Проблемы православной герменевтики.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ольгерт
    Ветеран

    • 24 September 2000
    • 18313

    #106
    Что такое собственно предание - это либо пересказ Писания в более запутанной форме, в более подробном виде, с фактами из жизни, с философскими вставками (если это Христология), с историческими вкраплениями (если речь о сложных исторических местах Писания или исторических событиях вообще), с вставками и дополнениями в толковании, - все сделано, чтобы разнообразить Писание, сделать его более прикладным, и иногда сложнее, чем оно есть.
    Предание - это попытка оправдать свою сложную литургию, срастание власти с церковью, оправдание своего сектантства, цементирование Евангелия, попытка показать как важен рассказчик для спасения. Иногда это ответ на ереси, иногда оправдание ремесла, как в случае с иконами, культурное развитие.
    Все подчинено одной цели - из горчичного куста создать гигантское дерево с множеством ветвей.
    Предание это еще и закваска положенное в чистое тесто. Тесто разбухает и увеличивается в несколько раз. Суть не всегда усматривается. Поэтому бабушки , простые миряне никогда не могут ответить на главные вопросы бытия. Они знают азы прикладной религиозности, но сути не видят.
    "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

    Комментарий

    • Брянский волк
      Ветеран

      • 07 November 2016
      • 9996

      #107
      Ольгерту. 1. Вы пишите что в Завете не предполагается спасение. Но ведь вся религиозная мысль как пророков так и св. отцов направлена на раскрытие плана Бога именно по спасению всего человечества. Изначально бытие людей мыслилось в Боге, но по причине падения тварь отпала в автономное существование, которое, так или иначе, кончается небытием и смертью. Восстановить вот эту самую утерянную связь человека с Богом и призвано все предпринятое Им религиозное домостроительство: начиная от избрания (на проповедь) некоего народа, до момента воплощения в этом народе Мессии-Спасителя. До прихода Мессии люди могли спастись верою в обетованного Спасителя - на это-то и было направлена миссия евреев среди других народов. После пришествия Мессии люди спасаются Его Воскресением и верою в Него Самого. Как это в действительности происходило в период ВЗ нам повествует вся история Израиля. Как это происходит сейчас - мы видим на нашей текущей действительности. Наблюдая эти картины можно с уверенностью сказать, что и тогда и сейчас подавляющее большинство остается совершенно глухими ко всем таким призывам. Но... можем ли мы сказать, что вообще ничего с этой затеей не получилось? "Невозможное у человек, возможно у Бога", ибо "всех заключил Бог в противление, чтобы всех помиловать". Как это будет? А вот это и есть ТАЙНА спасения, на разгадывание которой у человека уходит вся жизнь.
      2. Как Вы знаете, любая информация со временем искажается и медленно и неуклонно течет к своей противоположности - дезинформации. Я уверен, что первоначально повеление Мухаммеда своим адептам изучать Инжил, имело в виду именно тот Инжил, который сформировался и имелся в наличии чисто исторически. Это уже после, под воздействием различных факторов, поздние толкователи начали предполагать под этим нечто иное чем заповедал Мухаммед.
      3. Да потому, что монофизитство в своей главной доктрине предполагает в конечном счете полное растворение человеческого естества в божестве. Все что связано с человечеством исчезает, а остается один, якобы, Дух. Отсюда и такой интерес к "энергиям": в первую очередь замена их богословского смысла на научно-физический (типа магнитного поля); а во-вторых борьба с настоящей православной догматикой в которой антропологическому минимализму (умалению всего человеческого) места нет.

      Теперь о Предании. Представьте себе такую ситуацию. Некоторая община столкнулась с некоторыми трудностями. Ну, к примеру, с воздействиями гностической философии. Предстоятель этой общины, как человек призванный самим Богом блюсти свою паству за которую он даст ответ, берет Писание и на основе его полностью разбирает это пагубное учение и дает ему евангельскую оценку. Затем он записывает этот свой разбор и оставляет его как памятник тому, с чем, может быть придется столкнуться так же и другим людям. Вот это и есть Предание. То есть, некая система выдвинутая отцом в борьбе за чистоту вероисповедания. Лжепредание - это некий фантастический рассказ о каких-то там видениях и откровениях совершенно лишенных евангельского смысла. Лжепредание, например, может возникнуть от постоянных искажений во время переписи житий святых, с преднамеренным добавлением по своему вкусу переписчиком каких-то вымышленных им же самим событий (якобы для вящей славы святого). Может возникнуть и как искажение симфонии власти светской и духовной - как это было в правление Ивана Грозного, который говорил, что если царь бывает и неправ, то все равно ему должны подчиняться. Может возникнуть и как вселенское "торжество православия" по преднамеренному введению его в ранг праздника светским властями в тех патриархатах, где иконоборческой ереси фактически не было. То есть любое искажение и злоупотребление возведенное в ранг предписанного обязательства может являться лжепреданием.
      Последний раз редактировалось Брянский волк; 06 January 2018, 03:35 AM.

