Для чего в школе Православие?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Игорь Голаев
    Отключен

    • 01 October 2008
    • 7493

    #1

    Для чего в школе Православие?

    С недавних пор в прессе и в иных органах гласности стали раздаваться идеи о введение уроков религиоведения в школах, как предмет в общеобразовательной программе. Под религиоведением понимается не ознакомление с религиями существующими сегодня и вчера, а Православие. Получается, что в школах хотят ввести уроки Православия.
    Учитывая, что наша страна объединяет в себя множества народов, исторически исповедующие не Православие, а иные религии (ислам, буддизм, протестантские течения), то получается уже не свобода вероисповедания, а навязывания определенных догматов веры в обязательном порядке школы.
    Конечно, борцы за введение уроков Православия на первый взгляд вроде бы преследуют благие и добрые цели. Но будет ли это благом и добром для самого народа и государства в итоге?
    Вера и насилие два несопоставимых понятия.
    Вера это не учебное запоминание каких-то исторических фактов или цитат из Библии. Вера это Божественное откровение о себе и Боге и ее нельзя как-то передать, привить, научить. Веру дает Бог и это тоже одна из основных сторон ее. Так же, вера требует осознания, определенного настроя и состояния сердца. Иначе, ее семя посеется на неподготовленную, каменистую или тернистую землю и вера не войдет в него. Нельзя забывать, что школа это прежде всего дети, которые еще находятся в процессе формирования и познания этого мира. И на этом пути важно не искалечить детское сердце сухим, формальным, догматическим подходом к вечным и живым ценностям. Бог это Жизнь. И познается Он через жизнь.
    Если посмотреть на плоды подобных опытов, бывших уже в истории нашей страны, то можно увидеть, к чему все они привели. В конце 19 в., во времена правления Александра второго, вездесущим министром просвещения Победоносцевым в обязательном порядке в гимназиях были введены уроки Закона Божьего для повышения нравственности и законопослушия среди подрастающего поколения. Это были 80 90-е годы и именно в это время выросло то поколение, которое свершило революцию, а себя вообще объявили атеистами. Именно на это время приходят гимназические годы всех будущей вождей пролетариата, страшных церковных ненавистников. Плоды благих намерений Победоносцева привели к прямо противоположному результату. У детей уже со школьной скамьи все, что связывалось с Богом, христианством, церковью вызывало отвращение, которое на подсознательном уровне, глубоко вошло в них, благодаря урокам «Закона Божьего». Многие из будущих революционеров в начале своего жизненного выбора были связаны даже с семинариями и прочими духовными заведениям. Видя вседозволенность, разврат, духовную безграмотность, насилие многих священников на местах, невольно рождались в горячей голове мысли о том, что невозможно совместить те идеалы, о которых они говорили с тем образом жизни, который они вели. Эта несовместимость вела к тому - что Бог превращался в выдумки попов, которые придумали Его, чтобы прикрыть свое беззаконие и держать под контролем безграмотное население. Все революционеры ратовали за просвещение народа, а в религии и служителях ее они видели противников прогресса и движения. Это рождало антагонистические настроение во всем просвещенном обществе. Большинство образованных людей, выросшие на узкорослости религиозного образования, так или иначе причисляли себя к поборникам прогресса, а значит к противникам религии. Тогда, не обязательно было быть революционером, чтобы высмеивать духовенство и церковь. Ибо с ними было тесно связано всё, что подразумевалось под понятием «духовность». Вся передавая интеллигенция принимала в этом не последнее и не поддельное участие. Бывшие школьники, привыкшие видеть в Боге карающего старика, а в церкви то, что предлагается Им и на Небе в Вечности повзрослев, становились врагами этого понимания счастья и бытия, и тем самым - мечем, который опуститься на всех без различия, кто причисляет себя к Богу. Домоклов меч ковался на школьных скамейках. Сами преподаватели духовного знания стали катализатором будущего разрушения старого мира. Новый мир строился на иных принципах, где место Богу (в прежнем узком понимание), церкви (как сборище мракобесов) уже не было места. Метла атеизма выгнала всех, кто вставал на ее пути. И не было различия, какой ты масти. Была осквернена сама святыня, а значит все сопричастные ей были в тени этого осквернения. Они ассоциировались новыми людьми с прежним строем, со злом религиозного мракобесия и расценивались - как противники прогресса, враги нового строя и как нечто прошлое, отжившее, а значит мертвое, которое нужно отсекать острым ножом. Этот нож не появился сам собой, как думают сегодня многие непоследовательные исследователи. Этот нож был вложен учителями «Закона Божьего» через те слова и идеалы, которые они пытались привить молодому поколению. Ложное не может никогда дать добрые плоды. И то добро, которое неслось Победоносцевым, на проверку временем оказалось злом. А значит, оно всегда и было им.
    Зло может быть скрытым. Оно может приходить под масками духовного, добра и прочего. Но зло всегда останется злом, как волк никогда не сможет стать овцой.
    После, пришла иная религия в наше общество атеизм. Ее также страстно насаждали в школах, пытаясь воспитать новое поколение, нового человека. Еще когда были живы те, кто жил этим жизнь передавалась и давала жизнь. Но когда на их место пришли иные, только правильно говорившие о жизни, но давно не имеющие ее, то все переросло как и тогда в слова и мораль. И поколение, выросшее на этом пустословии и лжеидеалах легко сбросило школьные одежды, как только узда ослабла.
    О чем нам все это может сказать?
    Никогда нельзя дать веру человеку в обязательном порядке. Религия всегда перерастет во зло, когда уйдет жизнь и истинное семя из нее. А его нельзя взять из школьного учебника или конспекта.
    Школе намного важнее развивать в молодом человеке стремление к познанию, любовь к знанию, трудолюбие. Важно помочь ребенку поверить в себя, раскрыть свою личность, облагородить сердце. И это нелегкий труд. Но он так же требует уровня просвещенности от тех, кто несет его. Иначе, всё будет так, как есть сегодня. Но оно обязательно чем-то отзовется нам завтра.
  • paveletsky
    the млянин

