Сегодня практически каждый уважающий себя христианин считает своим священным долгом кого-нибудь обязательно назвать еретиком - врагом истинной веры. А вера эта, по счастливому совпадению, именно его собственная. Впрочем, было бы удивительно, если бы происходило иначе. И при этом мало кто боится разбрасываться направо и налево такими страшными и серьезными обвинениями.
В этой теме мне хотелось бы рассмотреть вопрос о том, что такое ересь и кто такие еретики. На мой взгляд, еретиком в строгом смысле можно назвать того человека, кто не просто не разделяет каких-либо из официальных взглядов Церкви (например, по причине того, что просто об этом не задумывается или не дорос до этого), а того, кто твердо убежден в истинности того или иного заблуждения и исповедует (открыто проповедует) это. За истину в данном случае принято считать (по крайней мере, православными) Никео-Царьградский Символ Веры, утвержденный авторитетом Единой Церкви, как обязательный для всех христиан.
Вообще же, было бы неверно, на мой взгляд, ограничиться исключительно таким формальным критерием определения еретичности. На самом деле, дело обстоит намного сложнее.
Еретик - это не только и не столько некая ложная система взглядов... еретик - это состояние духа. Состояние противящейся истине и Богу души. И, думаю, многие из нас бывали или бывают в подобном состоянии. Ересь - всегда плод гордости, прельщенности плотского ума, ставящего свое мнение выше всего, в т.ч. и Церкви. В то же время подлинное смирение - есть признак не-еретичности. Об этом особенно стоит задуматься тем из нас, кто, считая себя православными, на самом деле превозносится над остальными, кичась собственной православностью.
Так, в свое время иудеи считали себя правоверными последователями Единого Бога, но когда пришел Христос и открыл им нелицеприятную истину - они сами оказались первыми еретиками, и при этом распяли Его как еретика.
Вообще, на мой взгляд, верный признак того, что с человеком не все в порядке - это его неравнодушие к ересям и охотам на ведьм. Как правило, люди всегда и всюду усматривающие измену и которым везде мерещатся еретики, а не дети Божьи, сами движимы тем же самым духом, только еще в более пагубной форме. С другой стороны, признак истинного христианина в том, чтобы допускать самую возможность собственной неправоты и еретичности взглядов и не отождествлять свое мнение с непогрешимой истиной.
Дальше - больше, поскольку не все так просто и с исповеданием Символа Веры. У большинства православных с этим на первый взгляд вроде бы все в порядке, так что и придраться не к чему. Однако, если копнуть глубже, в самое сердце человека, в его святое святых, окажется (внимание, здесь главное, на мой взгляд), что каждый из нас следует собственному Символу Веры, имеющему мало чего общего с православным. Чье-то сердце возможно говорит "Верую во всесильность денег, в комфорт и роскошь, в женскую красоту...", хотя уста произносят истину. Вот это и есть измена, когда у каждого в сердце начертан собственный Символ Веры.
Поэтому, повторяя слова ап.Павла, "не тот иудей (христианин, православный), кто таков по плоти (по внешнему крещению), но кто таков по духу". И на мой субъективный взгляд, многие продвинутые (не говорю "прогрессивные") православные точно так соответствуют критериям еретичности, как и многие из тех, кого в их среде принято считать еретиками.
На самом деле, каждый из нас в той или иной степени является еретиком, т.к. никто, положа руку на сердце, не исповедует жизнью чистую, беспримесную истину. Дабы не быть голословным, сошлюсь на слова одного святого: "Величайшая прелесть сознавать себя свободным от прелести". И по аналогии, сознавать себя свободным от ереси, есть не просто ересь, а величайшая.
Из истории мы знаем немало случаев, когда так называемая "православная" чернь хватала еретиков посреди площади и растерзывала до смерти. Причем это может преподноситься как очередная победа православия (что конечно есть кощунство и дискредитация православия).