      Комментарий

      • Ольгерт
        Ветеран

        • 24 September 2000
        • 18313

        #108
        Недавний кстати пример. Беседует священник с ведическим агностиком Арджуна Валлабха дас: Ответы на вопросы#2 - YouTube
        и когда вопрос стоит о святости, то оказывается, что святость, по которому собственно и оценивается спасение, вдруг у христианина ничем не отличается от ведуна, полуневерущего, живущего в каких-то заоблачных далях сансары и языческого бога.
        Православный священник говорит, что святой - это человек, который отрешился от бытовой реальности.
        То есть полностью на самом деле противоречит Евангелию Павла. Если мы посмотрим в Ефесянам и Колосянам, а не в какие-то другие послания, которые не адресованы язычникам в домоуправлении тайны, то мы увидим, что быт - это часть нашего свидетельства внешним - умение устроить свой дом являет миру как Бог в нашей жизни действует. Вовсе не литургия, не обряды. Все эти символы мы можем рассказать в две секунды на словах. Гораздо сложнее, а потому и важнее показать святость Бога в делах, в своей реальной жизни. Не в жизни отрешенной от забот, но в жизни, где есть место и волнениям, которые ты должен уметь утихомирить, проявляя мудрость во всех делах, школы, политики, образования, работы, воспитания, взаимодействия с людьми , сдерживая себя, причем в естественных условиях. Не в позе лотоса или в бесконечных литургиях, и поклонах и поставках тысяч свечей перед иконами... Это все лишь средства накачать себя психологически и энергетически. Да даже накачавшись энергией свечей и молитв умерших о полуживых, накаченный должен куда-то энергию выплеснуть, иначе он будет гнить. И только в этом собственно и заключается святость - это живая энергия, которая почивает на тебе, а после на людях. Святость жизни, а не поклонов и заученных молитв, каждений и хождений вокруг алтарей.
        А это достижимо только , когда человек освящен кровью Христа, возрожден Духом Христа, назидаем Святым Словом, вдохновляем примерами из жизни, прославляющий Бога и Христа в сердце.
        Последний раз редактировалось Ольгерт; 07 January 2018, 01:16 AM.
        "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

        Комментарий

        • Ольгерт
          Ветеран

          • 24 September 2000
          • 18313

          #109
          Сообщение от Брянский волк
          Ольгерту. 1. Вы пишите что в Завете не предполагается спасение. Но ведь вся религиозная мысль как пророков так и св. отцов направлена на раскрытие плана Бога именно по спасению всего человечества.
          Знаете, если бы речь была о спасении, то видимо было бы достаточно веры Авраама. Скорее Завет - это просто план по подготовке прихода Мессии, более показательного. Для спасения достаточно было верить в жертву агнца, в моральный закон и в Бога. Все вобщем-то.

          Восстановить вот эту самую утерянную связь человека с Богом и призвано все предпринятое Им религиозное домостроительство.
          Но что мы видим? план по спасению людей усложнился. Значит цель завета не усложнить и запутать путь спасения, а в чем-то другом. ВЫ предлагаете считать, что завет с Израилем должен был восстановить потерянную связь с Богом. И кому же завет в этом случае помог? Никому. Закон ужесточил требования, но не дал силы исполнить его. Бог подводил лишь к тому, что человек не может спастись делами. Цель закона привести грешника к ногам Христа, заставить его увидеть силу Бога, силу Его слова, важность жертвы. Вобщем это педадгогические цели. А потом после этой школы, язычники по идее должны были выучить азы великой школы Христианства. Но так главный ученик остался на второй год и даже временно был отчислен из школы , остальным народам был дан экстерн. Они теперь могут быстро за пару лет выучить уроки Израиля и не повторять его ошибки.


          вот это и есть ТАЙНА спасения, на разгадывание которой у человека уходит вся жизнь.
          О каком спасении идет речь?
          От чего спасаемся?

          Инжил, который сформировался и имелся в наличии чисто исторически. Это уже после, под воздействием различных факторов, поздние толкователи начали предполагать под этим нечто иное чем заповедал Мухаммед.
          Проблема в том, что Сам Коран содержит описание правильного Инжила.
          И простите меня, но там вообще нет христианства. То есть православное , юридическое понимание там конечно же есть. Нет разве что магических обрядов православия: превращения вина в кровь, омытие водой грехов и так далее.

          3. Да потому, что монофизитство в своей главной доктрине предполагает в конечном счете полное растворение человеческого естества в божестве.
          Так вот остановить это может как раз именно монашеские откровения об энергиях.
          Они дистанцируют нас от Бога лучше, чем что-либо вообще. Сами подумайте - Бог непричаствуем, зато причаствуема энергия. Как здесь приплести растворение тела?
          ДА и вообще, мы слезли с темы. Получается, что монахи своими преданиями уничтожают ясные слова о преображении Тела, о важности воскресения.
          Причем заметьте не паламизм создает предпосылки для монофитского растворения, а теория возможности бытия без тела, которая закреплена в православии как догмат. Вот о чем бы вам следовало поговорить.

