнет...
      Для меня Кровь и Тело Христа необходимы, и я пойду туда где их можно получить невзярая на мишуру вокруг этого сокровища.
      Ну как я могу это променять на пустоту обрамленную человеческой самоправедностью и нравственностью?
      эта мишура противна Богу - а вас она устраивает - ничего, что не по воле Божьей? Тогда и причастие - лицемерие.
      тем более, что Иисус не сказал - что только в определенных местах, через определенных людей. Причащайтесь дома - кто мешает? Или таки мишура привлекает?
      Устала от засилья атеизма на форуме...

      Комментарий

      • Ольга Владим.
        Ветеран

        • 26 May 2010
        • 48032

        #108
        Сообщение от Faith
        Про литургию. Литургия состоит из цитат из Библии. Даже если человек литургию слушает, а не произносит - это слышание Божьего Слова.
        Вера именно происходит от слышания Слова Божьего. Если человек слышит, но не принимает, то нет никакой разницы в какой церкви он находится.
        да ничего он не слышит. Чтобы слышать Слово - надо вникать в него - а не вскользь - должны бы понимать...
        Устала от засилья атеизма на форуме...

        Комментарий

        • Ольга Владим.
          Ветеран

          • 26 May 2010
          • 48032

          #109
          Faith
          Ко-Админ, мне неудобно вам делать замечание - но, вроде, офф...
          заведите тему - и вперед...
          Устала от засилья атеизма на форуме...

          Комментарий

          • Фокс
            Ветеран

            • 01 November 2010
            • 8322

            #110
            Сообщение от Ольга К.
            Член Церкви должен знать не только об этом Учении, но само Учение также должен постоянно читать, чтобы не забыть и чтобы постоянно повышать свои знания и разумение Писания, постоянно возрастать в познании Мудрости Божией, ибо Учение Священного Писания исполнено мудростью Божией.
            Видимо, миллионы христиан, умерших неграмотными за последние 2000 лет, не имеют никакой надежды на спасение. Должен читать - и все тут.

            Нам известно, что членам Православной Церкви, если они не являлись священнослужителями, запрещалось чтение Священного Писания, якобы во избежание "ересей" из-за неправильного понимания той, или иной истины. А Христос сказал: "Заблуждаетесь не зная Писаний".
            Я вам более того скажу, не любимый вами Златоуст писал:
            Чтение Писаний есть собеседование с Богом!..
            Не ожидай другого учителя: есть у тебя Слово Божие! Никто не научит тебя, как оно!.. Приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния Апостолов, Евангелие Приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом!.. Принимай их всецело и храни в своем уме! От незнания Писания всякое зло!..

            Чтение Писания никогда мирянам не возбранялось. Да, оно часто было недоступным им в силу стоимости книг и неграмотности - но даже читать в России традиционно учили по Псалтыри.

            Чтение Священного Писания ограничивалось, и теперь ограничивается, чтением определенных разделов во время службы в Церкви. Таких чтений имеется одиннадцать. К этому добавлены чтения на тему разных праздников.
            Ну это просто абзац. Уже говорилось, что таких чтений не 11 - все Писание Нового Завета поделено на т.н. зачала, и прочитывается от начала до конца в течение года. Не говоря уже о том, что зачастую читается не одно зачало, а 2-3 - рядовое (т.е. очередное) и посвященное памяти святого или празднику.

            Эти чтения выбираются из Евангелий и Посланий Апостолов и главным образом из Посланий Апостола Павла. Очень редко из Посланий Апостола Петра и Иоанна, а другие Послания почти не читаются, как будто они не существуют.
            Ну очевидно автор в храм ходил не то, чтобы очень часто.

            Интересно припомнить, что Деяния Апостолов читаются при Плащанице, что символизирует положение Христа во гробе. Читаются целую ночь. Поэтому возникает вопрос: для кого читаются Деяния Апостолов? Ночью, обычно, никто не бывает в Церкви.
            Одна маленькая деталь: это Пасхальная ночь и в храме народа не то, чтобы много, а ОЧЕНЬ много. Для них и читается.

