Так где находится душа после смерти?
Я так понимаю, что в устной, тайной Торе есть такое понятие как Гильгуль (переселение, возврат душ). Более того, я слышал, что почти все души, которые сейчас в этом мире, это те, что когда-то жили. Так когда мы хороним родственника и отмечаем его йорцайт каждый год для поднятия его души, может быть, эта душа, к сожалению, вернулась в этот мир? Кого же мы вспоминаем? И также, когда будет воскрешение из мёртвых, какое тело будет восстановлено, если было несколько жизней?
М.
Отвечает рав Реувен Куклин
Уважаемый М.!
Вы спрашиваете, зачем мы отмечаем йорцайт по умершему каждый год, ведь, возможно, его душа уже переселилась в кого-то другого.
Можно дать два ответа на этот вопрос. Во-первых, Аризаль пишет, что часто не вся душа умершего переселяется целиком, а лишь её части. Тогда получается, что мы молимся за те части души, которые не подверглись гильгулю инаходятся в загробном мире. Во-вторых, даже если душа переселилась полностью, все равно ей требуется, чтобы мы отметили йорцайт и молились за неё.
Теперь о Вашем втором вопросе какое тело встанет при воскрешении мёртвых, если душа сменила несколько тел. Из слов Аризаля в книге Шаар а-Гильгулим (Акдама 3) видно, что это зависит от причины, по которой душа нуждалась в гильгуле. Если она переселилась из-за того, что в прошлом гильгуле человек совершал такие грехи, из-за которых не удостоится встать во время воскрешения мертвых, либо не исполнил тех основных для него заповедей, ради которых пришёл в этот мир, то только то тело, с помощью которого были исправлены эти грехи, встанет. (О каких основных заповедях идёт речь? Каждый еврей обязан выполнять все заповеди Торы, однако у каждого есть заповеди, выполнение которых имеет для него особое значение). Если же душе пришлось переселиться только для того, чтобы исправить какие-то отдельные, не самые страшные грехи, при воскрешении душа вернётся в первое тело.
С уважением, Реувен Куклин
О переселении душ вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
Уважаемый Раввин! Правда ли, что величайший каббалист Аризаль знал гильгуль каждого человека? Можно ли об этот поподробнее?
С уважением, Р.
Отвечает рав Реувен Куклин
Уважаемый Р.!
Действительно, это так. Привожу Вам отрывок из книги Шивхей а-Ари, в котором говорится об этом:
«Если бы прожил Аризаль 5 лет в Земле Израиля (известно, что он прожил в Эрец-Исраэль только 2 года), он привёл бы к полному раскаянию весь мир и искупление пришло бы в его дни. Потому что трепетали перед ним грешники, и преступники, и все люди, услышав, как он рассказывает каждому, что тот делал много лет назад, и то, что делал тайно, и что думал в сердце своём. И в чём согрешил в прошлой жизни (гильгуле), и что должен в себе исправить, придя в этот мир сейчас. И люди бежали от него, чтобы он не заглянул в их лица, как бегут ото льва. А многие приходили к нему, простирались ниц и просили посмотреть им в лицо и сказать, в чём они согрешили, и помочь им исправить это и раскаяться. И он перечислял им их грехи, упоминая название местности, где они были совершены, и людей, которые при этом присутствовали, и многие другие подробности пока они не признавали, что всё это было. Тогда он говорил им различные каванот и йихудим каждому в соответствии с совершённым грехом и в соответствии с его душой и делал им тикун (исправление) так, что не оставалось в них и следа от прежних грехов».
С уважением, Реувен Куклин
Аризаль знал, кем каждый человек был в прошлой жизни? вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
Уважаемый Ребе!
Есть ли в Торе упоминания о реинкарнации? Я слышал, что есть.
Большое спасибо за Вашу работу.
Слава
Вообще о реинкарнации, а в более точной терминологии гилгуле души, на нашем сайте мы неоднократно говорили (см. на сайте ответы: «Не отнимает ли свободу выбора переселение душ?», «Душа будет истреблена?», «Дьявол и Ад что это?», «Стал евреем (гером), а душа запаздывает», «Где находятся высшие миры?», «Переселяется ли душа умершего в другого человека?», «В прошлой жизни я была еврейкой»).
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, коснусь лишь его технической сути.
Прямого упоминания о гильгуле в Письменной Торе нет. Есть несколько фраз, в которых косвенно можно усмотреть намек на существование этого понятия. Однако в Устной Торе в Талмуде, Мидрашах и Зоаре о гилгуле душ написано много. К примеру, в Зоаре гилгул упомянут свыше 80-ти раз.