    • 20 May 2002
    • 4533

    #2
    Ничему нас история не учит. Было уже православие обязательным, и мы знаем к чему это привело. Зачем же наступать на одни и те же грабли? Когда Церковь начинает действовать мирскими методами, навязывая свое мировоззрение и господство, она очень скоро перестает быть церковью и превращается в языческое капище, в котором поклоняются не Христу, а самой религии, будь-то православию или чему-либо еще.
    мой ЖЖ
    http://paveletsky.livejournal.com/

    Комментарий

    • Певчий
      И будет Бог во всем
      Модератор Форума

      • 16 May 2009
      • 62355

      #3
      Сам я православный. Живу на Украине. Хотя и очень хотел бы, чтобы детям с детства прививали христианские ценности в том числе и в школе, но к самой идее введения именно Православного учения отнесся бы негативно. Это создаст некий неуют инославным - а это не правильно будет.
      Потому думаю, что лучше бы ращрешить открывать некие частные школы, которые б имели право выпускать с государственными дипломами своих учеников. И вот там уже можно было бы вводить некие познавательные предметы по тем или иным религиозным системам. К примеру, при православных монастырях вполне допустимо было бы давать православное образование. При католических - католическое. Протестанты имели бы право на свои учреждения.
      А так, как есть ситуация в стране ныне (думаю, что и в России также), нельзя насильно насаждать веру. Допустимо только некая форма ознакомления с христианством, при официальном запросе на то со стороны родителей...
      Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

      Комментарий

      • Индепендент
        верующий по Евангелию

        • 13 March 2008
        • 5021

        #4
        При всех ошибках советской власти, декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" был правильный и нужный.
        Судовой Журнал

        Комментарий

        • Володя77
          Отключен

          • 15 December 2003
          • 12012

          #5
          Сообщение от paveletsky
          Ничему нас история не учит. Было уже православие обязательным, и мы знаем к чему это привело. Зачем же наступать на одни и те же грабли? Когда Церковь начинает действовать мирскими методами, навязывая свое мировоззрение и господство, она очень скоро перестает быть церковью и превращается в языческое капище, в котором поклоняются не Христу, а самой религии, будь-то православию или чему-либо еще.
          Павел..., Церковь не действует мирскими методами.
          Церковь это те, которые действуют Божьими методами..., в Божьем Духе, одобряя и поддерживая только Божье, а не мирское (потому что в них Дух и водительство Божье, а не дух и водительство мира сего), независимо от того, как относится к этому "мир".
          Действующие же мирскими методами - не Церковь... по определению, так как Церковь, - есть "вызванные из мира вон".
          В том числе, и по таким аспектам легко узнать, кто Церковь Христова (кто от Бога), а кто... мир (кто от мира сего).