            Наконец, какое отношение имеют моменты, записанные в Деяниях, к моменту похорон Христа и Его трехдневного пребывания во гробе?
            Поскольку это Пасха, Светлое Христово Воскресение, то и читается о том, как апостолы проповедовали Воскресение всему миру.

            На Пасхальных Богослужениях также читаются главы из Деяний Апостолов с первого дня Пасхи до дня Пятидесятницы. После этого, чтение Деяний прекращается, несмотря на то, что в действительности, все события, записанные в Деяниях, совершились как раз после Пятидесятницы.
            Чтения прекращаются, потому что к Пятидесятнице Деяния уже прочитываются полностью. А что предлагает автор читать между Пасхой и Пятидесятницей? Ничего?

            Интересно вспомнить еще один момент из чтения частей Священного Писания, а именно Псалтири. Правда, некоторые псалмы читаются во время разных Служб: "Часы", "Шестопсалмие" и другие. Но это лишь избранные псалмы, и всегда те же самые. Остальные псалмы остаются для членов неизвестными.
            Они прочитываются на кафизмах в составе службы утрени.

            Бывает очень редко, что кто-либо читал их когда-то один раз, и на этом конец.
            А бывает, что люди включают Псалтырь в молитвенное правило и читают ее регулярно.

            Зато, когда кто-либо умер, зовут чтеца, который читает для умершего целую ночь Псалтирь.
            Нужен ли Псалтирь умершему?
            Вот уж действительно - нужен ли? Поразительно, что вроде как православный в прошлом, автор не знает, что Псалтырь читается не умершему, а родственникам в утешение - поэтому традиционно Псалтырь читает родня, или слушает чтение приглашенного чтеца.

            Может ли в Православной Церкви священник сказать громогласно ко всем присутствующим: "Читайте Священное Писание и научайтесь от него, ибо в нем жизнь вечная, как сказал Христос".
            Может, почему нет?

            А как могут принимать какое-нибудь новшество те, которые от дедов-прадедов научены, что они и так являются наилучшими христианами, наивернейшими последователями Апостолов и Христиан? Их учат, что они "благочестивейшие", "наиболее набожные и Христоволюбивые".
            Лично у меня "от дедов-прадедов" осталось весьма потрепанное Евангелие и Псалтырь.

            Я еще очень хорошо помню, как в народе ходила молва, что тот, кто прочитает Библию сойдет с ума. Кто пустил такую молву в народ, догадаться не трудно, но трудно понять, почему это не опровергли те, чьим долгом это является?
            Кто-нибудь еще слышал такую молву интересно?

            Теперь говорят, что читать Священное Писание и поучать ему является обязанностью и делом духовенства, а не прихожан. Священники должны читать и учить в проповедях, а людям не стоит читать, ибо всего не поймешь. Поэтому лучше совсем не читать.
            Кто такое говорить интересно?

            Не зная надлежащим образом Бога, как могут люди быть истинными христианами, членами Церкви Христовой? Они лишь кое-что знают о Христе, но не знают Самого Христа. Не знают Его учения, поэтому не являются учениками Христа. Поскольку они не ученики Его, то и вообще не принадлежат Христу. Поэтому не имеют права называться христианами.
            Исторически большинство христиан читать Евангелие не могло - однако это не мешало им слушать его в Церкви и пребывать в вере и здравом учении.

            Поэтому, если спросить первого встречного православного о спасении в жизнь вечную, то он, как правило, ответит: "А как я могу об этом знать? Бог только знает имею я спасение, или нет. Это выяснится на Страшном Суде".
            Зато если спросить любого "евангельского" проповедника, он скажет, что спасен. А как это соотнести с тем, что позже он оказывается педофилом или мошенником - не совсем ясно.
            "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