Важно подчеркнуть, что книги, специально посвященные этому явлению например, Шаар а-гилгулим раби Хаима Виталя (город Цфат, Эрец Исраэль, 16-й в.) и другие говорят о тончайших духовных материях. И когда в них употреблены такие, скажем, выражения, как левушим (одеяния) или гуф (буквальный, но в данном случае неверный перевод «тело»), то речь не идет об объектах, постигаемых разумом человека через опыт нашего мира. Об этом знает каждый, кто серьезно и глубоко изучал книгу Зоар (например, к главе Берешит и др.).
Пользуясь случаем, отмечу, что в наше время (последние лет тридцать особенно) тема так называемого перевоплощения душ «развивается» в десятках совершенно неграмотных книг, содержание которых из области фантазий. И что еще хуже в еврейской и в нееврейской среде появилось множество «специалистов», заявляющих, что они якобы могут узнать о «прошлых жизнях» человека и т.п. Вся эта «деятельность» не имеет под собой никакого основания ни в законах и практике Торы, ни в действительности. Это лишь легкомысленные, беспочвенные рассуждения на «высокие темы».
Автор текста Элиягу Эссас
О реинкарнации в Торе?
Прочитала, что душа умершего еврея первый год находится в аду. Хотелось бы узнать, что происходит с душой после этого, переселяется ли она в тело другого человека?
Заранее благодарю за ответ.
С уважением, Аля
Сразу же хочу предупредить: представлю здесь в значительной степени упрощенную картину сложного явления. И все же надеюсь, что мой ответ внесет ясность в проблему, которая интересует очень многих людей.
Акт (момент) смерти - это разрыв между высшим и низшим этажами души. Постепенно и нефеш (низший этаж души) покидает тело.
Начинается процесс «перемещения» души. Она переходит из одного отдела высших миров - в другой. Один из первых этапов этого перемещения состоит в том, что душа попадает в шеол и гей инам. Шеол - это «отдел», где «ставятся вопросы», призванные проявить чувство очищающего стыда. Гей инам - «отдел», где разрушается ложь и постигается Истина. Оба отдела осуществляют работу, основная идея которой, скажем так - «наказание». Далее душа (иногда - минуя гей инам) переходит в отделы, где она, условно говоря - «получает награды».
Некоторые души сразу попадают в эти отделы. Например - души детей, ушедших в иной мир до совершеннолетия. Или - тех, кто погиб за принадлежность к еврейскому народу.
Так или иначе, души, как правило, покидают «отделы наказания» через 11-12 месяцев (или раньше). Здесь необходимо отметить, что кажущаяся «краткость» периода «наказания» (12 месяцев) не дает никакой информации о самом наказании. Эти сроки - для тех, кто остался в земном мире. Чтобы они могли правильно определить свои действия (например, продолжительность периода, когда нужно читать по умершему молитву «Кадиш»). Но интенсивность ощущений души в шеоле, да и вообще - в любом «отделе» высших миров, никто представить не в состоянии.
Теперь - о переселении душ.
К сожалению, благодаря разного толка «популяризаторов иудаизма», весьма широко распространилось вульгарное представление о буквальном «переселении» души в тело другого человека. Однако эта, с позволения сказать, «концепция» - далека от действительности.
У человека - только одна жизнь. И это означает, что душа - совершенно индивидуальная - приходит в этот мир один раз.
Верхние этажи души находятся, образно выражаясь - в «море», некоем источнике душ. При зачатии ребенка из этого «моря» зачерпывается часть души отца, часть - матери и от Всевышнего добавляется еще одна, третья «часть», которая может содержать в себе явные, ощутимые «части» душ одного человека или нескольких людей.
Иногда эта «добавка» становится доминантной. И тогда мы говорим, что «в этом человеке - душа такого-то». Но это ни в коем случае не означает, что в нем, в этом человеке, нет своей души. Каждая душа - уникальна и индивидуальна. Но в некоторых «оттенках» ее «окраски» может проявляться душа другого человека. К примеру, в душе Моше Рабейну была «часть» души Ноаха.
Только в этом смысле и надо понимать суть «процесса переселения душ».
И еще: душа - «пламя свечи Всевышнего». От одной свечи можно зажечь другую. Но та, другая свеча, создает свою индивидуальность, не отнимая свет у первой свечи.
Поскольку речь идет об абсолютно духовных явлениях, настоятельно рекомендую не сосредотачиваться на поиске аналогий и попытках определить, чья душа «поселилась» в Вашем теле или в телах Ваших близких.
Некую дополнительную информацию по данной теме можно извлечь, ознакомившись с помещенными на сайте ответами - «Не отнимает ли свободу выбора переселение душ?», «Дьявол и Ад - что это?», «Где находятся высшие миры?».
Автор текста Элиягу Эссас
Переселяется ли душа умершего в другого человека?