          Лжепредание - это некий фантастический рассказ о каких-то там видениях и откровениях совершенно лишенных евангельского смысла.
          Так а какие критерии ложности предания?
          Последний раз редактировалось Ольгерт; 07 January 2018, 06:01 AM.
          "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

          Комментарий

          • Брянский волк
            Ветеран

            • 07 November 2016
            • 9996

            #110
            Ольгерту. Я за каких-то там священников вещающих от лица всей полноты православной Церкви отвечать не могу. Не могу так же разделять их безтолковый взгляд обусловленный конъюнктурщиной гундяевщины которая выдает себя за православие как таковое. Скажу сам за себя. Что есть святость и оправдание в моем понимании? Господь Иисус Христос вочеловечился, приняв на Себя нашу природу в ее иудейской и языческой составляющей, и тем самым образовал особый народ с которым должно произойти все то, что произошло с Ним самим. Все Его характеристики связанные так или иначе с Вочеловечиванием, Воскресением и т. д. это и характеристики этого народа, как Его тела. Вот как об этом пишет В. Н. Лосский. «Всё то, что может утверждаться или отрицаться по отношении ко Христу, может равным образом утверждаться или отрицаться по отношению к Церкви поскольку она организм богочеловеческий или, точнее, тварная природа, нераздельно соединяемая с Богом в Ипостаси Сына, сущность, имеющая, как Он, две природы, две воли, два действования, нераздельные и в тоже время различные». Так вот пребывание в таком состоянии, а это и есть состояние народа Мессии - и есть святость и праведность о которой говорит ап. Павел в своих посланиях. Оправдан и свят именно тот кто входит в этот самый народ... А литургии и поклоны есть только свидетельство со стороны человека, что он своей собственной волею откликается на призыв Господа и, насколько возможно ему, пытается это свое желание засвидетельствовать. Каких-то иных толкований православие не знает.

            1. В православии существует такой взгляд на спасение в контексте веры Авраама о которой Вы пишите. Господу ничего не стоило простить Адама за его прегрешение уже прямо в раю. Но после впадением Адама в грех повредилось его естество так, что прости ему Бог это его прегрешение, он опять попав в аналогичную ситуацию вновь бы согрешил. Вочеловечивание (которое мы сегодня и празднуем!) как раз решило проблему исправления падшего естества тем, что человеческая природа, как таковая, стала личной природой самого воплощенного Слова и тем самым в Его личности получила обожение, то есть восстановление в прежнее состояние как это и было до падения. Следовательно, на данном этапе домостроительства, Авраам, являя в себе образ праведника, служил только прообразом Того, Кто это совершит в будущем. В противном случае за свою веру он должен был сразу после преставления идти прямо в рай, но по учению св. отцов до Воскресения Христова из мертвых все без исключения сходили в шеол - место темное и неуютное даже для таких праведников как Авраам.
            2. Полностью с Вами согласен по второму вопросу. Добавлю только, что вопрос спасения стоял и в христианской Церкви с самого ее начала. Помните спор Иакова и Павла о спасении? Чем оправдывается человек пред Богом? Или же от дел Закона (кто нарушит что либо из закона, повинен во всем, ибо Тот, кто сказал не прелюбодействуй, сказал и не убий). Или же от веры (где приводится пример Авраама оправдавшегося именно верою, которая вменилась ему в праведность и только потом засвидетельствована печатью обрезания). Спор Августина и Пелагия... Спор протестантов и католиков...
            3. Вы задаете вопрос: от чего мы спасаемся? Отвечаю. От вечной смерти и богозабвения.
            4. Для питомцев юридического сознания, каковыми являются арабы, такие вопросы как Евхаристия и др., даже и не ставятся. Установлено одно единственное повеление от пророка Мухаммеда (но отнюдь не поздних его толкователей) об изучении христианских писаний вообще (ибо в них руководство и свет). Им нужно их только читать, а далее будет уже другой разговор...
            5. Я Вам уже писал, что "энергия" понимается как действие Бога на какой-то объект (субъект). Действия эти, по причине трансцендентности природы Создателя, не являются самим Богом, но в тоже время они не являются и чем-то сотворенным... Если это учитывать, то проблемы по-сути ни какой не может быть... Но если эти "энергии" понимать чисто в физическом их аспекте (как действие некого поля), то проблема монофизитства всплывает очень и очень четко. Внимание монаха перемещается на стяжание этих самых "энергий" и растворения в них как в нирване... Когда ап. Павел четко акцентировал в своих посланиях роль именно ЛИЧНОСТИ Спасителя, а не Его каких-то действий.
            6. Согласен. Именно такого рода "православие" имеет реальный информационный ресурс и все более растущую аудиторию. Но это не православие, а чистой воды монофизитство проникшее в Церковь и выдающее себя за него. А насчет критерия ложного предания могу указать на отсутствие религиозного акта общения двух субъектов Бога и человека. Человек, подобный этим товарищам, не пережил личного Завета со Спасителем, оттого так все у них и обстоит...