          Комментарий

          • Божий раб
            Завсегдатай

            • 25 September 2006
            • 854

            #6
            Говорят, большое видится на расстоянии...
            То ЧТО пришло к нам нынче - громадно...
            Оно многолико и к каждой стороне жизни человеческой обращает взор свой, и тогда сторона человеческая становится его ликом...
            И вы увидев только один его лик и рассуждаете о нем...
            В овчарню пришел вор, чтобы погубить... Пришел под видом пастыря и слепые обрадовались ему ...
            И многое вор тот успевает и все удается ему...И приспешников ему не надо искать, все готовы угодить... и малый, и великий. И привел с собой рать наглую, которая Бога не боится.
            В каждом есть зерно духовное... И нет ничего нежнее его и слабее...
            И вор знает это...
            И может взрасти зерно то только под лучами правды и истины Божией.
            Но где ее взять, ибо тьма вокруг...
            И как из дома объятого пламенем исходит дым, так из овчарни повалил смрад, чтобы собой все объять... ибо зло любит тьму.
            И задыхаются от смрада овцы в овчарне, и расхищают их волки во тьме объявшей овчарню и даже овечьих шкур уже те волки не одевают, и слепые пастыри не видят того...
            И смрад тот уже не остановить, и будет он слепить, и душить, и убивать зерно духовное в каждом...И зерна те не взойдут...
            Кто истино хочет погубить сад, тот губит его на корню...
            Да вразумит нас Господь.
            недостойный раб Божий

            Комментарий

            • Georgy
              Отключен

              • 12 August 2002
              • 8475

              #7
              Мне думается автор темы сознательно вводит в заблуждение форумчан, а некоторые сознательно подпевают ему.

              Вот здесь об этом чётко и подробно.

              Комментарий

              • Володя77
                Отключен

                • 15 December 2003
                • 12012

                #8
                Сообщение от Georgy
                Мне думается автор темы сознательно вводит в заблуждение форумчан, а некоторые сознательно подпевают ему.

                Вот здесь об этом чётко и подробно.
                Я был некоторое время на кураевке. И убедился в лживости и провокационности слов А. Кураева. Верить тому, что говорит этот человек - нельзя. Он способен на ложь... и ложь весьма неприглядную..., и идет на это ЛЕГКО. При этом, он способен делать это довольно искуссно, умело вплетая ложь в обычный разговор об истине (он "достойный ученик" своих "учителей").
                Из этого ясно просматривается вывод о том сообществе, к которому он и принадлежит (здесь Господь указывает нам на еще один признак..., одной структуры. Это для внимательных и ищущих).

                Комментарий

                • Georgy
                  Отключен

                  • 12 August 2002
                  • 8475

                  #9
                  Сообщение от Володя77
                  Я был некоторое время на кураевке. И убедился в лживости и провокационности слов А. Кураева. Верить тому, что говорит этот человек - нельзя. Он способен на ложь... и ложь весьма неприглядную..., и идет на это ЛЕГКО.
                  Владимир, хоть это уже и оффтоп, но зато в русле вашего заявления, посему ответьте честно:
                  1. Вы способны на ложь?
                  2. Бывает ли хоть иногда реализуема эта ваша способность?

                  Комментарий

                  • Maurerfreude
                    Отключен

                    • 23 October 2008
                    • 8110

                    #10
                    Много букв. Не осилил. Лучше просто отвечу на вопрос: не нужно это в шоклах совсем. Лучше эти часы под физкультуру отдать- при малоподвижном образе жизни это очень полезно было бы.

                    Комментарий

                    • Игорь
                      He died4me, I live4Him
                      Админ Форума

                      • 03 May 2000
                      • 14897

                      #11
                      Сообщение от Georgy
                      Мне думается автор темы сознательно вводит в заблуждение форумчан, а некоторые сознательно подпевают ему.

