Ну да, знаем. Апостол Павел и является нашим апостолом, который отнюдь не ссылается ни на одно из евангелий, как если бы евангелие относилось бы в первую очередь к иудеям, потому что нет в евангелии ни одного образа, который не описан был бы прежде в Ветхом завете.
К примеру, эти главы у Матфея, что мы взялись обсуждать, повторяют, очевидно, вот что:
1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!" 2 доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. 3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; 4 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; 5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; 6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. 7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. 8 Суета сует, сказал Екклесиаст, всё суета!
Экк. 12
Впрочем, евангелие является вечным, и Павел упоминает в своём месте, что евангелие он всё-таки народам проповедовал. Можно предположить, что послания Павла - это и есть евангелие от Павла.
Почему Павел избегает закона в своей проповеди народам и ссылок на закон?
Думается, по той же причине, по которой господь Иисус Христос запретил ученикам, посылаемым на проповедь, приветствовать кого бы то ни было на дороге.
Приветствие законника не заканчивается тем, что один сказал другому "шалом!", а тот ему ответил "шалом увраха!", и каждый пошёл своей дорогой дальше. Нет, начинается непременно беседа, ссылки на закон, заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного.
Учитывая, что ученики Иисуса были люди некнижные, они растеряли бы все свои силы на такого рода неполезные приветствия законникам.
Экклезиаст вот упоминает цветение миндаля, и этот образ тянет за собой историю о жезле Аарона, который расцвёл и дал миндалевые цветки, и это цветение произошло незадолго до смерти Аарона, а смерть его произошла на горе, где Моисей снял с него священническую одежду и надел на его сына Элиезера.
И когда Матфей пишет о призыве Иисуса бежать в горы, то горы имеются наверняка те же самые, где происходит умирание Аарона и вступление в должность Элиезера, а сокращение имени Элиезера как раз и будет Лазарь, и воскресение Лазаря так или иначе связано по смыслу с этой вот историей смены Аарона на Элиезера.
И конечно же Павел всех этих бесконечных серебряных цепочек закона избегал в своём служении народам.
Возможно, Вы правильно сделали, что не стали отвечать на вопрос о хождении евреев 40 лет в пустыне.
Ведь число 40 очевидным образом связано с продолжительностью беременности человека, которая составляет 40 недель.
Таким образом, всякое упоминание числа 40 в писаниях означает намёк на беременность, на ожидание рождения нового человека в том или ином смысле.
Тем не менее, раз уж я сослался на закон, то возьму его в пример: Экклезиаст, описывая смерть человека, обращался, скорее всего, не к конкретному поколению своих современников. Его описание актуально и для каждого последующего поколения иудеев.
Надо думать, что и описание умирания человека, которое Матфей вкладывает в уста Иисуса, относится не только к поколению апостолов.
Каждый, кто будет веровать в сына человеческого, свой смертный час встретит именно так, как и предсказал Иисус.
Иисус наперёд даёт всем нам утешение для этого момента нашей жизни. И правила, как себя вести в эту нелёгкую пору, которая наступит для каждого верующего отдельно, но будет иметь характер универсальный, как будто весь мир погибнет вместе с конкретным человеком.
Таков парадокс духовного бытия. Человек умер, и плакальщики пошли на поминки и разошлись по своим делам, и мир для них не перевернулся. А для умершего этот мир кончился. И духовные должны в этом разбираться.
Но это не обязательно. Каждый поступает согласно тому, что постиг. И если кто-то из нас чего-то ещё не понимает, никто не вправе требовать от него некоего ускорения понимания. Наоборот, постигший должен проявлять терпение и ждать, пока и другие не постигнут. Ждать 40 недель, 40 дней, 40 лет.
Ведь все эти притчи за два дня до Пасхи, которые рассказывает Иисус ученикам, в сущности, об одном. Это некое ожидание своего господина.
Это ожидание описано и как девы со светильниками, и как рабы с талантами, и как овцы и козлы.
Просто с разных сторон показано одно и то же.
Скажем, пять разумных дев - это те же пять талантов, выданных благоразумному рабу.
