Православная Церковь I века
«Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.» (Деян 17:34)
«О епископах же, рукоположенных нами, сообщаем вам, что они суть следующие: [...] Павлом Лукий в Кенхрее и в Крите Тит; а в Афинах Дионисий».
Дионисий Ареопагит
Ученик апостола Павла, священномученик.

Сщмч. Дионисий Ареопагит (☦ 4 янв., 3 окт. по ст. ст.)
Фреска церкви Святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница.
МОНАШЕСТВО
«Что монах при посвящении не преклоняет ни одного колена и не имеет на голове своей богопреданного слова Божия, а просто предстоит иерею, священнословящему молитвословие, это означает, что чин монашеский не есть чин, руководственный для других, а сам по себе пребывает в уединенном и священном состоянии, следует за священнослужебными чинами и через них, как ближайший к ним, возводится в благопослушании к божественному ведению доступных ему святынь».
КАЖДЕНИЕ
«Совершив перед святым жертвенником священную молитву, иерарх, начав каждение с жертвенника, обходит весь круг, занимаемый священным собранием, и потом, возвратившись опять к божественному жертвеннику, начинает священное пение псалмов вместе со всем церковным клиром, который участвует вместе с ним в пении псаломского славословия. Вслед за тем совершается через церковнослужителей чтение священных книг, после этого оглашенные и с ними одержимые демонами и кающиеся выводятся из святого храма, где остаются только достойные созерцания и приобщения Божественных Тайн».
ЦЕЛОВАНИЕ УСОПШИХ
«Но перейдем к тому, что следует за упомянутой молитвой. Окончив ее, священноначальник сначала сам целует усопшего, а за ним и все присутствующие, потому что совершивший подвиг жизни богоугодной возлюблен и досточестен для всех богообразных мужей. После же целования священноначальник возливает на усопшего елей».
ИКОНОПОЧИТАНИЕ
«Из превышающих нас святых сущностей чин серафимов, настолько нас превосходящий, изображается с двенадцатью крылами, как стоящий и размещенный около Иисуса, предающийся, как и надлежит, Его блаженнейшему созерцанию [...]. Поэтому предание о священных символах ставит серафимов вокруг освящаемого божественного мира, зная и изображая Христа неизменным в ради нас совершенном полном и воистину вочеловечении».
КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
«Совершительное же помазание миром делает крещаемого благоуханным, ибо священносовершившееся Богорождение соединяет крещаемого с богоначальным Духом».
«Наконец, в том, что дети, еще не могущие понимать вещей божественных, бывают причастниками священного богорождения [...] Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо из посвященных в тайны учения божественного доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо, как богодарованным отцом и споручником священного спасения. Когда этот даст обет руководить младенцем в святой жизни, священноначальник повелевает произносить отречения и священные обеты [...].
Священноначальник преподает также ребенку и причастие священных таин, чтобы он напитался ими и не знал бы другой жизни, кроме той, которая всегда устремлена к божественному, и причастника таин возращает в святости, утверждает в священных навыках и священнолепно возводит к совершенству под влиянием богообразного восприемника».
ТРЕХЧИННОЕ СВЯЩЕНСТВО
«Каждая из трех составных частей нашего священноначалия, подобно иерархии подзаконной и той, которая божественнее нашей, делится по силам на три степени: первую, среднюю и последнюю, чем поддерживается священнолепная соразмерность и благоустроенная, взаимная, в определенном для каждой чине и крепкая связь между всеми».
«Итак, ты сам назначай должное вожделевательной, раздражительной и разумной силам своим, а тебе назначат священнодиаконы, им священники, священникам архиереи, архиереям апостолы и преемники апостолов».
СВЯТАЯ ТРОИЦА
«И «один Бог Отец», «один Господь Иисус Христос», «один и тот же Дух» говорится по причине высшей степени нераздельности целостного божественного единства, в котором все воедино собрано и соединено и существенно присутствует. [...]