И сегодня вопрос для нас, де-юре называющих себя православными, но де-факто не являющихся ими, стоит ребром - хотим ли мы быть верными продолжателями дела этой черни, или же подлинно смиренными, любящими, прощающими людьми.
В этой теме мне хотелось бы рассмотреть вопрос о том, что такое ересь и кто такие еретики. На мой взгляд, еретиком в строгом смысле можно назвать того человека, кто не просто не разделяет каких-либо из официальных взглядов Церкви (например, по причине того, что просто об этом не задумывается или не дорос до этого), а того, кто твердо убежден в истинности того или иного заблуждения и исповедует (открыто проповедует) это. За истину в данном случае принято считать (по крайней мере, православными) Никео-Царьградский Символ Веры, утвержденный авторитетом Единой Церкви, как обязательный для всех христиан.
Вообще же, было бы неверно, на мой взгляд, ограничиться исключительно таким формальным критерием определения еретичности. На самом деле, дело обстоит намного сложнее.
Еретик - это не только и не столько некая ложная система взглядов... еретик - это состояние духа. Состояние противящейся истине и Богу души. И, думаю, многие из нас бывали или бывают в подобном состоянии. Ересь - всегда плод гордости, прельщенности плотского ума, ставящего свое мнение выше всего, в т.ч. и Церкви. В то же время подлинное смирение - есть признак не-еретичности. Об этом особенно стоит задуматься тем из нас, кто, считая себя православными, на самом деле превозносится над остальными, кичась собственной православностью.
Так, в свое время иудеи считали себя правоверными последователями Единого Бога, но когда пришел Христос и открыл им нелицеприятную истину - они сами оказались первыми еретиками, и при этом распяли Его как еретика.
Вообще, на мой взгляд, верный признак того, что с человеком не все в порядке - это его неравнодушие к ересям и охотам на ведьм. Как правило, люди всегда и всюду усматривающие измену и которым везде мерещатся еретики, а не дети Божьи, сами движимы тем же самым духом, только еще в более пагубной форме. С другой стороны, признак истинного христианина в том, чтобы допускать самую возможность собственной неправоты и еретичности взглядов и не отождествлять свое мнение с непогрешимой истиной.
Дальше - больше, поскольку не все так просто и с исповеданием Символа Веры. У большинства православных с этим на первый взгляд вроде бы все в порядке, так что и придраться не к чему. Однако, если копнуть глубже, в самое сердце человека, в его святое святых, окажется (внимание, здесь главное, на мой взгляд), что каждый из нас следует собственному Символу Веры, имеющему мало чего общего с православным. Чье-то сердце возможно говорит "Верую во всесильность денег, в комфорт и роскошь, в женскую красоту...", хотя уста произносят истину. Вот это и есть измена, когда у каждого в сердце начертан собственный Символ Веры.
Поэтому, повторяя слова ап.Павла, "не тот иудей (христианин, православный), кто таков по плоти (по внешнему крещению), но кто таков по духу". И на мой субъективный взгляд, многие продвинутые (не говорю "прогрессивные") православные точно так соответствуют критериям еретичности, как и многие из тех, кого в их среде принято считать еретиками.
На самом деле, каждый из нас в той или иной степени является еретиком, т.к. никто, положа руку на сердце, не исповедует жизнью чистую, беспримесную истину. Дабы не быть голословным, сошлюсь на слова одного святого: "Величайшая прелесть сознавать себя свободным от прелести". И по аналогии, сознавать себя свободным от ереси, есть не просто ересь, а величайшая.
Из истории мы знаем немало случаев, когда так называемая "православная" чернь хватала еретиков посреди площади и растерзывала до смерти. Причем это может преподноситься как очередная победа православия (что конечно есть кощунство и дискредитация православия).
И сегодня вопрос для нас, де-юре называющих себя православными, но де-факто не являющихся ими, стоит ребром - хотим ли мы быть верными продолжателями дела этой черни, или же подлинно смиренными, любящими, прощающими людьми.
Комментарий