            Комментарий

            • Ольга Владим.
              Ветеран

              • 26 May 2010
              • 48032

              #111
              Сообщение от Фокс
              Видимо, миллионы христиан, умерших неграмотными за последние 2000 лет, не имеют никакой надежды на спасение. Должен читать - и все тут.
              вы хотите сказать - что кто-то целенаправленно занимался разъяснением для неграмотных??? И многим? Положа руку на сердце?
              или как у Георгия - сердце избирательно работает?
              Я вам более того скажу, не любимый вами Златоуст писал:
              Чтение Писаний есть собеседование с Богом!..
              Не ожидай другого учителя: есть у тебя Слово Божие! Никто не научит тебя, как оно!.. Приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния Апостолов, Евангелие Приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом!.. Принимай их всецело и храни в своем уме! От незнания Писания всякое зло!..
              то, что он это написал - ему будет оценено Богом.
              а вот то, что православная церковь превратила Писание в законсервированную книгу - это тоже будет оценено.
              Чтение Писания никогда мирянам не возбранялось. Да, оно часто было недоступным им в силу стоимости книг и неграмотности - но даже читать в России традиционно учили по Псалтыри.
              и как - осознанно изучали? или просто заучивали - та и все...
              Одна маленькая деталь: это Пасхальная ночь и в храме народа не то, чтобы много, а ОЧЕНЬ много. Для них и читается.
              ну да - слышала. Читается, как сказка. А слово -надо изучать.
              Вот уж действительно - нужен ли? Поразительно, что вроде как православный в прошлом, автор не знает, что Псалтырь читается не умершему, а родственникам в утешение - поэтому традиционно Псалтырь читает родня, или слушает чтение приглашенного чтеца.
              это вы не видели, наверно - никто не слушает - в лучшем случае рядом сидит убитый горем родственник, не понимая слов, - в худшем - читает сам себе.
              Может, почему нет?
              а говорит ли ? и часто? и многие ли?
              Кто-нибудь еще слышал такую молву интересно?
              я лично от одной старушки слышала - она попросила в сов. время у батюшки Библию - купить негде было - так он где-то так и высказался...
              Исторически большинство христиан читать Евангелие не могло - однако это не мешало им слушать его в Церкви и пребывать в вере и здравом учении.
              и насколько в здравом - не уточните?
              Зато если спросить любого "евангельского" проповедника, он скажет, что спасен. А как это соотнести с тем, что позже он оказывается педофилом или мошенником - не совсем ясно.
              это его ответственность перед Богом - как и монахов и священников.
              а то, что православные верующие не знают элементарного - пусть здесь скажут обратное, взяв на себя полную ответственность за слова.
              Может - поверю. Но - я, а не Бог.
              Устала от засилья атеизма на форуме...

              Комментарий

              • Фокс
                Ветеран

                • 01 November 2010
                • 8322

                #112
                Сообщение от Ольга К.
                вы хотите сказать - что кто-то целенаправленно занимался разъяснением для неграмотных??? И многим? Положа руку на сердце?
                Если вспомнить того же Златоуста, то практически все, что сегодня включено в его собрание сочинений, включая толкование на Евангелие - это проповеди и беседы, произнесенные им в храме.
                Причем не только проповедь, но и само храмовое богослужение рассказывает и учит о Христе - всевозможные стихиры, догматики, каноны, акафисты и пр.

                а вот то, что православная церковь превратила Писание в законсервированную книгу - это тоже будет оценено.
                Законсервировать Писание и сохранить его от изменений и редакций - это большое и нужное дело, знаете ил.

                и как - осознанно изучали? или просто заучивали - та и все...
                Нельзя надолго заучить текст, не понимая его. А например среди подвижников было обычным делом знать на память огромные куски из Евангелия и Посланий.

                ну да - слышала. Читается, как сказка. А слово -надо изучать.
                А слушать не надо?
                Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
                (Рим.10:17)


                это вы не видели, наверно - никто не слушает - в лучшем случае рядом сидит убитый горем родственник, не понимая слов, - в худшем - читает сам себе.
                Я-то как раз видел, потому что одно время читал. И родственники слушали всегда.

