Святые отцы об оскорблениях

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ружана
    Ветеран

    • 01 May 2016
    • 8030

    #16
    Сообщение от Sleep
    «Освяти руку ударом»
    Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников?
    <<Освяти руку ударом>> / Православие.Ru
    Статья пытается адвокатировать Златоусту: мол, он говорил касательно конкретной исторической ситуации антиналоговых бунтов в конкретном городе. Бить предлагал отчаявшихся бедняков, которые "хулили" Бога (Христа?) в своей бедственной нищей жизни. И ещё типа хотел предотвратить жестокую расправу над бедняками-бунтовщиками со стороны власть предержащего императора.

    На минуточку, а император-то - христианин был? К нему Иоанн Златоуст ничего не написал?

    В общем, на мой взгляд, не состоятельна попытка адвокатировать Златоусту даже в той исторической ситуации.

    К тому же написано про битьё "неверных и еретиков", а не про битьё грешащих неразумных и что-нибудь в этом духе.
    Да и в других фразах - про то, что даже с "ангельским житием" инакомыслящими не сметь дружить.
    Поэтому я думаю, что попытки адвокатировать Златоусту насчёт тех его поучений лживы, лицемерны.

    Комментарий

    • Мама Эля
      Отключен

      • 16 May 2016
      • 12881

      #17
      Сообщение от Ружана
      А на практике-то - "толкования", что, мол, это своих личных врагов надо любить (типа прощать, если кто на ногу тебе наступил).
      Если человек нечаянно тебе на ногу наступил, тут ему и прощать то нечего, никакого беззакония он и не сделал. А вот если он напрасно обидел тебя словом или делом, то любовь Божия, живущая в тебе, побуждает обличить его, чтобы не быть соучастником его беззакония. Ефс. 5:11, Левит19:17 и при условии, если он покается, простить ему.от Луки 17:3-4,от Матф. 18:15-17.

      Комментарий

      • Ружана
        Ветеран

        • 01 May 2016
        • 8030

        #18
        Сообщение от Мама Эля
        Однако глупости надо опасаться, ибо написано: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа." Пр.19:3 Написано также:"если же у кого из вас не хватает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков- и дастся ему." Иаков1:5
        Я понимаю это как призыв к информированности, как призыв к опасению односторонней информированности.
        Я хотела в предыдущем посте сказать, что есть реально глупые люди, по моим впечатлениям. А те, кто понимает, что у них не хватает мудрости, - уже не глупые.
        Но глупость в любом случае "извращает путь" человека, это да.

        Комментарий

        • Денис Нагомиров
          Ветеран

          • 01 February 2013
          • 9120

          #19
          Сообщение от Мама Эля
          Если человек нечаянно тебе на ногу наступил, тут ему и прощать то нечего, никакого беззакония он и не сделал. А вот если он напрасно обидел тебя словом или делом, то любовь Божия, живущая в тебе, побуждает обличить его, чтобы не быть соучастником его беззакония. Ефс. 5:11, Левит19:17 и при условии, если он покается, простить ему.от Луки 17:3-4,от Матф. 18:15-17.
          Христос, женщине взятой в прелюбодеянии сказал: "и Я не осуждаю тебя", но так-же сказал ей: "иди и впредь не греши" (Ин. 8:11). Апостол Павел пишет: "Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1).

          Евфимий Зигабен

          Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним

          "Окончив Свою сильную речь против соблазняющих и отовсюду их устрашив, переходит и к соблазняемым и повелевает им не пренебрегать соблазняющими. Братом называет единоплеменника и единоверца. Так как соблазнивший неохотно придет для оправдания, краснея и стыдясь соблазненного, то и посылает к нему этого последнего. Пойди, говорит, и обличи его, т.е. напомни ему, что он тебя соблазнил, докажи ему, что он тебя обидел, но только по-братски и с желанием исправить его, а не враждебно и с желанием порицать".