            Комментарий

            • Ольгерт
              Ветеран

              • 24 September 2000
              • 18313

              #111
              Сообщение от Брянский волк
              Согласен. Именно такого рода "православие" имеет реальный информационный ресурс и все более растущую аудиторию. Но это не православие, а чистой воды монофизитство проникшее в Церковь и выдающее себя за него.
              не пойму никак причем здесь монофизитство? Догмат о воскресении Христа в Теле невозможно стереть. Это же догмат. А вот другие предания, которые закрепляют "трансценедентное бытие" вне тела - вот где суть монофизитство. Монофизитство растит свои белы ножки именно отсюда.

              Установлено одно единственное повеление от пророка Мухаммеда (но отнюдь не поздних его толкователей) об изучении христианских писаний вообще (ибо в них руководство и свет). Им нужно их только читать, а далее будет уже другой разговор...
              НУ знаете. У арабов есть предания, они через них Кораном так же ловко орудуют, не хуже православных монахов.

              3. Вы задаете вопрос: от чего мы спасаемся? Отвечаю. От вечной смерти и богозабвения.
              Писание говорит, что от этого своими делами и усилиями спастись нельзя. Спасение от смерти дается рождением свыше, через веру в Христа. Даже Авель , Ной, Иов, Авраам - все так спасалсь. Поверил и вменилось ему в праведность. Ничего не изменилось после прихода Христа. Впрочем православные многие об этом не знают. Они все еще живут в юридическо-магическом мире.

              Помните спор Иакова и Павла о спасении?
              Не помню. Помню, что делами не оправдана не будет ни одна плоть. Иаков пропвеодовал ветхозаветнее , переходное к христианскому понимание, на то он и Апостол обрезанных. Правда есть и уточнение. МЫ можем укреплять спасение и реализовывать его в жизни, это называется совершенствованием. Вот об этом речь у Иакова, просто в рамки его служения такие детали расшифровывать не входило.

              В противном случае за свою веру он должен был сразу после преставления идти прямо в рай, но по учению св. отцов до Воскресения Христова из мертвых все без исключения сходили в шеол - место темное и неуютное даже для таких праведников как Авраам.
              Шеол - это простите могила. Туда и после прихода Христа все сходят. Правда монофизиты считают, что там растворенная в эфире душа существует. Но то не важно.
              Последний раз редактировалось Ольгерт; 07 January 2018, 06:18 AM.
              "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

              Комментарий

              • Ольгерт
                Ветеран

                • 24 September 2000
                • 18313

                #112

                Вот к примеру пропагандистский ролик
                Афон: достучаться до небес (1 канал) - YouTube - здесь прямо четко видим, как показывается важность прикосновений на определенном месте к определенным местам, где происходят энергетические чудеса. Это и теория намоления досок с картинками, куда переселяется божественная энергетика, это намоленные ручьи с святой водой, это бесконечная накачка адептов секты "живой воды, доски и стен" своими языческими представлениями. Ни один собор, что характерно не борется с этой ересью. Наоборот это раскручивается в пиарцентрах, выходит все это наружу через экстрасенсов и целитилей , которые пользуют эту бесконечную, прост таки бездонную бочку для зарабатывания денег.
                Вспоминается католический культ продажи молитв для прощения грехов - индульгенции. Людям предлагалось за деньги купить благие дела церкви и ее молитвы, которые способствовали бы прощению грехов мирян.
                Причем заметьте, иногда человеку даже не надо ехать на какой-нибудь Афон, достаточно купить масло и помазаться - как говорится клиент платит.
                "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