                и насколько в здравом - не уточните?
                В православно здравом )

                а то, что православные верующие не знают элементарного - пусть здесь скажут обратное, взяв на себя полную ответственность за слова.
                Обобщить не получится.
                "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                Комментарий

                • Ольга Владим.
                  Ветеран

                  • 26 May 2010
                  • 48032

                  #113
                  Сообщение от Фокс
                  Если вспомнить того же Златоуста, то практически все, что сегодня включено в его собрание сочинений, включая толкование на Евангелие - это проповеди и беседы, произнесенные им в храме.
                  Причем не только проповедь, но и само храмовое богослужение рассказывает и учит о Христе - всевозможные стихиры, догматики, каноны, акафисты и пр.
                  и многим его читают? и разъясняют? Хотя бы Библию внятно услышали в церкви.
                  Законсервировать Писание и сохранить его от изменений и редакций - это большое и нужное дело, знаете ил.
                  консервация Слова от верующих - преступление.
                  Нельзя надолго заучить текст, не понимая его.
                  можно. а если часто повторять - так и надолго.
                  А например среди подвижников было обычным делом знать на память огромные куски из Евангелия и Посланий.
                  и - дальше куда они шли с этими кусками?
                  А слушать не надо?
                  Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
                  (Рим.10:17)
                  можно слушать - не слыша. а если не разъяснять - да еще на старослявянском....
                  Я-то как раз видел, потому что одно время читал. И родственники слушали всегда.
                  всегда? или раз? или просто сидели, задумавшись своих проблемах? И какой толк от читания псалмов в момент горя? Только для утешения - но не познания Слова.
                  В православно здравом )
                  ага - смеси магии, язычества, христианства и атеизма. Здравое - дальше некуда.
                  Обобщить не получится.
                  а никто и не требует. Речь идет о большинстве.
                  Устала от засилья атеизма на форуме...

                  Комментарий

                  • Фокс
                    Ветеран

                    • 01 November 2010
                    • 8322

                    #114
                    Сообщение от Ольга К.
                    Кто же может слушать и научаться, понимать и каяться, а после этого креститься? ТОТ, КТО ИМЕЕТ ПОЛНОЕ СОЗНАНИЕ! Без полного сознания этого никто не может исполнить! Не может выполнить это ребенок, если он еще не имеет, полного сознания.
                    Вот уж действительно: кто имеет полное сознание? Педобаптизм - это отдельная тема, но если тезисно: кто дерзнет сказать, что имеет ум достаточный, чтобы понять тайну домостроительства Божьего? Кто скажет, что имеет веру, достаточную, чтобы стать наследником Царства? Не сомневаюсь, что кто-то конечно скажет, что у него это есть (такие люди, несомненно, и блудницу таки забили бы камнями, ибо сами без греха), но Крещение всегда рассматривалось Церковью не как договор между равными сторонами, а как великий дар, который Бог дает не по заслугам, а по милости. И тут уже нет разницы - ребенок или взрослый, потому что перед Богом мы все младенцы неразумные.

                    И НИКТО его заменить в этом деле не может! Никто не может каяться за мои грехи пред Господом, если я сам не покаюсь. Также никто не может дать Господу за меня обещание доброй совести, что исполняется во время крещения, в соответствии с поучением Апостола Петра (1-е Послание, 3:21).
                    Если все же, понимать Крещение, как видимый символ договора, то обычно при заключении договора присутствуют поручители.
                    А что касается 1Пет.3:21, то слово, переведенное как "обещание" может означать также и "испрошение" - это более согласно с мыслью апостола и именно так понимали это место грекоязычные толкователи, например свт. Григорий Богослов:
                    Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести, которая от Бога (1 Пет. 3, 21).
                    Если же Крещение есть испрошение, а не обещание, то здесь мы имеем евангельские примеры, когда люди просили Христа ради ближнего, и по вере их Христос давал просимое.

                    В Священном Писании мы находим более пятидесяти цитат, научающих нас, как мы должны понимать Таинства Крещения прежде его принятия. В Деяниях Апостолов записано несколько случаев, как массового, так и единичного крещения, но нигде не указано, что крещены были малютки дети, да еще по каким-то обрядам.
                    Также нигде не написано, что крещены были старики и женщины.