Оставление неразумных пяти дев пятью разумными - это то же самое, что приобретение пяти талантов на пять имевшихся, только с другой стороны показано.
К примеру, эти главы у Матфея, что мы взялись обсуждать, повторяют, очевидно, вот что:
1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!" 2 доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. 3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; 4 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; 5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; 6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. 7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. 8 Суета сует, сказал Екклесиаст, всё суета!
Экк. 12
Впрочем, евангелие является вечным, и Павел упоминает в своём месте, что евангелие он всё-таки народам проповедовал. Можно предположить, что послания Павла - это и есть евангелие от Павла.
Почему Павел избегает закона в своей проповеди народам и ссылок на закон?
Думается, по той же причине, по которой господь Иисус Христос запретил ученикам, посылаемым на проповедь, приветствовать кого бы то ни было на дороге.
Приветствие законника не заканчивается тем, что один сказал другому "шалом!", а тот ему ответил "шалом увраха!", и каждый пошёл своей дорогой дальше. Нет, начинается непременно беседа, ссылки на закон, заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного.
Учитывая, что ученики Иисуса были люди некнижные, они растеряли бы все свои силы на такого рода неполезные приветствия законникам.
Экклезиаст вот упоминает цветение миндаля, и этот образ тянет за собой историю о жезле Аарона, который расцвёл и дал миндалевые цветки, и это цветение произошло незадолго до смерти Аарона, а смерть его произошла на горе, где Моисей снял с него священническую одежду и надел на его сына Элиезера.
И когда Матфей пишет о призыве Иисуса бежать в горы, то горы имеются наверняка те же самые, где происходит умирание Аарона и вступление в должность Элиезера, а сокращение имени Элиезера как раз и будет Лазарь, и воскресение Лазаря так или иначе связано по смыслу с этой вот историей смены Аарона на Элиезера.
И конечно же Павел всех этих бесконечных серебряных цепочек закона избегал в своём служении народам.
Возможно, Вы правильно сделали, что не стали отвечать на вопрос о хождении евреев 40 лет в пустыне.
Ведь число 40 очевидным образом связано с продолжительностью беременности человека, которая составляет 40 недель.
Таким образом, всякое упоминание числа 40 в писаниях означает намёк на беременность, на ожидание рождения нового человека в том или ином смысле.
Тем не менее, раз уж я сослался на закон, то возьму его в пример: Экклезиаст, описывая смерть человека, обращался, скорее всего, не к конкретному поколению своих современников. Его описание актуально и для каждого последующего поколения иудеев.
Надо думать, что и описание умирания человека, которое Матфей вкладывает в уста Иисуса, относится не только к поколению апостолов.
Каждый, кто будет веровать в сына человеческого, свой смертный час встретит именно так, как и предсказал Иисус.
Иисус наперёд даёт всем нам утешение для этого момента нашей жизни. И правила, как себя вести в эту нелёгкую пору, которая наступит для каждого верующего отдельно, но будет иметь характер универсальный, как будто весь мир погибнет вместе с конкретным человеком.
Таков парадокс духовного бытия. Человек умер, и плакальщики пошли на поминки и разошлись по своим делам, и мир для них не перевернулся. А для умершего этот мир кончился. И духовные должны в этом разбираться.
Но это не обязательно. Каждый поступает согласно тому, что постиг. И если кто-то из нас чего-то ещё не понимает, никто не вправе требовать от него некоего ускорения понимания. Наоборот, постигший должен проявлять терпение и ждать, пока и другие не постигнут. Ждать 40 недель, 40 дней, 40 лет.
Ведь все эти притчи за два дня до Пасхи, которые рассказывает Иисус ученикам, в сущности, об одном. Это некое ожидание своего господина.
Это ожидание описано и как девы со светильниками, и как рабы с талантами, и как овцы и козлы.
Просто с разных сторон показано одно и то же.
Скажем, пять разумных дев - это те же пять талантов, выданных благоразумному рабу.
Оставление неразумных пяти дев пятью разумными - это то же самое, что приобретение пяти талантов на пять имевшихся, только с другой стороны показано.
Комментарий