                Комментарий

                • Брянский волк
                  Ветеран

                  • 07 November 2016
                  • 9996

                  #113
                  Ольгерту. 1. Лиха беда начало... Начав с акцентировки всяких там энергий постепенно можно дойти и до забвения воплощения и воскресения. Вы сами пишите, что личность Спасителя для таких вот товарищей которых Вы мне показывали, совершенно не интересна.
                  2. Да, орудуют... Как научили их последующие толкователи Корана. Но изначально, по тексту видно, что это не так.
                  3. А вы можете сказать, что эти пророки точно знали что будет именно воплощение? Ведь евангельский сюжет нам показывает реакцию еврейского общества на это самое воплощение. Кто в это поверил? Буквально единицы... Вот Вам, кстати, и аллюзия на Исаию гл. 53 . "Кто поверит слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня"?
                  4.
                  Насчет спора Иакова и Павла. Почитайте сначала послания Иакова, а затем послание Павла к Галатам и Вы увидите там много параллелей к спору об оправдании делами, или же верой. Да, Иаков проповедовал синтез постановлений Закона с христианством (как некоторые тут у нас на форуме), но как известно именно представители Иерусалимской общины разоряли дело Павла - об этом он и пишет в Галатах. Если мы спасаемся исполнением Закона, то "Христос нас ничтоже пользует", а если спасение это дар Божий принятый нами в подвиге Спасителя, то куда тогда девать Закон с его прообразовательной целью?
                  5. Могила до Воскресения Спасителя все-таки "шеол", а после "живоносный гроб". Разница огромная.

                  На другой Ваш пост. Вот это именно и есть скрытая экспансия монофизитства. Вспомните ту статью которую я Вам присылал. В не об этом как раз и сказано.

                  Комментарий

                  • Romann
                    Ветеран

                    • 01 May 2016
                    • 2660

                    #114
                    Кто есть кто в библии, прям с самого начала, а далее понимание придет!

                    Комментарий

                    • Брянский волк
                      Ветеран

                      • 07 November 2016
                      • 9996

                      #115
                      Сообщение от Romann
                      Кто есть кто в библии, прям с самого начала, а далее понимание придет!
                      Вот спасибо... А мы не знали...

                      Комментарий

                      • Romann
                        Ветеран

                        • 01 May 2016
                        • 2660

                        #116
                        Сообщение от Брянский волк
                        Вот спасибо... А мы не знали...
                        Всегда -пожалуйста и вы действительно не знаете до сих пор, ибо догма давит, опутывает сетями Разум и не дает взлететь вашим Мыслям!

                        Комментарий

                        • Брянский волк
                          Ветеран

                          • 07 November 2016
                          • 9996

                          #117
                          Сообщение от Romann
                          Всегда -пожалуйста и вы действительно не знаете до сих пор, ибо догма давит, опутывает сетями Разум и не дает взлететь вашим Мыслям!
                          Если она Вас давит, то это Ваши проблемы...

                          Комментарий

                          • Ольгерт
                            Ветеран

                            • 24 September 2000
                            • 18313

                            #118
                            Прав. инквизиция

                            А была ли православная инквизиция, крестовые походы?

                            "Патриарх немало побуждал царя идти войной на ляхов.... В Смоленске младенцев евреев, армян и ляхов клали в бочки и бросали в Днепр, ибо московиты до крайности ненавидят еретиков и язычников. Всех мужчин избивали беспощадно, а женщин и детей брали в плен. В плен было взято более 100 000 Восемь мальчиков и девочек продавали за один рубль. Что касается городов, сдавшихся добровольно, то тех из жителей, которые приняли крещение, оставляли, обеспечивая им безопасность, а кто не пожелал креститься, тех изгоняли. Что же касается городов, взятых мечом, то истребив в них население, московиты сами селились в них" (Павел Алеппский, с. 246).
                            "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

                            Комментарий

                            • Ольгерт
                              Ветеран

                              • 24 September 2000
                              • 18313

                              #119
                              ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ ПРИДУМАЛ ЕРЕТИК

                              "По сообщению Феодора Чтеца, церковного историка рубежа VVI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), был «придуман» Петром Гнафевсом, который в последней трети V в. занимал с перерывами, поскольку его несколько раз низлагали, а затем восстанавливали Антиохийскую кафедру:

                              «Сообщается, что Петр Гнафевс придумал (ἐπινοῆσαι), чтобы таинство (μυστήριον) в церкви освящалось при всем народе[11], чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве (εὐχῇ)[12] упоминали Богородицу и на каждой литургии (σύναξει)[13] читали Символ веры»[14].

                              До поставления Антиохийским патриархом Петр Гнафевс был монахом влиятельного константинопольского монастыря акимитов, имел много связей при дворе. Он был последовательным монофизитом, поэтому его деятельность описывается православными историками Церкви в негативном ключе, однако она явно повлияла на развитие богослужения как у монофизитов, так и у православных. Это подтверждает византийский церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул, передающий процитированные выше слова Феодора Чтеца следующим образом:

                              «Сообщается же, что Петр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира (μύρου), освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении»[15]".

                              Примечания:

                              [11] Исследователи обычно исправляют здесь μυστήριον на μύρον, тогда речь идет об установлении торжественного чина освящения крещального мира в контексте литургии (как это действительно и стали делать примерно с V в. и совершают в Великий четверг вплоть до наших дней), а не в контексте чина Крещения как такового (подобно освящению предкрещального елея). Впрочем, возможно, это место можно понимать и как-то иначе, без исправления μυστήριον на μύρον например, в смысле установления чина освящения престола в новом храме.