                    Был ли тогда какой-либо обряд, хотя бы в наименьшей степени подобной чину Крещения в Православной Церкви, этого в Писании не видно.
                    Но это видно уже у церковных писателей I в. О крещении в I-II вв. нам известно многое, о чем я скажу дальше.

                    В виду того, что младенцы несознательны и говорить не могут, то для этого введена обязанность так называемых "крестных родителей", или "восприемников", которые еще носят имена "кума и кум". Их обязанностью является отвечать на все вопросы, задаваемые священником по Требнику, а также давать обещание от имени младенца, которое крещаемый должен был бы дать сам.
                    Восприемники появляются в Церкви вне всякой связи с младенцами: восприемники были у взрослых. В их задачу входило представление желающего креститься епископу для оглашения, "шефство" над готовящимся креститься в течение всего периода оглашения, и поддержка его на пути христианской жизни после крещения. Собственно преподание знаний о вере ребенку и есть главная обязанность восприемников - а вовсе не ответы на вопросы.

                    Родные отец и мать могут при этом не присутствовать и участия не принимать. Матери даже запрещено присутствовать до так называемого "Вывода", соответствующего Израильскому "Очищению" по Закону.
                    Странно, что бывший священник (?) распространяет это народное суеверие.

                    Священник встречает восприемников с младенцем и читает первую молитву благословения, а затем первую и вторую молитвы запрещения.
                    Тот, кто не читал сам эти запрещения, не имеет понятия о чем в них говорится и для кого они предназначены. Но я скажу вам вкратце, что эти молитвы обращены к дьяволу: "Убойся, изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем" и т. д.
                    Написаны они в форме молитвы, как и все другие молитвы ко святым, лишь с той разницей, что в них обращаются к дьяволу и его заклинают именем Господним, а заканчивается возгласами, подобными обычным молитвам.
                    Собственно это экзорцизмы. Экзорцизм как часть чина крещения известен со II в. Напомню, что изгнание бесов - это дар, данный Христом ученикам.

                    В четвертой молитве есть такой возглас: "Изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытаго и гнездящегося в сердце его". При этом священник дует младенцу в уста, на чело и грудь.
                    Крещаемый готовится получить дар Святого Духа, и предуготовляется к этому также, как были предуготовлены апостолы:
                    Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
                    (Иоан.20:22)


                    По окончании этой молитвы священник поворачивает крещаемого лицом к западу, поднимает его ручонки вверх
                    Это что-то из личного творчества автора.

                    Сколько вопросов об отречении и столько ответов, как будто одного вопроса и одного ответа недостаточно. Столько подтверждений через Символ веры, как будто одного мало и нельзя поверить после однократного признания.
                    Троекратное повторение символизирует то, что мы крестимся во имя Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа.
                    Кроме того повторением вопросов подтверждается твердость и решимость крещаемого.
                    Исповедание веры - также древнейший элемент чина Крещения. Первые известные нам символы веры - именно крещальные. Уже на их основе создавался Никейский орос.

                    Как часто те, которые стоят у крестильницы, сами ни во что не верят. Отвечают все механически то, что им все время подсказывает священник.
                    Когда-то, еще более или менее знали Символ веры на память, хотя не понимали его значения, но и то далеко не все. Теперь же найти знающего Символ веры весьма трудно.
                    Сейчас такого уже нет: в большинстве храмов перед крещением необходимо пройти курсы катехизации - в т.ч. и восприемникам. Без этого просто не покрестят. Кое-где возрождается древняя традиция 40-дневного оглашения Великим Постом и массового крещения на Пасху.

                    Сообщение от Ольга К.
                    После этого начинается освящение воды. Эта церемония начинается молениями называемыми Ектеньями. Говорится в них в начале о "Мире во всем мире", о "святом храме сем", о "святейшем Правительствующем Синоде", о "благочестивейшем правительстве" и наконец прошение об освящении воды, как будто без всех этих прошений вода не освятится.
                    Вода освятится и без них, но христиане вообще-то любят молитву и не считают трудом помолиться о мире всего мира, о храме и т.д.