Я так понимаю, что в устной, тайной Торе есть такое понятие как Гильгуль (переселение, возврат душ). Более того, я слышал, что почти все души, которые сейчас в этом мире, это те, что когда-то жили. Так когда мы хороним родственника и отмечаем его йорцайт каждый год для поднятия его души, может быть, эта душа, к сожалению, вернулась в этот мир? Кого же мы вспоминаем? И также, когда будет воскрешение из мёртвых, какое тело будет восстановлено, если было несколько жизней?
М.
Отвечает рав Реувен Куклин
Уважаемый М.!
Вы спрашиваете, зачем мы отмечаем йорцайт по умершему каждый год, ведь, возможно, его душа уже переселилась в кого-то другого.
Можно дать два ответа на этот вопрос. Во-первых, Аризаль пишет, что часто не вся душа умершего переселяется целиком, а лишь её части. Тогда получается, что мы молимся за те части души, которые не подверглись гильгулю инаходятся в загробном мире. Во-вторых, даже если душа переселилась полностью, все равно ей требуется, чтобы мы отметили йорцайт и молились за неё.
Теперь о Вашем втором вопросе какое тело встанет при воскрешении мёртвых, если душа сменила несколько тел. Из слов Аризаля в книге Шаар а-Гильгулим (Акдама 3) видно, что это зависит от причины, по которой душа нуждалась в гильгуле. Если она переселилась из-за того, что в прошлом гильгуле человек совершал такие грехи, из-за которых не удостоится встать во время воскрешения мертвых, либо не исполнил тех основных для него заповедей, ради которых пришёл в этот мир, то только то тело, с помощью которого были исправлены эти грехи, встанет. (О каких основных заповедях идёт речь? Каждый еврей обязан выполнять все заповеди Торы, однако у каждого есть заповеди, выполнение которых имеет для него особое значение). Если же душе пришлось переселиться только для того, чтобы исправить какие-то отдельные, не самые страшные грехи, при воскрешении душа вернётся в первое тело.
С уважением, Реувен Куклин
О переселении душ вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
Уважаемый Раввин! Правда ли, что величайший каббалист Аризаль знал гильгуль каждого человека? Можно ли об этот поподробнее?
С уважением, Р.
Отвечает рав Реувен Куклин
Уважаемый Р.!
Действительно, это так. Привожу Вам отрывок из книги Шивхей а-Ари, в котором говорится об этом:
«Если бы прожил Аризаль 5 лет в Земле Израиля (известно, что он прожил в Эрец-Исраэль только 2 года), он привёл бы к полному раскаянию весь мир и искупление пришло бы в его дни. Потому что трепетали перед ним грешники, и преступники, и все люди, услышав, как он рассказывает каждому, что тот делал много лет назад, и то, что делал тайно, и что думал в сердце своём. И в чём согрешил в прошлой жизни (гильгуле), и что должен в себе исправить, придя в этот мир сейчас. И люди бежали от него, чтобы он не заглянул в их лица, как бегут ото льва. А многие приходили к нему, простирались ниц и просили посмотреть им в лицо и сказать, в чём они согрешили, и помочь им исправить это и раскаяться. И он перечислял им их грехи, упоминая название местности, где они были совершены, и людей, которые при этом присутствовали, и многие другие подробности пока они не признавали, что всё это было. Тогда он говорил им различные каванот и йихудим каждому в соответствии с совершённым грехом и в соответствии с его душой и делал им тикун (исправление) так, что не оставалось в них и следа от прежних грехов».
С уважением, Реувен Куклин
Аризаль знал, кем каждый человек был в прошлой жизни? вопросы раввину | Иудаизм и евреи на Toldot.ru
Уважаемый Ребе!
Есть ли в Торе упоминания о реинкарнации? Я слышал, что есть.
Большое спасибо за Вашу работу.
Слава
Вообще о реинкарнации, а в более точной терминологии гилгуле души, на нашем сайте мы неоднократно говорили (см. на сайте ответы: «Не отнимает ли свободу выбора переселение душ?», «Душа будет истреблена?», «Дьявол и Ад что это?», «Стал евреем (гером), а душа запаздывает», «Где находятся высшие миры?», «Переселяется ли душа умершего в другого человека?», «В прошлой жизни я была еврейкой»).
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, коснусь лишь его технической сути.
Прямого упоминания о гильгуле в Письменной Торе нет. Есть несколько фраз, в которых косвенно можно усмотреть намек на существование этого понятия. Однако в Устной Торе в Талмуде, Мидрашах и Зоаре о гилгуле душ написано много. К примеру, в Зоаре гилгул упомянут свыше 80-ти раз.