                              [12] Возможно, речь идет о ектениях во всяком случае, в позднейших византийских богослужебных рукописях εὐχή это стандартное обозначение ектений, а поминовение Божией Матери («Пресвятую, Пречистую») действительно совершается в конце большинства из них.

                              [13] Буквально «собрание», но в VVIII в. слово σύναξις это terminus technicus для обозначения Божественной литургии.

                              [14] Theod. Lect. Hist. II. 48 // PG 86. Col. 208209.

                              [15] Niceph. Callist. Eccl. Hist. XV. 28 // PG 147. Col. 84.
                              Последний раз редактировалось Ольгерт; 19 January 2018, 11:00 AM.
                              "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

                              Комментарий

                              • Брянский волк
                                Ветеран

                                • 07 November 2016
                                • 9996

                                #120
                                Праздник Богоявления в сознании многих современных верующих давно превратился в праздник «крещенской воды». Водосвятие заслонило собой истинный смысл праздника. И это связано не только с утилитарным подходом современного человека к религии. Современный христианин верит в «Бога вообще» и не понимает, к чему эти богословские «умствования» насчет Св. Троицы. Конечно, подобный «монотеизм», не имеющий ничего общего с откровенным учением Бога о Себе, не случаен. Это религия тех, кто мало вникает в учение Церкви и прохладно относится к Богу.
                                Догмат о Св. Троице центральный из всех догматов христианства, и всякое его повреждение или «понижение его значения» непременно ведет к отвержению всего христианства, к отпадению от Бога. Этот догмат откровенный, данный Богом только Церкви и осознанный, насколько возможно человеку, только Церковью; поэтому все отпавшие от Церкви «конфессии» непременно повредили этот догмат.
                                Догматы Церкви, которые принимаются на веру каждым вступающим в нее, потом по мере жизни в Церкви, участия в ея молитвенно-евхаристической жизни осознаются для ума, оживают для сердца, составляют костяк всего мiровоззрения христианина.
                                Подобно тому, как каждый христианин, возрастая духовно, осознает все более и более преподанное ему Церковью учение Христово, так и сама Церковь, водимая Св. Духом, в течение нескольких столетий все более осознавала изначально данное Откровение во Христе. Это был труд и отрицательный, отсекавший все ложные мненья, и положительный труд духовного подвига, молитвенного созерцания и богословской мысли. Первоначальное Откровение, живущее в общецерковном опыте Богопознания и Богообщения, было объяснено св. Отцами Церкви, воздвигнутыми на то Богом, и закреплено ими в отчеканенных «богоприличных словах». И эти богословские формулы догматов, и их отеческие объяснения как родились в Церкви, так и понимаются истинно только членами Церкви, оставаясь для внешних чем-то нелепым и непонятным.
                                В процессе взаимодействия Божественной благодати с духовными и умственными силами самого человека догматические определения из мертвых слов, ничего не говорящих ни уму, ни сердцу падшего человека, превращаются для живого члена Церкви в «глаголы живота вечного». Это опыт как бы Божественного снисхождения к человеку и человеческого восхождения к Богу, завершающийся их встречей. Для совершенных духоносных мужей это или видения в символах и образах, или же созерцания чистых идей без всякого образа, сопровождаемые неизреченным миром души и радостью о Господе. А для прочих членов Церкви это внезапное уяснение тех догматов веры, которые прежде были непонятными, с сердечной уверенностью в их абсолютной истинности, не выражаемой никакими словами. Здесь открывается то самое подтверждение веры Церкви «в самом себе», о котором говорит Апостол (1 Иоан. 5,10), личное убеждение в истине догмата, несмотря на все возражения «мiра сего». Ибо духовный опыт никогда не укладывается целиком в слова.
                                И вот, вера Церкви, основанная на Божественном Откровении, есть именно вера в Св. Троицу в Бога Отца, в Бога Сына, в Бога Святаго Духа, «и сии Три суть едино» (1Иоан.5,7), а вовсе не в Бога вообще. Откровение есть откровение Трех Ипостасей Св. Троицы, показывая людям их неслиянность и самостоятельнее бытие также ясно, как и их единство.
                                Праздник Богоявления установлен Церковью именно, как праздник «Троического поклонения», «явившегося во Иордане». Являются Три Божественные Ипостаси Отец, Сын и Св. Дух, имеющие самостоятельное бытие не сливаясь Одна с Другой и не превращаясь Одна в Другую. «Троица воистину есть Троица» (св. Григорий Богослов). Бог не «разделяется» на Отца, Сына и Св. Духа, но существует в этих Ипостасях, каждая из Которых есть Целый Бог, а не «часть Бога», обладая всеми свойствами Божества: безконечностью, вечностью, всемогуществом, всеведением, вездеприсутствием, благостью, святостью и правдой. Каждая Ипостась имеет полноту бытия в Самой Себе и существует независимо от пространства и времени. Каждая Ипостась есть сознающее Себя Лицо.