Почему все превышающая Божественность, воспеваемая как Единица и как Троица, и не является ни единицей, ни троицей в нашем или кого-нибудь другого из сущих понимании. Но мы называем и Троицей, и Единицей превышающую всякое имя и сверхсущественную по отношению к сущим Божественность, чтобы по-настоящему воспеть Ее сверхобъединенность и богородность».
ПРОСКОМИДИЯ
«Избранные же из священнослужительского чина предлагают вместе с иереями на божественный жертвенник священный хлеб и чашу благословений, между тем как все церковное собрание возглашает кафолическое песнословие. При этом божественный иерарх совершает священную молитву и возвещает всем святой мир, и, когда все облобызают друг друга, совершается таинственное провозглашение священных помянников».
ПОЧИТАТЕЛЬНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ (προσκυνησιν)
«Для иерархов, иереев и литургов обще при их священническом совершении подведение к божественному жертвеннику и поклонение ему, возложение руки иерарха, крестообразная печать, провозглашение и завершительное целование».
ЭПИЛОГ
«Ты ведь видишь, что никакое из переданных нам священно-начальных слов мы в себе не сокрыли, но передали их неизменными вам и другим священным мужам и еще передадим, насколько мы будем в силах говорить, а те, кому говорится, слушать, ни в чем предания не искажая, если только в способности понимать или излагать их не ослабеем».
«Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.» (Деян 17:34)
«О епископах же, рукоположенных нами, сообщаем вам, что они суть следующие: [...] Павлом Лукий в Кенхрее и в Крите Тит; а в Афинах Дионисий».
Дионисий Ареопагит
Ученик апостола Павла, священномученик.

Сщмч. Дионисий Ареопагит (☦ 4 янв., 3 окт. по ст. ст.)
Фреска церкви Святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница.
МОНАШЕСТВО
«Что монах при посвящении не преклоняет ни одного колена и не имеет на голове своей богопреданного слова Божия, а просто предстоит иерею, священнословящему молитвословие, это означает, что чин монашеский не есть чин, руководственный для других, а сам по себе пребывает в уединенном и священном состоянии, следует за священнослужебными чинами и через них, как ближайший к ним, возводится в благопослушании к божественному ведению доступных ему святынь».
Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 6. О степени возводимых к совершенству. III. Созерцательная сторона, 1. ⎆
КАЖДЕНИЕ
«Совершив перед святым жертвенником священную молитву, иерарх, начав каждение с жертвенника, обходит весь круг, занимаемый священным собранием, и потом, возвратившись опять к божественному жертвеннику, начинает священное пение псалмов вместе со всем церковным клиром, который участвует вместе с ним в пении псаломского славословия. Вслед за тем совершается через церковнослужителей чтение священных книг, после этого оглашенные и с ними одержимые демонами и кающиеся выводятся из святого храма, где остаются только достойные созерцания и приобщения Божественных Тайн».
Д. А. О церковной иерархии. Глава 3. О том, что совершается в собрании (т. е. в собрании верующих, в литургии). II. Таинство собрания, или, что то же, приобщения. ⎆
ЦЕЛОВАНИЕ УСОПШИХ
«Но перейдем к тому, что следует за упомянутой молитвой. Окончив ее, священноначальник сначала сам целует усопшего, а за ним и все присутствующие, потому что совершивший подвиг жизни богоугодной возлюблен и досточестен для всех богообразных мужей. После же целования священноначальник возливает на усопшего елей».
Д. А. О церковной иерархии. Глава 7. О том, что совершается над усопшими. III, Созерцательная сторона, 8. ⎆
ИКОНОПОЧИТАНИЕ
«Из превышающих нас святых сущностей чин серафимов, настолько нас превосходящий, изображается с двенадцатью крылами, как стоящий и размещенный около Иисуса, предающийся, как и надлежит, Его блаженнейшему созерцанию [...]. Поэтому предание о священных символах ставит серафимов вокруг освящаемого божественного мира, зная и изображая Христа неизменным в ради нас совершенном полном и воистину вочеловечении».
