Уже который раз столкнулся на форуме с явлением, когда совершенно ничего не читающий у православных монахов, очень категорично пытается говорить об их мировоззрении. На вопрос: "Что ты читал у них?" Получаю не раз ответ: "А зачем они мне надо, чтобы их читать?" Т.е., не читал, но осуждает...
Потому я решил выложить в эту тему подборку из изречений православных монахов, которую выписывал для себя, читая различную православную литературу. Может кому из тех, кто лениться читать просвещающие книги целостно, проще и легче будет ознакомиться хотя бы с некоторыми изречениями тех же монахов, чтобы иметь хоть малейшее представление о том, как они верили. Хотя, конечно же, я понимаю, что ищущие предлог и здесь легко найдут себе пищу, чтобы и эти изречения исказить. И все же выкладываю эти подборку для рассудительных, а такие здесь есть, не сомневаюсь.
Свв. Варсонуфий и Иоанн о монашестве:
"Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли."
"Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца."
"Говори себе словами блаженного Арсения: Арсений, зачем ты вышел (из мира)? Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его."
"Не все, живущие в монастырях, монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское."
Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник о монашестве:
"Кто удалился от мира из любви к Богу, тот в самом начале приобрел уже огонь, и как огонь, брошенный на дрова, вскоре сильнейший воспламенит пожар".
Св. Иоанн Лествичник о монашестве:
"Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно".
"Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных".
"Кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это - победные почести и иноков, и мир не может вместить оных, - если же и мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?"
"Каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст, и от чаши сей, которая со слезами, да пиет; да не в суд себе воинствует".
"Знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна есть стезя только, вводящая в заблуждение. Она называется самочинием".
"Свет монахов суть Ангелы, монахи же свет для всех человеков; и поэтому да подвизаются они быть благим примером во всем, «никому ни в чем не полагая претыкания» (2 Кор. 6, 3), ни делом, ни словом."
Прп. авва Дорофей:
"Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи."
"Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь, оставили все мирское; но (и здесь), ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия (мирские). Однако мы не должны так делать; но как мы отреклись от мира и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам."
"Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние (другим) и приятие (от них), тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Это и значат слова Апостола: «мне мир распяся»; потом он прибавляет: и «аз миру». Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается миру, и сподобляется сказать с Апостолом: «мне мир распяся, и аз миру»."
Св. Исаак Сирин о монашестве:
"Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего".
"Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища".
"Кто любит беседу со Христом, тот любит уединение. Любящий покаяние! Возлюби безмолвие и ожидай смерти".
"От бесед с людьми забывается осторожность, в мысли у человека изглаждаются намерения воли его, ибо входящее вратами зрения или слуха приносит холодность и омрачение ума для Божественного".
"Добродетельное иноческое житие - похвала Церкви Христовой".
"И живущие в затворах помогают мудрым советом и молитвами за людей".
"Насколько человек удаляется от сообращения с человеками, настолько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем".
"Добродетель удаления от мира состоит не в переселении тела, но в устранении от мирских дел, чтобы не занимать ума своего миром".
"На сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Св. Духе".
Св. Макарий Великий о монашестве:
"Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор".
Св. Иоанн Златоуст о монашестве:
"Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия бегут в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало".
"Между монашеской и мирской жизнью - такое же различие, какое между пристанью и морем, непрестанно колеблемым ветрами".
Св. Василий Великий о монашестве:
"Имей уши, отверзтые к слушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливыми и сердце осмотрительное".
Св. Григорий Богослов о монашестве:
"Монашеская жизнь - начаток будущего века. Наше богатство - Христос".
Прп. Антоний Великий о монашестве:
"Ведающие Бога бывают исполнены всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское".
"Отвращение возымей ко чреву своему, к требованиями века сего, к похоти злой и к чести людской, живи так, как бы тебя не было в мире сем, и обретешь покой".
"Молил я Бога показать мне, какой покров окружает и защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов охраняли его как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И, несмотря на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от Милосердного Господа: «Никого не может низложить диавол, он не имеет больше никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим страстям и похотям». Я спросил: «Всякому ли монаху дается такой покров?» И мне было показано множество иноков, огражденных такой защитой".