                                Источник Божества Отец. Непостижимый для тварей образом Он рождает из Себя «Сына и изводит Св. Духа». По словам св. Григория Богослова, все тварные подобия Св. Троицы, показывая сходство в чем-либо одном, оказываются несхожими во всем остальном и более затемняют, чем проясняют истину и потому решительно не годятся. «Лучше, оставив в покое образы и сени, как льстивые и по большей части лишенные истины, держаться благочестивой мысли, стоящей не во многих глаголах, и употребляя путеводителя Духа, до конца сохраняя Его, как искреннего сообщника и собеседника, так проходить свой век».
                                Итак, никаких тварных аналогий Вещественного рождения и исхождения нет. Это непостижимая для любой твари область внутрибожественной жизни. Можно только сказать, чем рождение Сына и исхождение Св. Духа принципиально отличается от творения мiра. Сын и Св. Дух происходят от Отца не по Его воле, а по естеству. Тварный мiр существует по воле Отца. Мiр Бог мог и не творить, но сотворил его по Своей благой воле. Не родить Сына и не изводить Св. Духа Отец не мог по естеству внутрибожественной жизни. Мiр существует «во времени» и, если так можно выразиться: «было время, (точнее такое состояние,) когда мiра не было», а был один Бог. Сын и Св. Дух существуют вне времени и потому происходят от Отца вечно. Ипостасными признаками (и только ими) Лица Св. Троицы отличаются друг от друга, исключая этим всякое смешение или слияние Ипостасей: Отец не рожден, Сын рождается от Отца, Св. Дух иным образом, чем Сын, исходит также от Отца. Именно Отец дает Сыну и Св. Духу «иметь живот в Самих Себе».
                                Отец, Сын и Св. Дух, несмотря на самостоятельное существование, как Лица, не есть «три Бога», но един Бог. «Бога исповедуем единого не числом, но существом» (св. Василий Великий). Все Три Лица Св. Троицы принадлежат к одному Божественному естеству, к которому не принадлежит никто из тварей, ни из материальных, ни из духовных. Главное противопоставление не между духовным и материальным мiром, а между Творцом и тварью. Естество Творца безконечно отличается от естества всякой твари, даже сотворенного духа, и абсолютно непостижимо для нее. Разумная тварь может познавать своего Творца только в Его действиях (энергиях), обращенных к тварному мiру, но не в Его непостижимом естестве. К этому Божественному естеству или существу с безконечными совершенствами принадлежат только Лица Св. Троицы, единосущные между Собой. Отец, Сын и Св. Дух есть единый Бог еще и потому, что имеют общую внутрибожественную жизнь, единую волю, единое действие. Не иная воля и не иное действие у Отца и не иное у Сына, но единая воля Св. Троицы и единое действие Отца, Сына и Св. Духа. Единое сотворение мiра и единое промышление о нем. В Троице нет ничего служебного и подчиненного, но Три Лица равны между Собою по достоинству и естеству, по силе и власти. В Божественном естестве нет ничего сложного и составного, оно абсолютно просто, неделимо, неразсекаемо, пребывает целиком и в каждой Ипостаси в отдельности и во всех их вместе. В силу этого Божественные Ипостаси проникают Одна в другую и пребывают Одна в Другой, оставаясь при этом неслиянными.
                                Между естеством Творца и естеством тварей нет никакой промежуточной вспомогательной субстанции. Непостижимый по существу Бог обращен к тварям Своей нетварной энергией, единой в Самой себе и многообразной в действиях и проявлениях. Бог всецело пребывает и в Своем непостижимом существе и в Своей ощущаемой тварями энергии. Разумная тварь сподобляется особого вида Божественной энергии благодати, содействием которой она становится «причастницей Божеству». Божественная энергия и благодать общая и единая всем Лицам Св. Троицы, Это единое действие Божества по отношению к сотворенному Им мiру.
                                И вот, явление Бога во Иордане «Родителевым гласом» и «в виде голубине» не есть явление непостижимого и неописанного существа Божия, но некие символы, свидетельствующие о тайне св. Троицы.
                                Полнота Богоявления мiру дана в воплощении Бога Слова. По словам Апостола, «Во Христе полнота Божества обитает телесно». Бог является мiру уже не только Своими действиями, но одним из Своих Лиц воспринимает тварное естество человеческое. Соединив человечество с Собою по Ипостаси, соделав наше естество Своим собственным, им Он является людям, давая возможность наиболее полного Богопознания и теснейшего Богообщения. От Него, воплощенного Бога-Слова, вочеловечившегося Бога Сына, исходит все откровенное учение Церкви, учение чистое и истинное, самое достоверное и самое убедительное. Но Своим воплощением Христос принес не только самое полное и максимально доступное человеку учение о Боге. Соединив в Своем Лице наше естество с Божественным, Он даровал каждому человеку возможность личного Богообщения, возможность личного обожения по благодати. Эта возможность даруется человеку Богом благодатию св. крещения, а раскрывается жизнью человека в лоне Церкви. Преподает св. крещение Церковь Христова хранительница Его Откровенного учения, преподательница Его благодати, состоящая с Ним в живом общении и имеющая Его своим таинственным Главою. И дарование самого крещения, как залога благодати, и раскрытие этого дара человеком, возможны только в Церкви, там, где пребывает Божественная благодать. Приступающий к Богу исповедует правую веру в Него, т.