...что и требовалось доказать...!
О западной инквизиции написано много. Жгли еретиков и протестанты. А вот каким было отношение к отступникам от главной рели¬гии на православном Востоке. Причисленный к списку святых право¬славной церкви епископ Иосиф Волоцкий (Волоколамский) в 1503 г. пишет архимандриту Митрофану, духовному наставнику великого кня¬зя всея Руси Ивана III: «Господин, мне кажется, что государь наш князь великий остерегается греха казнить еретиков». Чтобы переубедить главу государства с помощью его духовника, Иосиф Волоцкий приводит ему аргументацию по логике исторического прецедента:
«Напротив, господин, тебе следует государю напоминать, как... все бла-гочестивые цари, кои были на семи (вселенских) соборах, еретиков пос¬ле проклятия их церковью в заточение посылали и казньми казнили, а иные цари, хоть и не были на соборах, но еретиков казнили.
Православный царь Ираклий (Император Римской империи.) повеление издал по всему своему царству:если еврей не крестится, да будет убит... После Иустин и Тиверий, благочестивые цари, повелели главу отсечь епископу Аддусу и Елеферию Самчию, поборникам ереси (Отступникам от официальной религии.). Феодора же царица и сын ее Михаил благочестивый повелели патриарха Константинопольского Анния, еретика, послать в заточение и нанести ему двести ран рем¬нями. Потом же вавилонский царь Моавия, в святом крещении нареченый Иоанн... повеле несториан и иных еретиков из града изгнати, а манихеям повелел языки отрезать; и много такого ты найдешь в Бо¬жественном Писании».
Далее Иосиф излагает ссылки на канонические правила церкви и призывает установить подобные на Руси: «Божественные же правила повелевают так:те, кто получил святое крещение и отступил от право-славной веры и стал еретиком, конечной повинны муке (сожжению); если иудей дерзнет отвратить от христианской веры, то главной по¬винен есть казни (сожжению); если манихеи же или иные еретики, бывшие христианами, потом начнут еретическая дела творити или мудрствовать, как и те, кто знал об этом, но не донес князю, конечней муке (сожжению) повинны; если же воевода или воин или иной на¬чальник, обязанный иметь об этом попечение, когда кто-то мудрство¬вал по-еретически, не предал его князю, конечную муку (сожжение) примут, даже если сами остались православными» (Цитаты даются в переводе на современный русский язык. Полный тексторигинала «Пос¬лания Митрофану» можно прочитать, например, в издании: Казакова Н. А., Лурье И. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI в. М. - Л.; 1955, и на православных сайтах, например:http://www.sedmit2a.ru/index.html?did-l7112.).
Аргументация Иосифа оказала свое воздействие, и в 1504 г. со¬стоялся церковный Собор, утвердивший на законодательном, госу¬дарственно-церковном уровне практику сожжения вероотступников и иноверных «соблазнителей». Этот Собор приговорил к сожжению поименно 8 человек, которых назвал «жидовствующими», а также еще «и иных многих еретиков».
В 1649 г. Земский собор (Общегосударственный съезд, включавший и всех иерархов церкви, подписавших
«Уложение» по формуле: «архиерей (такой-то) руку прилолсил».) в Москве принял законодательный акт -«Соборное уложение», близкое по значимости к конституции страны. Первая же статья Уложения гласила:
«Если кто-либо из иноверцев, какой бы он ни был веры, а равно и русский человек возложит хулу на господа Бога нашего Иисуса Хрис¬та, или на рождшую его... Богородицу Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, должно быть проведено тщательное рас¬следование. Если обвинение будет прямо подтверждено, то того бого¬хульника обличив, казнить, сжечь».
В 24-й статье 22-й главы «Уложения» речь идет непосредственно о мусульманах:
«Если же кто-либо из бусурман (мусульман) какими-нибудь мера¬ми - насильством или обманом - русского человека к своей бусурманской вере (Исламу) принудит и по своей бусурманской вере обрежет, и то будет доказано следствием, то того бусурмана по окончании рас¬следования казнить - сжечь огнем безо всякого милосердия. А того русского человека, которого он обусурманил, отослать к патриарху или к иной власти и велеть ему учинити указ по правилам святых апос¬толов и Святых Отцов» (Цитаты даются в переводе на современный русский язык.).
По «Соборному Уложению» было проведено немало процессов. Так, Тойгильда Жуляков в 1738 г. был сожжен за то, что он «крестясь в веру греческого вероисповедания, принял снова магометанский за¬кон и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел, чем Богу и закону его праведному учинил великое противление и ругательство». Казнь была совершена «при собрании всех крещеных татар на страх другим таковым, кои из магометанства приведены в христианскую веру».
Впоследствии смертную казнь в России заменили на каторгу, ссылку или на заточение в монастырской яме «до раскаяния». Однако в результате крушения монархий в Европе и установления светских конституций парламенты демократических государств отменили вся¬кое наказание за перемену религии, с чем постепенно согласилось и большинство христианских церквей.