Важно подчеркнуть, что книги, специально посвященные этому явлению например, Шаар а-гилгулим раби Хаима Виталя (город Цфат, Эрец Исраэль, 16-й в.) и другие говорят о тончайших духовных материях. И когда в них употреблены такие, скажем, выражения, как левушим (одеяния) или гуф (буквальный, но в данном случае неверный перевод «тело»), то речь не идет об объектах, постигаемых разумом человека через опыт нашего мира. Об этом знает каждый, кто серьезно и глубоко изучал книгу Зоар (например, к главе Берешит и др.).
Пользуясь случаем, отмечу, что в наше время (последние лет тридцать особенно) тема так называемого перевоплощения душ «развивается» в десятках совершенно неграмотных книг, содержание которых из области фантазий. И что еще хуже в еврейской и в нееврейской среде появилось множество «специалистов», заявляющих, что они якобы могут узнать о «прошлых жизнях» человека и т.п. Вся эта «деятельность» не имеет под собой никакого основания ни в законах и практике Торы, ни в действительности. Это лишь легкомысленные, беспочвенные рассуждения на «высокие темы».
Автор текста Элиягу Эссас
О реинкарнации в Торе?
Прочитала, что душа умершего еврея первый год находится в аду. Хотелось бы узнать, что происходит с душой после этого, переселяется ли она в тело другого человека?
Заранее благодарю за ответ.
С уважением, Аля
Сразу же хочу предупредить: представлю здесь в значительной степени упрощенную картину сложного явления. И все же надеюсь, что мой ответ внесет ясность в проблему, которая интересует очень многих людей.
Акт (момент) смерти - это разрыв между высшим и низшим этажами души. Постепенно и нефеш (низший этаж души) покидает тело.
Начинается процесс «перемещения» души. Она переходит из одного отдела высших миров - в другой. Один из первых этапов этого перемещения состоит в том, что душа попадает в шеол и гей инам. Шеол - это «отдел», где «ставятся вопросы», призванные проявить чувство очищающего стыда. Гей инам - «отдел», где разрушается ложь и постигается Истина. Оба отдела осуществляют работу, основная идея которой, скажем так - «наказание». Далее душа (иногда - минуя гей инам) переходит в отделы, где она, условно говоря - «получает награды».
Некоторые души сразу попадают в эти отделы. Например - души детей, ушедших в иной мир до совершеннолетия. Или - тех, кто погиб за принадлежность к еврейскому народу.
Так или иначе, души, как правило, покидают «отделы наказания» через 11-12 месяцев (или раньше). Здесь необходимо отметить, что кажущаяся «краткость» периода «наказания» (12 месяцев) не дает никакой информации о самом наказании. Эти сроки - для тех, кто остался в земном мире. Чтобы они могли правильно определить свои действия (например, продолжительность периода, когда нужно читать по умершему молитву «Кадиш»). Но интенсивность ощущений души в шеоле, да и вообще - в любом «отделе» высших миров, никто представить не в состоянии.
Теперь - о переселении душ.
К сожалению, благодаря разного толка «популяризаторов иудаизма», весьма широко распространилось вульгарное представление о буквальном «переселении» души в тело другого человека. Однако эта, с позволения сказать, «концепция» - далека от действительности.
У человека - только одна жизнь. И это означает, что душа - совершенно индивидуальная - приходит в этот мир один раз.
Верхние этажи души находятся, образно выражаясь - в «море», некоем источнике душ. При зачатии ребенка из этого «моря» зачерпывается часть души отца, часть - матери и от Всевышнего добавляется еще одна, третья «часть», которая может содержать в себе явные, ощутимые «части» душ одного человека или нескольких людей.
Иногда эта «добавка» становится доминантной. И тогда мы говорим, что «в этом человеке - душа такого-то». Но это ни в коем случае не означает, что в нем, в этом человеке, нет своей души. Каждая душа - уникальна и индивидуальна. Но в некоторых «оттенках» ее «окраски» может проявляться душа другого человека. К примеру, в душе Моше Рабейну была «часть» души Ноаха.
Только в этом смысле и надо понимать суть «процесса переселения душ».
И еще: душа - «пламя свечи Всевышнего». От одной свечи можно зажечь другую. Но та, другая свеча, создает свою индивидуальность, не отнимая свет у первой свечи.
Поскольку речь идет об абсолютно духовных явлениях, настоятельно рекомендую не сосредотачиваться на поиске аналогий и попытках определить, чья душа «поселилась» в Вашем теле или в телах Ваших близких.
Некую дополнительную информацию по данной теме можно извлечь, ознакомившись с помещенными на сайте ответами - «Не отнимает ли свободу выбора переселение душ?», «Дьявол и Ад - что это?», «Где находятся высшие миры?».
Автор текста Элиягу Эссас
Переселяется ли душа умершего в другого человека?
Комментарий