Вильгельма де Фриз
Православие и католичество
Православие и католичество
Одно из классических различий между Востоком и Западом, которое по-прежнемуснова и снова подчеркивается, заключается в учении об исхождении Святого Духа, что
нашло отражение в формуле "Филиокве" ("Filioque"). Из этого различия пытались
вывести все другие. У нас создается впечатление, что это различие было искусственно
раздуто, и что оно не имеет в действительности такого фундаментального значения.
Восточный богослов в своем благоговении перед непостижимой тайной Бога, в
которую не может проникнуть наш человеческий разум, исходит из конкретных
данных Писания, в котором говорится о трех божественных Лицах - Отце, Сыне и
Святом Духе. Отец один не имеет начала и является источником происхождения всего.
Святой Дух, как это четко сказано в Евангелии от Иоанна (глава 15, стих 26), "от Отца
исходит". Поскольку Отец Один является исходной причиной всего, Сын не может
быть также источником происхождения Святого Духа. Рациональное обоснование,
которое западные богословы подводят под Филиокве, в соответствии с которым,
ниспослание Духа Сыном во времени, предполагает, что Дух исходит от Сына в
вечности, не может удовлетворить восточное мышление.
Следует заметить, что спор о Филиокве начался, собственно, только в начале IX
столетия. В 806 г. латинские монахи одного монастыря на Масличной горе в
Иерусалиме были обвинены греческими монахами монастыря святого Саввы в ереси,
потому что они включили Филиокве в Символ веры. Они апеллировали к папе,
ссылаясь на то, что будто бы в таком виде учили Символ веры в дворцовой церкви
Карла Великого. Папа Лев III (795-816 гг.) хотя и проверил учение, содержащееся в
Филиокве, но отказался включить дополнение в Символ веры, более того, он приказал
выставить перед могилой Петра две серебряные таблицы с текстом Символа веры без
включения в него Филиокве на латинском и греческом языках. Когда Фотий сообщил папе Николаю о своем избрании, он послал папе Символ веры без включения в него
Филиокве. Папа не возражал против этого и даже оценил положительно в своем письме
от 18 марта 862 г. исповедание Фотия. В Риме Символ веры с Филиокве был впервые
введен, по-видимому, только в 1013 г. при Бенедикте VIII по ходатайству императора
Генриха II.
нашло отражение в формуле "Филиокве" ("Filioque"). Из этого различия пытались
вывести все другие. У нас создается впечатление, что это различие было искусственно
раздуто, и что оно не имеет в действительности такого фундаментального значения.
Восточный богослов в своем благоговении перед непостижимой тайной Бога, в
которую не может проникнуть наш человеческий разум, исходит из конкретных
данных Писания, в котором говорится о трех божественных Лицах - Отце, Сыне и
Святом Духе. Отец один не имеет начала и является источником происхождения всего.
Святой Дух, как это четко сказано в Евангелии от Иоанна (глава 15, стих 26), "от Отца
исходит". Поскольку Отец Один является исходной причиной всего, Сын не может
быть также источником происхождения Святого Духа. Рациональное обоснование,
которое западные богословы подводят под Филиокве, в соответствии с которым,
ниспослание Духа Сыном во времени, предполагает, что Дух исходит от Сына в
вечности, не может удовлетворить восточное мышление.
Следует заметить, что спор о Филиокве начался, собственно, только в начале IX
столетия. В 806 г. латинские монахи одного монастыря на Масличной горе в
Иерусалиме были обвинены греческими монахами монастыря святого Саввы в ереси,
потому что они включили Филиокве в Символ веры. Они апеллировали к папе,
ссылаясь на то, что будто бы в таком виде учили Символ веры в дворцовой церкви
Карла Великого. Папа Лев III (795-816 гг.) хотя и проверил учение, содержащееся в
Филиокве, но отказался включить дополнение в Символ веры, более того, он приказал
выставить перед могилой Петра две серебряные таблицы с текстом Символа веры без
включения в него Филиокве на латинском и греческом языках. Когда Фотий сообщил папе Николаю о своем избрании, он послал папе Символ веры без включения в него
Филиокве. Папа не возражал против этого и даже оценил положительно в своем письме
от 18 марта 862 г. исповедание Фотия. В Риме Символ веры с Филиокве был впервые
введен, по-видимому, только в 1013 г. при Бенедикте VIII по ходатайству императора
Генриха II.
Комментарий