е. веру Церкви, крещением вступает в члены Церкви и, живя благодатной жизнью Церкви, напрягает свои духовные и душевные силы, чтобы раскрыть благодатный дар крещения в полноте, сподобиться личного Богообщения и благодатного обожения.
                                Человек был сотворен как малый мiр («микрокосм»), и потому соединял в себе сотворенные прежде него мiр нематериальный и мiр материальный, стоял как бы на стыке двух этих мiров. Будучи образом Божиим, разумно-свободной личностью с творческими способностям, и подобием Божиим причастником Божественной благодати, человек был венцом творения. Отпав от Богообщения, человек отпал от своего высокого назначения, лишился Божественной благодати и повредил свое естество во всех частях: по духу, душе и телу. С утратой благодати естество человека лишилось своей цельности, единовидности; как бы разбилось на отдельные части, слабо связанные между собою. Высшая часть человека дух утратил свою власть над низшими силами души, которые в свою очередь подчинились требованиям тела. Тело, лишенное благодати, стало смертным и тленным, подверженным болезням, утомлению, испытывающим животные влечения. Ум человека, прежде устремленный к Богу и в Нем обретающий познание всего мiра, расплылся по множеству тварных предметов мiра и заключился в них. Сама личность человека, отпав от общения с личным Богом, все более сливалась с окружающим мiром, утрачивая свое самосознание.
                                Выход из тупика падшего состояния указал Бог-Слово Своим воплощением. В Своем Лице Сын Божий обновил наше естество в начатке и даровал каждому человеку возможность подобного обновления и возстановления. В таинстве св. крещения человек становится христианином, получает залог благодати и, тем самым, возможность личного восстановления. Крещение это вступление разумной и свободной человеческой личности в завет с личным Богом и обновление во всех силах этой личности действием Божественной благодати в силу данного завета. Человек, несомненно веруя, что «Бог есть и ищущим Его воздает», дает обеты об «отрицании от сатаны и всех дел его» и верности Христу и только вследствие этого по неизреченной милости Божией сподобляется Божественной благодати, возсозидающей все естество падшего человека. Это действие, несомненно, осязаемо и убедительно для всякого приходящего к купели с сознательной верою. И в то же время оно непостижимо для ума, и несводимо ни к каким рациональным объяснениям, как и все Божественные действия, как и всякий духовный опыт. Именно таким ощущали на себе его действие св. Отцы. И если для нас оно не является осязательным рождением в новую жизнь, то это потому, что по греховной разслабленности, разсеянности и ожесточению мы весьма слабо знаем учение Церкви, слабо верим обетованиям Божиим. Столь же слабо мы сознаем свои обязательства пред Ним, ибо едва сознаем и самих себя как личностей, ответственных за свои действия. В таком разсеянно-равнодушном состоянии мы приступаем к купели св. крещения и получаем «по вере своей». Соответственно такому началу бывает и продолжение христианской жизни. Чтобы выйти из этого пагубного состояния надо серьезно изучить веру Церкви. Это приведет нас к сознанию величия Божия, Его благодеяний, дарованных человеку, особенно в Воплощении и Искуплении.
                                Во Христе человеку одновременно и дано неизмеримо много и поставлена неизмеримо высокая задача быть сыном Божиим по благодати, быть в теснейшем общении и единении с Богом, быть во Христе «причастником Божеству». Такова воля Божия в отношении к разумной твари: дается задание, и даются возможности это задание выполнить. Тварь, не исполняющая волю Божию, пребывает в противоестественном состоянии, искажает саму себя, растворяется в окружающем мiре, устремляется к небытию. Исполнение воли Божией разумной тварью возводит ее в естественное состояние, предназначенное ей Богом это полнота бытия в общении с Богом, вечная жизнь и блаженство. Отсюда очевидно, что вся жизнь человека должна быть устремлена к Богу, подчинена Его благой воле. Конец же всех трудов Богоугождения показывает нам Своим человечеством Господь наш Иисус Христос Своим крещением во Иордане: это усыновление Отцу и снисхождение Духа. То, чем Христос является по естеству Сыном Божиим, имеющим в Себе Св. Духа, верующие в Него должны стать по благодати.

                                еп. Дионисий (Алферов) Новгородский и Тверской.

                                Комментарий

                                Обработка...