Соборное Уложение 1649 года
ГЛАВА I
А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.
2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.
3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.
4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.
5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем2 же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.
6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.
7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за
бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви Божии никакова бесчинъства не было.
8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.
9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.
А вот это высказывание -
- лживо. Ибо не обосновано фактами.
Ну да неудивительно.
- лживо. Ибо не обосновано фактами.
Ну да неудивительно.
О западной инквизиции написано много. Жгли еретиков и протестанты. А вот каким было отношение к отступникам от главной рели¬гии на православном Востоке. Причисленный к списку святых право¬славной церкви епископ Иосиф Волоцкий (Волоколамский) в 1503 г. пишет архимандриту Митрофану, духовному наставнику великого кня¬зя всея Руси Ивана III: «Господин, мне кажется, что государь наш князь великий остерегается греха казнить еретиков». Чтобы переубедить главу государства с помощью его духовника, Иосиф Волоцкий приводит ему аргументацию по логике исторического прецедента:
«Напротив, господин, тебе следует государю напоминать, как... все бла-гочестивые цари, кои были на семи (вселенских) соборах, еретиков пос¬ле проклятия их церковью в заточение посылали и казньми казнили, а иные цари, хоть и не были на соборах, но еретиков казнили.
Православный царь Ираклий (Император Римской империи.) повеление издал по всему своему царству:если еврей не крестится, да будет убит... После Иустин и Тиверий, благочестивые цари, повелели главу отсечь епископу Аддусу и Елеферию Самчию, поборникам ереси (Отступникам от официальной религии.). Феодора же царица и сын ее Михаил благочестивый повелели патриарха Константинопольского Анния, еретика, послать в заточение и нанести ему двести ран рем¬нями. Потом же вавилонский царь Моавия, в святом крещении нареченый Иоанн... повеле несториан и иных еретиков из града изгнати, а манихеям повелел языки отрезать; и много такого ты найдешь в Бо¬жественном Писании».
Далее Иосиф излагает ссылки на канонические правила церкви и призывает установить подобные на Руси: «Божественные же правила повелевают так:те, кто получил святое крещение и отступил от право-славной веры и стал еретиком, конечной повинны муке (сожжению); если иудей дерзнет отвратить от христианской веры, то главной по¬винен есть казни (сожжению); если манихеи же или иные еретики, бывшие христианами, потом начнут еретическая дела творити или мудрствовать, как и те, кто знал об этом, но не донес князю, конечней муке (сожжению) повинны; если же воевода или воин или иной на¬чальник, обязанный иметь об этом попечение, когда кто-то мудрство¬вал по-еретически, не предал его князю, конечную муку (сожжение) примут, даже если сами остались православными» (Цитаты даются в переводе на современный русский язык. Полный тексторигинала «Пос¬лания Митрофану» можно прочитать, например, в издании: Казакова Н. А., Лурье И. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI в. М. - Л.; 1955, и на православных сайтах, например:http://www.sedmit2a.ru/index.html?did-l7112.).
Аргументация Иосифа оказала свое воздействие, и в 1504 г. со¬стоялся церковный Собор, утвердивший на законодательном, госу¬дарственно-церковном уровне практику сожжения вероотступников и иноверных «соблазнителей». Этот Собор приговорил к сожжению поименно 8 человек, которых назвал «жидовствующими», а также еще «и иных многих еретиков».
В 1649 г. Земский собор (Общегосударственный съезд, включавший и всех иерархов церкви, подписавших
«Уложение» по формуле: «архиерей (такой-то) руку прилолсил».) в Москве принял законодательный акт -«Соборное уложение», близкое по значимости к конституции страны. Первая же статья Уложения гласила:
«Если кто-либо из иноверцев, какой бы он ни был веры, а равно и русский человек возложит хулу на господа Бога нашего Иисуса Хрис¬та, или на рождшую его... Богородицу Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, должно быть проведено тщательное рас¬следование. Если обвинение будет прямо подтверждено, то того бого¬хульника обличив, казнить, сжечь».
В 24-й статье 22-й главы «Уложения» речь идет непосредственно о мусульманах:
«Если же кто-либо из бусурман (мусульман) какими-нибудь мера¬ми - насильством или обманом - русского человека к своей бусурманской вере (Исламу) принудит и по своей бусурманской вере обрежет, и то будет доказано следствием, то того бусурмана по окончании рас¬следования казнить - сжечь огнем безо всякого милосердия. А того русского человека, которого он обусурманил, отослать к патриарху или к иной власти и велеть ему учинити указ по правилам святых апос¬толов и Святых Отцов» (Цитаты даются в переводе на современный русский язык.).
По «Соборному Уложению» было проведено немало процессов. Так, Тойгильда Жуляков в 1738 г. был сожжен за то, что он «крестясь в веру греческого вероисповедания, принял снова магометанский за¬кон и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел, чем Богу и закону его праведному учинил великое противление и ругательство». Казнь была совершена «при собрании всех крещеных татар на страх другим таковым, кои из магометанства приведены в христианскую веру».
Впоследствии смертную казнь в России заменили на каторгу, ссылку или на заточение в монастырской яме «до раскаяния». Однако в результате крушения монархий в Европе и установления светских конституций парламенты демократических государств отменили вся¬кое наказание за перемену религии, с чем постепенно согласилось и большинство христианских церквей.

Соборное Уложение 1649 года
ГЛАВА I
А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.
2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.
3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.
4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.
5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем2 же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.
6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.
7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за
бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви Божии никакова бесчинъства не было.
8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.
9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

Комментарий