                      Вот здесь об этом чётко и подробно.
                      Читаем это "подробно"


                      Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В то же время для преподавания в школе выбраны православие - одно из направлений христианства, а также ислам, буддизм, и иудаизм. Почему отдается предпочтение лишь некоторым мировым религиям и направлениям христианства?
                      Равенство религий перед законом не означает их равенства перед культурой и историей России. Никакая конституция не может уравнять вклад кришнаизма в культуру России и вклад православия или ислама. Без знания христианства многое будет непонятно в истории и жизни Европы и России. А вот не-знание о вере мормонов не так печально отзовется на судьбах русских детей.
                      К счастью, жизнь не сводится к дискуссии адвокатов. Нет же правовой дефиниции пушкинского стиха. А стих-то есть! Никакое право не определяет статус Пушкина в русской культуре. А статус этот выше, чем у президента! И оттого школы проводят ежедневную и публичную дискриминацию - отличая Пушкина от Пупкина, Пушкину предоставляя право звучать в школе, а Пупкину - нет. Любая школа делает свои преференции, включая или не включая те или иные события, произведения и языки в курс обучения.
                      Поэтому в школе пойдет разговор только о 4 религиях России, хотя Минюсту их известно гораздо больше. Часть из них и в наших текстах узнает основные тезисы своей веры (и при этом не услышит нашей богословской критики в их адрес. Ну, а некоторые религии еще слишком молоды или слишком иностранны для того, чтобы войти в российскую школу.
                      Наконец, упомянутые четыре религии кстати, они еще в 197 году были перечислены в преамбуле российского закона о свободе совести - расскажут о себе в порядке отклика на уже существующий интерес именно к ним. Есть спрос в школе на разговор именно об этой религии и разговор будет. Если же у родителей и детей спроса на эту тематику нет зачем ее навязывать? Приглашает общество через школу. Приглашает своих старых знакомцев, а не тех, кто рекламирует только что созданный ими продукт.
                      В любом случае: ребенок, имеющий несчастье расти в семье иеговистов, получит возможность не ходить на уроки православной культуры. Он сможет совмещать изучение светского природоведения с изучением светской этики.

                      Итого, католичество и протестанитизм по-Кураеву не равны с православием. В тексте это видите? Это то о чем и беспокоился автор первого сообщения, Георгий.

                      С любовью во Христе, Игорь Лихнякевич
                      Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

                      Комментарий

                      • Володя77
                        Отключен

                        • 15 December 2003
                        • 12012

                        #12
                        Сообщение от Georgy
                        Владимир, хоть это уже и оффтоп, но зато в русле вашего заявления, посему ответьте честно:
                        1. Вы способны на ложь?
                        2. Бывает ли хоть иногда реализуема эта ваша способность?
                        На провокационные вопросы не отвечаю. И это не в русле моего заявления. Это я ответил Вам, указывая на неуместность цитировать УМЫШЛЕННОГО лжеца, как источника познания чего-то.
                        Кураев говорит ложь осознанно и с намерением оболгать и облить грязью народ Божий. Это внятно было видно...
                        Даже трудно представить, что он там может написать в этом учебнике по основам православия... (!!!)

                        Комментарий

                        • Georgy
                          Отключен

                          • 12 August 2002
                          • 8475

                          #13
                          Сообщение от Володя77
                          Кураев говорит ложь осознанно и с намерением оболгать и облить грязью народ Божий. Это я видел.
                          А у себя?

                          Комментарий

                          • Володя77
                            Отключен

                            • 15 December 2003
                            • 12012

                            #14
                            Сообщение от Игорь Голаев
                            Для чего в школе Православие?
                            Скорее всего, для "пушечного мяса". Близко исполнение пророчества о князе Роша...

                            Комментарий

                            • Georgy
                              Отключен

                              • 12 August 2002
                              • 8475

                              #15
                              Сообщение от Игорь
                              католичество и протестанитизм по-Кураеву не равны с православием. В тексте это видите? Это то о чем и беспокоился автор первого сообщения, Георгий.
                              Об этом тоже там же чётко и подробно.

