С недавних пор в прессе и в иных органах гласности стали раздаваться идеи о введение уроков религиоведения в школах, как предмет в общеобразовательной программе. Под религиоведением понимается не ознакомление с религиями существующими сегодня и вчера, а Православие. Получается, что в школах хотят ввести уроки Православия.
Учитывая, что наша страна объединяет в себя множества народов, исторически исповедующие не Православие, а иные религии (ислам, буддизм, протестантские течения), то получается уже не свобода вероисповедания, а навязывания определенных догматов веры в обязательном порядке школы.
Конечно, борцы за введение уроков Православия на первый взгляд вроде бы преследуют благие и добрые цели. Но будет ли это благом и добром для самого народа и государства в итоге?
Вера и насилие два несопоставимых понятия.
Вера это не учебное запоминание каких-то исторических фактов или цитат из Библии. Вера это Божественное откровение о себе и Боге и ее нельзя как-то передать, привить, научить. Веру дает Бог и это тоже одна из основных сторон ее. Так же, вера требует осознания, определенного настроя и состояния сердца. Иначе, ее семя посеется на неподготовленную, каменистую или тернистую землю и вера не войдет в него. Нельзя забывать, что школа это прежде всего дети, которые еще находятся в процессе формирования и познания этого мира. И на этом пути важно не искалечить детское сердце сухим, формальным, догматическим подходом к вечным и живым ценностям. Бог это Жизнь. И познается Он через жизнь.
Если посмотреть на плоды подобных опытов, бывших уже в истории нашей страны, то можно увидеть, к чему все они привели. В конце 19 в., во времена правления Александра второго, вездесущим министром просвещения Победоносцевым в обязательном порядке в гимназиях были введены уроки Закона Божьего для повышения нравственности и законопослушия среди подрастающего поколения. Это были 80 90-е годы и именно в это время выросло то поколение, которое свершило революцию, а себя вообще объявили атеистами. Именно на это время приходят гимназические годы всех будущей вождей пролетариата, страшных церковных ненавистников. Плоды благих намерений Победоносцева привели к прямо противоположному результату. У детей уже со школьной скамьи все, что связывалось с Богом, христианством, церковью вызывало отвращение, которое на подсознательном уровне, глубоко вошло в них, благодаря урокам «Закона Божьего». Многие из будущих революционеров в начале своего жизненного выбора были связаны даже с семинариями и прочими духовными заведениям. Видя вседозволенность, разврат, духовную безграмотность, насилие многих священников на местах, невольно рождались в горячей голове мысли о том, что невозможно совместить те идеалы, о которых они говорили с тем образом жизни, который они вели. Эта несовместимость вела к тому - что Бог превращался в выдумки попов, которые придумали Его, чтобы прикрыть свое беззаконие и держать под контролем безграмотное население. Все революционеры ратовали за просвещение народа, а в религии и служителях ее они видели противников прогресса и движения. Это рождало антагонистические настроение во всем просвещенном обществе. Большинство образованных людей, выросшие на узкорослости религиозного образования, так или иначе причисляли себя к поборникам прогресса, а значит к противникам религии. Тогда, не обязательно было быть революционером, чтобы высмеивать духовенство и церковь. Ибо с ними было тесно связано всё, что подразумевалось под понятием «духовность». Вся передавая интеллигенция принимала в этом не последнее и не поддельное участие. Бывшие школьники, привыкшие видеть в Боге карающего старика, а в церкви то, что предлагается Им и на Небе в Вечности повзрослев, становились врагами этого понимания счастья и бытия, и тем самым - мечем, который опуститься на всех без различия, кто причисляет себя к Богу. Домоклов меч ковался на школьных скамейках. Сами преподаватели духовного знания стали катализатором будущего разрушения старого мира. Новый мир строился на иных принципах, где место Богу (в прежнем узком понимание), церкви (как сборище мракобесов) уже не было места. Метла атеизма выгнала всех, кто вставал на ее пути. И не было различия, какой ты масти. Была осквернена сама святыня, а значит все сопричастные ей были в тени этого осквернения. Они ассоциировались новыми людьми с прежним строем, со злом религиозного мракобесия и расценивались - как противники прогресса, враги нового строя и как нечто прошлое, отжившее, а значит мертвое, которое нужно отсекать острым ножом. Этот нож не появился сам собой, как думают сегодня многие непоследовательные исследователи. Этот нож был вложен учителями «Закона Божьего» через те слова и идеалы, которые они пытались привить молодому поколению. Ложное не может никогда дать добрые плоды. И то добро, которое неслось Победоносцевым, на проверку временем оказалось злом. А значит, оно всегда и было им.
Зло может быть скрытым. Оно может приходить под масками духовного, добра и прочего. Но зло всегда останется злом, как волк никогда не сможет стать овцой.
После, пришла иная религия в наше общество атеизм. Ее также страстно насаждали в школах, пытаясь воспитать новое поколение, нового человека. Еще когда были живы те, кто жил этим жизнь передавалась и давала жизнь. Но когда на их место пришли иные, только правильно говорившие о жизни, но давно не имеющие ее, то все переросло как и тогда в слова и мораль. И поколение, выросшее на этом пустословии и лжеидеалах легко сбросило школьные одежды, как только узда ослабла.
О чем нам все это может сказать?
Никогда нельзя дать веру человеку в обязательном порядке. Религия всегда перерастет во зло, когда уйдет жизнь и истинное семя из нее. А его нельзя взять из школьного учебника или конспекта.
Школе намного важнее развивать в молодом человеке стремление к познанию, любовь к знанию, трудолюбие. Важно помочь ребенку поверить в себя, раскрыть свою личность, облагородить сердце. И это нелегкий труд. Но он так же требует уровня просвещенности от тех, кто несет его. Иначе, всё будет так, как есть сегодня. Но оно обязательно чем-то отзовется нам завтра.