          Мама Эля, эти слова Иисуса надо смотреть в контексте с Его словами, которые Он чуть ранее говорит в 18 главе Евангелия от Матфея, начиная с 6 стиха, где речь идет о соблазнителях. Так-же и в 17 главе Евангелия от Луки, начиная с 1 стиха.
          Последний раз редактировалось Денис Нагомиров; 07 March 2019, 03:56 AM.

          Комментарий

          • Денис Нагомиров
            Ветеран

            • 01 February 2013
            • 9120

            #20
            Сообщение от Мама Эля
            Если человек нечаянно тебе на ногу наступил, тут ему и прощать то нечего, никакого беззакония он и не сделал. А вот если он напрасно обидел тебя словом или делом, то любовь Божия, живущая в тебе, побуждает обличить его, чтобы не быть соучастником его беззакония. Ефс. 5:11, Левит19:17 и при условии, если он покается, простить ему.от Луки 17:3-4,от Матф. 18:15-17.
            Речь в Евангелиях идет о соблазнителях, у Луки, смотрите 17 главу, начиная с 1 стиха, а у Матфея, смотрите 18 главу, начиная с 6 стиха. Это чтобы видеть контекст. Обличение, это попытка исправить брата или сестру. В Евангелии от Луки, не упоминается взять еще кого-либо, если не послушает, об этом говорится в Евангелии от Матфея и там-же у Матфея, если не послушает и их, скажи Церкви. Евангелия нам показывают, что Христос прощал грешников, простил отрекшегося от Него Петра и восстановил в Апостольстве, но со стороны прощенных было раскаяние и раскаивающегося, в том числе и соблазнителя, ведь Христос о них говорил, прощать нужно всегда, если они каются, этому свидетельствуют слова: "и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему". Но даже в наше время, если человек например живет в смертном грехе и не раскаивается, то есть не оставляет своего греха, то к Чаше причащаться его не подпустят, так не только у православных, но и у лютеран, и у римо-католиков. Жизнь в смертном грехе, закрывает доступ к Евхаристии. Но если человек покается, то доступ к Евхаристии будет снова открыт. Только смерть делает невозможным покаяние.
            Последний раз редактировалось Денис Нагомиров; 07 March 2019, 05:03 AM.

            Комментарий

            • Двора
              Ветеран

              • 19 November 2005
              • 55088

              #21
              Сообщение от Ружана
              Я понимаю это как призыв к информированности, как призыв к опасению односторонней информированности.
              Я хотела в предыдущем посте сказать, что есть реально глупые люди, по моим впечатлениям. А те, кто понимает, что у них не хватает мудрости, - уже не глупые.
              Но глупость в любом случае "извращает путь" человека, это да.
              Читаем, что не все из нас мудрые, из призванных и нам же сказано, даже приказано не называть друга друга глупыми, потому что любой, признающий Сына Божьего Помазанником,
              получил откровение от Бога Отца, что это именно так, а откровение от Бога это слава от Бога получившим откровение ...
              А тем кто не верит этому, для таких верующие безумные ...
              И смотрите что открывается на форуме: это происходит в среде верующих, так мы себя называем, а кто есть кто ...
              Потому, так поняла, не спешить кого то называть глупым ... слышать какое исповедание у человека.
              И конфессия не важна для этого ...

              Комментарий

              • Sleep
                виртуальный лисенок

                • 24 April 2009
                • 7348

                #22
                Сообщение от Ружана
                Статья пытается адвокатировать Златоусту: мол, он говорил касательно конкретной исторической ситуации антиналоговых бунтов в конкретном городе. Бить предлагал отчаявшихся бедняков, которые "хулили" Бога (Христа?) в своей бедственной нищей жизни. И ещё типа хотел предотвратить жестокую расправу над бедняками-бунтовщиками со стороны власть предержащего императора.
                Не просто бедняков, а тех, кто подстрекал к бунту. Чтобы подавить в зародыше подстрекательство. Которое выйдет боком для всех.