Д. А. Сочинения. О церковной иерархии. Глава 4. О том, как происходит совершение мира и что совершается посредством его, 5-10. ⎆
КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
«Совершительное же помазание миром делает крещаемого благоуханным, ибо священносовершившееся Богорождение соединяет крещаемого с богоначальным Духом».
Д. А. О церковной иерархии. Глава 2. О том, что совершается в просвещении [крещении]. III. Созерцательная сторона (таинства крещения), 8. ⎆
«Наконец, в том, что дети, еще не могущие понимать вещей божественных, бывают причастниками священного богорождения [...] Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо из посвященных в тайны учения божественного доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо, как богодарованным отцом и споручником священного спасения. Когда этот даст обет руководить младенцем в святой жизни, священноначальник повелевает произносить отречения и священные обеты [...].
Священноначальник преподает также ребенку и причастие священных таин, чтобы он напитался ими и не знал бы другой жизни, кроме той, которая всегда устремлена к божественному, и причастника таин возращает в святости, утверждает в священных навыках и священнолепно возводит к совершенству под влиянием богообразного восприемника».
Д. А. О церковной иерархии. Глава 7. О том, что совершается над усопшими. III. Созерцательная сторона, 11. ⎆
ТРЕХЧИННОЕ СВЯЩЕНСТВО
«Каждая из трех составных частей нашего священноначалия, подобно иерархии подзаконной и той, которая божественнее нашей, делится по силам на три степени: первую, среднюю и последнюю, чем поддерживается священнолепная соразмерность и благоустроенная, взаимная, в определенном для каждой чине и крепкая связь между всеми».
«Итак, ты сам назначай должное вожделевательной, раздражительной и разумной силам своим, а тебе назначат священнодиаконы, им священники, священникам архиереи, архиереям апостолы и преемники апостолов».
Д. А. Письма к разным лицам. 8. К монаху Демофилу (о своеволии и кротости). ⎆
СВЯТАЯ ТРОИЦА
«И «один Бог Отец», «один Господь Иисус Христос», «один и тот же Дух» говорится по причине высшей степени нераздельности целостного божественного единства, в котором все воедино собрано и соединено и существенно присутствует. [...]
Почему все превышающая Божественность, воспеваемая как Единица и как Троица, и не является ни единицей, ни троицей в нашем или кого-нибудь другого из сущих понимании. Но мы называем и Троицей, и Единицей превышающую всякое имя и сверхсущественную по отношению к сущим Божественность, чтобы по-настоящему воспеть Ее сверхобъединенность и богородность».
ПРОСКОМИДИЯ
«Избранные же из священнослужительского чина предлагают вместе с иереями на божественный жертвенник священный хлеб и чашу благословений, между тем как все церковное собрание возглашает кафолическое песнословие. При этом божественный иерарх совершает священную молитву и возвещает всем святой мир, и, когда все облобызают друг друга, совершается таинственное провозглашение священных помянников».
Д. А. О церковной иерархии. Глава 3. О том, что совершается в собрании (т. е. в собрании верующих, в литургии). II. Таинство собрания, или, что то же, приобщения. ⎆
ПОЧИТАТЕЛЬНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ (προσκυνησιν)
«Для иерархов, иереев и литургов обще при их священническом совершении подведение к божественному жертвеннику и поклонение ему, возложение руки иерарха, крестообразная печать, провозглашение и завершительное целование».
ЭПИЛОГ
«Ты ведь видишь, что никакое из переданных нам священно-начальных слов мы в себе не сокрыли, но передали их неизменными вам и другим священным мужам и еще передадим, насколько мы будем в силах говорить, а те, кому говорится, слушать, ни в чем предания не искажая, если только в способности понимать или излагать их не ослабеем».
Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Глава тринадцатая. Об именах «Совершенный» и «Единый», 4. ⎆
Комментарий