О еретиках

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • paveletsky
    the млянин

    • 20 May 2002
    • 4533

    #1

    О еретиках

    Сегодня практически каждый уважающий себя христианин считает своим священным долгом кого-нибудь обязательно назвать еретиком - врагом истинной веры. А вера эта, по счастливому совпадению, именно его собственная. Впрочем, было бы удивительно, если бы происходило иначе. И при этом мало кто боится разбрасываться направо и налево такими страшными и серьезными обвинениями.

    В этой теме мне хотелось бы рассмотреть вопрос о том, что такое ересь и кто такие еретики. На мой взгляд, еретиком в строгом смысле можно назвать того человека, кто не просто не разделяет каких-либо из официальных взглядов Церкви (например, по причине того, что просто об этом не задумывается или не дорос до этого), а того, кто твердо убежден в истинности того или иного заблуждения и исповедует (открыто проповедует) это. За истину в данном случае принято считать (по крайней мере, православными) Никео-Царьградский Символ Веры, утвержденный авторитетом Единой Церкви, как обязательный для всех христиан.

    Вообще же, было бы неверно, на мой взгляд, ограничиться исключительно таким формальным критерием определения еретичности. На самом деле, дело обстоит намного сложнее.

    Еретик - это не только и не столько некая ложная система взглядов... еретик - это состояние духа. Состояние противящейся истине и Богу души. И, думаю, многие из нас бывали или бывают в подобном состоянии. Ересь - всегда плод гордости, прельщенности плотского ума, ставящего свое мнение выше всего, в т.ч. и Церкви. В то же время подлинное смирение - есть признак не-еретичности. Об этом особенно стоит задуматься тем из нас, кто, считая себя православными, на самом деле превозносится над остальными, кичась собственной православностью.

    Так, в свое время иудеи считали себя правоверными последователями Единого Бога, но когда пришел Христос и открыл им нелицеприятную истину - они сами оказались первыми еретиками, и при этом распяли Его как еретика.

    Вообще, на мой взгляд, верный признак того, что с человеком не все в порядке - это его неравнодушие к ересям и охотам на ведьм. Как правило, люди всегда и всюду усматривающие измену и которым везде мерещатся еретики, а не дети Божьи, сами движимы тем же самым духом, только еще в более пагубной форме. С другой стороны, признак истинного христианина в том, чтобы допускать самую возможность собственной неправоты и еретичности взглядов и не отождествлять свое мнение с непогрешимой истиной.

    Дальше - больше, поскольку не все так просто и с исповеданием Символа Веры. У большинства православных с этим на первый взгляд вроде бы все в порядке, так что и придраться не к чему. Однако, если копнуть глубже, в самое сердце человека, в его святое святых, окажется (внимание, здесь главное, на мой взгляд), что каждый из нас следует собственному Символу Веры, имеющему мало чего общего с православным. Чье-то сердце возможно говорит "Верую во всесильность денег, в комфорт и роскошь, в женскую красоту...", хотя уста произносят истину. Вот это и есть измена, когда у каждого в сердце начертан собственный Символ Веры.

    Поэтому, повторяя слова ап.Павла, "не тот иудей (христианин, православный), кто таков по плоти (по внешнему крещению), но кто таков по духу". И на мой субъективный взгляд, многие продвинутые (не говорю "прогрессивные") православные точно так соответствуют критериям еретичности, как и многие из тех, кого в их среде принято считать еретиками.

    На самом деле, каждый из нас в той или иной степени является еретиком, т.к. никто, положа руку на сердце, не исповедует жизнью чистую, беспримесную истину. Дабы не быть голословным, сошлюсь на слова одного святого: "Величайшая прелесть сознавать себя свободным от прелести". И по аналогии, сознавать себя свободным от ереси, есть не просто ересь, а величайшая.

    Из истории мы знаем немало случаев, когда так называемая "православная" чернь хватала еретиков посреди площади и растерзывала до смерти. Причем это может преподноситься как очередная победа православия (что конечно есть кощунство и дискредитация православия).

    И сегодня вопрос для нас, де-юре называющих себя православными, но де-факто не являющихся ими, стоит ребром - хотим ли мы быть верными продолжателями дела этой черни, или же подлинно смиренными, любящими, прощающими людьми.
    Последний раз редактировалось paveletsky; 14 February 2007, 07:43 AM.
    мой ЖЖ
    http://paveletsky.livejournal.com/
  • ~Chess~
    автор проекта 5vo.ru

    • 07 May 2004
    • 5273

    #2
    С другой стороны, признак истинного христианина в том, чтобы допускать самую возможность собственной неправоты и еретичности взглядов и не отождествлять свое мнение с непогрешимой истиной.
    Почему же тогда первые церковные Соборы так ревностно отстаивали ортодоксальность истинной веры, клеймя как ересь проявления гностицизма, арианства, докетизма, манихейства, монофизитства и т.д.?
    Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

    Комментарий

    • paveletsky
      the млянин

      • 20 May 2002
      • 4533

      #3
      Сообщение от ~Chess~
      Почему же тогда первые церковные Соборы так ревностно отстаивали ортодоксальность истинной веры, клеймя как ересь проявления гностицизма, арианства, докетизма, манихейства, монофизитства и т.д.?
      Соборная Церковь априори не может ошибаться и имеет власть и авторитет утверждать истинное учение. Что же касается нас с вами, отдельно взятых несовершенных верующих, мы можем ошибаться и заблуждаться, поэтому и должны основывать свою веру на исповедании Церкви. То есть здесь нет никакого противоречия - зато есть разница между позицией вселенских Соборов уполномоченных епископов и нашими с вами частными богословскими мнениями.
      мой ЖЖ
      http://paveletsky.livejournal.com/