                На минуточку, а император-то - христианин был? К нему Иоанн Златоуст ничего не написал?
                Вообще Златоуста даже в ссылку отправляли за его обличения во грехах правящей семьи.

                В общем, на мой взгляд, не состоятельна попытка адвокатировать Златоусту даже в той исторической ситуации.
                А по моему по-другому объяснить с какого перепугу он один раз в жизни сказал, что кого-то надо бить, просто невозможно. Я потому и гуглить стал, что для Златоуста такие идеи совершенно несвойственны. Это не его стиль, не его методы.

                К тому же написано про битьё "неверных и еретиков", а не про битьё грешащих неразумных и что-нибудь в этом духе.
                Да и в других фразах - про то, что даже с "ангельским житием" инакомыслящими не сметь дружить.
                А этого я у Златоуста не нашел.
                Дело в том, что Яна процитировала не самого Златоуста, а Иосифа Волоцкого, который излагает уже свои собственные идеи, ссылаясь на цитаты из Златоуста.

                А вот сама та проповедь Златоуста в чистом виде:

                Слово Иоанна Златоуста о том, <<как надлежит поступать с кощунниками>> / Православие.Ru

                Что касается еретиков и что с ними не есть - об этом писал еще апостол Павел. Равно как и о том, что даже если ангел с Неба будет что-то не то благовествовать - да будет анафема. Вполне возможно, что где-то и когда-то Златоуст такое мог повторить.

                Но не в контексте же битья.

                Поэтому я думаю, что попытки адвокатировать Златоусту насчёт тех его поучений лживы, лицемерны.
                Особенность пользователей этого форума - в конце обязательно обозвать кого-нибудь. Если не прямо, то косвенно.
                Последний раз редактировалось Sleep; 07 March 2019, 05:25 AM.
                к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.

                Комментарий

                • Денис Нагомиров
                  Ветеран

                  • 01 February 2013
                  • 9120

                  #23
                  Сообщение от Sleep
                  Вообще-то он был некрещенный. Значит походу и христианином не был.
                  Во время архиепископства Иоанна Златоуста, на троне был император Аркадий, старший сын императора Феодосия I и Флациллы. Вы наверное с Константином перепутали.

                  Комментарий

                  • Sleep
                    виртуальный лисенок

                    • 24 April 2009
                    • 7348

                    #24
                    Сообщение от Денис Нагомиров
                    Во время архиепископства Иоанна Златоуста, на троне был император Аркадий, старший сын императора Феодосия I и Флациллы. Вы наверное с Константином перепутали.
                    Да, действительно. Сейчас сотру.
                    к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.

                    Комментарий

                    • Денис Нагомиров
                      Ветеран

                      • 01 February 2013
                      • 9120

                      #25
                      Сообщение от Sleep
                      А по моему по-другому объяснить с какого перепугу он один раз в жизни сказал, что кого-то надо бить, просто невозможно. Я потому и гуглить стал, что для Златоуста такие идеи совершенно несвойственны. Это не его стиль, не его методы.
                      На счет слов Златоуста про "освяти руку твою ударом", сложно сказать принадлежит ли оно ему, или нет. Тот кто читал труды Златоуста, тот увидит, что дух этого отрывка, не соответствует духу прочих трудов Иоанна Златоуста. Протоиерей Георгий Флоровский о наследии Иоанна Златоуста пишет: "Литературное наследие Златоуста громадно. Нелегко определить его точный объем. Со временем имя Златоуста стало настолько славно, что им надписывали и чужие беседы и слова. Можно выделить бесспорные творения Златоуста, иные заведомо ему не принадлежат, но многие остаются под вопросом, особенно тогда, когда не удается установить точно другого автора". Вот отрывок из "Слова о проклятии" святителя Иоанна Златоуста, проповедующего противоположную точку зрения на то, как следует поступать с еретиками. Ни о каком "сокруши уста... освяти руку..." там и речи нет:

                      «Ибо, скажи мне, что значит то, что ты называешь проклятием (анафема)? Вникни в это слово, рассуди, что ты говоришь; понимаешь ли ты силу его? ... Изрекаемое тобою "анафема" не то ли значит, чтобы такой-то был предан дьяволу, не имел участия во спасении, был отвержен от Христа?