                    Мы подчеркнули это прошение, чтобы обратить на него внимание: через кого должен возродиться крещаемый? Как это грубо противоречит учению Священного Писания не будем здесь пояснять, ибо надеемся, что каждый знакомый с учением Священного Писания, сам поймет, насколько это ложно.
                    Совершенно не противоречит. Вспомним, как Павел писал о себе, как о рождающем христиан.

                    Указанную выше молитву священник говорит тихо про себя, а затем читает другую громко. Так как она имеет большое значение в освящении воды, позволим себе привести некоторые ее части.
                    Опять же, создается впечатление, что автор в первый раз прочитал эту молитву. Почему?
                    Вообще освящение вод крещение - это древнейшая часть чина. Василий Великий прямо называет этот обычай принятым от апостолов. Но эта молитва не только об освящении вод - она и о воде, и о крещаемом, и много о чем еще. В любом священнодействии присутствует собственно действие - в данном случае погружение в воду, и обязательно - молитва.
                    Так вот эта молитва - и есть главная молитва чина.

                    Мы нарочно подчеркнули все важнейшие магические свойства освященной таким порядком воды.
                    Автор так и не понял разницу между магией и благословением.

                    Не правда ли, как легко, согласно этому обряду, получить все необходимое человеку, чтобы унаследовать Царство Небесное?
                    Какая-то непоследовательность: то автор упрекает, что у нас спасаться тяжело, то вдруг - слишком легко.

                    Омылся, или окропился, или в крайнем случае напился этой освященной воды, и готов для рая.
                    Ну так всегда Церковь исповедовала, что в Крещении смываются все грехи и человек рождается заново, для новой жизни во Христе. Но ведь эту жизнь еще прожить надо.

                    Эту же воду делают еще сильнее в акте освящения, ибо освящают ее освященным елеем (маслом) и даже трижды.
                    О елее будет сказано чуть позднее.

                    При освящении елея и воды, священник мажет крещаемого елеем : "Помазуется раб Божий (следует имя) елеем радования во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь".
                    Заметим, это второе помазание елеем.

                    Итак, как видим Христос не разделял Святой Троицы, и повелел так сберегать. Не раз и не два завещал Христос сберегать Его слова, Учение и Наставления. И это должно быть важным и авторитетным для последователей Христа во все времена и для всех поколений.
                    Заметим, что слова Христа про крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа - это поздняя вставка в текст, отражающая как раз практику Церкви. Но о троекратном погружении, практиковавшимся в I в., говорит Дидахе - и именно такой образ Крещения содержится Церковью до сего дня. А в чем разделение Троицы - мне неясно.

                    После троекратного погружения в воду, как главного акта Крещения, священник одевает крещаемого и произносит: "Облачается раб Божий (имя) в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь". После этого читает молитву о дарах Святого Духа. По окончании этой молитвы, помазует крещаемого "святым миром": чело, глаза, нос, уста, уши, грудь, руки и ноги, произнося после каждого помазания: "Печать дара Духа Святого. Аминь"
                    Третье помазание.

                    МИРО является также оливковым маслом. Оно варится во время совершения определенного обряда и в то время освящается.
                    На самом деле не является. Миро - это сложное вещество, готовящееся по достаточно сложной рецептуре.

                    В понимании священника он исполнил все то, что якобы дает младенцу право унаследовать Царство Небесное на веки вечные. Однако, Священное Писание нигде не говорит о том, что Царство Небесное дается через крещение.
                    Однако Писание говорит: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Иоан.3:5)
                    Следовательно, тот, кто родится от воды и Духа (примет Крещение) - имеет возможность войти в Царство Небесное.

                    Писание учит совершенно иначе об омовении, очищении, освящении человека. Писание учит совершенно иначе о наследовании Царства Небесного.
                    Хотел бы я почитать, чему же учит Писание по представлениям уважаемого автора.

                    В завершение акта крещения исполняется еще акт пострижения при определенных молитвах.
                    Пострижение - знак священства, часть чина древнего посвящения в сан. Таким образом утверждается священство всех верных.