Учитывая, что наша страна объединяет в себя множества народов, исторически исповедующие не Православие, а иные религии (ислам, буддизм, протестантские течения), то получается уже не свобода вероисповедания, а навязывания определенных догматов веры в обязательном порядке школы.
Конечно, борцы за введение уроков Православия на первый взгляд вроде бы преследуют благие и добрые цели. Но будет ли это благом и добром для самого народа и государства в итоге?
Вера и насилие два несопоставимых понятия.
Вера это не учебное запоминание каких-то исторических фактов или цитат из Библии. Вера это Божественное откровение о себе и Боге и ее нельзя как-то передать, привить, научить. Веру дает Бог и это тоже одна из основных сторон ее. Так же, вера требует осознания, определенного настроя и состояния сердца. Иначе, ее семя посеется на неподготовленную, каменистую или тернистую землю и вера не войдет в него. Нельзя забывать, что школа это прежде всего дети, которые еще находятся в процессе формирования и познания этого мира. И на этом пути важно не искалечить детское сердце сухим, формальным, догматическим подходом к вечным и живым ценностям. Бог это Жизнь. И познается Он через жизнь.
Если посмотреть на плоды подобных опытов, бывших уже в истории нашей страны, то можно увидеть, к чему все они привели. В конце 19 в., во времена правления Александра второго, вездесущим министром просвещения Победоносцевым в обязательном порядке в гимназиях были введены уроки Закона Божьего для повышения нравственности и законопослушия среди подрастающего поколения. Это были 80 90-е годы и именно в это время выросло то поколение, которое свершило революцию, а себя вообще объявили атеистами. Именно на это время приходят гимназические годы всех будущей вождей пролетариата, страшных церковных ненавистников. Плоды благих намерений Победоносцева привели к прямо противоположному результату. У детей уже со школьной скамьи все, что связывалось с Богом, христианством, церковью вызывало отвращение, которое на подсознательном уровне, глубоко вошло в них, благодаря урокам «Закона Божьего». Многие из будущих революционеров в начале своего жизненного выбора были связаны даже с семинариями и прочими духовными заведениям. Видя вседозволенность, разврат, духовную безграмотность, насилие многих священников на местах, невольно рождались в горячей голове мысли о том, что невозможно совместить те идеалы, о которых они говорили с тем образом жизни, который они вели. Эта несовместимость вела к тому - что Бог превращался в выдумки попов, которые придумали Его, чтобы прикрыть свое беззаконие и держать под контролем безграмотное население. Все революционеры ратовали за просвещение народа, а в религии и служителях ее они видели противников прогресса и движения. Это рождало антагонистические настроение во всем просвещенном обществе. Большинство образованных людей, выросшие на узкорослости религиозного образования, так или иначе причисляли себя к поборникам прогресса, а значит к противникам религии. Тогда, не обязательно было быть революционером, чтобы высмеивать духовенство и церковь. Ибо с ними было тесно связано всё, что подразумевалось под понятием «духовность». Вся передавая интеллигенция принимала в этом не последнее и не поддельное участие. Бывшие школьники, привыкшие видеть в Боге карающего старика, а в церкви то, что предлагается Им и на Небе в Вечности повзрослев, становились врагами этого понимания счастья и бытия, и тем самым - мечем, который опуститься на всех без различия, кто причисляет себя к Богу. Домоклов меч ковался на школьных скамейках. Сами преподаватели духовного знания стали катализатором будущего разрушения старого мира. Новый мир строился на иных принципах, где место Богу (в прежнем узком понимание), церкви (как сборище мракобесов) уже не было места. Метла атеизма выгнала всех, кто вставал на ее пути. И не было различия, какой ты масти. Была осквернена сама святыня, а значит все сопричастные ей были в тени этого осквернения. Они ассоциировались новыми людьми с прежним строем, со злом религиозного мракобесия и расценивались - как противники прогресса, враги нового строя и как нечто прошлое, отжившее, а значит мертвое, которое нужно отсекать острым ножом. Этот нож не появился сам собой, как думают сегодня многие непоследовательные исследователи. Этот нож был вложен учителями «Закона Божьего» через те слова и идеалы, которые они пытались привить молодому поколению. Ложное не может никогда дать добрые плоды. И то добро, которое неслось Победоносцевым, на проверку временем оказалось злом. А значит, оно всегда и было им.
Зло может быть скрытым. Оно может приходить под масками духовного, добра и прочего. Но зло всегда останется злом, как волк никогда не сможет стать овцой.
После, пришла иная религия в наше общество атеизм. Ее также страстно насаждали в школах, пытаясь воспитать новое поколение, нового человека. Еще когда были живы те, кто жил этим жизнь передавалась и давала жизнь. Но когда на их место пришли иные, только правильно говорившие о жизни, но давно не имеющие ее, то все переросло как и тогда в слова и мораль. И поколение, выросшее на этом пустословии и лжеидеалах легко сбросило школьные одежды, как только узда ослабла.
О чем нам все это может сказать?
Никогда нельзя дать веру человеку в обязательном порядке. Религия всегда перерастет во зло, когда уйдет жизнь и истинное семя из нее. А его нельзя взять из школьного учебника или конспекта.
Школе намного важнее развивать в молодом человеке стремление к познанию, любовь к знанию, трудолюбие. Важно помочь ребенку поверить в себя, раскрыть свою личность, облагородить сердце. И это нелегкий труд. Но он так же требует уровня просвещенности от тех, кто несет его. Иначе, всё будет так, как есть сегодня. Но оно обязательно чем-то отзовется нам завтра.
Комментарий