                      Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов -- по левую (Матф. XXV, 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? ... Почему же, тогда как никто из получивших власть не делал этого или не смел произносить такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки (цели) смерти Господней, и предупреждаешь суд Царя? ... Но что говорят люди, способные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе дьявола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и суетною лестию ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами, особенно учитель его, произведший разделение в церкви, -- разумея Павлина или Аполлинария. ... Но ты поучай с кротостью наставляя противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. II, 25, 26). Простри сеть любви, не для того, чтобы храмлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом. Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее -- несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жив будет, и ты спас душу твою (Иез. III, 21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостью, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, -- без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это -- великая польза, это -- великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты -- ученик Христов.


                      ... Посему увещеваю вас, не оставляйте без внимания этих слов. Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении
                      Иоанн Златоуст о запрете христианам исправлять впадающих в грех насилием:

                      «Христианам в особенности запрещается исправлять впадающих в грех насилием. Наша война не живых делает мертвыми, но мертвых живыми, ибо полна кротости и смирения Я гоню не делом, но словом, и преследую не еретиков, но ересь Мне привычно терпеть преследования, а не преследовать, - быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал распятый, а не распиная, - не ударяя, но принимая удары».

                      (Цит. по: Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы 4 в. (8. Иоанн Златоуст. 2. Златоуст, как учитель)).

                      Комментарий

                      • Sleep
                        виртуальный лисенок

                        • 24 April 2009
                        • 7348

                        #26
                        Сообщение от Денис Нагомиров
                        На счет слов Златоуста про "освяти руку твою ударом", сложно сказать принадлежит ли оно ему, или нет. Тот кто читал труды Златоуста, тот увидит, что дух этого отрывка, не соответствует духу прочих трудов Иоанна Златоуста. :
                        Из статьи я понял, что это относят к раннему Златоусту. Вполне возможно, что находясь в городе, который вот-вот захлестнет бунт, стихийный и беспощадный, он вполне мог такое вот сказать. В целом эта его проповедь говорит о том, что людей и город нужно спасти, поэтому нужно, чтобы каждый сознательный горожанин не был равнодушен к подстрекателям, и вмешивался в их деятельность. Чтобы спасти и их, и других людей.
                        Причем применение физической силы - это уже крайняя мера, которая объяснялась критической обстановкой.

                        В ситуации, когда в городе ОЧЕНЬ МНОГО решительно настроенных христиан это могло привести к уникальной в истории ситуации: усмирению волнений в обществе не при помощи полиции и власти, а самим этим обществом.

                        В общем, насколько я понял, это была единичная проповедь, продиктованная отчаянным положением вещей.
                        к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.

                        Комментарий

                        • Денис Нагомиров
                          Ветеран

                          • 01 February 2013
                          • 9120

                          #27
                          Сообщение от Sleep
                          Из статьи я понял, что это относят к раннему Златоусту. Вполне возможно, что находясь в городе, который вот-вот захлестнет бунт, стихийный и беспощадный, он вполне мог такое вот сказать. В целом эта его проповедь говорит о том, что людей и город нужно спасти, поэтому нужно, чтобы каждый сознательный горожанин не был равнодушен к подстрекателям, и вмешивался в их деятельность. Чтобы спасти и их, и других людей.
                          Причем применение физической силы - это уже крайняя мера, которая объяснялась критической обстановкой.