"Кто живет в пустыне и безмолвии, тот свободнее от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение - искушение в сердце".
"Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил; также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни."
Прп. Ефрем Сирин о монашестве:
"Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни".
"Как бросивший камень в чистый источник мутит его, так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает душу ближнего".
"Кто хочет стать монахом и не переносить оскорбления, уничижения и ущерба, тому монахом не бывать."
"Жизнь монаха да полагает печать умерщвления похоти на все члены его: образец для него жизнь Иоанна Предтечи."
Св. Нил Синайский о монашестве:
"Желая угодить толпе, толпе подобен будешь".
"Путь к добродетели бегство от мира путь благий и краткий."
"Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять все тленное."
Авва Моисей о монашестве:
"Бегающий людей похож на зрелую виноградную лозу, а обращающийся с ними - на незрелый виноград".
Прп. Кассиан Римлянин о монашестве:
"Лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Лучше не давать обета, нежели дав обет, не исполнить его".
"Так как хитрейший змей не перестает блюсти пяту пашу, то есть наветует нашему исходу и до конца жизни нашей старается нас запнуть, уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, а конец не будет согласен с началом, если не сохранишь до конца нищеты и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы тебе сохранить их, блюди главу змея, то есть первые помыслы, внушаемые им, и немедля открывай их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу его".
"Есть три вида отречения от мира: первое то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе то, в коем оставляем прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные; третье то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, только будущее созерцаем и вожделеваем того, что не видимо."
"Итак, со всем настоянием надобно нам спешить к тому, чтоб и внутренний наш человек сбросил с себя и расточил все, собранное им в прежней жизни, богатство страстей, которые, прицепляясь к телу и душе, собственно наши суть, и если, пока еще мы в теле сем, не будут отсечены и отброшены, то и по исходе не прстанут сопровождать нас."
Св. Исихий Иерусалимский о монашестве:
"Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не и внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд сделать монахом человека внутреннего."
"Благочестивого и богобоязненного принадлежность нищета и смирение."
Потому я решил выложить в эту тему подборку из изречений православных монахов, которую выписывал для себя, читая различную православную литературу. Может кому из тех, кто лениться читать просвещающие книги целостно, проще и легче будет ознакомиться хотя бы с некоторыми изречениями тех же монахов, чтобы иметь хоть малейшее представление о том, как они верили. Хотя, конечно же, я понимаю, что ищущие предлог и здесь легко найдут себе пищу, чтобы и эти изречения исказить. И все же выкладываю эти подборку для рассудительных, а такие здесь есть, не сомневаюсь.
Свв. Варсонуфий и Иоанн о монашестве:
"Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли."
"Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца."
"Говори себе словами блаженного Арсения: Арсений, зачем ты вышел (из мира)? Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его."
"Не все, живущие в монастырях, монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское."
Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник о монашестве:
"Кто удалился от мира из любви к Богу, тот в самом начале приобрел уже огонь, и как огонь, брошенный на дрова, вскоре сильнейший воспламенит пожар".
Св. Иоанн Лествичник о монашестве:
"Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно".
"Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных".
"Кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это - победные почести и иноков, и мир не может вместить оных, - если же и мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?"
"Каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст, и от чаши сей, которая со слезами, да пиет; да не в суд себе воинствует".
"Знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна есть стезя только, вводящая в заблуждение. Она называется самочинием".
"Свет монахов суть Ангелы, монахи же свет для всех человеков; и поэтому да подвизаются они быть благим примером во всем, «никому ни в чем не полагая претыкания» (2 Кор. 6, 3), ни делом, ни словом."
Прп. авва Дорофей:
"Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи."
"Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь, оставили все мирское; но (и здесь), ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия (мирские). Однако мы не должны так делать; но как мы отреклись от мира и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам."
"Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние (другим) и приятие (от них), тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Это и значат слова Апостола: «мне мир распяся»; потом он прибавляет: и «аз миру». Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается миру, и сподобляется сказать с Апостолом: «мне мир распяся, и аз миру»."
Св. Исаак Сирин о монашестве:
"Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего".
"Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища".