                    Часто бывает, что священника просят сделать крещение "как можно короче". Но священник и сам старается сократить акт крещения. В новых Требниках было помечено много молитв, которые можно было опустить.
                    В Требнике помечена только одна такая молитва, которую можно заменить аналогичной, но более короткой.

                    Главная цель крещения в понятии православия заключается в возрождении младенца и присоединении его к Церкви Христовой. Но принимает ли церковь какое-либо участие в этом присоединении? Абсолютно никакого!
                    Церковь часто и не знает о том, что где-то, когда-то совершилось "присоединение" чада Божия к Церкви.
                    Безумие какое-то. Церковь существует по всей земле - неужели всех нужно оповещать?

                    Стал ли через это "присоединение" крещенный младенец членом Церкви Христа? Об этом никто не знает и этим никто не интересовался.
                    Ну это как бы самоочевидно: иначе зачем все это?

                    Мог ли я ставить им вопрос о вере, когда они приходили ко мне, чтобы "договориться" о крещении? Кто из священников мог или должен был об этом спрашивать? Это не было принято и было бы даже смешно спрашивать о вере того человека, который по всем приметам жил, как язычник или атеист. Кроме того, отец, "заказавший крещение" подтверждал этим, что он православный, а если он не посещал церковь, то это было заурядным явлением во всех приходах.
                    Никто не может заставить священника крестить - если автор крестил таких людей, то это его грех, и не надо никого обвинять, кроме себя.

                    Христос сказал: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Матф.19:14). Можем ли мы спорить со Христом? Ведь Христос так сказал о детях, которых не крестили по православному обряду.
                    А как еще можно придти ко Христу, если не через Крещение?

                    Православная же церковь учит, что если ребенок умрет не крещенным, его нельзя хоронить на освященном кладбище, где погребаются только крещенные. Таких детей хоронят без священника и без всякого обряда, как животных.
                    Художественный вымысел. Снова.
                    "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                    Комментарий

                    • Фокс
                      Ветеран

                      • 01 November 2010
                      • 8322

                      #115
                      Православная церковь приписывает какие-то магические свойства маслу или "Миро", полагая, что помазанный им в разных местах получает дар Святого Духа и становится "запечатленным в день искупления". Писание же говорит об этом так: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши" (2Кор.1:21-22).
                      Православная церковь эту величайшую истину исказила до неузнаваемости! Она подменила ее человеческим учением, что помазание и запечатление может быть положено не Богом, а священником с помощью материального вещества, как миро. Церковь также учит, что эта "печать" будет знаком по которому в будущем ангел будет узнавать человека христианина, чтобы вырвать его из рук злого духа.
                      Удивительно и прискорбно, что при всем этом православная церковь ссылается на слова ап. Павла и Иоанна: "И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (Еф.4:30). И еще: "Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте" (Иоан.2:20-27). Здесь православная церковь отождествляет духовное помазание и запечатление Духом Святым с помазанием "Миром".
                      Насколько это противоречит истинам Святого Писания видно каждому, имеющему открытые духовные очи и разум, просвещенный светом Божественного разумения Божьих тайн.
                      Вот мы и дошли до помазаний.
                      Итак, по имеющимся сведениям о крещении в I-III вв. мы можем сказать следующее: Крещение рассматривалось Церковью как таинство, в котором человек погребается и рождается вновь и получает дары Святого Духа. Сведения о получении Духа двоякие - чаще всего речь идет о помазании освященным епископом маслом (миром, елеем - елей, как образ Святого Духа присутствует в Писании уже в Ветхом Завете), реже - о возложении рук епископских. Указание на обе практики мы видим и в Новом Завете - у ап. Иоанна и ап. Павла соответственно.
                      Помазание освященным миром - древнейший способ сообщения даров Духа.
                      Но в зависимости от местности помазание это могло происходить по-разному: где-то помазание происходило до Крещения, где-то помазывалась вода, а где-то помазание совершалось после Крещения - со временем в наш чин вошли все три практики, поэтому в нем целых три помазания.
                      Таким образом эти помазания елеем - важнейшая и древнейшая часть чина Крещения наряду с экзорцизмом, исповеданием веры и погружением в воду.