                              Но в качестве христианства будет рассматриваться именно православие при том, какая-то часть российских христиан католики. Не будут ли нарушены их интересы?
                              Сейчас в РФ нет этноса, история которого была бы неразрывно переплетена с католицизмом. Вот если бы этот предмет вводился в школьную программу СССР, тогда в перечень религий естественно вошло бы и католичество. Ведь в состав СССР входила Литва, Западная Украина и Западная Белоруссия, где эта религия является традиционной. А Российская империя, в отличие от Российской Федерации, включала в себя католическую Польшу. Однако сейчас эти некогда российские или советские регионы развиваются самостоятельно. Поэтому их проблемы только их проблемы, но никак не проблемы российского образования.
                              Своеобразие наших отношений с католичеством состоит в том, что католики признают все содержание православного вероучения. Это мы не согласны с их догматом о чистилище или о римском папе. Но, полагаю, эти «вкусовые добавки» к общехристианскому хлебу католическая семья или приход смогут добавить самостоятельно. А то, что мы расскажем о православии, не будет диссонировать с католической этикой.
                              - А протестанты? Они же есть всюду.
                              - Отношения православия с протестантизмом зеркально отражают наши отношения с католичеством. Со всем, чему учит протестантизм - мы согласны. Не согласны мы только с тем, что он у нас отрицает (иконы, крещение детей и т.д.). Но поскольку в нашем учебнике недопустима критика в адрес других религий, то и протестантский педагог не сможет критиковать православие.
                              А если из протестантизма вычитать критику православия, то что мы получим? Да то, что и так является основой православного христианства. Так что я не вижу здесь конфликтной ситуации. Мы можем работать вместе. Чтобы понудить протестантов к сотрудничеству, я адресую им простой вопрос: скажите, а зачем вам нужны свои, отдельные от православных уроки? Что вы хотите сказать на них? Уточняю вопрос: что бы вы хотели сказать детям такого, чего я не мог бы сказать на моих уроках? Что есть такого позитивного в сердцевине протестантской веры, чего нет в православии?
                              Поэтому я приглашаю и католиков и протестантов - давайте сотрудничать!
                              Ведь нам предстоит создать целую библиотечку. Вопервых, книга для родителей. Чтобы родители осознанно сделали выбор, для них нужно сделать краткий путеводитель по миру религий. Во-вторых, нужна книга для учителя. В-третьих, нужен учебник как таковой. В-четвертых, хрестоматия, к которой могут обращаться в поисках нужного материала все три стороны учебного процесса - и ребенок, и учитель, и родители. Хрестоматия должна быть наполнена стихами, рассказами, играми. Так давайте, «западные братья», подскажите мне, какие интересные рассказы для детей есть в европейской и американской христианской педагогике! Мы там заменим «Джонни» на «Ванечку» и включим в нашу хрестоматию. Я же не мыслю разговора с детишками без «Хроник Нарнии» протестанта Льюиса.
                              Большую часть материала мы попробуем изложить так, чтобы и христиане других конфессий могли бы узнать себя в наших текстах. Конечно, общехристианские ценности будут показаны через их воплощение в православной культуре.
                              Да, в учебнике будут иконы и будет разговор о них. Но в 4 классе икона будет представлена в отрыве от сложного догматико-богословского обоснования ее церковного статуса. Икона в учебнике будет презентована на таком уровне, который будет одинаково приемлем и для православных и для католиков и для протестантов: икона как «Библия для неграмотных», как иллюстрация, поясняющая библейский текст. Есть же у протестантов «Детские Библии». А у нас те же сюжеты иллюстрировала кисть Андрея Рублева
                              Не думаю, что для протестантских детей будет неприемлемо узнать о символике рублевской «Троицы». Будет просто беседа о том, какой библейский сюжет здесь изображен, как и почему. Призывать ее целовать никто не будет. А вот понять ее язык полезно любому человеку.
                              Я полагаю, что 90% материала ОПК будут интересны христианину любой конфессии. Скажем, первый урок я хотел бы начать с календаря. Почему годы отсчитываются от определенной точки. Что в ней произошло? А это уже повод поговорить о Рождестве Христовом Сомневаюсь, что при таком разговоре будут задеты или травмированы религиозные чувства представителей неправославных христиан.
                              Только в одном случае их ждет травма: если суть учения данной группы в ненависти к православию. На наших уроках не будет критики никакой религии. Но, значит, не будет и критики православия. Поэтому тем, кто символ своей веры сводит к хулению веры других, наш курс не понравится. И если ребенок из такой группы (а точнее секты) прослушает наш курс, он уже не будет верить тезису о том, что «православные это не христиане». Поэтому некоторых неопротестантов наш учебник поставит перед выбором: что вы считаете главным в своей вере диссидентство или христианство.
                              А знакомство с десятью процентами сугубо православных тем вряд ли повредит даже неправославному ребенку, живущему в России.

                              Комментарий

                              Обработка...