                          В ситуации, когда в городе ОЧЕНЬ МНОГО решительно настроенных христиан это могло привести к уникальной в истории ситуации: усмирению волнений в обществе не при помощи полиции и власти, а самим этим обществом.

                          В общем, насколько я понял, это была единичная проповедь, продиктованная отчаянным положением вещей.
                          Есть еще такие слова Златоуста, в каком значении заграждать уста, то ли словом, то ли иначе, непонятно. Ничего не утверждаю, просто приведу:

                          Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 46-ая на Евангелие от Матфея:

                          "Заметь также усердие слуг: они сейчас же готовы выдергать плевелы, хотя поступают не совсем осмотрительно. Это показывает их заботливость о посеянном; они имеют в виду не то, чтобы был наказан всеявший плевелы, а единственно то, чтобы не погибло посеянное господином; в первом не было нужды, а потому и придумывают средство, как бы только истребить болезнь. Впрочем, избравши средство, они не осмеливаются сами собою привести его в исполнение; но ожидают приговора от господина, спрашивая его: хощеши ли? Что же отвечает им господин? Запрещает, говоря: да не когда ... восторгнете с ними купно пшеницу. Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства. И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной.

                          Но что разумел Господь, сказав: да не восторгнете с ними купно пшеницу? Или то, что принявшись за оружие и убивая еретиков, неминуемо истребите с ними многих святых; или то, что многие из этих самых плевел могут перемениться и сделаться пшеницею. Следовательно, если вы, говорит Он, искорените их преждевременно, то лишив жизни людей, которым было еще время перемениться и исправиться, истребите то, что могло бы стать пшеницею. Итак, Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры; но запрещает их истреблять и убивать. И заметь, какова кротость Господа: Он не просто объявляет приговор Свой, не просто повелевает, но излагает вместе и причины. Что же будет, если плевелы соблюдутся до конца? Тогда реку жателем: соберите первее плевелы, и свяжише их в снопы, яко сожещи я. Опять приводит на память ученикам слова Иоанновы, в которых Он изображен Судиею, и вразумляет, что должно щадить плевелы, доколе они растут подле пшеницы, потому что для них возможно еще стать пшеницею. Если же еретику случится умереть без всякого плода, то необходимо постигнет его неизбежное наказание. Реку жателем, говорит Господь, соберите первее плевелы. Для чего же первее? Чтобы ученикам не подать случая к опасению, что вместе с плевелами выдергана будет пшеница. И свяжите их в снопы, яко сожещи я; а пшеницу соберите в житницу."

                          Комментарий

                          • sam1
                            Метафизический Сам

                            • 15 January 2009
                            • 19049

                            #28
                            Сообщение от Денис Нагомиров
                            На счет слов Златоуста про "освяти руку твою ударом", сложно сказать принадлежит ли оно ему, или нет. Тот кто читал труды Златоуста, тот увидит, что дух этого отрывка, не соответствует духу прочих трудов Иоанна Златоуста. Протоиерей Георгий Флоровский о наследии Иоанна Златоуста пишет: "Литературное наследие Златоуста громадно. Нелегко определить его точный объем. Со временем имя Златоуста стало настолько славно, что им надписывали и чужие беседы и слова. Можно выделить бесспорные творения Златоуста, иные заведомо ему не принадлежат, но многие остаются под вопросом, особенно тогда, когда не удается установить точно другого автора". Вот отрывок из "Слова о проклятии" святителя Иоанна Златоуста, проповедующего противоположную точку зрения на то, как следует поступать с еретиками. Ни о каком "сокруши уста... освяти руку..." там и речи нет
                            Полторы-две тысячи лет назад не существовало авторского права, начинающий автор был рад подписывать свои труды именами великих писателей, лишь бы читали. Вполне возможно, что кто-то "подписался" Златоустом, когда вставлял этот фрагмент в его труды. Причем, из самых лучших побуждений. Также возможен вариант, что свт. Иоанн это сказал сгоряча, и не упоминал таких формулировок в более поздних произведениях. А именно цитируемость и повторение определенных литературных приемов говорит о том, что это точка зрения автора, в которой он убежден.
                            Пишите по теме, пожалуйста.