"Кто любит беседу со Христом, тот любит уединение. Любящий покаяние! Возлюби безмолвие и ожидай смерти".
"От бесед с людьми забывается осторожность, в мысли у человека изглаждаются намерения воли его, ибо входящее вратами зрения или слуха приносит холодность и омрачение ума для Божественного".
"Добродетельное иноческое житие - похвала Церкви Христовой".
"И живущие в затворах помогают мудрым советом и молитвами за людей".
"Насколько человек удаляется от сообращения с человеками, настолько сподобляется свободного доступа к Богу в уме своем".
"Добродетель удаления от мира состоит не в переселении тела, но в устранении от мирских дел, чтобы не занимать ума своего миром".
"На сколько человек отсекает от себя утешения мира сего, на столько сподобляется радости Божией во Св. Духе".
Св. Макарий Великий о монашестве:
"Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор".
Св. Иоанн Златоуст о монашестве:
"Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия бегут в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало".
"Между монашеской и мирской жизнью - такое же различие, какое между пристанью и морем, непрестанно колеблемым ветрами".
Св. Василий Великий о монашестве:
"Имей уши, отверзтые к слушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливыми и сердце осмотрительное".
Св. Григорий Богослов о монашестве:
"Монашеская жизнь - начаток будущего века. Наше богатство - Христос".
Прп. Антоний Великий о монашестве:
"Ведающие Бога бывают исполнены всякими благими помышлениями и, вожделевая небесного, презирают житейское".
"Отвращение возымей ко чреву своему, к требованиями века сего, к похоти злой и к чести людской, живи так, как бы тебя не было в мире сем, и обретешь покой".
"Молил я Бога показать мне, какой покров окружает и защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов охраняли его как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И, несмотря на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от Милосердного Господа: «Никого не может низложить диавол, он не имеет больше никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим страстям и похотям». Я спросил: «Всякому ли монаху дается такой покров?» И мне было показано множество иноков, огражденных такой защитой".
"Кто живет в пустыне и безмолвии, тот свободнее от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение - искушение в сердце".
"Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил; также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни."
Прп. Ефрем Сирин о монашестве:
"Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни".
"Как бросивший камень в чистый источник мутит его, так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает душу ближнего".
"Кто хочет стать монахом и не переносить оскорбления, уничижения и ущерба, тому монахом не бывать."
"Жизнь монаха да полагает печать умерщвления похоти на все члены его: образец для него жизнь Иоанна Предтечи."
Св. Нил Синайский о монашестве:
"Желая угодить толпе, толпе подобен будешь".
"Путь к добродетели бегство от мира путь благий и краткий."
"Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять все тленное."
Авва Моисей о монашестве:
"Бегающий людей похож на зрелую виноградную лозу, а обращающийся с ними - на незрелый виноград".
Прп. Кассиан Римлянин о монашестве:
"Лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Лучше не давать обета, нежели дав обет, не исполнить его".
"Так как хитрейший змей не перестает блюсти пяту пашу, то есть наветует нашему исходу и до конца жизни нашей старается нас запнуть, уязвить, то ты не получишь никакой пользы от того, что хорошо начнешь и покажешь ревность при начале отречения от мира, а конец не будет согласен с началом, если не сохранишь до конца нищеты и смирения Христова, согласно обещанию своему. А чтобы тебе сохранить их, блюди главу змея, то есть первые помыслы, внушаемые им, и немедля открывай их старцу, то научишься сокрушать вредоносную главу его".
"Есть три вида отречения от мира: первое то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе то, в коем оставляем прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные; третье то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, только будущее созерцаем и вожделеваем того, что не видимо."
"Итак, со всем настоянием надобно нам спешить к тому, чтоб и внутренний наш человек сбросил с себя и расточил все, собранное им в прежней жизни, богатство страстей, которые, прицепляясь к телу и душе, собственно наши суть, и если, пока еще мы в теле сем, не будут отсечены и отброшены, то и по исходе не прстанут сопровождать нас."
Св. Исихий Иерусалимский о монашестве:
"Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не и внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд сделать монахом человека внутреннего."
"Благочестивого и богобоязненного принадлежность нищета и смирение."
Комментарий