                      Сообщение от Ольга К.
                      Если присмотримся, в каком суеверии, в каких предрассудках жили наши люди еще в то время, когда православная церковь доминировала на нашей родине, то сразу становится ясным почему в России, а не в другой стране произошла революция и наступило торжество атеизма.
                      Видимо о революциях в других странах, случившихся за последние 150 лет, автор не знает.
                      "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                      Комментарий

                      • Фокс
                        Ветеран

                        • 01 November 2010
                        • 8322

                        #116
                        Сообщение от Ольга К.
                        и многим его читают? и разъясняют?
                        Ну вообще-то да, в богослужебном уставе прямо прописано: "На утренях же чтется толкование Феофилактово, Метафраст Логофетов, и толкования посланий святаго апостола Павла, яже от Златоуста." Сейчас это в России редко соблюдается, но до Революции читали. У греков и сейчас читают.

                        Хотя бы Библию внятно услышали в церкви.
                        На библейские чтения целые проповеди произносятся.

                        консервация Слова от верующих - преступление.
                        Видимо мы понимаем понятие "консервация" по-разному. Если что, консервация - это сохранение в первозданном виде.

                        можно. а если часто повторять - так и надолго.
                        Если часто повторять, то тем более поймешь.

                        и - дальше куда они шли с этими кусками?
                        В пустыню спасаться.

                        можно слушать - не слыша. а если не разъяснять - да еще на старослявянском....
                        А можно слушать и прекрасно понимать, особенно в церковно-славянском переводе, который точнее и красивее Синодального.

                        всегда? или раз? или просто сидели, задумавшись своих проблемах?
                        Всегда, мне покойнику читать неинтересно, а сам я и так все знаю )

                        И какой толк от читания псалмов в момент горя? Только для утешения - но не познания Слова.
                        Не зря говорят, что Псалтырь заключает в себе все Писание: там есть псалмы и для утешения в горе, и провозвещающие Христа, и говорящии о воскресении, в общем просто кладезь мудрости - слушай и научайся сколько хочешь.

                        ага - смеси магии, язычества, христианства и атеизма. Здравое - дальше некуда.
                        Это все бездоказательные инсинуации. Православие - подлинная апостольская вера.

                        а никто и не требует. Речь идет о большинстве.
                        А меньшинство - по боку?
                        "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                        Комментарий

                        • Игорь Голаев
                          Отключен

                          • 01 October 2008
                          • 7493

                          #117
                          Помазание освященным миром - древнейший способ сообщения даров Духа.
                          То что это древнейший способ, это не делает этот способ истиною.
                          Христос осудил учение отцов, а вместе с этим и их "древнейшие способы".
                          Лично мне эти способы отождествляются с оккультизмом.

                          Дары Духа Святого распроделяет Сам Господь по Своему усмотрению, без всяких на то человеческих обрядов.

                          7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
                          8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
                          9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
                          10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
                          11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
                          (1Кор.12:7-11)

                          Комментарий

                          • Фокс
                            Ветеран

                            • 01 November 2010
                            • 8322

                            #118
                            Сообщение от Игорь Голаев
                            Дары Духа Святого распроделяет Сам Господь по Своему усмотрению, без всяких на то человеческих обрядов.
                            Совершенно безосновательное мнение.
                            "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                            Комментарий

                            • Игорь Голаев
                              Отключен

                              • 01 October 2008
                              • 7493

                              #119
                              Совершенно безосновательное мнение.
                              А разве этот стих Писания об этом не говорит?

                              7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
                              8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
                              9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
                              10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
                              11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
                              (1Кор.12:7-11)

                              Комментарий

                              • Фокс
                                Ветеран

                                • 01 November 2010
                                • 8322

                                #120
                                Сообщение от Игорь Голаев
                                А разве этот стих Писания об этом не говорит?
                                Нет, не говорит. Этот стих говорит о многоразличных проявлениях даров Духа в человеке, а не о том, как человек собственно получает Духа.
                                "Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)

                                Комментарий

                                Обработка...