                            Комментарий

                            • Денис Нагомиров
                              Ветеран

                              • 01 February 2013
                              • 9120

                              #29
                              Сообщение от sam1
                              Полторы-две тысячи лет назад не существовало авторского права, начинающий автор был рад подписывать свои труды именами великих писателей, лишь бы читали. Вполне возможно, что кто-то "подписался" Златоустом, когда вставлял этот фрагмент в его труды. Причем, из самых лучших побуждений. Также возможен вариант, что свт. Иоанн это сказал сгоряча, и не упоминал таких формулировок в более поздних произведениях. А именно цитируемость и повторение определенных литературных приемов говорит о том, что это точка зрения автора, в которой он убежден.
                              Но можно с точностью утверждать, что Восточные Отцы были против насилия над еретиками и вообще смотрятся пацифистами. В этом плане, они ориентир для православного христианина. Да и в ПЦ нет вообще учения о смертной казни в отличие от Римской церкви. Папа Римский Франциск хочет изменить католическое учение о смертной казни, а православным и не надо ничего такого менять, потому что и нет такого учения. Протестанты наверное еще более жестокими были.

                              Преп. Феодор Студит. Послание 26(214). К Феофилу, епископу Ефесскому

                              Взяв в руки письмо, которое прислала священная высота твоя брату нашему Афанасию, и прочитав его, я опечалился великою печалью, почтеннейший отец мой, во-первых, потому, что между нами самими, прямо выступавшими за истину против неистовствующей теперь ереси иконоборцев, происходят несогласия и возникают разделения; во-вторых, потому, что я, нижайший, вынужден сделать возражение. Да простит величие твое; но речь идет об истине, важнее и достопочтеннее которой нет ничего.


                              Что же прискорбное содержится в письме? "Мы, - говоришь ты, - не советовали ни убивать манихеев, ни не убивать; но если бы и позволили, то сделали бы дело, величайшее из прекрасных".


                              Что говоришь ты, богопочтенный? Господь запретил это в Евангелии, сказав: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф.13:29). Ты же называешь величайшим из прекрасных дел позволение исторгать их.


                              А то, что плевелами Он назвал именно еретиков, как тогдашних, так и последующих, т.е. всех, об этом послушаем Златоуста, который, изъясняя те же самые слова, говорит так: "Что Господь запрещает, говоря: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы? Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства; и еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной".


                              И далее: "Что разумел Господь, сказав: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, как не то, что если вы приметесь за оружие и станете убивать еретиков, то неминуемо будут истреблены вместе с ними и многие из святых?" [1] Это и случилось в наши времена; ибо кровопролития и убийства наполнили нашу страну, и многие из святых преданы смерти; слово Господне оказалось нетщетным, как засвидетельствовали многие.


                              И для чего мы говорим, что не позволительно убивать еретиков? Нам не позволительно даже и желать им зла. Послушаем опять Господа, Который, по словам премудрого Дионисия, сказал святому Карпу: "Наноси Мне удары, Я готов опять страдать за спасение людей; для Меня это вожделенно, только бы другие люди не грешили; впрочем, смотри, хорошо ли будет для тебя - пребывание с Богом и добрыми и человеколюбивыми Ангелами променять на жизнь в пропасти со змиями" [2].


                              Видишь, богомудрый, гнев Божий на святого за то, что он молил о еретиках, чтобы они лишены были жизни; и если бы святой остался при таком расположении, то был бы осужден. Таким образом, отнюдь не должно желать зла врагам, как показала истина; а, напротив, нужно молиться о них, как показал Сам Господь во время страдания, сказав к Отцу Своему: Отче! прости им грех: ибо не знают, что делают (Лк.23:34).