      Комментарий

      • ~Chess~
        автор проекта 5vo.ru

        • 07 May 2004
        • 5273

        #4
        paveletsky

        А что превращает истинных по-Вашему определению христиан, допускающих возможность собственной неправоты, в непогрешимую Соборную Церковь?
        Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

        Комментарий

        • paveletsky
          the млянин

          • 20 May 2002
          • 4533

          #5
          Сообщение от ~Chess~
          А что превращает истинных по-Вашему определению христиан, допускающих возможность собственной неправоты, в непогрешимую Соборную Церковь?
          Соединение со Христом в Теле Церкви. Это и есть, по-моему, тайна Церкви - таинство Евхаристии.
          мой ЖЖ
          http://paveletsky.livejournal.com/

          Комментарий

          • ~Chess~
            автор проекта 5vo.ru

            • 07 May 2004
            • 5273

            #6
            paveletsky

            Получается, что соединившись со Христом в таинстве церковной евхаристии, они вправе перестать допускать возможность собственной неправоты?
            Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

            Комментарий

            • paveletsky
              the млянин

              • 20 May 2002
              • 4533

              #7
              Сообщение от ~Chess~
              Получается, что соединяясь со Христом в таинстве церковной евхаристии, они вправе перестать допускать возможность собственной неправоты?
              Думаю, что не вправе. Один человек, каким бы он ни был, не может быть непогрешим (если это не Христос, конечно). Но вся совокупность народа Божьего, в мистическом соединении со Христом, как Главой Тела, через Него и в Нем имеет доступ к непогрешимой истине и потому вправе о ней судить - соборно.
              мой ЖЖ
              http://paveletsky.livejournal.com/

              Комментарий

              • ~Chess~
                автор проекта 5vo.ru

                • 07 May 2004
                • 5273

                #8
                paveletsky

                Хорошо. А что тогда делает решение собрания погрешимых верующих, каждый из которых, участвуя в Трапезе Господней, тем не менее готов к признанию собственного заблуждения, непогрешимым постановлением церковного Собора, имеющего право в том числе и на осуждение ересей?
                Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

                Комментарий

                • нинапри
                  Ветеран

                  • 18 August 2004
                  • 24603

                  #9
                  Сообщение от paveletsky
                  Думаю, что не вправе. Один человек, каким бы он ни был, не может быть непогрешим (если это не Христос, конечно). Но вся совокупность народа Божьего, в мистическом соединении со Христом, как Главой Тела, через Него и в Нем имеет доступ к непогрешимой истине и потому вправе о ней судить - соборно.

                  Чем это не ПАПСТВО? Одна малина....
                  Иисус Христос - есть истинный Бог.

                  Комментарий

                  • paveletsky
                    the млянин

                    • 20 May 2002
                    • 4533

                    #10
                    Сообщение от ~Chess~
                    Хорошо. А что тогда делает решение собрания погрешимых верующих, каждый из которых, участвуя в Трапезе Господней, тем не менее готов к признанию собственного заблуждения, непогрешимым постановлением церковного Собора, имеющего право в том числе и на осуждение ересей?
                    Дух Святой, который, как мы верим, действует через Соборную Церковь.
                    мой ЖЖ
                    http://paveletsky.livejournal.com/

                    Комментарий

                    • paveletsky
                      the млянин

                      • 20 May 2002
                      • 4533

                      #11
                      Сообщение от нинапри
                      Чем это не ПАПСТВО? Одна малина....
                      Это как раз не папство. Здесь принимает решение не один непогрешимый человек, а Сам Христос через полноту Своего Тела. А вот где действительно есть не просто папство, а возможно гораздо худшее, так это там, где каждый человек считает собственное мнение непреложной истиной и верит в него. Как метко заметил некто "если у католиков один Папа Римский, то у протестантов (не всех, разумеется) - каждый сам себе такой папа." Есть такая тенденция - по себе знаю.
                      мой ЖЖ
                      http://paveletsky.livejournal.com/

                      Комментарий

                      • Алмодад
                        Ветеран

                        • 20 May 2006
                        • 2353

                        #12
                        Сообщение от paveletsky
                        Дух Святой, который, как мы верим, действует через Соборную Церковь.
                        Значит как вы "верите" это от Духа Святого, а как остальные верят, так это от лукавого?

                        Комментарий

                        • Elvis Presley
                          Юстициарий

                          • 09 January 2007
                          • 694

                          #13
                          Я бы не бросался словами, называя кого-то словом: "еретик", или "сектант", так как неизестно кто кем окажется на самом деле, и немного бы думал о себе вешая ярлык этот кому-то.
                          Кверулянт - звучит, как по нервам бьющих слова разных аккордов.
                          Как струна за струной раз за разом в такт иску бодро, не гордо.
                          Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

                          Комментарий

                          • ~Chess~
                            автор проекта 5vo.ru

                            • 07 May 2004
                            • 5273

                            #14
                            paveletsky

                            По-моему, круг замкнулся. Я верю, потому что истина, - а истина, потому что я верю.
                            Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

                            Комментарий

                            • paveletsky
                              the млянин

                              • 20 May 2002
                              • 4533

                              #15
                              Сообщение от Алмодад
                              Значит как вы "верите" это от Духа Святого, а как остальные верят, так это от лукавого?
                              Так верим не мы и не я. Так верит Церковь.
                              мой ЖЖ
                              http://paveletsky.livejournal.com/

                              Комментарий

                              Обработка...