                              Что же касается того, будто, как говорит святость твоя, с твоим мнением согласны некоторые святые, то прости, отец, мы не хорошо понимаем слова святых и потому оказываемся вносящими новое вопреки отцам, или лучше сказать, вопреки Богу. Так божественный Кирилл, в речи против Юлиана, выразился согласно с древним законом, не смешивая Ветхого Завета с Новым; - да не будет. Ибо он не мог не знать, что сказанное в законе сказано тем, кто жил под законом (см. Рим. гл.4); равно не мог не знать он и сравнения, сделанного Спасителем в следующих словах: сказано древним то-то; а Я говорю вам то-то (Мф.5:21-22). Поэтому мы, как говорит божественный Дионисий к некоему Демофилу, не примем твоих слишком ревностных стремлений, хотя бы тысячу раз ты ссылался на Финееса и Илию.


                              То же услышав, Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (Лк.9:54-56). Ибо наш Божественный Священноначальник с кротостью поучает противящихся учению Божию. Надобно учить неведущих, а не наказывать. Будем же, блаженный, внимать тому, что сказал и святой Павел, солнце вселенной (см. 2Тим.2:25). Также и Игнатий Богоносец говорит: "Ненавидящих Бога надобно ненавидеть и на врагов Его негодовать (ср. Пс.78:6), но не преследовать или бить их нам, подобно язычникам, не знающим Бога". Если же не должно бить, то едва ли должно убивать их.


                              Так как ты, Владыка, полагаешь, что и святой Симеон, живший на дивной горе, согласен с тобою, то не думай этого. Ибо святой не мог противиться Христу или учителям, высшим его. Но что же тогда? Он говорил увещание к тогдашнему императору о язычниках, мучивших христианский народ, стараясь о том, чтобы христиане не были угнетаемы самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам.


                              Сообщаемое об Иоанне Постнике, предстоятеле Константинопольском [3], будто он повелел посадить на кол волшебников, мне не кажется истинным, но, может быть, он допустил это. Ибо и они убийцы, с которыми начальникам не запрещено поступать по римским законам; ибо они не напрасно, - говорит апостол, - носят меч, но суть отмстители делающему злое (Рим.13:4); но это непозволительно в отношении к тем, о которых Господь изрек запрещение. Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии.


                              Так, Владыка, думаем мы, уничиженные; и, скажем по неразумию, даже Блаженнейшему Патриарху нашему мы дерзновенно сказали, что Церковь не мстит мечом, и он согласился с этим. Императорам же, совершавшим убийство, мы сказали, первому: "Не угодно Богу такое убийство", а второму, требовавшему одобрения на убийство: "Прежде пусть снимут мою голову, нежели я соглашусь на это". Таков ответ от нас, грешных. Вы же, святейшие, если читали другое Евангелие, которого мы не знаем, то хорошо; а если нет, то вдумайтесь в то, что объявил апостол.


                              Примечания


                              1. Беседа 46 на Евангелие от Матфея. Творения святителя Иоанна Златоуста. Спб. 1901. Т.VII. С.482.
                              2. Дионисий Ареопагит к Демофилу. Гл.6. Четии-Минеи 26 мая и 3 октября.
                              3. Преп. Симеон Столпник, Дивногорец, и св. Иоанн Постник, архиепископ Цареградский, жили в конце VI в.
                              Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 2. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С.55-59.

                              Комментарий

                              • Денис Нагомиров
                                Ветеран

                                • 01 February 2013
                                • 9120

                                #30
                                Свт. Игнатий Брянчанинов. Понятие о ереси и расколе, 2.

                                Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее - молчаливым приветствием, смирением, любовью, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовью этого человека к ближнему.

                                Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего, и да даруется тебе великий Божий дар - спасение ближнего твоего.
                                Последний раз редактировалось Денис Нагомиров; 07 March 2019, 08:14 AM.

                                Комментарий

                                Обработка...